Грубость (психофизика)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2022 г. ) |
Шероховатость изучается путем изучения того, как текстуры воспринимаются и кодируются соматосенсорной системой человека. [ 1 ] В эксперименте по измерению и сравнению шероховатости разных звуков слушателям предъявляют разные звуки и просят оценить их шероховатость, например, по оценочной шкале . Недавние исследования показали, что существует, по крайней мере, два разных кода шероховатости: вибротактильный код, используемый для тонких поверхностей, и пространственный код, используемый для грубых и средних поверхностей. [ 1 ]
Подробности
[ редактировать ]Согласно психофизической теории, шероховатость сложного звука (звука, состоящего из множества частей или чистых тональных компонентов) зависит от расстояния между частицами, измеряемого в критических полосах пропускания . Любая одновременная пара частичных частиц примерно одинаковой амплитуды, расстояние между которыми меньше критической ширины полосы, вызывает шероховатость, связанную с неспособностью базилярной мембраны четко разделить их.
Грубость физиологически детерминирована и потому универсальна, но в разных музыкальных стилях она оценивается по-разному. Некоторые музыкальные стили намеренно создают большое количество шероховатостей для эстетического эффекта (например, некоторые полифонические стили на Балканах, в которых певцы предпочитают одновременные секундные интервалы), в то время как другие стараются избегать шероховатости, насколько это возможно, или обрабатывают грубые звуки особым образом (например, большинство тональная западная музыка).
С точки зрения психофизики было проведено несколько исследований, изучающих способность человека обнаруживать разницу между весом и шероховатостью предметов. Известно, что синдром Верже-Дежерина влияет на эти соматосенсорные способности. У пациентов с синдромом соматосенсорной кортикальной потери обычно наблюдается повреждение теменной доли, и в конечном итоге был сделан вывод, что, возможно, мозг имеет некоторую форму асимметричной организации, поскольку работоспособность нормального человека демонстрирует косвенные различия в зависимости от использования рук. Однако у этих пациентов сохраняется нормальная или минимально сниженная периферическая чувствительность к холоду, теплу, боли, прикосновению и глубокому давлению. [ 2 ]
Восприятие шероховатости — это одна из многомерных шкал восприятия текстуры, которая представляет собой суждение о веществе и качестве объекта. Исследования восприятия шероховатости показывают, что оно одномерно, зависит от высоты, диаметра, формы, податливости и плотности элемента; и что связь между восприятием шероховатости и физическими свойствами поверхности сложна и нелинейна. Кроме того, в ранних наблюдениях говорилось, что скорость сканирования и сила контакта между пальцем и поверхностью оказывают незначительное влияние или вообще не влияют на оценку величины шероховатости. Физические детерминанты восприятия неровностей сложны, но факты свидетельствуют о том, что нервные механизмы просты. [ 3 ] Более того, исследования, проведенные в Университете Северной Каролины, показали, что скорость сканирования не влияет на относительную шероховатость, поскольку шероховатость всех поверхностей увеличивается на ту же величину, что и скорость сканирования, в соответствии с законом Вебера . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Холлинз, М; Бенсмайя С.Дж. (2007). «Кодирование шероховатости». Канадский журнал экспериментальной психологии . 61 (3): 184–195. дои : 10.1037/cjep2007020 . ПМИД 17974313 .
- ^ Беатрис ЕС, Мария Э.А. (1987). «Рукость и психофизика: вес и грубость». Международный журнал неврологии . 36 (1–2): 17–21. дои : 10.3109/00207458709002135 . ПМИД 3654088 .
- ^ Джонсон КО, Сяо СС, Ёсиока Т (2002). «Нейронное кодирование и основной закон психофизики» . Нейробиолог . 8 (2): 111–121. дои : 10.1177/107385840200800207 . ЧВК 1994651 . ПМИД 11954556 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пломп Р. и Левелт WJM (1965). Тональное созвучие и критическая полоса пропускания. Журнал Акустического общества Америки , Vol. 38, стр. 548–560.
- Терхардт, Э. (1974). О восприятии периодических звуковых колебаний (шероховатости). Акустика.