Никита (епископ Богомил)
Никита , известный только из латинских источников, которые называют его папой Никитой , как говорят, был богомильским епископом Константинополя . В 1160-х годах он отправился в Ломбардию . Его целью, по-видимому, было укрепить дуалистические верования катаров этих регионов и, в частности, поставить под сомнение достоверность их духовной линии или ordo , последовательности consolamenta , посредством которой они были связаны с апостолами .
Марк, который тогда возглавлял катаров Ломбардии, принадлежал к ордену болгарскому , который Никита оспаривал. Как и первоначальное богомильство, был умеренным или монархическим дуалистом, верившим в неполноценность «плохого» или злого начала. Марк вновь получил утешение от Никиты, абсолютного дуалиста, принадлежавшего к Орду Другунтии или Драговитии (на юго-восточных Балканах), получив утешение от епископа Симона Драговитского. В отличие от Марка, Никита происходил из позднего богомильского течения, которое считало, что оба принципа вечны и одновременны, что больше похоже на катаризм . [1]
Затем Никита отправился в Лангедок . В 1167 году в присутствии Марка и других представителей катарских церквей в Лангедоке, Франции и Каталонии Никита председательствовал на соборе Сен-Феликса , на котором он возобновил consolamenta и подтвердил епископскую должность шести катарских епископов:
- Робер д'Эспернон , епископ Франции , то есть северной Франции.
- Сикард Селларье , епископ Альби
- Марк, епископ Ломбардии , очевидно, синоним Италии.
- Бернар Раймунд , епископ Тулузы
- Джеральд Мерсье , епископ Каркассона
- Раймон де Казальс , епископ Ажена
Никита проинструктировал собрание, что, как Семь Азиатских Церквей не вмешиваются в независимость друг друга, так и современные епископства богомилов и епископства катаров не должны этого делать. Дополнительную информацию о документе, на котором основан этот отчет, см. в Совете Сен-Феликса .
Несколько позже, возможно, в начале 1180-х годов, некий Петраций приехал в Италию, следуя по стопам Никиты, и поставил под сомнение моральное поведение Симона Драговитского, тем самым лишив законной силы ordo Никиты и всех тех, кому утешение Никита дал или обновлен. Это имело катастрофические последствия для катарской церкви Италии, которая погрузилась в длительный раскол.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юрий Стоянов, Другой Бог: дуалистические религии от древности до катарской ереси
- Б. Гамильтон, Дж. Гамильтон, Христианские дуалистические ереси в византийском мире ок. 650 – ок. 1450 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1998), стр. 250–253.