Декларация фактов
Декларация фактов — широко распространенное публичное заявление, выпущенное Свидетелями Иеговы в период преследования группы в нацистской Германии . В документе подтверждался политический нейтралитет деноминации, содержался призыв к праву на публичные проповеди и утверждалось, что Свидетели стали жертвами кампании дезинформации, проводимой другими церквями. Оно было подготовлено Общества Сторожевой Башни президентом Джозефом Ф. Рутерфордом и опубликовано на конгрессе в Берлине 25 июня 1933 года. Более 2,1 миллиона экземпляров заявления были распространены по всей Германии, а копии также были отправлены по почте высокопоставленным правительственным чиновникам, включая канцлера Германии Адольфа. Гитлер . [ 1 ] Его распространение вызвало новую волну преследований немецких Свидетелей. [ 2 ]
Заявление вызывает споры среди Свидетелей Иеговы и историков. В нем говорилось, что Свидетели Иеговы разделяют те же этические цели, что и нацистская партия, и нападают на врагов Гитлера: евреев, католиков, Соединенные Штаты, Великобританию и Францию. Декларация была впервые зачитана на Окружном конгрессе Свидетелей Иеговы в Берлине в 1933 году, а затем была распространена среди общественности в виде брошюры. Съезд открылся гимном, который имел ту же мелодию, что и национальный гимн Германии, что в противном случае было бы анафемой для Свидетелей Иеговы из-за их политического нейтралитета . [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]С 1922 года немецких Исследователей Библии ( Эрнсте Бибельфоршер ) арестовывали по обвинению в незаконной торговле литературой Общества Сторожевой Башни при публичном распространении. Между 1927 и 1930 годами членам группы было предъявлено почти 5000 обвинений, хотя большинство из них закончилось оправданиями. [ 4 ] [ 5 ] были также вынесены некоторые «суровые приговоры». [ 2 ] В ноябре 1931 года власти Баварии использовали новые чрезвычайные постановления, касающиеся политических беспорядков, для конфискации и запрета литературы Общества Сторожевой Башни. К концу 1932 года на рассмотрении находились более 2300 обвинений против Исследователей Библии. [ 2 ]
Ограничения ужесточились с назначением Адольфа Гитлера новым канцлером Германии 30 января 1933 года. 4 февраля он издал указ, разрешающий полиции конфисковывать литературу, «ставящую под угрозу общественный порядок и безопасность», а также ограничивать свободу собраний. К середине 1933 года деятельность группы, известной тогда как Свидетели Иеговы , была запрещена в большинстве земель Германии. [ 2 ] с членами, обвиняемыми в том, что они коммунисты и участвуют в подрывных политических движениях с евреями. Полиция часто обыскивала дома членов организации в поисках компрометирующей литературы, а 24 апреля штаб-квартира Международной ассоциации исследователей Библии (IBSA) в Магдебурге была ненадолго оккупирована полицией.
Власти возражали против влияния религиозных меньшинств, таких как Свидетели Иеговы, потому что они «способствовали идеологической раздробленности немецкого народа», но они также рассматривали эту группу как угрозу основным христианским конфессиям. В постановлении МВД говорилось:
Особенно по воскресеньям и христианским праздникам люди, посланные «Усердными Исследователями Библии», ходят по домам и беспокоят людей, навязывая им журналы Магдебургского Общества Сторожевой Башни, Библий и Трактатов, которые содержат злонамеренные нападки на основные христианские церкви и их институты... Эта деморализующая деятельность, представляющая собой злоупотребление правом на свободу выражения мнений, вызывает разногласия не только в отдельных семьях, но и в целых сообществах. Это несовместимо с идеей христианской народной общины в Германии и поэтому больше не может допускаться. [ 6 ]
В июне президент Общества Сторожевой Башни Джозеф Рутерфорд и Натан Норр отправились в Берлин, чтобы попытаться обсудить возможности продолжения проповеднической деятельности в Германии. Находясь там, они организовали публичный съезд, который должен был состояться в Берлине 25 июня 1933 года, чтобы обнародовать Декларацию фактов, написанную Резерфордом. [ 7 ] Они надеялись, что документ убедит Гитлера, правительственных чиновников и общественность в том, что Свидетели Иеговы не представляют угрозы для немецкого народа и государства. [ 8 ]
И Резерфорд, и Кнорр покинули Германию до начала съезда, проходившего в Wilmersdorfer Tennishallen. Хотя организаторы ожидали присутствия 5000 человек, прибыла толпа в 7000 человек. [ 8 ] К удивлению присутствующих, съезд открылся песней « Славная надежда Сиона» , которую в то время редко пели на собраниях Свидетелей. Положенный на музыку, написанную Йозефом Гайдном в 1797 году, он входил в песенник Исследователей Библии с 1905 года, но избегал его с 1922 года, когда та же музыка была использована с новыми текстами для государственного гимна Германии . Во время съезда собравшимся была представлена Декларация фактов объемом 3800 слов. [ 9 ]
Около 2,5 миллионов экземпляров Декларации, воспроизведенной в виде четырехстраничной брошюры, были распространены публично, а на следующий день после съезда декларация была отправлена Гитлеру с семистраничным сопроводительным письмом, написанным Бальцерайтом, в котором он заверил канцлера, что IBSA «не была в оппозиции национальному правительству Германского Рейха». В письме добавлено, что, напротив, «полностью религиозные, аполитические цели и усилия Исследователей Библии» «полностью согласуются с соответствующими целями национального правительства». Историк Детлеф Гарбе пришел к выводу, что, используя тонкие формулировки, Бальцерайт имел в виду, что письмо, хотя и представляет учение Исследователей Библии, также может быть неверно истолковано противниками группы. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]Через несколько дней после отправки Декларации Гитлеру Бальцерайт покинул Германию и эмигрировал в Прагу . [ 11 ] 28 июня 30 штурмовиков нацистской партии во второй раз ворвались в офис Магдебурга, водрузив свастику над зданием, закрыв фабрику, опечатав типографии и заперев помещения. В Министерстве внутренних дел заявили, что эта акция была призвана запретить любую будущую деятельность Общества Сторожевой Башни в Германии. В конце августа власти перевезли около 70 тонн литературы и Библии Сторожевой Башни на 25 грузовиках на окраину города и публично сожгли их. В некоторых регионах Свидетели нарушили запрет на свою проповедническую деятельность, но по всей Германии многие верующие вышли из ассоциации и прекратили всякую деятельность. Когда экземпляры « Сторожевой башни» и «Золотого века» начали прибывать в Германию по почте из-за границы, полиция распорядилась конфисковать почту известных Свидетелей Иеговы. [ 12 ]
В сентябре 1934 года тысяча немецких Свидетелей Иеговы присоединилась к 3500 толпе на международном конгрессе в Базеле , Швейцария , организованном под лозунгом «Не бойтесь их». Рутерфорд призвал немецких Свидетелей Иеговы возобновить свою проповедническую деятельность, и участники ответили резолюцией, заявив, что они сделают это 7 октября 1934 года, несмотря на запрет. В резолюции также содержалось послание протеста против обращения с ними в Германии. Резолюция была передана в швейцарскую прессу, а копия отправлена Гитлеру вместе с сообщением, которое гласило: «Ваше жестокое обращение со Свидетелями Иеговы шокирует всех людей на земле и позорит имя Бога. Воздержитесь от дальнейшего преследования Свидетелей Иеговы; иначе Бог уничтожит вас и вашу национальную партию». Тысячи телеграмм, содержащих одно и то же предупреждение, были отправлены правительству Рейха в Берлине от Свидетелей из Европы, США и Великобритании 8 и 9 октября, пока иностранным почтовым отделениям не было приказано прекратить их отправку, поскольку получатель отказался их принять. [ 13 ]
Позже Бальцерайт вернулся в Германию, чтобы возобновить свою должность руководителя небольшого прихода, но вызвал критику со стороны некоторых членов за его нежелание игнорировать запреты на публичные проповеди. В мае 1935 года он вместе с восемью другими офицерами был арестован; на суде в декабре того же года он отрицал, что игнорировал официальные постановления, но был приговорен к 2,5 годам тюремного заключения. В следующем году его исключили из Общества Сторожевой Башни, а Рутерфорд объяснил в письме немецким Свидетелям, что он был удивлен, что «ни один из тех, кто находился под судом в то время, не дал верного и истинного свидетельства об имени Иеговы». Рутерфорд сказал, что Бальцерайт не сказал ничего, что могло бы продемонстрировать «его полную уверенность в Иегове», и поэтому Общество «отныне не будет иметь с ним ничего общего». Общество также «не предприняло бы никаких усилий для освобождения их из тюрьмы, даже если бы у него было право что-либо сделать». [ 14 ]
Исторический анализ
[ редактировать ]Немецкий историк Детлеф Гарбе считает, что Декларация фактов была частью усилий группы по адаптации во время усиливающихся преследований. Он сказал, что использование гимна «Славная надежда Сиона» на открытии Берлинской конвенции было призвано произвести хорошее впечатление на посторонних, поскольку оно использовало ту же мелодию, что и национальный гимн Германии. Он также отметил, что формулировка документа представляет конфессию как организацию, положительно относящуюся к немецкому государству, имеющую с ним общие интересы. Гарбе заявил, что, отвергая обвинения в том, что Свидетели получали финансовую поддержку от евреев, группа «явно дистанцировалась от другой преследуемой группы». "антиеврейских лозунгов" . Он отметил использование в документе, написанном менее чем через три месяца после бойкота еврейских магазинов в Германии, [ 15 ] но не считал Свидетелей антисемитами. [ 16 ] Гарбе сказал, что более поздние публикации Общества Сторожевой Башни искажали Декларацию фактов как «резолюцию протеста», а также ложно утверждали, что Бальцерайт «смягчил» ее публикации в своем переводе оригинального документа Резерфорда. Он сказал, что критика Бальцерайта в Ежегоднике Свидетелей Иеговы за 1974 год была попыткой возложить ответственность на лидера немецкого отделения за попытки религии адаптироваться. [ 15 ] Гарбе сказал, что описание в Декларации англо-американской империи как «самой репрессивной империи на земле» также подрывает претензии группы на политический нейтралитет. [ 15 ]
Канадский историк Джеймс Пентон считает, что Декларация фактов усиливает антисемитские стереотипы , в частности, акцентируя внимание на осуждении евреев за контроль над экономикой и их роли в смерти Иисуса . Он также отмечает, что утверждения о евреях отражают заявления Гитлера в «Майн кампф» , Йозефа Геббельса « эссе Wir fordern » 1927 года и других, опубликованных Юлиусом Штрайхером . [ 17 ] [ 18 ] Книга Пентона « Свидетели Иеговы и Третий Рейх » подверглась критике со стороны Гарбе, который утверждал, что его интерпретация отражает отвращение к его прежней религии и что его сочинениям не хватает объективности. [ 19 ] Ученый Кевин Спайсер в своем анализе выявил некоторые проблемы, связанные с книгой, но также заявил, что «Пентон предупредил читателя о том, что Свидетели Иеговы, как и большинство христиан, придерживались той или иной формы национализма и антисемитизма, особенно в первые годы существования». Правление Гитлера». [ 20 ]
Религиовед Габриэле Йонан не считает Декларацию фактов попыткой заискивать перед Гитлером, отмечая, что она не обращается к Гитлеру как «фюрер» и не завершается словами «Хайль Гитлер», в отличие от других официальных церквей. документы, адресованные в государственные органы. [ 21 ] Йонан не считал это произведение антисемитским, поскольку в нем отсутствовали ссылки на терминологию, распространенную в антисемитских произведениях той эпохи, таких как «Сион». [ 21 ] Пентон считает свою книгу « Свидетели Иеговы – жертвы двух немецких диктатур » апологетической по своей сути и говорит, что ее аргументы «практически идентичны» официальной позиции Общества Сторожевой Башни, Библий и трактатов. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пентон, MJ (1997). Апокалипсис отложен . Университет Торонто Пресс. стр. 147–149. ISBN 978-0-8020-7973-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ежегодник 1974 года , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1974 год, стр. 102–111.
- ^ Пентон, Джеймс (2004). Свидетели Иеговы и Третий Рейх: сектантская политика под преследованиями . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 57 . ISBN 0-8020-8678-0 .
- ↑ Saarbrücker Landes Zeitung , 16 декабря 1929 г., цитируется в Ежегоднике 1974 г. , Общество Сторожевой Башни, Библий и Трактатов, 1974, стр. 102: «К сожалению, полиция была бессильна что-либо сделать в отношении работы Исследователей Библии. Аресты компенсировались до тех пор, пока теперь... все оказались оправданы».
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 62, 570, примечание 151. ISBN. 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 101, 82. ISBN. 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 87, 578, примечание 65. ISBN. 978-0-299-20794-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Свидетели Иеговы – мужественные перед лицом нацистской опасности». Бодрствующий! : 10–14. 8 июля 1998 г. ]
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 87, 579, примечание 67. ISBN. 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 90, 91. ISBN. 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 76. ИСБН 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 92–99. ISBN 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 111–112. ISBN 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 117–118. ISBN 978-0-299-20794-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 87–91. ISBN 978-0-299-20794-6 .
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 580, № 77, 79. ISBN. 978-0-299-20794-6 .
- ^ Пентон, Джеймс (2004). Свидетели Иеговы и Третий Рейх: сектантская политика под преследованиями . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 71–80 . ISBN 0-8020-8678-0 .
- ↑ Аудиоинтервью Филиппа Адамса с Джеймсом Пентоном, Radio National Late Night Live , 23 августа 2005 г.
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. ХХ. ISBN 978-0-299-20794-6 .
- ^ Спайсер, Кевин П. (2006). «Рецензируемые работы: Свидетели Иеговы и Третий Рейх: сектантская политика под преследованием М. Джеймса Пентона» . История Церкви . 75 (1): 205.
- ^ Перейти обратно: а б Габриэле Йонан, Преследование и сопротивление Свидетелей Иеговы во время нацистского режима 1933-1945 гг ., стр. 340.
- ^ Пентон, Джеймс (2004). Свидетели Иеговы и Третий Рейх: сектантская политика под преследованиями . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 56–57 . ISBN 0-8020-8678-0 .