Jump to content

Адольф Адам

(Перенаправлено с Адольфа Шарля Адама )

аккуратно бородатый белый мужчина средних лет, в очках
Адам в 1840 году

Адольф Шарль Адам (англ. Французский: [adɔlf adɑ̃] ; 24 июля 1803 — 3 мая 1856) — французский композитор, педагог и музыкальный критик. Плодовитый театральный композитор, сегодня он наиболее известен своими балетами «Жизель» (1841 г.) и «Корсар» (1856 г.), операми «Почтальон де Лоньюмо» (1836 г.) и «Si j'étais roi» (1852 г.) и рождественским гимном «Минуит». Кретьенс!" (Полночь, христиане, 1844 г., известная на английском языке как « O Holy Night »).

Адам был сыном известного композитора и пианиста, но отец не хотел, чтобы он продолжал музыкальную карьеру. Адам бросил вызов своему отцу, и его многочисленные оперы и балеты принесли ему хорошую жизнь, пока он не потерял все свои деньги в 1848 году в катастрофической попытке открыть новый оперный театр в Париже, конкурирующий с Оперой и Комической оперой . Он выздоровел и расширил свою деятельность на журналистику и преподавание. Он был назначен профессором Парижской консерватории , главной музыкальной академии Франции.

Вместе со своим старшим современником Даниэлем Обером и своим учителем Адрианом Буальдье Адаму приписывают создание более поздней романтической французской формы оперы.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]
чисто выбритый белый мужчина средних лет с копной аккуратно подстриженных седых волос.
Отец Адама, Луи, 1834 г.

Адам родился в Париже 24 июля 1803 года и был старшим из двух детей, сыновей (Жана) Луи Адама и его третьей жены Элизы, урожденной Кост. Она была дочерью выдающегося врача и бывшей ученицей своего мужа, известного композитора, пианиста и профессора Парижской консерватории . [ 1 ] Луи Адам давал сыну уроки, но мальчик не хотел изучать даже азы музыкальной теории и вместо этого бегло играл на слух:

Я любил музыку, но не хотел ей учиться. Я часами сидел молча, слушая, как мой отец играет на пианино, и как только я оставался один, я постукивал по инструменту, не зная своих нот. Я, сам того не осознавая, знал, как найти гармонию. Я не хотел играть гаммы или читать ноты; Я всегда импровизировал. [ 2 ]

Позже он сказал, что так и не научился бегло читать партитуры. Его мать пришла к выводу, что ее сыну необходимо серьезное образование, и его отправили в школу-интернат, институт Хикс на Елисейских полях . Он имел высокую репутацию как в академическом, так и в музыкальном плане: его старший современник (и ученик Луи Адама) Фердинанд Герольд . здесь получил образование [ 3 ] а учителем музыки был Анри Лемуан , еще один из бывших учеников Луи. Адольф не был академическим ребенком и вспоминал в своих мемуарах, как он отшатнулся от изучения латыни, которую он считал «варварской». [ 4 ] Падение Французской империи в 1814–1815 годах и последовавшие за этим экономические проблемы сильно повлияли на доходы Луи Адама, и в целях экономии его сына отправили в менее дорогую школу. Персонал там был способный, но Адам оставался равнодушным как к музыкальной теории, так и к латыни. [ 5 ]

Картина гладко выбритого белого мужчины с аккуратными короткими темными волосами.
Профессор композиции Адама Адриен Буальдье

В 17 лет Адам поступил в консерваторию, где изучал игру на органе у Франсуа Бенуа , контрапункт у Антона Райши и композицию у Адриена Буальдье . Биограф Адама Элизабет Форбс называет Буальдье главным архитектором музыкального развития Адама. [ 6 ] Он ставил своим ученикам упражнения, которые научили его сочинять продолжительные мелодии без показных модуляций и других технических приемов. [ 7 ] Отец Адама не хотел, чтобы его сын стал профессиональным композитором: он предпочел бы, чтобы он продолжил коммерческую или академическую карьеру, и хотя он предоставил Адаму питание и жилье, он отказался субсидировать любую музыкальную деятельность. [ 8 ] К 20 годам Адам писал песни для парижских театров водевиля , писал то, что он позже назвал «плохими романами и еще худшими фортепианными пьесами», и давал уроки музыки. [ 9 ]

Дюшом, литаврист и хормейстер нового Театра дю Гимназ , предложил Адаму неоплачиваемую должность, играя на треугольнике в оркестре. Адам сказал, что, поскольку он заплатил бы за то, чтобы ему разрешили присоединиться, он был рад служить без зарплаты, но его быстро повысили до хорошо оплачиваемой должности:

Поступление в Гимназу было событием в моей жизни. Я завел знакомства и дружбу с актерами и писателями; словом, это было моей отправной точкой. Дюшом умер, и я сменил его на посту литавриста и хормейстера с жалованьем в шестьсот франков в год. Это было целое состояние. Я больше не давал уроков по тридцать су и писал чуть менее дрянную музыку. [ 10 ]

В 1824 году Адам принял участие в самом важном музыкальном конкурсе консерватории — Римской премии . Он получил почетное упоминание, а в следующем году со второй попытки завоевал вторую премию. Forbes пишет, что Адам получил больше пользы от помощи Буальдье в подготовке его оперы «Бланшовая дама» , поставленной в Комической опере в декабре 1825 года. Фортепианные транскрипции Адама тем из оперы были опубликованы в 1826 году и принесли ему достаточно денег, чтобы совершить поездку по опере. Нидерланды, Германия и Швейцария летом 1826 года с другом семьи Себастьяном Гийе. В Женеве он познакомился с либреттистом Эженом Скрибом , с которым позже сотрудничал в девяти сценических произведениях. [ 6 ]

Ранние успехи

[ редактировать ]
Сцена с женщиной, стоящей между двумя мужчинами
Тоска по дому , первая опера Адама, 1827 г.

В течение 1824–1827 годов Адам написал или аранжировал музыку для нескольких одноактных водевилей, представленных в Гимназе и Театре дю Водевиль , в том числе четыре, написанные Скрибом в качестве единственного или соавтора. В конце 1827 года Писец предоставил текст для первой оперы Адама, одноактного комикса « Le Mal du pays, ou La Batelière de Brientz» («Тоска по дому, или Баржа из Бриенца»), состоящего из увертюры и одиннадцати номеров; она была поставлена ​​в Гимназе 28 декабря 1827 года. Чуть больше года спустя, в феврале 1829 года, вторая одноактная опера Адама « Пьер и Екатерина» была показана двойной афишей в Комической опере Обера и Скриба с «Невестой» . и дал более 80 выступлений. [ 6 ]

Через семь месяцев после премьеры « Пьера и Катрин» Адам женился на Саре Леско, участнице хора Водевиля. Биограф Адама Артур Пужен описывает этот брак как «важное и неудачное для него событие». [ 11 ] По словам Пужена, Леско уговорил Адама жениться, и с его стороны, а позже и с ее стороны, это был союз без любви; они расстались в 1835 году. [ 12 ] Их единственный ребенок, Леопольд-Адриен, родившийся в 1832 году, покончил с собой в 1851 году. [ 13 ]

Премьера первых полнометражных опер Адама состоялась в 1829 году: «Женщина-собственница и старая жизнь фермье» и «Данилова» , комические оперы, поставленные в Театре Нуво и Комической опере соответственно. Данилова действовала хорошо, пока жизнь Парижа не была нарушена Июльской революцией . Это, а также вспышка холеры заставили Адама переехать в Лондон; это было сделано по предложению его зятя Пьера Франсуа Лапорта, менеджера Королевского театра Хеймаркет . В 1832 году Лапорт арендовал Королевский театр Ковент-Гарден , а в октябре в качестве дополнения к «Венецианскому купцу » представил » Джеймса Планше « Его первую кампанию , «Военный спектакль» о герцоге Мальборо , на музыку Адама. [ 14 ] Произведение было встречено «громкими и всеобщими аплодисментами». [ 15 ] но «Тёмный алмаз» , историческая мелодрама в трёх действиях, последовавшая 5 ноября, не смогла повторить свой успех, и в декабре Адам уехал домой в Париж. Он ненадолго вернулся в Лондон, когда его балет «Фауст» был представлен в Королевском театре в феврале и марте 1833 года. [ 6 ]

Пик карьеры

[ редактировать ]
молодая белая женщина танцует в костюме феи с маленькими крыльями на спине
Карлотта Гризи в главной роли Жизели , 1841 год.

В 1834 году Адам добился одного из своих величайших успехов с постановкой «Шале» в Комической опере. Это была одноактная комическая опера на слова Скриба и Мелесвилля по мотивам Гете « Иери и Бэтели» . За следующие четыре десятилетия его давали в Париже более 1000 раз. [ 6 ] В мае 1836 года Адам был назначен кавалером ордена Почётного легиона , позднее произведен в офицеры ордена. [ 16 ] Его первой работой для Парижской оперы стал балет « Дочь Дуная» , представленный Марией Тальони в сентябре 1836 года. [ 6 ] Через несколько дней после премьеры этой пьесы его трехактная комическая опера «Постильон де Лоньюмо» с успехом открылась в Комической опере. Это был величайший оперный успех композитора на международном уровне, его быстро подхватили иностранные режиссеры и увидели в Лондоне в 1837 году и Нью-Йорке в 1840 году. [ 17 ]

В 1838 и 1839 годах Адам сочинил музыку для «Могикан» , балет для Оперы и четыре оперы для Комической оперы, а в сентябре 1839 года уехал из Парижа в Санкт-Петербург. Его балет для Тальони « L'Écumeur de mer» («Пират») был представлен императорскому двору в феврале 1840 года, и были поставлены две его оперы. В конце марта он уехал из России в Париж, остановившись в Берлине, где написал оперу-балет « Гамадриаден» («Древесные нимфы»), которой дирижировал в Придворной опере в апреле 1840 года. [ 6 ]

Следующей значительной работой Адама стала композиция, благодаря которой он стал наиболее известен: балет «Жизель» . [ 6 ] [ 18 ] Премьера балета, основанного на Генриха Гейне версии старинной сказки , состоялась в Опере 28 июня 1841 года с Карлоттой Гризи в главной роли. Адам продолжил свою плодотворную деятельность, в том числе свою первую большую оперу « Ричард в Палестине» , которая была поставлена ​​в Опере в 1844 году, но не вызвала особого интереса. [ 6 ] В том же году он был избран членом Академии изящных искусств . [ 19 ]

Финансовая катастрофа

[ редактировать ]

В 1845 году Франсуа-Луи Кронье , директор Комической оперы, подал в отставку, и его место занял Александр Бассе . Вскоре Бассет поссорился с Адамом и сказал ему, что, пока он будет директором, произведения Адама никогда не будут исполняться в Комической опере. [ 20 ] открылся театр В начале 1847 года на бульваре Тампль , и Адам в сотрудничестве с актером Ашилем Мирекуром взял его на себя, переименовав в Оперу-Националь . Стоимость ремонта театра была огромной, и помимо вложения собственных денег Адам привлек большие суммы в виде кредитов. [ 20 ] Новый оперный театр открылся в ноябре 1847 года, но с самого начала его перспективы выглядели сомнительными. Финансовые и художественные показатели были плохими, а революция 1848 года стала последним ударом по предприятию. Театры были закрыты новым режимом, и когда им разрешили вновь открыться, спрос на билеты в оперный театр Адама, который закрылся 28 марта 1848 года, после постановки девяти опер за четыре месяца его существования, был небольшим. оставив его финансово разоренным. [ 21 ]

Адам выделил гонорары за свои более ранние произведения, чтобы помочь погасить свои долги, и, как и многие другие французские композиторы, нуждавшиеся в деньгах, он обратился к журналистике, чтобы получить дополнительный доход. [ н 1 ] Он публиковал обзоры и статьи в журналах Le Constitutionnel и Assemblée nationale . Он также стал преподавателем, приняв должность профессора композиции в Консерватории, где среди его учеников был Лео Делиб . [ 23 ] Между тем, поскольку Бассет покинул Комическую оперу во время революции, Адам смог вернуться в то, что Forbes называет своим духовным домом, под руководством нового директора Эмиля Перрена . [ 6 ]

Последние годы

[ редактировать ]
молодая темноволосая белая женщина в средневековом придворном костюме
Мадемуазель Мейер в роли королевы в «Хиральде» , 1850 год.

В июле 1850 года «Хиральда » или «Новая психика» — одна из лучших опер Адама, по мнению Форбса, — была показана в Комической опере. В 1851 году его бывшая жена умерла, и Адам женился на певице Шери-Луизе Куро (1817–1880), с которой прожил оставшиеся годы. [ 24 ] Для «Театр-Лирик», возрожденного воплощения его неудавшейся «Национальной оперы», Адам написал успешную пьесу «Si j'étais roi» , впервые поставленную в сентябре 1852 года. В этом году он поставил шесть новых произведений, что позволило ему погасить все свои долги. [ 6 ]

В течение последних трех лет своей жизни Адам продолжал плодотворно сочинять. , который Forbes называет одним из лучших его балетов Среди его поздних работ — балет «Корсар» , основанный на стихотворении Байрона ; он был представлен в Опере в январе 1856 года, после годичной подготовки. Его последняя сценическая работа, одноактная оперетта « Les Pantins de Violette» («Марионетки Виолетты») была показана в Театре Буфф-Парижский 29 апреля 1856 года. Четыре ночи спустя Адам умер во сне в возрасте 52 лет. [ 6 ] Похоронен на кладбище Монмартр . [ 25 ]

Работает

[ редактировать ]

В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Forbes пишет, что большая часть плодовитого творчества Адама была эфемерной. Сюда входят многие популярные номера, которые он написал для водевилей в ранние годы, большое количество фортепианных аранжировок, транскрипций и попурри любимых оперных арий, а также многочисленные легкие песни и баллады. Тем не менее, «остается несколько опер и балетов, которые являются не просто восхитительными образцами в своем роде, но также полны подлинного вдохновения». В эту категорию Forbes включает «Ле шале» (в которое включена музыка из кантаты, которую он написал для конкурса «Приз Рима» 1825 года), которое она причисляет к лучшим произведениям Адама за свежесть изобретательности. [ 6 ] По мнению музыковеда Теодора Бейкера , Адам считается одним из создателей французской оперы наряду с Обером и Буальдье благодаря выразительной силе его мелодического материала и острому чувству драматического развития. [ 26 ]

сценическая сцена с слоняющимися мужчинами в костюмах XVIII века на открытом воздухе
Почтальон из Ложюмо , 1836 год.

Во Франции, при жизни Адама и после него, «Шале» была его самой популярной оперой. В других странах фаворитом был Le postillon de Lonjumeau . В Германии, в частности, опера прославилась своей теноровой арией «Mes amis, écoutez l'histoire» (в переводе «Freunde, vernehmet die Geschichte»). [ н 2 ] , с его требовательным высоким D . Гроув отмечает, что в опере есть характерные и хорошо охарактеризованные роли и ощущение театра, которое присутствует во всех операх Адама. Из более поздних опер Гроув выделяет «Хиральду» и «Si j'étais roi» как «самые стильные, мелодичные и совершенные». [ 6 ]

Хотя он был плодовитым оперным композитором, балетную музыку Адам писал еще более свободно. Он отметил, что это было скорее развлечением, чем работой. [ 27 ] [ н 3 ] Жизель - самая известная; Бейкер называет это крупным произведением в истории хореографии, которое продолжает исполняться с таким же успехом. [ 26 ] Forbes отмечает, что, хотя у «Жизели» есть преимущество в виде особенно запоминающегося сюжета, «Красотка из Ганда» , «Крестная дочь фей» и «Корсар» в музыкальном плане одинаково хороши. [ 6 ]

Немногое из религиозной музыки Адама вошло в регулярный репертуар, за исключением его Cantique de Noël «Minuit, chrétiens!», известной на английском языке как « O Holy Night ». [ 18 ]

Мемуары Адама были опубликованы посмертно, в двух томах: «Воспоминания музыканта» (1857 г.) и «Последние воспоминания музыканта» (1859 г.). [ 18 ]

исчерпывающее двухтомное исследование его сценических произведений (один том об опере, другой о балете) Роберта Игнатиуса Летелье и Николаса Лестера Фуллера под названием « Адольф Адам, мастер комической оперы 1824–1856» . В 2023 году было опубликовано [ 28 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берлиоз , Форе , Мессажер , Дюка и Дебюсси — все они занимались журналистикой на протяжении своей карьеры. [ 22 ]
  2. ^ «Друзья, послушайте историю»
  3. ^ «Мы больше не работаем, мы развлекаемся» . [ 27 ]
  1. ^ Пужен (1877), стр. 22–23.
  2. ^ Цитируется в Лавиньяке, с. 3495
  3. ^ Пужен (1877), с. 24 и (1906), с. 7
  4. ^ Адам, с. IX
  5. ^ Пужен (1877), с. 30
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Форбс, Элизабет. «Адам, Адольф (Чарльз)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 11 сентября 2021 г. (требуется подписка)
  7. ^ Пужен (1877), стр. 31–32.
  8. ^ Пужен (1877), с. 35
  9. ^ Адам, с. XVI
  10. ^ Адам, стр. XVI–XVII
  11. ^ Пужен (1877), с. 63
  12. ^ Пужен (1877), с. 106
  13. ^ Лавиньяк, с. 3496; и «Дурная слава после смерти Леопольда-Адриена Адама» , Архивы Франции. Проверено 11 сентября 2021 г.
  14. ^ «Театр Ковент-Гарден», The Sun , 24 сентября 1832 г., стр. 1; и «Королевский театр, Ковент-Гарден», Morning Herald , 26 сентября 1832 г., стр. 2
  15. ^ «Театры», English Chronicle и Whitehall Evening Post , 2 октября 1832 г., стр. 4
  16. ^ Пужен (1877), стр. 113 и 179.
  17. ^ Хэрвуд, с. 755
  18. ^ Перейти обратно: а б с Слонимский и др. , с. 13
  19. ^ Пужен (1877), с. 179
  20. ^ Перейти обратно: а б Уолш, стр. 2–4.
  21. ^ Уолш, стр. 4 и 359.
  22. ^ Макдональд, Хью. «Берлиоз, (Луи-)Гектор» ; Некту, Жан-Мишель. «Форе, Габриэль» ; Вагстафф, Джон и Эндрю Лэмб. «Посыльный, Андре» ; Шварц, Мануэла и Г.В. Хопкинс. «Дюкас, Поль» ; и Лежер, Франсуа и Рой Ховат «Дебюсси, (Ахилле-) Клод» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 12 сентября 2021 г. (требуется подписка)
  23. ^ Керзон, с. 9
  24. ^ «Шери Куро» , Национальная библиотека Франции. Проверено 11 сентября 2021 г.
  25. ^ «Адам, Адольф» , Кладбища Франции и других стран. Проверено 15 сентября 2021 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Бейкер, с. 14
  27. ^ Перейти обратно: а б Пужен (1877), с. 119
  28. Обзор (на французском языке) Адольфа Адама, мастера комической оперы 1824–1856 годов, на сайте Forum Opéra , по состоянию на 30 января 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Адам, Адольф (1857). Воспоминания музыканта (на французском языке). Париж: братья Леви. OCLC   977584672 .
  • Бейкер, Теодор (1995). Биографический словарь музыкантов (на французском языке). Париж: Лаффон. ISBN  978-2-22-106787-1 .
  • Керзон, Генри де (1926). Лео Делиб. Его жизнь и часы (1836–1892) (на французском языке). Париж: Легуи. ОСЛК   1316090 .
  • Хэрвуд, граф (1979). Полный оперный сборник Коббе (девятое изд.). Лондон: Путман. OCLC   312154493 .
  • Лавиньяк, Альберт (1913). Энциклопедия музыки и словарь консерватории (на французском языке). Париж: Делагрейв. OCLC   1044655796 .
  • Пужен, Артур (1877). Адольф Адам: Его жизнь, его карьера, его художественные мемуары (на французском языке). Париж: Плотник. OCLC   238803777 .
  • Пужен, Артур (1906). Герольд . Известные музыканты (на французском языке). Париж: Х. Лоуренс. OCLC   1994688 .
  • Слонимский, Николай ; Кун, Лаура; Макинтайр, Деннис (2001). «Адам, Адольф». В Лауре Кун (ред.). Биографический словарь музыкантов Бейкера (8-е изд.). Нью-Йорк: Ширмер. ISBN  978-0-02-866091-2 .
  • Уолш, Т.Дж. (1981). Опера Второй Империи: Театр Лирик, Париж, 1851–1870 гг . Лондон: Колдер. ISBN  978-0-7145-3659-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c79ced81bee4f6e716ce27bc71b67cd0__1712805240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/d0/c79ced81bee4f6e716ce27bc71b67cd0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adolphe Adam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)