Блумхоф
![]() | |
Автор | Фридерийк Ваармонд ( Адриан Кербах ) |
---|---|
Оригинальное название | Цветочный сад всех видов красоты, без печали посаженный Фридериком Ваармондом, исследователем истины, для пользы и служения всем тем, кто не хочет извлечь из него никакой пользы или услуги: или перевод и толкование всего Еврейские, греческие, латинские, французские и другие странные ублюдочные слова и манеры речи, которые (что достойно сожаления) таковы в учении Божием, юриспруденции, медицине, а также в других искусствах и науках, а также в повседневном использовании речи на голландском языке, выполненном Адр. Кербах |
Язык | Голландский |
Жанр | Словарь |
Опубликовано | Амстердам |
Издатель | Автор |
Дата публикации | 1668 |
Место публикации | Голландская Республика |
Een Bloemhof [əm ˈblumɦɔf] — словарь, опубликованный в 1668 году и написанный Адрианом Кербахом под его собственным именем («псевдоним» Вридерийк Ваармонд является частью подзаголовка книги). Его полное название было Een Bloemhof van allerley Lieflijkheyd sonder verdriet ( «Цветочный сад всех видов красоты без печали» ). Книга вызвала споры в Амстердаме из-за статей, определяющих политические и религиозные термины, хотя они составляют лишь небольшую часть общего словаря. Книга также предлагает непрофессионалам объяснения технического жаргона и иностранных терминов, охватывающих такие темы, как медицина и право. [ 1 ]
Словарь поддерживал идеи, связанные с радикальным Просвещением , и был осужден церковными властями как еретические. В «Эне Блумхофе» Кербах критикует христианскую концепцию Троицы и ставит под сомнение божественность Христа. В словарной статье об Иисусе утверждается, что Иисус Христос был смертным человеком, у которого был неназванный отец. [ 2 ] Статья о еретиках и ереси критикует духовенство за использование идеи ереси для манипулирования светскими правителями с целью заставить их передать свою власть церкви. [ 1 ] Кербах отверг истории о сверхъестественных явлениях как мифы, призванные обмануть невежественных людей, полагая, что «ничто не может произойти против природы или над ней». Он скептически относился к существованию чудес, ангелов, демонов и магии. [ 2 ] Его богословские комментарии находились под влиянием идей Спинозы . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Блумхоф был запрещен в Амстердаме на том основании , что он содержал «кощунственные высказывания о Боге, Спасителе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием и божественном и совершенном Слове Господнем». [ 6 ] Книга вызвала общественный резонанс. Консистория Амстердама расследовала Кербаха и его брата на предмет их якобы еретической деятельности. [ 7 ] Публикация словаря нарушила закон 1653 года в Голландии, запрещающий распространение социнианских и любых других антитринитарных взглядов. Копии « Эна Блумхофа» были конфискованы в Амстердаме. [ 6 ] Главный офицер полиции Амстердама приказал Кербаху оставаться в городе, но Кербаху удалось сбежать в Кулемборг, где он скрылся под псевдонимом Питер Вильте. [ 6 ]
Кербах привез с собой незаконченную рукопись « Een Ligt, schynende in duystere Vrouwen» («Свет, сияющий в темных местах»). [ 8 ] Кербах работал над «Эн Лигт» с момента завершения «Эен Блумхоф» в 1667 году. [ 2 ] Печать Een Ligt началась в Утрехте, но остановилась, когда типограф забеспокоился о мнениях, выраженных в книге. Принтер уведомил шерифа Утрехта, который связался с шерифом Амстердама. Кербах бежал из Кулемборга после того, как его предупредили о предстоящем аресте, но был задержан в Лейдене и доставлен обратно в Амстердам. [ 9 ] Власти приказали сжечь все известные экземпляры Een Bloemhof и Een Ligt . [ 10 ] Приговор Кербаху составил десятилетие тюремного заключения, штраф в четыре тысячи гульденов и десятилетие изгнания из Амстердама после его освобождения из тюрьмы. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Израиль 2001 , стр. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с Израиль 2001 , с. 192
- ^ Коербах 2011 , стр. 21–22
- ^ Симонутти, Луиза (1989). Хаттон, Сара (ред.). Генри Мор (1614–1687) Исследования трехсотлетия с биографией и библиографией Роберта Крокера . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 206–7. ISBN 978-94-009-2267-9 .
- ^ Льюис Сэмюэл Фойер (1 января 1987 г.). Спиноза и подъем либерализма . Издатели транзакций. п. 108. ИСБН 978-1-4128-3497-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Израиль 2001 , с. 190
- ^ Ван Бунге 2009 , с. 108
- ^ Коербах 2011 , с. 22
- ^ Коербах 2011 , стр. 30–31
- ^ Перейти обратно: а б Коербах 2011 , с. 33
Источники
- Коербах, Адриан (2011). Вилема, Майкл (ред.). Свет, сияющий во тьме, для освещения главных вопросов теологии и религии . Перевод Вилемы, Михаэля. Лейден: Брилл. ISBN 9789004212367 .
- Ван Бунге, Вип (2009). «Цензура философии в Голландской республике семнадцатого века». Использование цензуры в эпоху Просвещения . Лейден: Брилл. стр. 95–120. ISBN 9789047429029 .
- Израиль, Джонатан (2001). «Блумхоф» . Радикальное Просвещение: философия и создание современности 1650–1750 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 190–192. ISBN 9780191622878 .