Генеральный прокурор (Польша)
( Генеральный прокурор польск . Prokurator Generalny ) — высший чиновник прокуратуры Польши. Генеральная прокуратура имеет полномочия над Национальным прокурором , прокурорами универсальных органов прокуратуры, региональных органов прокуратуры и различных специальных прокурорских комиссий. [ 1 ] За исключением короткого периода с 2010 по 2016 год, должность генерального прокурора одновременно занимал министр юстиции . Адам Боднар — нынешний генеральный прокурор Польши.
История и развитие законодательства
[ редактировать ]1950–85
[ редактировать ]После создания Польской Народной Республики после Второй мировой войны польское прокурорское законодательство во многом копировало аналогичные советские законы и конвенции. [ 2 ] Закон о прокуратуре 1950 года установил польскую прокуратуру как независимый орган под надзором Государственного совета . Согласно этой законодательной базе, прокуратуру возглавлял Генеральный прокурор. [ 3 ] и имел юрисдикцию над государственными органами и частными лицами. Помимо преследования преступлений, прокуратура стала отвечать за обеспечение лояльности к «социалистическому правопорядку». [ 4 ] и находился под строгим контролем Польской объединенной рабочей партии . [ 5 ] несмотря на его номинальную независимость от партийного правления. [ 6 ] Согласно Закону 1950 года, прокуратура была исключена из судебной ветви власти и стала отдельной, номинально независимой организацией под эгидой Государственного совета, исполнительного органа. [ 7 ]
1985–2010
[ редактировать ]Закон 1950 года был заменен Законом 1985 года о прокуратуре. Значительные поправки, внесенные после перехода Польши к демократии, вывели прокуратуру из-под контроля упраздненного Государственного совета и объединили функции генерального прокурора с министром юстиции. [ 8 ] [ 9 ] Эта поправка была направлена на облегчение преследования за политическое вмешательство и нарушения правил, учитывая подотчетность министра юстиции перед Сеймом. Предполагалось, что подотчетность парламента будет способствовать большей прозрачности и уменьшению произвола в решениях прокуратуры. Однако на практике объединение министра юстиции с должностью генерального прокурора позволило правящей партии того времени осуществлять политический контроль и влияние на прокуратуру. [ 10 ] решения прокуратуры были обусловлены потребностями партийной политики. В соответствии с поправками 2007 года к Закону министру юстиции были предоставлены полномочия лично отдавать распоряжения по текущим делам. [ 11 ]
2010–2016
[ редактировать ]Поправки 2010 года к Закону о прокуратуре отделили роль Генерального прокурора от роли министра юстиции. Реформы совпали с избранием более либерального правительства и были направлены на защиту прокуратуры от политического вмешательства и гарантию ее независимости. [ 12 ] Генеральный прокурор должен был назначаться президентом Польши из двух кандидатов на возобновляемый шестилетний срок. Кандидаты были выдвинуты экспертами по правовым и судебным вопросам из Национального совета прокуроров и Национального судебного совета. Генеральный прокурор был защищен от отстранения от должности без причины. [ 13 ] При наличии причины любое предложение об отстранении требовало большинства в две трети голосов парламента. [ 14 ] Эти закрепляющие положения были направлены на обеспечение гарантий пребывания в должности и устранение возможности партийно-политического вмешательства в обязанности Генерального прокурора.
2016 – настоящее время
[ редактировать ]В 2016 году, после в 2015 году выборов Партии «Право и справедливость» , в Закон о прокуратуре были внесены поправки, объединяющие должности министра юстиции и генерального прокурора. [ 1 ] Закон с поправками предоставил Генеральному прокурору дополнительные полномочия «изменять или отменять» решения нижестоящего прокурора. [ 15 ] назначать прокуроров на должности без проведения конкурса [ 16 ] и, что немаловажно, безосновательно переводить и понижать в должности нижестоящих прокуроров прокуратуры. [ 17 ] Эти поправки были приняты одновременно с другими реформами, которые предоставили министру юстиции больше полномочий по назначению и созданию высших судов. [ 18 ]
Комиссар по правам человека Польши безуспешно оспорил ряд поправок в Конституционном трибунале Польши. [ 19 ]
Обосновывая поправки, Партия «Право и справедливость» утверждала, что двойная роль министра юстиции и генерального прокурора лучше отражает до- и постсоветскую польскую правовую традицию и что поправки повысили подотчетность и эффективность прокуратуры. [ 20 ] [ 21 ] Защитники поправок также отметили, что ряд других европейских юрисдикций также подчинили генерального прокурора министру юстиции. [ 22 ] Европейская комиссия за демократию через право ( Венецианская комиссия ) выделила польские поправки: «она не только подчиняет или связывает прокуратуру с министром юстиции, но последний становится главным органом прокуратуры». [ 23 ] Поправки 2016 года по-прежнему остаются спорным вопросом в Польше.
Иерархия
[ редактировать ]Статья 13(1) Закона о прокуратуре устанавливает Генерального прокурора как «ответственного». [ 24 ] прокуратуры, в которую входит весь аппарат польской прокуратуры. [ 1 ] Согласно статье 14(1), Национальный прокурор является первым заместителем Генерального прокурора. Генеральный прокурор может делегировать выполнение своих полномочий и задач Национальному прокурору или другому указанному заместителю. [ 25 ] При Национальной прокуратуре создаются профильные отраслевые отделы и департаменты. [ 26 ] Примеры включают отраслевой отдел Департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. [ 27 ] и Департамент по военным вопросам. [ 28 ] Ниже Национальной прокуратуры расположены в порядке старшинства провинциальные прокуратуры; [ 29 ] региональные прокуроры; [ 30 ] и районные прокуроры. [ 31 ] Каждый офис подчиняется непосредственно вышестоящему офису в иерархической цепочке. [ 32 ]
Полномочия
[ редактировать ]Статья 2 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокуратура в целом «выполняет задачи, связанные с преследованием преступлений и поддержанием правопорядка». Статья 3 дает уточнение, разделяя эту общую обязанность на 14 конкретных обязанностей. Некоторые из них касаются сотрудничества с другими правоохранительными органами. [ 33 ] в то время как другие разрешают Генеральному прокурору собирать ИТ-данные и проводить исследования в области преступности и ее предотвращения. [ 34 ] Дополнительные обязанности включают обычные прокурорские функции, такие как обжалование решений и подача гражданских исков в суд. Наиболее существенное отклонение от предыдущих редакций Закона обнаружено в статье 7(3), которая наделяет Генерального прокурора полномочиями издавать распоряжения «относительно содержания судебного акта» нижестоящим прокурором. Нижестоящие прокуроры обязаны действовать в соответствии с такими приказами. [ 35 ]
Критика
[ редактировать ]Поправки 2016 года к Закону о прокуратуре вызвали внутреннюю и международную критику со стороны ученых, межправительственных организаций и общественных групп. Эти опасения в основном были связаны с предполагаемым снижением независимости прокуратуры и сомнением в целесообразности двойной роли министра юстиции и государственного прокурора, учитывая возможность возникновения конфликтов. В статье в журнале Foreign Policy утверждается, что поправки 2016 года «значительно расширили полномочия по вмешательству в деятельность рядовых прокуроров, в их решения, а также в их свободу слова и ассоциаций». [ 36 ] В отчете Amnesty International за 2019 год установлено, что в 2016 году, сразу после внесения поправок, были заменены все 11 руководителей региональных прокуратур, 44 из 45 руководителей окружных прокуратур и «подавляющее большинство» из 342 руководителей региональных прокуратур. Более того, около 200 прокуроров досрочно ушли на пенсию после выборов 2015 года, чтобы избежать последствий новых поправок. [ 37 ] Сообщалось, что понижение в должности и перевод использовались в качестве инструментов для обеспечения политической лояльности среди прокуроров. Ряд прокуроров были понижены в должности и переведены на менее заметные должности после выступлений против правительства.
Сторонники верховенства закона раскритиковали тесное участие Генерального прокурора в повседневной работе прокурора. Орган гражданской защиты «Верховенство права в Польше» утверждает, что концентрация прокурорской власти в руках министра юстиции позволила партийно-политическим результатам диктовать назначение прокуроров и исказила процедуру принятия решения о возбуждении уголовного дела по определенным делам. По данным Верховенства права в Польше, «широкомасштабное вмешательство генерального прокурора в текущие досудебные разбирательства позволяет привлечь к ответственности людей, которых власти считают неудобными, и прекратить дела против тех, кто поддерживает власть». [ 38 ]
Полномочия Генерального прокурора в отношении дисциплинарного производства также подвергаются сомнению. Согласно Закону 2016 года, Генеральный прокурор назначает членов Дисциплинарного суда Генерального прокурора. Генеральный прокурор может также потребовать возбудить расследование в отношении отдельных прокуроров. Учитывая совмещение роли генерального прокурора с ролью министра юстиции, утверждается, что дисциплинарное производство стало политическим, а не административным инструментом, который используется для обеспечения лояльности со стороны прокуратуры.
Совет Европы подготовил подробный отчет по Закону о прокуратуре 2016 года. Он представил следующие рекомендации относительно полномочий Генерального прокурора:
«...учитывая широкие полномочия Генерального прокурора...должны быть разделены должности Генерального прокурора и министра юстиции. Кроме того, положения, касающиеся полномочий Генерального прокурора вмешиваться в конкретные дела, должны быть сокращены и должны быть предусмотрены гарантии... Если нынешняя система слияния должностей будет сохранена, тогда любая компетенция Генерального прокурора (т.е. министра юстиции) вмешиваться в отдельные дела, должно быть исключено, а его/ее компетенция должна быть ограничена предоставлением общих инструкций и указаний нижестоящим прокурорам с целью предотвращения любого риска политического манипулирования…». [ 39 ]
Региональное сравнение
[ редактировать ]В большинстве европейских юрисдикций роль министра юстиции отделена от роли генерального прокурора. В докладе Комитета министров Совета Европы за 2009 год была признана растущая европейская тенденция к созданию независимых, а не подчиненных прокуратур. [ 40 ] Европейский совет сообщил, что «системы прокуратуры, в которых прокуратура является частью правительства или подчиняется ему, соответствуют европейским стандартам при условии, что эффективные меры, гарантирующие независимость и автономию прокуратуры и гарантии против, в частности, вмешательства правительства, в частности дела имеются». [ 23 ]
В некоторых европейских юрисдикциях до сих пор существует прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции. К ним относятся Австрия, Дания, Германия и Нидерланды. По данным Совета Европы, в этих юрисдикциях предусмотрены гарантии защиты от государственного вмешательства и вмешательства. Польская система после 2010 года уникальна тем, что «она не только подчиняет или связывает прокуратуру с министром юстиции, но и последний становится главным органом прокуратуры». [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Статья 1 Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Маргери, Т. (2007). « Множественность функций польского министра юстиции» . Европейский журнал преступности, уголовного права и уголовного правосудия : 68.
- ^ Райан, А. (2016). «Сравнительные процессуальные традиции: путь Польши от социалистической к «состязательной» системе». Международный журнал доказательств и доказательств . 20 (4): 10. дои : 10.1177/1365712716655169 .
- ^ Краевский, К (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41 (1): 86. дои : 10.1086/665611 .
- ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 84
- ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 85
- ^ Маргери, Т (2007). «'Множественность функций польского министра юстиции'». Европейский журнал преступности, уголовного права и уголовного правосудия : 79-80.
- ^ Статья 2 Закона о прокуратуре 2016 г.
- ^ Международная ассоциация юристов (2007 г.). «Правосудие в осаде: отчет о верховенстве закона в Польше». Международная ассоциация юристов : 79.
- ^ Полак, П. (2011). «Польская прокуратура, политическая коррупция и правовая культура» в книге «Центральная и Восточная Европа после перехода: на пути к новой социально-правовой семантике» . Олдершот: Эшгейт.
- ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 92
- ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 79
- ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 99
- ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 100
- ^ Статья 8 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 80 Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 36 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Закон о Верховном суде 2017 г.; Закон о Национальном совете судебной власти 2017 г.
- ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 8
- ^ Садурский, Вт (2019). Конституционный распад Польши . Оксфорд: ОУП.
- ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 9
- ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 9-10
- ^ Jump up to: а б с Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017 г.), Заключение 892: 10
- ^ Статья 13 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 14 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 19 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 19 (2) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 19 (3) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 22 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 23 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 24 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статьи 28 (1)–(3) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статьи 3 (7)–(11), (14) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 3 (6) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Статья 7 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
- ^ Эйр, М. (22 мая 2024 г.). «Польша чистит своих прокуроров» . Внешняя политика .
- ^ «Польша: свободные суды, свободные люди». Международная амнистия . 2019.
- ^ «Концентрированная власть закона и правосудия над польскими прокурорами» . Верховенство закона . 12.11.2019 . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 23-24
- ^ Rec(2000)19 Комитета министров Совета Европы.