Государственный консеквенциализм
Государственный консеквенциализм , также известный как могистский консеквенциализм , [1] - это консеквенциалистская этическая теория, которая оценивает моральную ценность действия на основе того, какой вклад оно вносит в основные блага государства, [1] через социальный порядок, материальное благосостояние и рост населения. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , мойистский консеквенциализм, восходящий к V веку до нашей эры, является «самой ранней в мире формой консеквенциализма, чрезвычайно сложной версией, основанной на множестве внутренних благ, считающихся составляющими человеческого благосостояния». [2] Термин «государственный консеквенциализм» также применялся к политической философии конфуцианского философа Сюньцзы . [3]
Хотя упомянутые выше ученые предположили, что могистский консеквенциализм является разновидностью государственного консеквенциализма, исследование моизма, проведенное в 2016 году , утверждает, что эта интерпретация ошибочна, поскольку моисты считают, что добро и зло определяются тем, что приносит пользу всем людям мира, а не тем, что приносит пользу всем людям мира. тем, что приносит пользу государству. Забота мохистов состоит в том, чтобы принести пользу всем людям, рассматриваемым как совокупность или сообщество, а не принести пользу конкретному политическому образованию, например государству. [4]
Консеквенциализм
[ редактировать ]Задача доброжелательного человека – стремиться продвигать то, что полезно для мира, и устранять то, что вредно, и обеспечивать модель для мира. Какие блага он принесет, то, что не приносит пользы людям, он оставит в покое; ( Китайский : Те, кто совершает доброжелательные дела, должны стремиться принести пользу миру, устранить вред, наносимый миру, и относиться к миру как к закону. Если это приносит пользу другим, это будет сделано; если это вредно для других, это прекратится) . [5]
- Мози, Мози (5 век до н. э.) (Глава 8: Против музыки, часть I)
В отличие от утилитаризма, который рассматривает удовольствие как моральное благо, «основными благами в мохистском консеквенциалистском мышлении являются… порядок, материальное богатство и рост населения». [6] В эпоху Мози войны и голод были обычным явлением, а рост населения рассматривался как моральная необходимость гармоничного общества. «Материальное богатство» моистского консеквенциализма относится к основным потребностям , таким как кров и одежда, а «порядок» мохистского консеквенциализма относится к позиции Мози против войны и насилия, которые он считал бессмысленными и угрозой социальной стабильности. [7]
Стэнфордский китаевед Дэвид Шепард Нивисон в «Кембриджской истории древнего Китая » пишет, что моральные блага мохизма «взаимосвязаны: больше базового богатства, затем больше воспроизводства; больше людей, затем больше производства и богатства... если у людей их много, они был бы хорошим, сыновним, добрым и так далее беспроблемно». [6] Моисты считали, что мораль основана на «содействии благу всех под небом и устранении вреда всем под небом». В отличие от взглядов Бентама, государственный консеквенциализм не является утилитарным, поскольку он не гедонистический или индивидуалистический. Важность результатов, полезных для общества, перевешивает важность индивидуального удовольствия и боли. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Айвенго, ПиДжей; Ван Норден, Брайан Уильям (2005). Чтения по классической китайской философии . Издательство Хакетт . п. 60. ИСБН 978-0-87220-780-6 .
«Он выступал за форму государственного консеквенциализма, который стремился максимизировать три основных блага: богатство, порядок и население государства.
- ^ Фрейзер, Крис, « Мохизм », Стэнфордская энциклопедия философии , Эдвард Н. Залта.
- ^ Дин К. Чаттерджи (6 октября 2011 г.). Энциклопедия глобальной справедливости . Спрингер. п. 1170. ИСБН 978-1-4020-9159-9 .
в этом смысле можно интерпретировать политическую философию Сюньцзы как форму государственного утилитаризма или государственного консеквенциализма.
- ^ Фрейзер, Крис (2016). Философия Мози: первые консеквенциалисты . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 17, 249.
- ^ ДиМо; Сюньцзы; Ди Мо Сюньцзы Фей Хан; Профессор Бертон Уотсон (1967). Основные сочинения Мо Цзы, Сюнь Цзы и Хань Фэй Цзы . Издательство Колумбийского университета. п. 110. ИСБН 978-0-231-02515-7 .
- ^ Jump up to: а б Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (2011). Кембриджская история Древнего Китая . Издательство Кембриджского университета . п. 761. ИСБН 978-0-521-47030-8 .
- ^ Ван Норден, Брайан В. (2011). Введение в классическую китайскую философию . Издательство Хакетт . п. 52. ИСБН 978-1-60384-468-0 .
- ^ Джей Л. Гарфилд; Уильям Эдельгласс (9 июня 2011 г.). Оксфордский справочник мировой философии . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-19-532899-8 .
Блага, служащие критериями нравственности, являются коллективными или общественными, в отличие, например, от индивидуального счастья или благополучия.