Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике
Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике | |
---|---|
Подписано | 4 октября 1991 г. |
Расположение | Мадрид |
Эффективный | 14 января 1998 г. |
Вечеринки | 42 |
Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике , также известный как Мадридский протокол , является дополнительным правовым документом к Договору об Антарктике, подписанному в Мадриде 4 октября 1991 года. Он вступил в силу 14 января 1998 года.
Мадридский протокол определяет Антарктиду как «природный заповедник, посвященный миру и науке» (статья 2). Он дополняет и усиливает Договор об Антарктике с целью усиления защиты окружающей среды Антарктики, а также зависимых и связанных с ней экосистем.
Подписавшиеся
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год к 26 странам, подписавшим Мадридский протокол, присоединились еще 16 стран. Из 42 подписавших сторон 29 являются консультативными сторонами Договора об Антарктике, а остальные 13 — неконсультативными сторонами (см. Приложение 1).
Основные положения
[ редактировать ]Протокол состоит из преамбулы, основной части с 27 статьями, приложения по арбитражу (13 дополнительных статей) и шести приложений, последнее из которых еще не вступило в силу.
В преамбуле Протокола описывается желание Сторон Договора об Антарктике разработать всеобъемлющий режим защиты окружающей среды Антарктики и зависимых и связанных с ней экосистем в интересах человечества в целом.
Основная часть Протокола включает следующие ключевые положения:
- Статья 2: «Стороны обязуются обеспечивать комплексную защиту окружающей среды Антарктики, зависимых и связанных с ней экосистем и настоящим определяют Антарктику как природный заповедник, посвященный миру и науке».
- Статья 3 содержит экологические принципы, на которых основан Протокол. В этих принципах говорится о необходимости защиты природных и научных ценностей Антарктики, при этом особое внимание уделяется обязательству осуществлять тщательное планирование деятельности в Антарктике, чтобы избежать или смягчить вредное воздействие на окружающую среду, которое она может вызвать.
- Статья 7 запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, кроме научных исследований.
- Статья 8 устанавливает, что перед началом деятельности в Антарктике необходимо провести предварительную оценку вероятного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду Антарктики или на зависимые или связанные с ней экосистемы.
- В статьях 11 и 12 учреждается Комитет по охране окружающей среды и его функции включают предоставление консультаций и формулирование рекомендаций Сторонам в связи с осуществлением Протокола.
- В статье 14 подчеркивается необходимость проведения инспекций (в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике) в целях содействия защите окружающей среды Антарктики и зависимых и связанных с ней экосистем, а также для обеспечения соблюдения Протокола.
- Статья 15 устанавливает, что каждая Сторона соглашается обеспечить быстрое и эффективное реагирование в случае чрезвычайных экологических ситуаций в районе действия Договора об Антарктике, которые могут возникнуть при осуществлении программ научных исследований, туризма и любой другой правительственной и неправительственной деятельности.
Приложения к Протоколу
[ редактировать ]Протокол имеет шесть приложений с практическими положениями по защите экосистемы Антарктики. Статья 9 Протокола допускает внесение поправок или модификаций в Приложения и предусматривает возможность добавления новых приложений к существующим, чтобы гарантировать механизм постоянного обновления.
Приложения:
- Оценка воздействия на окружающую среду
- Сохранение антарктической фауны и флоры
- Утилизация отходов и управление отходами
- Предотвращение загрязнения морской среды
- Охрана и управление территориями
- Ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций
Протокол и первые четыре приложения к нему вступили в силу 14 января 1998 г. после их принятия всеми Консультативными сторонами Договора об Антарктике. Приложение V было составлено после первых четырех приложений и вступило в силу 24 мая 2002 г. Шестое приложение было согласовано на XXVIII Консультативном совещании по Договору об Антарктике (Стокгольм, 2005 г.) и еще не вступило в силу, поскольку оно еще ожидает принятия всеми Консультативные стороны. По состоянию на 2022 год его приняли 19 из 29 Консультативных сторон. В 2009 году была принята поправка к Приложению II.
Приложение I: Оценка воздействия на окружающую среду
[ редактировать ]Настоящее Приложение устанавливает, что любой деятельности, осуществляемой в районе действия Договора об Антарктике, должна предшествовать оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), чтобы предвидеть вероятное воздействие, которое такая деятельность может оказать на окружающую среду Антарктики. ОВОС – это процесс, целью которого является предоставление лицам, принимающим решения, информации об экологических последствиях предлагаемой деятельности. Такая оценка позволяет разработать и реализовать меры по смягчению и восстановлению.
Приложение II: Сохранение антарктической флоры и фауны
[ редактировать ]В целях защиты антарктической фауны и флоры и принимая во внимание, что деятельность человека может представлять угрозу их выживанию, Приложение II устанавливает, что изъятие и вредное вмешательство антарктических видов, а также интродукция на континент неместных видов, запрещены, за исключением случаев, когда имеется разрешение, выданное Стороной Договора об Антарктике.
Согласно Приложению II, изъятие антарктических видов означает убийство, ранение, поимку, обращение или приставание к местным млекопитающим или птицам, а также удаление или повреждение таких количеств местных растений или беспозвоночных, что это может существенно повлиять на их местное распространение или численность. Приложение II также устанавливает, что вредное вмешательство в жизнь антарктических видов может произойти по множеству причин, среди которых:
- полет или приземление вертолетов или других летательных аппаратов, использование транспортных средств или лодок (включая суда на воздушной подушке и небольшие лодки) или взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, которые нарушают концентрацию местных птиц или тюленей;
- умышленное нарушение размножения или линьки местных птиц или скоплений местных птиц или тюленей пешеходами;
- значительный ущерб скоплениям местных наземных растений при приземлении самолетов, вождении транспортных средств, наступлении на такие растения или любыми другими способами; и
- любая деятельность, которая приводит к значительному неблагоприятному изменению среды обитания любого вида или популяции местных млекопитающих, птиц, растений или беспозвоночных.
Приложение II также запрещает интродукцию на сушу, шельфовые ледники или в воду в районе действия Договора об Антарктике любых неместных видов живых организмов, за исключением случаев, когда это предусмотрено разрешением. Запрет на интродукцию чужеродных видов связан с их потенциалом негативного воздействия на местные виды. Неместный вид может выступать конкурентом (за среду обитания и/или пищу) аборигенным видам; как переносчик болезней, к которым местные виды не привыкли; как агент, изменяющий среду обитания, или как хищник местных видов. Единственными видами видов, которым разрешен ввоз в Антарктиду после выдачи разрешения, являются культурные растения и их репродуктивные размножения для контролируемого использования, а также виды живых организмов для контролируемого экспериментального использования.
Наконец, Приложение II разрешает относить к Особо охраняемым антарктическим видам те виды местных млекопитающих, птиц, растений и беспозвоночных, чье выживание или стабильность могут оказаться в особенно сложной ситуации.
Приложение III: Удаление и обработка отходов
[ редактировать ]В соответствии с настоящим Приложением управление отходами в Антарктике включает планирование, классификацию, управление, хранение, транспортировку и окончательное удаление всех отходов, образующихся к югу от 60°ю.ш.
Приложение III запрещает открытое сжигание или сброс отходов на свободные ото льда территории или в системы пресной воды.
Он также устанавливает, что количество отходов, производимых или удаляемых в районе действия Договора об Антарктике, должно быть сокращено, насколько это практически возможно, чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду Антарктики.
Протокол предусматривает три метода окончательного удаления отходов в Антарктике:
- Удаление: Приложение III устанавливает, что антарктические отходы должны удаляться из района действия Договора об Антарктике в максимально возможной степени. Перед вывозом все отходы должны храниться таким образом, чтобы предотвратить их попадание в окружающую среду.
- Контролируемое сжигание: этот вариант может осуществляться только на тех объектах, которые в максимально возможной степени сокращают вредные выбросы (инсинераторы с контролируемым сжиганием). Сжигать можно только биоразлагаемые отходы. Твердые остатки такого сжигания должны быть удалены из района действия Договора об Антарктике.
- Сброс в море: Сброс канализационных и бытовых жидких отходов в море допускается исключительно в районах, где существуют условия для их первоначального разбавления и быстрого рассеивания (т.е. в течениях, уходящих в море). Если на станции работает более 30 человек, Приложение требует предварительной обработки таких отходов, по крайней мере, путем мацерации.
В этом Приложении также предлагается система классификации отходов, образующихся в Антарктике, которая служит основой для учета отходов и облегчает исследования, направленные на оценку воздействия на окружающую среду научной деятельности и связанной с ней логистической поддержки. С этой целью в настоящем Приложении установлено, что образующиеся отходы должны быть классифицированы на пять групп:
• Группа 1: сточные воды и бытовые жидкие отходы,
• Группа 2: прочие жидкие отходы и химические вещества, включая горюче-смазочные материалы,
• Группа 3: твердые вещества, подлежащие сжиганию,
• Группа 4: другие твердые отходы, и
• Группа 5: радиоактивный материал.
Для дальнейшего снижения воздействия отходов на окружающую среду Антарктики Приложение III к Протоколу устанавливает, что каждая Национальная программа* должна готовить, пересматривать и периодически обновлять планы обработки отходов для баз, лагерей и судов, определяя программы по очистке существующих мест захоронения отходов и заброшенные рабочие места.
* Примечание. Национальная антарктическая программа определяется как «организация, несущая национальную ответственность за управление поддержкой научных исследований в районе действия Договора об Антарктике от имени своего правительства и в духе Договора об Антарктике». Каждая страна, подписавшая Договор об Антарктике, обычно создает Национальную антарктическую программу для координации своей деятельности в Антарктике. [1] .
Приложение IV: Предотвращение загрязнения морской среды
[ редактировать ]Настоящее Приложение устанавливает запреты и ограничения на сброс отходов с судов, работающих в районе действия Договора об Антарктике. Настоящее Приложение является частью положений конвенции по предотвращению загрязнения морской среды с судов, известной на международном уровне как MARPOL 73/78 (первоначально подписанной в 1973 году, с поправками в 1978 году), в рамках которой в 1990 году было решено предоставить Воды Антарктики имеют статус особой зоны , где должны соблюдаться более строгие ограничения, чем в других международных водах.
Таким образом, любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси, любых вредных жидких веществ и любых других химических или других веществ (в количествах или концентрациях, вредных для морской среды), а также всех пластмасс (включая, помимо прочего, синтетические канаты) , синтетические рыболовные сети и пластиковые мешки для мусора) запрещены.
Приложение также регулирует сброс в море неочищенных сточных вод, как это определено в Приложении IV к МАРПОЛ 73/78, и устанавливает, что все суда перед входом в район действия Договора об Антарктике оборудуются на борту цистерной или цистернами достаточной вместимости для удержание всего шлама, грязного балласта, воды для промывки танков и других нефтесодержащих остатков и смесей.
Наконец, в Приложении IV говорится, что для более эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением морской среды, Стороны должны разработать планы действий в чрезвычайных ситуациях для реагирования на загрязнение морской среды в районе действия Договора об Антарктике.
Приложение V: Охрана и управление территориями
[ редактировать ]Приложение V к Протоколу устанавливает новую схему охраняемых территорий в Антарктике, состоящую из трех категорий: Особо охраняемые районы Антарктики (ООРА), Особо управляемые районы Антарктики (ОУРА) и Исторические места и памятники (ИМП).
( Особо охраняемый район Антарктики ООРА) – это наземная или морская территория, имеющая выдающиеся экологические, научные, эстетические, исторические ценности или ценности дикой природы, а также текущие или планируемые научные исследования, которые Консультативное совещание Договора об Антарктике [2] (КСДА) после предложения любой Стороны назначает таковую для защиты этих ценностей. Бывшие Участки особого научного интереса и бывшие Особо охраняемые территории , обозначенные как таковые на предыдущих Консультативных совещаниях, были затем реклассифицированы в ООРА.
Приложение V запрещает въезд в ООРА, за исключением случаев, когда разрешение выдано любой Стороной Договора об Антарктике. Он также устанавливает, что каждый ООРА должен иметь План управления – документ, определяющий ценности, подлежащие охране, и меры, которые необходимо принять для обеспечения надлежащего управления ими.
( Особо управляемый район Антарктики ОУРА) – это территория, где различные виды человеческой деятельности (логистика, научная, природоохранная, туристическая) совпадают и могут создавать риски взаимного вмешательства или кумулятивного воздействия на окружающую среду. Они обозначены как ОУРА, чтобы помочь планировать и координировать деятельность, избегать потенциальных конфликтов интересов, улучшать сотрудничество между Сторонами или минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. ОУРА могут включать морской или наземный секторы, а также могут включать ООРА. Для входа в ОУРА не требуется разрешения, однако, если на его территории находится ООРА, оно действительно требуется.
Наконец, определенные места, могилы, объекты, конструкции или артефакты, расположенные на антарктическом континенте, имеют историческую ценность, которую Система Договора об Антарктике признает путем их определения в качестве исторических мест и памятников Антарктики (ИМП). ИМП могут быть частью ООРА, ОУРА или просто числиться как таковые. Элементы, являющиеся частью Исторического места и памятника, не должны быть повреждены, удалены или уничтожены.
По состоянию на 2022 год насчитывается 75 ООРА, 6 ОУРА и 90 ИМП, хотя их число имеет тенденцию постепенно увеличиваться по мере развития знаний о континенте. Секретариат Договора об Антарктике ведет базу данных и карты всех охраняемых территорий Антарктики.
Приложение VI: Ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций
[ редактировать ]В настоящем Приложении излагаются меры по предотвращению и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации в районе действия Договора об Антарктике, возникающие в результате научно-исследовательских программ, туризма и другой правительственной и неправительственной деятельности. Он устанавливает правила, регулирующие ответственность за чрезвычайные экологические ситуации, и предусматривает, что компенсация может быть истребована от загрязнителя, если эта сторона не предприняла оперативных и эффективных ответных мер.
Предыстория Протокола
[ редактировать ]Защита окружающей среды Антарктики не была одной из основных первоначальных целей Договора об Антарктике. Основными двигателями этого соглашения были обеспечение мира и свободы для развития научных исследований. Однако некоторые запреты и ограничения, содержащиеся в Договоре, особенно касающиеся ядерной деятельности, можно считать важными с экологической точки зрения. После вступления Договора об Антарктике в силу в 1961 году был согласован ряд мер в соответствии с положениями его статьи IX (которая предусматривает создание мер, направленных на «сохранение и сохранение живых ресурсов Антарктики») или в отдельных конвенциях. , в котором основное внимание уделялось таким вопросам, как защита флоры и фауны, определение охраняемых территорий, а также управление отходами и топливом и другие.
Мадридский протокол был согласован сторонами Договора об Антарктике в период с 1989 по 1991 год после того, как не удалось договориться о международном нормативном документе, регулирующем добычу полезных ископаемых в Антарктике (Конвенция о регулировании деятельности по освоению минеральных ресурсов Антарктики , или CRAMRA).
Протокол основан на ряде экологических положений, согласованных на нескольких КСДА с момента подписания Договора, включая Согласованные меры 1964 года по сохранению антарктической фауны и флоры. [3] В нем также были использованы элементы управления окружающей средой, которые были разработаны в ходе переговоров CRAMRA (например, положения о реагировании на чрезвычайные ситуации), а также предыдущая работа Научного комитета антарктических исследований (СКАР) и Международной морской организации (ИМО) по управлению отходами. и загрязнение морской среды соответственно.
Соглашение по Мадридскому протоколу стало кульминацией многолетней разработки экологических стандартов и практик, которые были синтезированы и сформулированы в единое всеобъемлющее соглашение. Протокол установил новые правила защиты окружающей среды, включая новые ограничения на деятельность человека в Антарктике, а также основу для учета новых вопросов посредством разработки дополнительных приложений. Благодаря Протоколу защита окружающей среды Антарктики стала третьим столпом Договора об Антарктике наряду с мирным использованием и международным научным сотрудничеством.
Вопрос о полезных ископаемых в Протоколе
[ редактировать ]Статья 7 Мадридского протокола прямо запрещает любую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов Антарктики, за исключением научных исследований. В принципе, этот запрет на разведку и разработку минеральных ресурсов действует бессрочно, хотя статья 25 Протокола устанавливает возможность того, что любая Консультативная сторона может потребовать пересмотра применения его содержания по истечении 50 лет с момента вступления в силу. Протокола (в 2048 году). Это положение применяется в расширении к статье 7. Что касается минеральных ресурсов, статья 25 в первом параграфе устанавливает, что, прежде чем приступить к внесению поправки в статью 7, должен быть соблюден ряд обстоятельств и предварительных условий. Именно по этой причине некоторые авторы утверждают, что Протокол устанавливает 50-летний мораторий на разведку и разработку антарктических полезных ископаемых, хотя на самом деле мораторий будет означать автоматическое прекращение действия положений статьи 7, а это не так. именно тот случай, о котором говорится в статье 25.
Приложение 1: Страны, подписавшие Мадридский протокол
[ редактировать ]# | Вечеринка | Статус | Дата принятия* |
1 | Аргентина | Консультативная группа | До вступления его в силу |
2 | Австралия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
3 | Бельгия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
4 | Бразилия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
5 | Болгария | Консультативная группа | 21 мая 1998 г. |
6 | Чили | Консультативная группа | До вступления его в силу |
7 | Китай | Консультативная группа | До вступления его в силу |
8 | Чехия | Консультативная группа | 24 сентября 2004 г. |
9 | Эквадор | Консультативная группа | До вступления его в силу |
10 | Финляндия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
11 | Франция | Консультативная группа | До вступления его в силу |
12 | Германия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
13 | Индия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
14 | Италия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
15 | Япония | Консультативная группа | До вступления его в силу |
16 | Корея РК | Консультативная группа | До вступления его в силу |
17 | Нидерланды | Консультативная группа | До вступления его в силу |
18 | Новая Зеландия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
19 | Норвегия | Консультативная группа | До вступления его в силу |
20 | Перу | Консультативная группа | До вступления его в силу |
21 | Польша | Консультативная группа | До вступления его в силу |
22 | Российская Фед. | Консультативная группа | До вступления его в силу |
23 | ЮАР | Консультативная группа | До вступления его в силу |
24 | Испания | Консультативная группа | До вступления его в силу |
25 | Швеция | Консультативная группа | До вступления его в силу |
26 | Украина | Консультативная группа | 24 июня 2001 г. |
27 | Великобритания | Консультативная группа | До вступления его в силу |
28 | Соединенные Штаты | Консультативная группа | До вступления его в силу |
29 | Уругвай | Консультативная группа | До вступления его в силу |
30 | Австрия | Неконсультативная сторона | 26 июня 2021 г. |
31 | Беларусь | Неконсультативная сторона | 15 августа 2008 г. |
32 | Канада | Неконсультативная сторона | 13 декабря 2003 г. |
33 | Колумбия | Неконсультативная сторона | 14 марта 2020 г. |
34 | Греция | Неконсультативная сторона | До вступления его в силу |
35 | Малайзия | Неконсультативная сторона | 14 сентября 2016 г. |
36 | Монако | Неконсультативная сторона | 31 июля 2009 г. |
37 | Пакистан | Неконсультативная сторона | 31 марта 2012 г. |
38 | Португалия | Неконсультативная сторона | 10 октября 2014 г. |
39 | Румыния | Неконсультативная сторона | 5 марта 2003 г. |
40 | Швейцария | Неконсультативная сторона | 1 июня 2017 г. |
41 | Турция | Неконсультативная сторона | 27 октября 2017 г. |
42 | Венесуэла | Неконсультативная сторона | 31 августа 2014 г. |
*Протокол вступил в силу 14 января 1998 г.
Кампания
[ редактировать ]Договор последовал за длительной кампанией Гринпис , включая строительство антарктической базы с 1987 по 1991 год. [4] [5] Гринпис называет протокол победой. [6]
Почести
[ редактировать ]Мадридский купол в горах Аристотеля в Антарктиде назван в связи с Протоколом. [7]
Ссылки
[ редактировать ]В этой статье использованы общедоступные материалы из Всемирная книга фактов (изд. 2024 г.). ЦРУ . (Архивное издание 2003 г.)
- ^ «Конституция КОМНАП» (PDF) . КОМНАП .
- ^ «Встречи по Договору об Антарктике» . Секретариат Договора об Антарктике .
- ^ «Согласованные меры по сохранению антарктической фауны и флоры (1964 г.)» .
- ^ Дональд, Ротвелл. «Система Договора об Антарктике: освоение ресурсов, защита окружающей среды или дезинтеграция?» (PDF) . 1990 . Арктический журнал . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ Фогг, Гордон (24 сентября 1992 г.). История антарктической науки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521361132 . Проверено 20 февраля 2013 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «1991 год — Международный договор спасает Антарктику от смертельной угрозы» . 2011 . Гринпис Интернэшнл . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ Мадридский купол. Составной справочник СКАР по Антарктиде
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике , Секретариат Договора об Антарктике
- Текст протокола , формат PDF.
- Ратификации
- Экологические договоры
- соглашения об Антарктике
- 1998 год в Антарктиде
- Договоры, заключенные в 1991 году
- Договоры вступили в силу в 1998 году.
- Окружающая среда Антарктиды
- 1998 год в среде
- Договоры Аргентины
- Договоры Австралии
- Договоры Бельгии
- Договоры Бразилии
- Договоры Болгарии
- Договоры Чили
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Германии
- Договоры Индии
- Договоры Италии
- Договоры Японии
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Нидерландов
- Договоры Норвегии
- Договоры Перу
- Договоры Польши
- Договоры России
- Договоры Южной Африки
- Договоры Испании
- Договоры Швеции
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Соединенных Штатов
- Договоры Уругвая
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Беларуси
- Договоры Канады
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Румынии
- Договоры Украины
- Договоры Греции
- 1991 год в Испании