Волынка

Торупилль « ( букв. дудочный инструмент » ) — традиционная волынка из Эстонии .
Место в эстонской народной музыке
[ редактировать ]Неясно, когда волынка появилась в Эстонии.
Инструмент был известен по всей Эстонии. Традиция игры на волынке дольше всего сохранилась в Западной и Северной Эстонии, где народная музыка долгое время сохраняла архаичные черты. Позже, когда скрипка завоевала популярность в народной музыке, для нее было переписано множество мелодий для волынки.
Очень часто волынка использовалась для исполнения танцевальной музыки; другие инструменты служили этой цели только при отсутствии волынки. Некоторые старинные церемониальные танцы, такие как хоровод ( воортанты ) и хвостовой танец ( сабатанты ), исполнялись вместе с волынщиком, шедшим во главе колонны. Важное место в репертуаре волынщиков 17 в., как видно из литературных источников того времени, занимала церемониальная музыка. Например, присутствие волынщика считалось обязательным на свадьбах, где он должен был принимать участие в определенных церемониях. Существовали особые напевы, марши или мелодии верховой езды, которые исполнялись в свадебном кортеже и т. д. Волынщик был непременным участником танцев и светских собраний. Он сопровождал менестрелей во время Мартинмаса и Рождества . Ни один паб не мог обойтись без хорошего музыканта.

Одним из самых популярных игроков в истории считался Юхан Маакер (1845–1930), которого в то время называли королем волынщиков Эстонии. [ 1 ] Еще одним известным игроком является его племянник Александр Маакер (1890–1968). После смерти Александра в Эстонии остался только один выживший игрок на волынке: Олев Ромет , который стал возрожденцем волынки в Эстонии, обучив 25 новых игроков в 1970-х годах. [ 2 ]
В настоящее время игра на волынке является частью учебной программы на факультете традиционной музыки Вильяндиской академии культуры Тартуского университета и в ряде обычных музыкальных школ по всей стране. [ 3 ]
Строительство
[ редактировать ]Эстонская волынка имеет мешочек, мундштук (дуть-трубку) для надувания мешка, мелодическую дудку ( певец ) и 1 или 2, реже 3, гудения.
Сумка
[ редактировать ]Сумка («туулекотт», «магу», «лыытс», «котт» и др.) обычно изготавливалась из желудка серого тюленя в западной и северной частях Эстонии и на островах. Больше всего ценились желудки крупных старых тюленей. Сумка, сделанная из желудка тюленя, не испортилась ни сухостью, ни влажностью. Известно, что волынщик с острова Хийу говорил, что если его волынка (сделанная из тюленьего желудка) намокнет, то это будет звучать богаче, потому что тюлень — морское животное.
Мешки изготавливались также из желудка быка, коровы, лося или собаки, но иногда их шили из шкуры собаки, кошки, козы или тюленя (шерсткой наружу) или даже из шкуры рыси .
В изготовлении сумок наблюдались определенные суеверия. В Южной Эстонии, например, некоторые считали, что чем сильнее выла собака, когда ее вешали, тем лучше потом звучала волынка. [ нужна ссылка ]
Выдувная труба
[ редактировать ]Духовая трубка («пухумиспулк», «напут», «наба», «пухнапп», «напп») изготавливалась из дерева.
Петь
[ редактировать ]Певчую («сырмилине», «путк», «эсимик» и др.) изготавливали из можжевельника , сосны , ясеня или, реже, из трубки тростника. В нем было 5–6 отверстий. Певица была одноязычковой, обычно с параллельным, а не коническим отверстием.
Нижний конец певчего иногда имел 1–2 отверстия сбоку, просверленные под углом в трубе, чтобы можно было вставить соломинку или ветки для регулирования высоты звука.
Певца помещали в овальную деревянную ложу («кибу», «клоба», «торупакк», «кясилисе пакк»). На прикладе певчего находился тростник («пиук», «киль», «роог», «рааг», «мерзкий»).
Дрон
[ редактировать ]Дроны («пасситору», «пасс», «кай», «тори», «пилюля», «пулк», «торо») изготавливались из деревянных трубок, разных по форме и диаметру. Количество труб определяло их длину. Если один, то он довольно длинный, если два, то оба короче. В некоторых редких случаях можно было встретить волынки с тремя дроном. Дрон состоит из 2–3 отдельных суставов. В нижнем конце находится деревянный колокол. Шарниры можно вытащить, чтобы настроить дрон. Дрон помещается в овальный или круглый приклад.
Репертуар
[ редактировать ]Хотя иногда они могут быть довольно длинными (3 и более отрывков), они остаются простыми по своей структуре.
Музыка для волынки имеет много общего с мелодиями старых эстонских так называемых рунических песен. Ряд мелодий, как и сам инструмент, имеют иностранное происхождение. Предположительно, они в основном происходят из Швеции . О шведском влиянии свидетельствуют тексты танцевальных песен для волынки, да и сами танцы, похоже, тоже пришли из Швеции.
Из английского перевода ( Кустас Тийвас ) текстов Игоря Тынуриста. [ 4 ]
Известные игроки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цятлин Яаго (февраль 2005 г.). «Волынка «Один гусь издает два звука». » . Эстонский институт . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Тынурист, Игорь (1976). "ЭСТОНСКАЯ ВОЛЫНКА" . Вестник Брюссельского музея музыкальных инструментов . Ф. Кнуфф. п. 53 . Проверено 22 октября 2013 г.
Королевская консерватория музыки в Брюсселе. Инструментальный музей
- ^ «Торупилл» (на эстонском языке). фолк.ee. Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Волынка
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Torupill.ee потомственный трубочный мастер Андрус Таул
- Эстонский архив волынки с более раннего сайта Таула