Марис Лиепа
Марис Лиепа | |
---|---|
![]() Марина Кондратьева Жизели и Марис Лиепа в роли Альбрехта в сцене из первого действия Адольфа Шарля Адана балета "Жизель" на сцене Государственного академического Большого театра СССР в роли . 1 января 1972 г. | |
Рожденный | Марис Рудольфс Лиепа 27 июля 1936 г. |
Умер | 26 марта 1989 г. | (52 года)
Место отдыха | Ваганьковское кладбище , Москва. |
Занятие | Танцор |
Работодатель(и) | Латвийский театр оперы и балета , Большой театр |
Известный | Спартак , Лебединое озеро. |
Дети | Андрис Лиепа и Илзе Лиепа |
Награды | Народный артист СССР. |
Веб-сайт | http://liepa.ru/ |
Марис Рудольфс Лиепа (27 июля 1936 — 26 марта 1989) — советский латышский артист балета, родился в Риге и умер в Москве . Окончил Рижское хореографическое училище, где его преподавал Валентин Блинов . он выступил в Москве в 1950 году. На пике карьеры Лиепа считался одним из лучших танцоров мира. Впервые [ 1 ] и один из самых универсальных, умеющих выполнять самые разные роли. [ 2 ]
В 1953 году Лиепа начал обучение в Московском хореографическом училище в классе Николая Тарасова и поначалу развивался как артист-ролевой, а по окончании школы превратился в классического артиста балета.
После окончания Московского хореографического училища в 1955 году вернулся в Ригу и в Латвийский театр оперы и балета . В декабре того же года труппа театра поехала на гастроли в Москву, где Лиепу заметила одна из прима-балерин Большого театра Майя Плисецкая . Она пригласила Лиепу присоединиться к ее балетной труппе на гастролях в Будапеште в 1956 году. Он принял приглашение войти в состав Московского академического музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и через четыре сезона стал одним из ведущих артистов.
Лиепа был приглашен в состав труппы Московского государственного академического Большого театра , гастролировавшей в Польше , и вскоре после этих гастролей Лиепе предложил место в труппе балетмейстер театра Леонид Лавровский . В своем дебюте на сцене Московского государственного академического Большого театра он исполнил партию Василия в «Дон Кихоте» , опять же с Майей Плисецкой . В начале 1960-х годов, вскоре после этого, он сыграл самую важную роль в своей карьере, графа Альберта в постановке « Жизели» . Сотрудничество с новым балетмейстером Государственного академического Большого театра Юрием Григоровичем началось в 1964 году. В 1966 году Лиепа впервые выступил в повторной постановке «Призрака розы» Фокина , а в 1968 году сыграл партию в новой редакции спектакля. «Спартак», а высшую награду получил за роль Красса в 1970 году.
Отношения Лиепы и балетмейстера Государственного академического Большого театра в 1970-е годы выровнялись, и он остался вне списка исполнителей новых постановок Григоровича . Свою последнюю большую роль в театре Лиепа станцевал в 1977 году в постановке Чиполлино . После ухода он поставил и организовал несколько собственных творческих спектаклей и активно сотрудничал с новой балетной труппой Бориса Эйфмана .
Лиепа ушел из Большого театра в 1982 году, но конец его балетной и творческой карьеры должен был наступить гораздо позже. Он работал преподавателем балета и с 1983 по 1985 год стал художественным руководителем Софийской национальной оперы. В 1989 году Лиепа создал свой собственный театр балета в Москве.
В репертуаре Лиепы было множество ролей, от «Лебединого озера» до «Спартака» , выступал он на сценах как Европы, так и США. Лиепа также играл роли в кино и на ТВ, в «Гамлете» и «Спартаке» . В 1981 году в Риге вышла книга Мариса Лиепы «Я хочу танцевать сто лет ». Лиепа был лауреатом многих выдающихся наград, премий и премий Советского Союза, в том числе медали Константина Станиславского Парижской академии балета Вацлава Нижинского. награда и премия Мариуса Петипа .
В Латвийской национальной опере ежегодно проходят концерты памяти Мариса Лиепы, которые организуют его дети: его сын Андрис и дочери Илзе (танцовщица балета) и Мария (актриса и певица).
Кино и телевидение
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейтер, Уильям. Кремль и посольство . Макмиллан, 1967 год. [ нужна страница ]
- ^ Маклер, Тина. Танцевать, Жить . Танцевальные горизонты, 1977 [ нужна страница ]