Шитье

Сона ( sing. lusona Рисунок ) — идеографическая традиция, известная в восточной Анголе , северо-западной Замбии и прилегающих районах Демократической Республики Конго , и в основном практикуется народами чокве и лучази . [1] Эти иероглифы действуют как мнемонические устройства, помогающие запоминать пословицы, басни, игры, загадки и животных, а также передавать знания. [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По мнению этнолога Герхарда Кубика , эта традиция должна быть древней и уж точно доколониальной, поскольку наблюдатели независимо собирали одни и те же иероглифы среди народов, разделенных поколениями. Кроме того, ранние петроглифы из района Верхней Замбези в Анголе и Ситунду-Хулу в пустыне Мосамедес демонстрируют структурное сходство с иероглифами лусона. [3] Например, лусона, известная как чингелиенгелье , и лусона с переплетенными петлями, известная как зинхата , оба появляются в наскальных рисунках Верхней Замбези, записанных Хосе Рединья. [4] [3]
Эти петроглифы датируются периодом между VI веком до нашей эры и I веком до нашей эры. [5] Возможно, что эти петроглифы и иероглифы Соны связаны между собой, однако прямых доказательств этого нет, кроме сходства и географического положения.
После 16 века
[ редактировать ]Одна из самых основных лусон, катува вуфвати , иногда появляется на предметах торговли, перевозимых людьми в королевствах Матамба и Ндонго, которую мы иногда можем видеть изображенной итальянским миссионером Антонио Кавацци де Монтекукколо на акварельных рисунках из его книги об этих королевствах. . [6]
Позже, после 20-го века, различные этнографы и антропологи будут писать об идеограммах Соны, одним из первых был Герман Бауман в 1935 году с его книгой «Лунда». [6] [7]
Использование
[ редактировать ]Иероглифы Соны иногда используются в качестве фресок и чаще всего выполняются на песке. Чтобы сделать их, специалисты по рисованию — после очистки и разглаживания земли — наносили равноудаленные точки и проводили между ними непрерывную линию. Точки могут обозначать деревья, людей или животных, а линии — тропы, реки, заборы, стены, контуры тела и т. д. [8]
Математические свойства
[ редактировать ]80% иероглифов симметричны, 60% монолинейны. [9] Они являются примером использования системы координат и геометрических алгоритмов. [2]
Геометрические алгоритмы
[ редактировать ]Рисунки Соны можно классифицировать по алгоритмам, использованным для их построения. Паулюс Гердес выделил шесть алгоритмов, чаще всего алгоритм «плетеной циновки», который, по-видимому, был вдохновлен плетением циновок. [10]
Объединение правил и теорем
[ редактировать ]Различные исследования показывают, что специалисты по рисованию знали определенные правила «сцепления» и «исключения», относящиеся к систематическому построению монолинейных фигур. Исследования показывают, что «эксперты по рисованию», придумавшие эти правила, знали, почему они действительны, и могли тем или иным способом доказать справедливость теорем, выражаемых этими правилами. [11]
Трудно найти описания теорем, разработанных экспертами по рисованию для обобщения конкретных закономерностей, касающихся размеров и монолинейности/полилинейности. [9] поскольку эта традиция была секретной и исчезла, когда ее начали записывать.
Однако эксперты по рисованию, возможно, знали, что прямоугольники относительно простых размеров дают однолинейные рисунки. Эта идея подтверждается тем фактом, что из 30 наименьших относительно простых прямоугольных форм 75% фигурируют среди документированных рисунков. Кроме того, возможно, они знали, что если к однолинейной лусоне добавить квадрат точки, лусона все равно останется монолинейной. Кажется очевидным, что они экспериментально обнаружили этот факт для квадратов 2х2. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герхард Кубик 2006 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б «О математических элементах в традиции Чокве «Сона» Гердес, Паулюс. 1990. Для изучения математики 10 (1), 31–34» . История Математики . 18 (2): 198. 1991. doi : 10.1016/0315-0860(91)90542-6 . ISSN 0315-0860 .
- ^ Jump up to: а б Герхард Кубик 2006 , с. 229.
- ^ И. Ходдер 2013 , с. 228.
- ^ Хосе Рединья 1948 .
- ^ Jump up to: а б Герхард Кубик 2006 , с. 4.
- ^ Герхард Кубик 2006 , с. 241.
- ^ И. Ходдер 2013 , с. 210-213.
- ^ Jump up to: а б Дэниел Несс; Стивен Дж. Фаренга; Сальваторе Дж. Гарофало (12 мая 2017 г.). Пространственный интеллект: почему он важен от рождения на протяжении всей жизни . Тейлор и Фрэнсис. п. 56–57. ISBN 978-1-317-53118-0 .
- ^ Пол Гердес 1999 , с. 163-167.
- ^ Гердес, Пол (1994). «О математике в истории стран Африки к югу от Сахары» . История математики . 21 (3): 355. doi : 10.1006/hmat.1994.1029 . ISSN 0315-0860 .
- ^ Чави, Дарра. «Сона Геометрия» . Архивировано из оригинала 07.11.2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герхард Кубик (2006). Тусона: Иероглифы Лучази: графическая традиция Западно-Центральной Африки . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-7601-2 .
- Паулюс Гердес (2006). Геометрия Соны из Анголы: математика африканской традиции . Полиметрика. ISBN 978-88-7699-055-7 .
- Паулюс Гердес (30 сентября 1999 г.). Геометрия из Африки: математические и образовательные исследования . МАА. ISBN 978-0-88385-715-1 .
- И. Ходдер (12 ноября 2013 г.). Смыслы вещей: материальная культура и символическое выражение . Рутледж. ISBN 978-1-317-76232-4 .
- Хосе Рединья (1948). Наскальные изображения Верхней Замбези и первая попытка их интерпретации. [С иллюстрациями, картами и планами.] .