Сопротивление теории
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2009 г. ) |
«Сопротивление теории» — эссе Поля де Мана (1919–83), известного литературного критика и теоретика, принадлежащего к Йельской школе деконструкции 63 » , которое появилось в журнале «Йельские французские исследования (1982) и вошло в широкую антологию. Позже это эссе вошло в одноименную книгу. Эссе остается ключевым утверждением постструктуралистских подходов к литературоведению.
Комитет по научно-исследовательской деятельности
[ редактировать ]Во введении к эссе Поль де Ман объясняет, что «Сопротивление теории» было написано по запросу Комитета по исследовательской деятельности Ассоциации современного языка как вклад в коллективный сборник, озаглавленный « Введение в науку в современных языках и литературе» . Однако MLA это отвергло. Как признает де Ман, его утверждение о том, что «главный теоретический интерес теории литературы состоит в невозможности ее определения», во многом объясняет причины ее неприятия. Хотя де Ман не указывает дату эссе в своем описании первоначального заказа, похоже, что оно было написано в 1980 году.
Содержание
[ редактировать ]Но, принимая во внимание это предложение, в эссе обсуждается развитие теории литературы в Америке в двадцатом веке и проблемы, с которыми она сталкивается. Де Ман указывает, что «можно сказать, что литературная теория возникает тогда, когда подход к литературным текстам больше не основывается на нелингвистических, то есть исторических и эстетических соображениях». Такое введение лингвистической и семиотической терминологии в литературоведение, по мнению де Мана, дает языку «значительную свободу от референциальных ограничений» и делает его «эпистемологически крайне подозрительным и нестабильным». Опираясь на идеи Соссюра и Ницше , де Ман указывает, что риторическое и тропологическое измерение языка делает его ненадежным средством сообщения истин. Литературный язык преимущественно риторический и образный. Поэтому было бы большой ошибкой считать само собой разумеющимся, что литература является надежным источником информации о чем-либо, кроме самой себя.
Кризис упомянут
[ редактировать ]Это порождает особый кризис в литературоведении, поскольку «литературность» больше не рассматривается как эстетическое качество или подражательный способ. Эстетический эффект, по мнению де Мана, имеет место потому, что мы склонны путать материальность означающего с материальностью означаемого, рассматривая язык как интуитивное и прозрачное средство, в отличие от материального и конвенционального средства, которым он является. Мимесис, как и эстетическое качество, также является следствием риторических и образных аспектов языка. Предположение об идеологическом и историческом контекстах или предпосылках литературных текстов становится проблематичным, если язык больше не рассматривается как прозрачный и интуитивный проводник от текстового материала к исторической ситуации. Следовательно, теоретики, придерживающиеся эстетического подхода к литературоведению, и те, кто придерживается исторического подхода, находят теорию неудобной и сложной. Они являются полемическими противниками теории.
Объяснение автора
[ редактировать ]Поскольку теория является такой же лингвистической конструкцией, как и литература, она становится жертвой той же проблематики литературного языка. Де Ман утверждает, что сопротивление теории может быть «встроенной составляющей ее дискурса». Настоящие дебаты теории литературы отныне ведутся «не с ее полемическими противниками, а скорее с ее собственными методологическими предположениями и возможностями». (стр. 358) Это потому, что «сопротивление теории — это сопротивление использованию языка в отношении языка». Таким образом, сопротивление теории, согласно де Ману, является сопротивлением чтению: «Ничто не может преодолеть сопротивление теории, поскольку теория сама «является» этим сопротивлением».
Де Ман в заключение, однако, заявляет, что «литературной теории не грозит гибель; она не может не процветать, и чем больше ей сопротивляются, тем больше она процветает, поскольку язык, на котором она говорит, является языком самосопротивления». (стр. 365)
Ссылки
[ редактировать ]- Поль де Ман, «Сопротивление теории», в ред. Дэвида Лоджа и Найджела Вуда, « Современная критика и теория: читатель» (2005), стр. 349–365.
- Поль де Ман, Сопротивление теории (Университет Миннесоты, 1986), ISBN 978-0-8166-1294-9
- Редакторы Дэвида Лоджа и Найджела Вуда, «Современная критика и теория: читатель» (Нью-Дели: Pearson Education, 2005).