Jump to content

Электронное голосование в Эстонии

(Перенаправлено с I-Voting )

Электронное голосование в Эстонии приобрело популярность в 2001 году благодаря «электронному» коалиционному правительству. В 2005 году она стала первой страной, которая провела юридически обязательные всеобщие выборы через Интернет с помощью своего пилотного проекта по муниципальным выборам. [1] Представители избирательной комиссии Эстонии заявили, что система электронного голосования добилась успеха, и пришли к выводу, что она выдержала испытание в реальных условиях. [2]

Интернет-голосование также использовалось на парламентских выборах в Эстонии в 2007 году , что стало еще одним первым в мире событием. [3] На парламентских выборах 2023 года впервые более половины голосов было подано через Интернет. [4]

Интернет-голосование

[ редактировать ]

Термин «силовое голосование» (или «электронное голосование» ) может относиться как к фиксированным местам голосования (например, в кабинах для голосования ), так и к удаленному (например, через Интернет) электронному голосованию. Чтобы уменьшить путаницу между ними, электронное голосование в Эстонии известно как i-Voting. Модель безопасности смоделирована по образцу предварительного голосования и голосования по почте . [5]

Обзор интернет-голосования в Эстонии

[ редактировать ]

Эстонская система интернет-голосования основана на эстонском удостоверении личности . Карта является обычной и обязательной. [6] национальный документ, удостоверяющий личность , а также смарт-карта , позволяющая как безопасную удаленную аутентификацию, так и юридически обязательные цифровые подписи с использованием инфраструктуры открытых ключей, поддерживаемой государством Эстонии . [7] По состоянию на март 2007 года было выпущено более 1,08 миллиона карт (при населении Эстонии в 1,32 миллиона человек). [8]

Остатки дисков, уничтоженных избиркомом в 2013 году

Интернет-голосование доступно в период досрочного голосования (за четыре-шесть дней до дня выборов ). Избиратели могут менять свои электронные голоса неограниченное количество раз, при этом итоговое голосование подсчитывается. Любой, кто голосует через Интернет, может проголосовать на избирательном участке в период досрочного голосования, что делает его голос через Интернет недействительным. Изменить электронное голосование в день выборов можно с 2021 года. [9] Подсчет голосов осуществляется в день выборов после закрытия избирательных участков, а носители данных, содержащие голоса, физически уничтожаются после того, как все жалобы, связанные с выборами, будут разрешены, по крайней мере, через месяц после выборов.

Сравнение экономической эффективности различных каналов голосования, предложенных на муниципальных выборах в Эстонии (2017 г.), показало, что интернет-голосование является наиболее экономически эффективным каналом голосования, предлагаемым избирательной системой Эстонии. [10]

Принцип « один человек — один голос » сохраняется, поскольку избиратель может проголосовать более чем один раз, но в конечном итоге регистрируется только один голос. Это утверждение было оспорено в августе 2005 года Арнольдом Рюйтелем , тогдашним президентом Эстонии , который счел новые положения об электронном голосовании в Законе о выборах в советы местного самоуправления нарушением принципа равенства голосов. Президент подал прошение против положений об электронном голосовании в Верховный суд Эстонии, но проиграл. [11]

Прозрачность и проверяемость

[ редактировать ]

В соответствии с рекомендациями наблюдателей за выборами ОБСЕ/БДИПЧ , а также в связи с делом о взломе клиента голосования, переданным в Верховный суд в 2011 году, Эстония в 2013 году внедрила проверку голосов для отдельных избирателей. Избиратели проверяют свои бюллетени с помощью приложения для смартфонов, которое использует QR-код. код, отображаемый клиентом для голосования на рабочем столе, для отображения кандидата, за которого был отдан голос. Индивидуальная проверка подтверждает, что поданные голоса хранились на сервере сбора голосов не более 30 или 60 минут, в зависимости от выборов. Избиратель не может напрямую проверить, что голос также был подсчитан как поданный.

Исходный код серверной системы голосования был опубликован в июне 2013 года из-за социального давления, инициированного Танелем Тамметом , ученым-компьютерщиком, который был соавтором исследовательских работ 2001 года по требованиям к электронному голосованию. Исходный код был опубликован на GitHub и доступен для всех последующих выборов. Ни исходный код клиента для голосования, ни справочный код не были опубликованы, поскольку сотрудники избирательных комиссий определили, что это позволит злоумышленникам создавать поддельные клиенты для голосования. Поскольку протокол голосования является общедоступным, любой может создать клиент для голосования.

В 2015 году обширные отчеты наблюдателей за выборами ОБСЕ/БДИПЧ и независимой группы наблюдателей под руководством Дж. Алекса Хальдермана в 2015 году, а также общественное давление со стороны местных активистов послужили мотивацией для внедрения всеобщей проверки подсчета голосов в 2017 году. Проверка подсчета голосов осуществляется с помощью mixnet. , используя гомоморфные свойства и шифрование Эль-Гамаля, предоставленное Дугласом Викстремом. Универсальная подсчетная проверка не является обязательной частью процесса и проводится специальным аудитором данных. Подсчет голосов с помощью mixnet осуществляется параллельно с извлечением голосов в виде открытого текста из зашифрованных конвертов, которые расшифровываются с помощью секретного ключа избирательной комиссии и с которых удаляются цифровые подписи избирателей.

Хотя в официальном документе о внедрении в Эстонии в 2017-2019 годах системы электронного голосования утверждается, что система допускает сквозную проверку, независимые исследователи это опровергают. [12] сформировал рабочую группу Министр внешней торговли и информационных технологий Керт Кинго для оценки «проверяемости, безопасности и прозрачности» электронного голосования. Группа подготовила отчет, состоящий из 25 предложений по улучшению, из которых [13] предложения 11, 13 и 25 относятся к проблемам системы с проверяемостью. [14] В правительственном коалиционном соглашении также утверждается необходимость независимого международного аудита системы.

Несмотря на похвалы со стороны эстонских избирательных комиссий, эксперты по компьютерной безопасности из-за пределов страны, проверявшие систему, раскритиковали ее, предупредив, что любая система голосования, которая передает бюллетени в электронном виде, не может быть безопасной. [15] Эта критика была подчеркнута в мае 2014 года, когда группа международных экспертов по компьютерной безопасности опубликовала результаты своего исследования системы, заявив, что они могут взломать систему, изменить голоса и итоги голосов, а также стереть все доказательства своих действий, если они установят вредоносное ПО на компьютер. Эстонские избирательные серверы. [16] Команда посоветовала правительству Эстонии прекратить любое онлайн-голосование из-за потенциальных угроз, которые оно представляет для их правительства.

Эстонский национальный избирательный комитет рассмотрел эти опасения и опубликовал ответ, в котором говорится, что претензии «не дают нам оснований приостанавливать онлайн-голосование». Утверждалось, что предполагаемые уязвимости либо невозможны на самом деле, либо уже учтены в конструкции системы электронного голосования. [17] Управление информационной системы Эстонии также отреагировало на претензии, назвав их политической, а не технической атакой на систему электронного голосования и раскритиковав метод раскрытия информации. [18] Связь исследователей с Эстонской центристской партией , которая уже давно критикует электронное голосование, также является распространенным предположением среди эстонских государственных чиновников и даже была предложена премьер-министром. [19] [20] [21]

Главный автор официального документа по электронному голосованию в Эстонии от 2001 года Хельгер Липмаа [ et ] , [22] критиковал систему и использовал бумажные бюллетени для голосования. [23] Главный автор второго официального документа об электронном голосовании в Эстонии от 2001 года Танель Таммет , [24] ведет кампанию за открытие исходного кода системы и за внедрение независимых параллельных систем, чтобы гарантировать доверие к системе электронного голосования. [25] [26] серверный код был опубликован под лицензией Creative Commons BY-NC-ND на GitHub . В результате этих усилий в июле 2013 года [27]

Миссия по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ выражала обеспокоенность по поводу электронного голосования в Эстонии во время каждых парламентских выборов, первоначально предложив в 2007 году приостановить электронное голосование, если его проблемы останутся нерешенными. [28] затем в 2011 году предложил, чтобы избирательная комиссия создала инклюзивную рабочую группу для улучшения электронного голосования и внедрила криптографические меры, чтобы обеспечить возможность наблюдения за голосованием. [29] [30] и отмечая, что функции проверки, реализованные для выборов 2015 года, лишь частично соответствуют их предыдущим рекомендациям. [31]

В обзоре международных реализаций электронного голосования в 2012 году независимые исследователи IFES обнаружили, что, несмотря на успех, в ситуации «новых международных избирательных стандартов в отношении интернет-голосования» эстонская система голосования сталкивается с необходимыми улучшениями для «лучшего законодательства, прозрачной политики и формализованные процедуры», а также «более широкие демократические цели, такие как расширение гражданского электронного участия». [32]

В 2013 году Европейский фонд свободного программного обеспечения раскритиковал частичную публикацию исходного кода системы электронного голосования и использование для публикации непрограммных лицензий. ЕФСПО также предлагает изучить решения, которые уменьшат зависимость от системных администраторов и вместо этого построят систему на криптографических моделях доверия. Поскольку самой слабой частью инфраструктуры голосования является компьютер избирателя, FSFE предлагает Эстонии снизить риски незаметного подрыва голосов на скомпрометированных клиентских машинах и «как можно шире информировать об опасностях, а также давать инструкции по минимизации риска и исправлению ситуации, если осознавать риск». [33]

Были также попытки выявить проблемы системы голосования путем доказательства концепции. В 2011 году Пааво Пихельгас создал троян, который теоретически мог изменить выбор избирателя незаметно для пользователя. Он использовал это как основание для подачи жалобы на выборы и потребовал, чтобы Верховный суд признал результаты выборов недействительными. Суд отклонил иск, поскольку «права избирателя Пихельгаса не были нарушены до тех пор, пока он сознательно поставил себя в такую ​​ситуацию». [34] [35]

В 2015 году активист Эстонской пиратской партии Мярт Пыдер взял на себя ответственность за подачу недействительного бюллетеня, «использовав отладчик GNU, чтобы найти точку останова в Linux IVCA, где хранится номер кандидата, и заменить его недействительным номером кандидата». [36] Будучи лишь одним из 176 491 электронного избирателя, сделавшего это, активист объяснил средствам массовой информации, что исходный код клиентского приложения должен быть открыт и преподаваться в рамках общего образования в государственных школах, чтобы люди доверяли электронному голосованию. [37] Позже в ходе переговоров с избирательной комиссией активист подчеркнул, что сквозная проверка является предпосылкой для надежного электронного голосования и что весь процесс планирования, обеспечения и реализации электронного голосования также должен проводиться на английском языке. который открывается международному сообществу для надлежащего изучения. [38] [39]

В 2016 году ученые-компьютерщики из Оксфордского университета , признавая относительный успех проведения электронного голосования, они заявили, что должностные лица системы электронного голосования «с момента создания системы полагались на укрепление доверия посредством межличностных отношений» и что «может работать хорошо». для сплоченного общества, такого как Эстония». Однако «неформальные процессы (включая извлеченные уроки) должны быть дополнительно разъяснены и официально задокументированы». [40]

В начале июня 2019 года Керт Кинго , министр внешней торговли и информационных технологий новоизбранного правительства, создал инклюзивную рабочую группу для оценки «проверяемости, безопасности и прозрачности». [41] [42] эстонской системы электронного голосования. В рабочую группу вошли государственные чиновники, представители университетов и исследовательских институтов, критики и создатели системы. [43] [44] В декабре 2019 года они представили результаты шестимесячного расследования, включающее 25 предложений по улучшению базовой инфраструктуры эстонской системы электронного голосования. [13]

Выборы 2019 г., партия, получившая наибольшее количество голосов по округам и городским округам, без учета электронного голосования (43,8% всех голосов): [45]
  Реформа   Центр   Консервативная народная
Выборы 2019 г., наибольшее количество голосов за партию (электронное голосование) по избирательным округам:
  Реформа   Центр

выборы 2023 года

[ редактировать ]

С 312 181 электронным голосованием это были первые выборы в истории, на которых более половины голосов (51,1%) было подано онлайн. [46]

После публикации результатов электронного голосования Мартин Хельме лидер EKRE заявил, что «не доверяет результатам электронного голосования» и потребовал пересчета голосов. [47]

выборы 2019 года

[ редактировать ]

На парламентских выборах 2019 года через Интернет проголосовали 247 232 человека, или 43,8% всех участников. [48]

В Европейском парламенте выборов , 155 521 человек проголосовали через Интернет. Это означает, что примерно 46,7% участвовавших избирателей проголосовали через Интернет. [49]

выборы 2017 года

[ редактировать ]

На местных муниципальных выборах 2017 года 186 034 человека проголосовали через Интернет. Это означает, что примерно 31,7% участвовавших избирателей проголосовали через Интернет. [50]

выборы 2015 г.

[ редактировать ]

На парламентских выборах 2015 года через Интернет проголосовали 176 491 человек, или 30,5% всех участников. [51]

выборы 2014 г.

[ редактировать ]

На выборах в Европарламент через Интернет проголосовал 103 151 человек. Это означает, что примерно 31,3% участвовавших избирателей проголосовали через Интернет. [51]

выборы 2013 г.

[ редактировать ]

На местных муниципальных выборах 2013 года 133 808 человек проголосовали через Интернет. [52] Это означает, что примерно 21,2% участвовавших избирателей проголосовали через Интернет. [51] Это также были первые выборы, на которых была реализована проверка голосов с помощью мобильного устройства. [53]

выборы 2011 г.

[ редактировать ]

На парламентских выборах 2011 года через Интернет проголосовали 140 846 человек. Это означает, что примерно 15,4% лиц, имеющих право голоса, и 24,3% принявших участие в голосовании проголосовали через Интернет. [51] Это были также первые выборы, на которых можно было голосовать с помощью мобильных телефонов с чипом безопасности, после закона, одобренного парламентом в 2008 году. [54]

выборы 2009 г.

[ редактировать ]

На местных муниципальных выборах 2009 года 104 415 человек проголосовали через Интернет. [55] Это означает, что примерно 9,5% лиц, имеющих право голоса, проголосовали через Интернет. [56]

В Европейском парламенте выборов , 58 669 человек проголосовали через Интернет. Это означает, что примерно 14,7% участвовавших избирателей проголосовали через Интернет. [51]

выборы 2007 г.

[ редактировать ]

В 2007 году Эстония провела свои и первые в мире всеобщие выборы с интернет-голосованием, доступное с 26 по 28 февраля. Всего 30 275 граждан использовали интернет-голосование (3,4%), что означает, что на каждые 30 избирателей, имеющих право голоса, один из них проголосовал через Интернет. [57]

выборы 2005 г.

[ редактировать ]

В 2005 году Эстония стала первой страной, предложившей общенациональное интернет-голосование на местных выборах. [58] Онлайн проголосовали 9317 человек (1,9%).

  1. ^ «BBC NEWS | Европа | Эстония продвигается вперед с помощью электронного голосования» . news.bbc.co.uk. ​14 октября 2005 г. Проверено 29 января 2017 г.
  2. ^ Отчеты и статистика об интернет-голосовании в Эстонии.
  3. Эстония проведет первые национальные интернет-выборы , News.com , 21 февраля 2007 г.
  4. ^ «Эстония установила новый рекорд электронного голосования на выборах в Рийгикогу 2023 года» . Эстонское национальное вещание . 6 марта 2023 г. Проверено 31 марта 2023 г.
  5. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2010 г. Проверено 7 января 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  6. ^ «Закон о документах, удостоверяющих личность – Рийги Театаха» .
  7. ^ Что такое удостоверение личности?
  8. ^ Информационное окно «Статистика выдачи удостоверений личности» вверху страницы.
  9. ^ «Электронное голосование может быть отменено путем голосования на избирательных участках в день выборов» . 5 октября 2021 г.
  10. ^ Криммер, Роберт; Дуэньяс-Сид, Давид; Кривоносова Юлия; Винкель, Притт; Койтмае, Арне (2018), Криммер, Роберт; Волкамер, Мелани; Кортье, Вероника ; Горе, Раджив (ред.), «Сколько стоит электронное голосование? Сравнение затрат на голос на многоканальных выборах в Эстонии», Электронное голосование , Конспекты лекций по информатике, том. 11143, Springer International Publishing, стр. 117–131, номер домена : 10.1007/978-3-030-00419-4_8 , ISBN.  9783030004187
  11. ^ «Постановление Палаты конституционного контроля Верховного суда по делу № 3-4-1-13-05» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 15 января 2007 г.
  12. ^ Ювонен, Атте (1 октября 2019 г.). «Система сравнения безопасности схем голосования» (PDF) . Блог Атте Ювонена . п. 79 . Проверено 28 мая 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Специальная группа по электронному голосованию завершает отчет, включающий 25 предложений по улучшению системы» . Post Times - Новости Эстонии . Балтийская служба новостей. 13 декабря 2019 года . Проверено 2 мая 2020 г.
  14. ^ «Обобщающий отчет рабочей группы по безопасности электронных выборов» (PDF) . Министерство экономики и коммуникаций . 12 декабря 2019 года . Проверено 28 мая 2020 г.
  15. ^ «Отчет об эстонской системе интернет-голосования», 3 сентября 2011 г. https://www.verifiedvoting.org/report-on-the-estonian-internet-voting-system-2/. Архивировано 8 октября 2016 г. на сайте. машина обратного пути
  16. ^ «Независимый отчет об электронном голосовании в Эстонии», https://estoniaevoting.org/
  17. Комментарий к статье, опубликованной в The Guardian.
  18. ^ Электронное голосование (слишком) безопасно
  19. ^ Нападки на электронное голосование в Эстонии носят скорее политический, чем технический характер.
  20. ^ Анализ безопасности эстонской системы интернет-голосования [31c3], Дж. Алекс Хальдерман.
  21. ^ «Критика попала в заголовки международных СМИ, получив освещение от The Guardian и BBC. Это привело к публичным дебатам между Алексом Хальдерманом и властями Эстонии. По мнению профессора Роберта Криммера, в отчете было много веских моментов, хотя оценка Однако результаты дебатов с точки зрения непосредственных последствий были ограниченными».
  22. ^ «Анализ возможностей проведения электронных выборов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2015 г. Проверено 30 сентября 2016 г.
  23. ^ Бумажное голосование (и почему я это сделал)
  24. ^ «Электронные выборы в Эстонской Республике: анализ возможностей» . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 г. Проверено 30 сентября 2016 г.
  25. ^ Возможные технологические платформы для электронных выборов
  26. ^ Мы проводим публичную проверку электронных выборов, приглашаем всех заинтересованных силовиков присоединиться!
  27. ^ Выпуск программного кода для электронных выборов «не зашел достаточно далеко»
  28. ^ «Тем не менее, если вышеупомянутые факторы не будут эффективно устранены, властям следует пересмотреть вопрос о том, должен ли Интернет быть широко доступным в качестве метода голосования, или, альтернативно, следует ли его использовать только в ограниченных количествах или вообще».
  29. ^ «В последние годы были достигнуты успехи в области криптографии, позволяющие обеспечить сквозную проверку поданных голосов, то есть возможность для отдельного избирателя проверить, что его / ее голос был (i) подан так, как предполагалось, (ii) зарегистрированы как поданные, и (iii) засчитаны как зарегистрированные /—/ Система интернет-голосования в Эстонии не использует такие инструменты /—/ БДИПЧ/ОБСЕ рекомендует НИК сформировать инклюзивную рабочую группу для рассмотрения возможности использования избирательной комиссии. проверяемая схема Интернет-голосования или столь же надежный механизм, позволяющий избирателю проверить, был ли его/ее голос изменен вредоносным программным обеспечением».
  30. ^ Хейберг, Свен; Уиллемсон, январь (2014). «Проверяемое интернет-голосование в Эстонии» (PDF) . Публикации конференции IEEE . 2014 г. 6-я Международная конференция по электронному голосованию: проверка голоса (EVOTE): 1–8.
  31. ^ «НИК ввела процесс проверки для избирателей, чтобы подтвердить, что их онлайн-голосование было подано, как предполагалось, и записано на сервере хранения бюллетеней как поданное, что частично соответствует рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ».
  32. ^ Международный опыт электронного голосования
  33. ^ «Открытое письмо о свободе и интернет-голосовании Национальному избирательному комитету Эстонии» . Архивировано из оригинала 2 октября 2016 г. Проверено 30 сентября 2016 г.
  34. ^ Выводы ОБСЕ об электронном голосовании в Эстонии.
  35. ^ [1]
  36. ^ Хейберг, Свен; Парсовс, Арнис; Уиллемсон, Январь (2015). «Анализ журнала интернет-голосования в Эстонии за 2013–2015 годы, раздел 5.24.1» . Ответственность за подбрасывание испорченного бюллетеня взял на себя активист Эстонской пиратской партии [18]. Используемый метод заключался в использовании отладчика GNU для обнаружения точки останова в Linux IVCA, где хранится номер кандидата, и замены ее недействительным номером кандидата. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  37. ^ «Как я немного взломал электронные выборы» . Архивировано из оригинала 14 июля 2016 г. Проверено 20 сентября 2017 г.
  38. ^ Как активист я сейчас стараюсь быть примером для страны в плане прозрачности и хочу сообщить, что в четверг я ходил на собеседование в Избирательную комиссию республики.
  39. ^ «Ненаблюдаемое электронное голосование ненадежно» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 г. Проверено 20 сентября 2017 г.
  40. ^ «Независимая оценка процедурных компонентов эстонской системы интернет-голосования» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2016 г. Проверено 29 апреля 2017 г.
  41. ^ «Утвержден состав рабочей группы по электровыборам» . Министерство экономики и коммуникаций . 21 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 27 июня 2019 г.
  42. ^ «Министр внешней торговли и информационных технологий созывает рабочую группу по электронной избирательной системе и электронному голосованию» . Министерство экономики и коммуникаций . 7 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 27 июня 2019 г.
  43. ^ Пунамяэ, Сандер (26 июня 2019 г.). «Создатель электронного голосования: система пуленепробиваемая» . Постимеес .
  44. ^ "Эстонский создатель электронного голосования считает формирование рабочей группы политическим заявлением" . «Балтик Таймс» . 26.06.2019.
  45. ^ «Подробно об итогах голосования» .
  46. ^ «Онлайн-голоса составляют две трети голосов за реформу и менее трети голосов EKRE» . Eesti Rahvusringhääling . 6 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
  47. ^ «На выборах в Рийгикогу проголосовало рекордное количество людей» . Почтальон (на эстонском языке). 5 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
  48. ^ «Подробно об итогах голосования» .
  49. ^ «Подробно об итогах голосования» .
  50. ^ «Результаты выборов в муниципалитетах и ​​городах» .
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и «Статистика интернет-голосования в Эстонии» .
  52. ^ «Статистика интернет-голосования в Эстонии» .
  53. ^ «Проверяемое интернет-голосование в Эстонии» http://research.cyber.ee/~jan/publ/mobileverification-ieee.pdf
  54. ^ Яри ​​Таннер, Associated Press (12 декабря 2008 г.). «Эстония будет голосовать по мобильному телефону в 2011 году» . США сегодня .
  55. ^ «Число электронных избирателей превысило 100 000» . Архивировано из оригинала 17 октября 2009 г. Проверено 14 октября 2009 г.
  56. ^ «Интернет-голосование в Эстонии» .
  57. Эстония заявляет о новом электронном голосовании первым , BBC, 1 марта 2007 г.
  58. Эстония проводит общенациональное сетевое голосование , News.com , 17 октября 2005 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d88f976622712fd5d48dc86a7a9134c__1719565800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/4c/6d88f976622712fd5d48dc86a7a9134c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Electronic voting in Estonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)