Рациональный анализ
Рациональный анализ — это теоретическая основа, методология и исследовательская программа в когнитивной науке , разработанная Джоном Андерсоном . [1] [2] Целью рационального анализа как исследовательской программы является объяснение функции и цели когнитивных процессов и открытие структуры разума. Чейтер и Оуксфорд противопоставляют это механистическим объяснениям познания, предлагаемым как вычислительными моделями , так и нейробиологией . [3]
Рациональный анализ начинается с предположения, что разум адаптирован к окружающей среде. Рациональный анализ использует это предположение для исследования структуры и цели представлений и когнитивных процессов путем изучения структуры окружающей среды. Методология рационального анализа состоит из шести этапов: [1] [3]
- Цели: Точно укажите цели когнитивной системы.
- Окружающая среда: Разработайте формальную модель среды, к которой адаптирована система.
- Вычислительные ограничения: сделайте минимальные предположения о вычислительных ограничениях.
- Оптимизация: выведите оптимальную поведенческую функцию, указанную в пунктах 1–3 выше.
- Данные: Изучите эмпирическую литературу, чтобы увидеть, подтверждаются ли прогнозы поведенческой функции.
- Итерация: повторение, итеративное уточнение теории.
Рациональный анализ применялся к памяти, категоризации, причинно-следственным выводам , решению проблем. [2] и рассуждения. [4] Недавние работы в области рационального анализа часто связаны с байесовской когнитивной наукой .
Эта основа была недавно расширена Фальком Лидером и Томасом Л. Гриффитсом , которые предложили так называемый Ресурсно-рациональный анализ (RRA), пытаясь включить дополнительные ограничения из тех, которые минимально предполагались рациональным анализом. Такие ограничения также учитывают, например, какие когнитивные операции фактически доступны когнитивному агенту, а также их время и затраты. [5] .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Андерсон, младший (1991). «Адаптивно ли человеческое познание?». Поведенческие и мозговые науки . 14 (3): 471–517. дои : 10.1017/s0140525x00070801 . S2CID 143807810 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, младший (1990). «Приспособительный характер мышления». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
- ^ Jump up to: а б Чейтер, Н.; Оуксфорд, М. (1999). «Десять лет рационального анализа познания» (PDF) . Тенденции в когнитивных науках . 3 (2): 57–65. CiteSeerX 10.1.1.25.5657 . дои : 10.1016/s1364-6613(98)01273-x . ПМИД 10234228 . S2CID 14148435 .
- ^ Оуксфорд, М.; Чейтер, Н. (1994). «Рациональный анализ задачи выбора как выбор оптимальных данных». Психологический обзор . 101 (4): 608–631. CiteSeerX 10.1.1.174.4085 . дои : 10.1037/0033-295x.101.4.608 .
- ^ Лидер, Ф.; Гриффитс, ТЛ (2019). «Ресурсно-рациональный анализ: понимание человеческого познания как оптимального использования ограниченных вычислительных ресурсов». Поведенческие науки и науки о мозге : 1–69.