Jump to content

Генеральный прокурор (Польша)

( Генеральный прокурор польск . Prokurator Generalny ) — высший чиновник прокуратуры Польши. Генеральная прокуратура имеет полномочия над Национальным прокурором , прокурорами универсальных органов прокуратуры, региональных органов прокуратуры и различных специальных прокурорских комиссий. [ 1 ] За исключением короткого периода с 2010 по 2016 год, должность генерального прокурора одновременно занимал министр юстиции . Адам Боднар — нынешний генеральный прокурор Польши.

История и развитие законодательства

[ редактировать ]

После создания Польской Народной Республики после Второй мировой войны польское прокурорское законодательство во многом копировало аналогичные советские законы и конвенции. [ 2 ] Закон о прокуратуре 1950 года установил польскую прокуратуру как независимый орган под надзором Государственного совета . Согласно этой законодательной базе, прокуратуру возглавлял Генеральный прокурор. [ 3 ] и имел юрисдикцию над государственными органами и частными лицами. Помимо преследования преступлений, прокуратура стала отвечать за обеспечение лояльности к «социалистическому правопорядку». [ 4 ] и находился под строгим контролем Польской объединенной рабочей партии . [ 5 ] несмотря на его номинальную независимость от партийного правления. [ 6 ] Согласно Закону 1950 года, прокуратура была исключена из судебной ветви власти и стала отдельной, номинально независимой организацией под эгидой Государственного совета, исполнительного органа. [ 7 ]

Закон 1950 года был заменен Законом 1985 года о прокуратуре. Значительные поправки, внесенные после перехода Польши к демократии, вывели прокуратуру из-под контроля упраздненного Государственного совета и объединили функции генерального прокурора с министром юстиции. [ 8 ] [ 9 ] Эта поправка была направлена ​​на облегчение преследования за политическое вмешательство и нарушения правил, учитывая подотчетность министра юстиции перед Сеймом. Предполагалось, что подотчетность парламента будет способствовать большей прозрачности и уменьшению произвола в решениях прокуратуры. Однако на практике объединение министра юстиции с должностью генерального прокурора позволило правящей партии того времени осуществлять политический контроль и влияние на прокуратуру. [ 10 ] решения прокуратуры были обусловлены потребностями партийной политики. В соответствии с поправками 2007 года к Закону министру юстиции были предоставлены полномочия лично отдавать распоряжения по текущим делам. [ 11 ]

Поправки 2010 года к Закону о прокуратуре отделили роль Генерального прокурора от роли министра юстиции. Реформы совпали с избранием более либерального правительства и были направлены на защиту прокуратуры от политического вмешательства и гарантию ее независимости. [ 12 ] Генеральный прокурор должен был назначаться президентом Польши из двух кандидатов на возобновляемый шестилетний срок. Кандидаты были выдвинуты экспертами по правовым и судебным вопросам из Национального совета прокуроров и Национального судебного совета. Генеральный прокурор был защищен от отстранения от должности без причины. [ 13 ] При наличии причины любое предложение об отстранении требовало большинства в две трети голосов парламента. [ 14 ] Эти закрепляющие положения были направлены на обеспечение гарантий пребывания в должности и устранение возможности партийно-политического вмешательства в обязанности Генерального прокурора.

2016 – настоящее время

[ редактировать ]

В 2016 году, после в 2015 году выборов Партии «Право и справедливость» , в Закон о прокуратуре были внесены поправки, объединяющие должности министра юстиции и генерального прокурора. [ 1 ] Закон с поправками предоставил Генеральному прокурору дополнительные полномочия «изменять или отменять» решения нижестоящего прокурора. [ 15 ] назначать прокуроров на должности без проведения конкурса [ 16 ] и, что немаловажно, безосновательно переводить и понижать в должности нижестоящих прокуроров прокуратуры. [ 17 ] Эти поправки были приняты одновременно с другими реформами, которые предоставили министру юстиции больше полномочий по назначению и созданию высших судов. [ 18 ]

Комиссар по правам человека Польши безуспешно оспорил ряд поправок в Конституционном трибунале Польши. [ 19 ]

Обосновывая поправки, Партия «Право и справедливость» утверждала, что двойная роль министра юстиции и генерального прокурора лучше отражает до- и постсоветскую польскую правовую традицию и что поправки повысили подотчетность и эффективность прокуратуры. [ 20 ] [ 21 ] Защитники поправок также отметили, что ряд других европейских юрисдикций также подчинили генерального прокурора министру юстиции. [ 22 ] Европейская комиссия за демократию через право ( Венецианская комиссия ) выделила польские поправки: «она не только подчиняет или связывает прокуратуру с министром юстиции, но последний становится главным органом прокуратуры». [ 23 ] Поправки 2016 года по-прежнему остаются спорным вопросом в Польше.

Иерархия

[ редактировать ]
Польская прокуратура

Статья 13(1) Закона о прокуратуре устанавливает Генерального прокурора как «ответственного». [ 24 ] прокуратуры, в которую входит весь аппарат польской прокуратуры. [ 1 ] Согласно статье 14(1), Национальный прокурор является первым заместителем Генерального прокурора. Генеральный прокурор может делегировать выполнение своих полномочий и задач Национальному прокурору или другому указанному заместителю. [ 25 ] При Национальной прокуратуре создаются профильные отраслевые отделы и департаменты. [ 26 ] Примеры включают отраслевой отдел Департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. [ 27 ] и Департамент по военным вопросам. [ 28 ] Ниже Национальной прокуратуры расположены в порядке старшинства провинциальные прокуратуры; [ 29 ] региональные прокуроры; [ 30 ] и районные прокуроры. [ 31 ] Каждый офис подчиняется непосредственно вышестоящему офису в иерархической цепочке. [ 32 ]

Полномочия

[ редактировать ]

Статья 2 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокуратура в целом «выполняет задачи, связанные с преследованием преступлений и поддержанием правопорядка». Статья 3 дает уточнение, разделяя эту общую обязанность на 14 конкретных обязанностей. Некоторые из них касаются сотрудничества с другими правоохранительными органами. [ 33 ] в то время как другие разрешают Генеральному прокурору собирать ИТ-данные и проводить исследования в области преступности и ее предотвращения. [ 34 ] Дополнительные обязанности включают обычные прокурорские функции, такие как обжалование решений и подача гражданских исков в суд. Наиболее существенное отклонение от предыдущих редакций Закона обнаружено в статье 7(3), которая наделяет Генерального прокурора полномочиями издавать распоряжения «относительно содержания судебного акта» нижестоящим прокурором. Нижестоящие прокуроры обязаны действовать в соответствии с такими приказами. [ 35 ]

Поправки 2016 года к Закону о прокуратуре вызвали внутреннюю и международную критику со стороны ученых, межправительственных организаций и общественных групп. Эти опасения в основном были связаны с предполагаемым снижением независимости прокуратуры и сомнением в целесообразности двойной роли министра юстиции и государственного прокурора, учитывая возможность возникновения конфликтов. В статье в журнале Foreign Policy утверждается, что поправки 2016 года «значительно расширили полномочия по вмешательству в деятельность рядовых прокуроров, в их решения, а также в их свободу слова и ассоциаций». [ 36 ] В отчете Amnesty International за 2019 год установлено, что в 2016 году, сразу после внесения поправок, были заменены все 11 руководителей региональных прокуратур, 44 из 45 руководителей окружных прокуратур и «подавляющее большинство» из 342 руководителей региональных прокуратур. Более того, около 200 прокуроров досрочно ушли на пенсию после выборов 2015 года, чтобы избежать последствий новых поправок. [ 37 ] Сообщалось, что понижение в должности и перевод использовались в качестве инструментов для обеспечения политической лояльности среди прокуроров. Ряд прокуроров были понижены в должности и переведены на менее заметные должности после выступлений против правительства.

Сторонники верховенства закона раскритиковали тесное участие Генерального прокурора в повседневной работе прокурора. Орган гражданской защиты «Верховенство права в Польше» утверждает, что концентрация прокурорской власти в руках министра юстиции позволила партийно-политическим результатам диктовать назначение прокуроров и исказила процедуру принятия решения о возбуждении уголовного дела по определенным делам. По данным Верховенства права в Польше, «широкомасштабное вмешательство генерального прокурора в текущие досудебные разбирательства позволяет привлечь к ответственности людей, которых власти считают неудобными, и прекратить дела против тех, кто поддерживает власть». [ 38 ]

Полномочия Генерального прокурора в отношении дисциплинарного производства также подвергаются сомнению. Согласно Закону 2016 года, Генеральный прокурор назначает членов Дисциплинарного суда Генерального прокурора. Генеральный прокурор может также потребовать возбудить расследование в отношении отдельных прокуроров. Учитывая совмещение роли генерального прокурора с ролью министра юстиции, утверждается, что дисциплинарное производство стало политическим, а не административным инструментом, который используется для обеспечения лояльности со стороны прокуратуры.

Совет Европы подготовил подробный отчет по Закону о прокуратуре 2016 года. Он представил следующие рекомендации относительно полномочий Генерального прокурора:

«...учитывая широкие полномочия Генерального прокурора...должны быть разделены должности Генерального прокурора и министра юстиции. Кроме того, положения, касающиеся полномочий Генерального прокурора вмешиваться в конкретные дела, должны быть сокращены и должны быть предусмотрены гарантии... Если нынешняя система слияния должностей будет сохранена, тогда любая компетенция Генерального прокурора (т.е. министра юстиции) вмешиваться в отдельные дела, должно быть исключено, а его/ее компетенция должна быть ограничена предоставлением общих инструкций и указаний нижестоящим прокурорам с целью предотвращения любого риска политического манипулирования…». [ 39 ]

Региональное сравнение

[ редактировать ]

В большинстве европейских юрисдикций роль министра юстиции отделена от роли генерального прокурора. В докладе Комитета министров Совета Европы за 2009 год была признана растущая европейская тенденция к созданию независимых, а не подчиненных прокуратур. [ 40 ] Европейский совет сообщил, что «системы прокуратуры, в которых прокуратура является частью правительства или подчиняется ему, соответствуют европейским стандартам при условии, что эффективные меры, гарантирующие независимость и автономию прокуратуры и гарантии против, в частности, вмешательства правительства, в частности дела имеются». [ 23 ]

В некоторых европейских юрисдикциях до сих пор существует прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции. К ним относятся Австрия, Дания, Германия и Нидерланды. По данным Совета Европы, в этих юрисдикциях предусмотрены гарантии защиты от государственного вмешательства и вмешательства. Польская система после 2010 года уникальна тем, что «она не только подчиняет или связывает прокуратуру с министром юстиции, но и последний становится главным органом прокуратуры». [ 23 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Статья 1 Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  2. ^ Маргери, Т. (2007). « Множественность функций польского министра юстиции» . Европейский журнал преступности, уголовного права и уголовного правосудия : 68.
  3. ^ Райан, А. (2016). «Сравнительные процессуальные традиции: путь Польши от социалистической к «состязательной» системе». Международный журнал доказательств и доказательств . 20 (4): 10. дои : 10.1177/1365712716655169 .
  4. ^ Краевский, К (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41 (1): 86. дои : 10.1086/665611 .
  5. ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 84
  6. ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 85
  7. ^ Маргери, Т (2007). «'Множественность функций польского министра юстиции'». Европейский журнал преступности, уголовного права и уголовного правосудия : 79-80.
  8. ^ Статья 2 Закона о прокуратуре 2016 г.
  9. ^ Международная ассоциация юристов (2007 г.). «Правосудие в осаде: отчет о верховенстве закона в Польше». Международная ассоциация юристов : 79.
  10. ^ Полак, П. (2011). «Польская прокуратура, политическая коррупция и правовая культура» в книге «Центральная и Восточная Европа после перехода: на пути к новой социально-правовой семантике» . Олдершот: Эшгейт.
  11. ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 92
  12. ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 79
  13. ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 99
  14. ^ Краевский, К. (2012). «Прокуратура и прокуратура в Польше: в поисках независимости». Преступность и справедливость . 41(1): 100
  15. ^ Статья 8 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  16. ^ Статья 80 Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  17. ^ Статья 36 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  18. ^ Закон о Верховном суде 2017 г.; Закон о Национальном совете судебной власти 2017 г.
  19. ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 8
  20. ^ Садурский, Вт (2019). Конституционный распад Польши . Оксфорд: ОУП.
  21. ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 9
  22. ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 9-10
  23. ^ Jump up to: а б с Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017 г.), Заключение 892: 10
  24. ^ Статья 13 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  25. ^ Статья 14 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  26. ^ Статья 19 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  27. ^ Статья 19 (2) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  28. ^ Статья 19 (3) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  29. ^ Статья 22 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  30. ^ Статья 23 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  31. ^ Статья 24 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  32. ^ Статьи 28 (1)–(3) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  33. ^ Статьи 3 (7)–(11), (14) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  34. ^ Статья 3 (6) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  35. ^ Статья 7 (1) Закона о прокуратуре 2016 г. (Польша)
  36. ^ Эйр, М. (22 мая 2024 г.). «Польша чистит своих прокуроров» . Внешняя политика .
  37. ^ «Польша: свободные суды, свободные люди». Международная амнистия . 2019.
  38. ^ «Концентрированная власть закона и правосудия над польскими прокурорами» . Верховенство закона . 12.11.2019 . Проверено 20 ноября 2020 г.
  39. ^ Венецианская комиссия , «Заключение о Законе о прокуратуре с поправками» (2017), Мнение 892: 23-24
  40. ^ Rec(2000)19 Комитета министров Совета Европы.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e9324117d60012ef516da28ed3734e6__1715820840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/e6/6e9324117d60012ef516da28ed3734e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Public Prosecutor General (Poland) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)