Архитектура Кат Куни
Кат-куни — это местная техника строительства, распространенная на изолированных холмах северной Индии, особенно в регионе Химачал-Прадеш. Кат происходит от санскритского слова кашт, означающего дерево, а куни — от слова кона, означающего угол. Он также известен под другими названиями, такими как кат-кона , кат-ки-канни в регионе Сарахан.
Это традиционная техника, в которой используются чередующиеся слои деревянной и каменной кладки, удерживаемые без использования раствора. Оно передавалось устно и эмпирически от одного поколения к другому посредством многолетнего обучения. [1]
Относительная изоляция холмов и суровая погода способствовали развитию и сохранению этого самобытного народного архитектурного стиля «катор» и «криббидж». [2] Это наиболее очевидно в храмах региона.
Схема расчета
[ редактировать ]Поселения словно драпируются по контурам ландшафта, обычно вдоль солнечных склонов холмов и гор. [3] Дома, рынки и улицы в деревне расположены вокруг основного фокуса, обычно храма с прилегающими открытыми пространствами. Эти пространства служат общим пространством для общественных торжеств. Храм расположен на самом высоком месте или на самом большом плоском плато, чтобы его было видно издалека. Судя по их высоте, храмы-башни исторически также выполняли функцию сторожевых башен и часто располагались в стратегически важных местах, чтобы использоваться в качестве точек наблюдения. [4]
Внутренняя планировка здания
[ редактировать ]Типичные дома в Химачале представляют собой кубические или кубовидные этажи, сложенные один на другой. Дома обычно имеют высоту от двух до трех этажей, а храмы могут достигать семи этажей. Основной метод строительства неизменен, уровень орнамента и детализации варьируется. Каждый отдельный этаж используется для определенной функции. Уровень земли предназначен для скота ( гаушала ), сначала складские помещения, а затем жилые помещения. Лестница соединяет все этажи. Иногда дополнительный антресольный уровень в гаушале (первом этаже) служит для того, чтобы поднять корм с земли и приблизить его к следующему этажу. [4]
Материалы и конструкция
[ редактировать ]Строительство в основном велось вручную и самими жителями. Для строительства храмов или религиозных сооружений привлекались специальные артезианцы. [2] Стены сделаны из камня и дерева, которые поочередно складываются друг в друга, а деревянные элементы соединяются по углам. Химачал-Прадеш богат прочной и долговечной древесиной. [2] Древесина деодара /кали, эндемичная порода западных Гималаев и одна из самых прочных хвойных пород Индии , используется для изготовления стен, полов и кровли. Хорошо известная народная поговорка гласит, что эта гималайская древесина прослужит 1000 лет в воде и в десять раз дольше на воздухе. [2] Сланец используется в качестве водонепроницаемого кровельного материала, используемого для защиты здания от сильного дождя и снегопада.
Земляная траншея выкапывается и заполняется каменными блоками, которые поднимаются вверх и образуют постамент. [2] Возведение стен предполагает укладку двух деревянных брусьев продольно параллельно друг другу с зазором между ними. Сыпучий заполняющий материал упаковывается в качестве наполнителя, а внешняя и внутренняя обшивка стены скрепляются поперечными распорками или «ласточкин хвост» ( маанви ). По мере подъема стены количество каменных рядов уменьшается, а деревянные секции постепенно увеличиваются. Более тяжелое каменное основание несет на верхних уровнях более легкую деревянную конструкцию. Внутренние стены оштукатурены глиной. [2] Усеченный каменный уголок защищает деревянные балки, а деревянный колышек ( кадил ) помогает удерживать балки из цельного дерева на месте. [5] Крыша с деревянным каркасом опирается на деревянные балки, за которыми следуют прогон и стропила. Это нависающая крыша, покрытая шифером или деревянной черепицей местного производства .
Помимо конструкции конструкции, в дверных рамах и других местах можно увидеть деревянную фурнитуру замечательного уровня. Они следуют правильным геометрическим узорам и представляют собой сложную игру взаимосвязанных объемов и плавных краев. [2] Эти деревянные соединения, по всей вероятности, без использования гвоздей изгибаются ровно настолько, чтобы раскачивать сейсмические волны во время землетрясения , но в остальном они плотно скреплены. [2]
Климатически чувствительные архитектурные особенности
[ редактировать ]Местные постройки Химачал-Прадеша отражают замечательное понимание надлежащего использования местных материалов, строительных технологий и столярных изделий, которые устойчивы к климатическим и сейсмическим силам природы. [2] Замысловатое соединение стыков без гвоздей является отличительной чертой этой строительной изобретательности. [2]
Здание ориентировано таким образом, что более длинный фасад обращен на юг, чтобы максимизировать приток солнечной энергии под малым углом в зимнее время. Дома также ориентированы так, что длинная сторона обращена к долине и к горам, что делает их менее восприимчивыми к сейсмическим силам. [4]
Каменный цоколь , возвышающийся над уровнем земли, обеспечивает прочность надстройки, защищает от грунтовых вод и гасит сейсмические воздействия.
с двойной обшивкой Полая стена и воздушным зазором заполнена небольшими кусочками камня, которые действуют как теплоизоляция, сохраняя в помещении тепло зимой и прохладу летом. Воздушный зазор в стене также рассеивает сейсмическую силу во время землетрясения.
Крыша двускатной бывает односкатной, или их комбинацией: более крутой скат крыши рассеивает снег, тогда как более плоская часть удерживает часть снега, которая действует как изоляция. Сланец, использованный на крыше, морозоустойчив и естественным образом утяжеляет конструкцию, обеспечивая устойчивость.
Окна и двери меньшего размера, а балконы, если они есть, закрыты для сохранения тепла в зимнее время.
При строительстве от фундамента до крыши не используется раствор для скрепления. Только вес конструкции удерживает ее на месте. Каркас без гвоздей без заклепок и нежесткая конструкция позволяют зданию изгибаться под воздействием сейсмических волн и эффективно рассеивают силы. [2]
Летом скот содержится на улице в затененной зоне, а зимой его перемещают на первый этаж. Зимой тепло, выделяемое скотом, поднимается на верхние жилые помещения и обеспечивает дополнительное тепло. Вторичный мезонин на первом этаже с кормом для скота обеспечивает дополнительную изоляцию верхних этажей.
Целый этаж отведен под склад . Зерно, овощи, постельные принадлежности, одежду и другие предметы домашнего обихода заготавливают заранее специально на зиму, когда доступность ограничена. Хранилище стратегически расположено между скотом и жилыми помещениями, чтобы запахи скота не проникали в жилые помещения.
помещения Жилые расположены на верхних этажах и извлекают выгоду из всего тепла, поднимающегося вверх. В нем расположены гостиная, спальня и кухня. Они также консольно крепятся к основным стенам дома, чтобы улавливать солнечный свет в течение дня.
Вымирание
[ редактировать ]Некоторым домам и храмам, построенным в технике кат-хуни , уже несколько столетий. Знания местных каменщиков о местности, имеющихся природных ресурсах и климате сыграли жизненно важную роль в долговечности этих традиционных построек. [5] Хотя эти структуры выдерживают испытание временем, именно эти знания постепенно вымирают. Нехватка материалов и мастерства затрудняет экономичное строительство. Кирпичные и бетонные конструкции постепенно заменяют путь Кат-Хуни. Эти новые здания не только менее приспособлены к изменению климата, но и дороги с точки зрения транспортировки материалов и рабочей силы. Кроме того, с ростом спроса на натуральные материалы быстрая потеря лесного покрова привела к введению в действие Закона об окружающей среде и лесах, который ограничивает использование древесины из этих лесов.
Устойчивость и актуальность
[ редактировать ]Поскольку при строительстве в основном используются доступные на месте камень и дерево, вместо материалов, которые обрабатываются и привозятся откуда-то еще, используются подручные ресурсы. Следовательно, это эффективно с точки зрения времени и ресурсов. Строительные материалы естественным образом биоразлагаемы и в большинстве случаев могут быть использованы повторно. Внутренняя планировка, разработанная с учетом функций и преобладающих климатических условий, выдерживает испытание временем и обеспечивает достаточный тепловой комфорт для жильцов. Эти конструктивные особенности, учитывающие климатические изменения, по своей сути не требуют особого обслуживания и актуальны для достижения энергоэффективности даже сегодня. Считается, что строительной технике Кат Куни уже тысяча лет, а гибкость конструкции позволяет конструкции изгибаться под воздействием сейсмических волн, обеспечивая превосходную структурную и сейсмическую устойчивость. Деревни и города были запланированы для содействия сплочению общин с достаточным количеством общественных мест для празднований и собраний. Это вызывает чувство идентичности и принадлежности.
Устойчивое развитие является результатом философии дизайна, которая фокусируется на повышении эффективности используемых ресурсов, таких как энергия, вода и материалы, при одновременном снижении воздействия зданий на человека и окружающую среду. Необходимо сохранить экологический баланс и снизить влияние климатических изменений. [6] Хотя народная архитектура является устойчивой по определению и на практике, в настоящее время трудно достичь такого уровня устойчивости в условиях скудных природных ресурсов, умирающих знаний и требований современного образа жизни, особенно с учетом того, что горные местности имеют меньшую несущую способность, чем равнинные.
См. также
[ редактировать ]- Народная архитектура
- Архитектура Индии
- Архитектура индуистского храма
- Искусство и ремесла Химачал-Прадеша
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Химта, Абха Чаухан (29 августа 2018 г.). «Политическое участие женщин в штате Химачал-Прадеш в Индии: влияние на социальные изменения» . Международная конференция о будущем женщин. Международный институт управления знаниями-ТИИКМ: 11–21. дои : 10.17501/icfow.2018.1102 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Гималайский язык: архитектура Кат-Хуни» . Сахапедия . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Таккар, Джей (2008). Матра: способы измерения народных форм Химачал-Прадеша . Шейла Скай Моррисон, Центр экологического планирования и технологического университета. Исследовательская группа SID. Ахмадабад, Индия. ISBN 978-81-904096-8-1 . OCLC 474740255 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Джатават, Манодж. «Народная архитектура Химачал-Прадеша, дерево и камень Архитектура домов и других построек в гималайском штате Химачал-Прадеш отражает экстремальный ландшафт и климат региона, а также его уникальную культуру и историю» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Химачал-Прадеш: взгляд на традиционную архитектуру Кат Куни» . Архитектурный дайджест Индии . 27 мая 2019 г. Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Публикации, Эдупедия. «Анализ проблем устойчивого развития, связанных с различными методами строительства, практикуемыми в Гималаях» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )