Адольф Адам
Адольф Шарль Адам (англ. Французский: [adɔlf adɑ̃] ; 24 июля 1803 — 3 мая 1856) — французский композитор, педагог и музыкальный критик. Плодовитый театральный композитор, сегодня он наиболее известен своими балетами «Жизель» (1841 г.) и «Корсар» (1856 г.), операми «Почтальон де Лоньюмо» (1836 г.) и «Si j'étais roi» (1852 г.) и рождественским гимном «Минуит». Кретьенс!" (Полночь, христиане, 1844 г., известная на английском языке как « O Holy Night »).
Адам был сыном известного композитора и пианиста, но отец не хотел, чтобы он продолжал музыкальную карьеру. Адам бросил вызов своему отцу, и его многочисленные оперы и балеты принесли ему хорошую жизнь, пока он не потерял все свои деньги в 1848 году в катастрофической попытке открыть новый оперный театр в Париже, конкурирующий с Оперой и Комической оперой . Он выздоровел и расширил свою деятельность на журналистику и преподавание. Он был назначен профессором Парижской консерватории , главной музыкальной академии Франции.
Вместе со своим старшим современником Даниэлем Обером и своим учителем Адрианом Буальдье Адаму приписывают создание более поздней романтической французской формы оперы.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Адам родился в Париже 24 июля 1803 года и был старшим из двух детей, сыновей (Жана) Луи Адама и его третьей жены Элизы, урожденной Кост. Она была дочерью выдающегося врача и бывшей ученицей своего мужа, известного композитора, пианиста и профессора Парижской консерватории . [ 1 ] Луи Адам давал сыну уроки, но мальчик не хотел изучать даже азы музыкальной теории и вместо этого бегло играл на слух:
Позже он сказал, что так и не научился бегло читать партитуры. Его мать пришла к выводу, что ее сыну необходимо серьезное образование, и его отправили в школу-интернат, институт Хикс на Елисейских полях . Он имел высокую репутацию как в академическом, так и в музыкальном плане: его старший современник (и ученик Луи Адама) Фердинанд Герольд . здесь получил образование [ 3 ] а учителем музыки был Анри Лемуан , еще один из бывших учеников Луи. Адольф не был академическим ребенком и вспоминал в своих мемуарах, как он отшатнулся от изучения латыни, которую он считал «варварской». [ 4 ] Падение Французской империи в 1814–1815 годах и последовавшие за этим экономические проблемы сильно повлияли на доходы Луи Адама, и в целях экономии его сына отправили в менее дорогую школу. Персонал там был способный, но Адам оставался равнодушным как к музыкальной теории, так и к латыни. [ 5 ]
В 17 лет Адам поступил в консерваторию, где изучал игру на органе у Франсуа Бенуа , контрапункт у Антона Райши и композицию у Адриена Буальдье . Биограф Адама Элизабет Форбс называет Буальдье главным архитектором музыкального развития Адама. [ 6 ] Он ставил своим ученикам упражнения, которые научили его сочинять продолжительные мелодии без показных модуляций и других технических приемов. [ 7 ] Отец Адама не хотел, чтобы его сын стал профессиональным композитором: он предпочел бы, чтобы он продолжил коммерческую или академическую карьеру, и хотя он предоставил Адаму питание и жилье, он отказался субсидировать любую музыкальную деятельность. [ 8 ] К 20 годам Адам писал песни для парижских театров водевиля , писал то, что он позже назвал «плохими романами и еще худшими фортепианными пьесами», и давал уроки музыки. [ 9 ]
Дюшом, литаврист и хормейстер нового Театра дю Гимназ , предложил Адаму неоплачиваемую должность, играя на треугольнике в оркестре. Адам сказал, что, поскольку он заплатил бы за то, чтобы ему разрешили присоединиться, он был рад служить без зарплаты, но его быстро повысили до хорошо оплачиваемой должности:
В 1824 году Адам принял участие в самом важном музыкальном конкурсе консерватории — Римской премии . Он получил почетное упоминание, а в следующем году со второй попытки завоевал вторую премию. Forbes пишет, что Адам получил больше пользы от помощи Буальдье в подготовке его оперы «Бланшовая дама» , поставленной в Комической опере в декабре 1825 года. Фортепианные транскрипции Адама тем из оперы были опубликованы в 1826 году и принесли ему достаточно денег, чтобы совершить поездку по опере. Нидерланды, Германия и Швейцария летом 1826 года с другом семьи Себастьяном Гийе. В Женеве он познакомился с либреттистом Эженом Скрибом , с которым позже сотрудничал в девяти сценических произведениях. [ 6 ]
Ранние успехи
[ редактировать ]В течение 1824–1827 годов Адам написал или аранжировал музыку для нескольких одноактных водевилей, представленных в Гимназе и Театре дю Водевиль , в том числе четыре, написанные Скрибом в качестве единственного или соавтора. В конце 1827 года Писец предоставил текст для первой оперы Адама, одноактного комикса « Le Mal du pays, ou La Batelière de Brientz» («Тоска по дому, или Баржа из Бриенца»), состоящего из увертюры и одиннадцати номеров; она была поставлена в Гимназе 28 декабря 1827 года. Чуть больше года спустя, в феврале 1829 года, вторая одноактная опера Адама « Пьер и Екатерина» была показана двойной афишей в Комической опере Обера и Скриба с «Невестой» . и дал более 80 выступлений. [ 6 ]
Через семь месяцев после премьеры « Пьера и Катрин» Адам женился на Саре Леско, участнице хора Водевиля. Биограф Адама Артур Пужен описывает этот брак как «важное и неудачное для него событие». [ 11 ] По словам Пужена, Леско уговорил Адама жениться, и с его стороны, а позже и с ее стороны, это был союз без любви; они расстались в 1835 году. [ 12 ] Их единственный ребенок, Леопольд-Адриен, родившийся в 1832 году, покончил с собой в 1851 году. [ 13 ]
Премьера первых полнометражных опер Адама состоялась в 1829 году: «Женщина-собственница и старая жизнь фермье» и «Данилова» , комические оперы, поставленные в Театре Нуво и Комической опере соответственно. Данилова действовала хорошо, пока жизнь Парижа не была нарушена Июльской революцией . Это, а также вспышка холеры заставили Адама переехать в Лондон; это было сделано по предложению его зятя Пьера Франсуа Лапорта, менеджера Королевского театра Хеймаркет . В 1832 году Лапорт арендовал Королевский театр Ковент-Гарден , а в октябре в качестве дополнения к «Венецианскому купцу » представил » Джеймса Планше « Его первую кампанию , «Военный спектакль» о герцоге Мальборо , на музыку Адама. [ 14 ] Произведение было встречено «громкими и всеобщими аплодисментами». [ 15 ] но «Тёмный алмаз» , историческая мелодрама в трёх действиях, последовавшая 5 ноября, не смогла повторить свой успех, и в декабре Адам уехал домой в Париж. Он ненадолго вернулся в Лондон, когда его балет «Фауст» был представлен в Королевском театре в феврале и марте 1833 года. [ 6 ]
Пик карьеры
[ редактировать ]В 1834 году Адам добился одного из своих величайших успехов с постановкой «Шале» в Комической опере. Это была одноактная комическая опера на слова Скриба и Мелесвилля по мотивам Гете « Иери и Бэтели» . За следующие четыре десятилетия его давали в Париже более 1000 раз. [ 6 ] В мае 1836 года Адам был назначен кавалером ордена Почётного легиона , позднее произведен в офицеры ордена. [ 16 ] Его первой работой для Парижской оперы стал балет « Дочь Дуная» , представленный Марией Тальони в сентябре 1836 года. [ 6 ] Через несколько дней после премьеры этой пьесы его трехактная комическая опера «Постильон де Лоньюмо» с успехом открылась в Комической опере. Это был величайший оперный успех композитора на международном уровне, его быстро подхватили иностранные режиссеры и увидели в Лондоне в 1837 году и Нью-Йорке в 1840 году. [ 17 ]
В 1838 и 1839 годах Адам сочинил музыку для «Могикан» , балет для Оперы и четыре оперы для Комической оперы, а в сентябре 1839 года уехал из Парижа в Санкт-Петербург. Его балет для Тальони « L'Écumeur de mer» («Пират») был представлен императорскому двору в феврале 1840 года, и были поставлены две его оперы. В конце марта он уехал из России в Париж, остановившись в Берлине, где написал оперу-балет « Гамадриаден» («Древесные нимфы»), которой дирижировал в Придворной опере в апреле 1840 года. [ 6 ]
Следующей значительной работой Адама стала композиция, благодаря которой он стал наиболее известен: балет «Жизель» . [ 6 ] [ 18 ] Премьера балета, основанного на Генриха Гейне версии старинной сказки , состоялась в Опере 28 июня 1841 года с Карлоттой Гризи в главной роли. Адам продолжил свою плодотворную деятельность, в том числе свою первую большую оперу « Ричард в Палестине» , которая была поставлена в Опере в 1844 году, но не вызвала особого интереса. [ 6 ] В том же году он был избран членом Академии изящных искусств . [ 19 ]
Финансовая катастрофа
[ редактировать ]В 1845 году Франсуа-Луи Кронье , директор Комической оперы, подал в отставку, и его место занял Александр Бассе . Вскоре Бассет поссорился с Адамом и сказал ему, что, пока он будет директором, произведения Адама никогда не будут исполняться в Комической опере. [ 20 ] открылся театр В начале 1847 года на бульваре Тампль , и Адам в сотрудничестве с актером Ашилем Мирекуром взял его на себя, переименовав в Оперу-Националь . Стоимость ремонта театра была огромной, и помимо вложения собственных денег Адам привлек большие суммы в виде кредитов. [ 20 ] Новый оперный театр открылся в ноябре 1847 года, но с самого начала его перспективы выглядели сомнительными. Финансовые и художественные показатели были плохими, а революция 1848 года стала последним ударом по предприятию. Театры были закрыты новым режимом, и когда им разрешили вновь открыться, спрос на билеты в оперный театр Адама, который закрылся 28 марта 1848 года, после постановки девяти опер за четыре месяца его существования, был небольшим. оставив его финансово разоренным. [ 21 ]
Адам выделил гонорары за свои более ранние произведения, чтобы помочь погасить свои долги, и, как и многие другие французские композиторы, нуждавшиеся в деньгах, он обратился к журналистике, чтобы получить дополнительный доход. [ н 1 ] Он публиковал обзоры и статьи в журналах Le Constitutionnel и Assemblée nationale . Он также стал преподавателем, приняв должность профессора композиции в Консерватории, где среди его учеников был Лео Делиб . [ 23 ] Между тем, поскольку Бассет покинул Комическую оперу во время революции, Адам смог вернуться в то, что Forbes называет своим духовным домом, под руководством нового директора Эмиля Перрена . [ 6 ]
Последние годы
[ редактировать ]В июле 1850 года «Хиральда » или «Новая психика» — одна из лучших опер Адама, по мнению Форбса, — была показана в Комической опере. В 1851 году его бывшая жена умерла, и Адам женился на певице Шери-Луизе Куро (1817–1880), с которой прожил оставшиеся годы. [ 24 ] Для «Театр-Лирик», возрожденного воплощения его неудавшейся «Национальной оперы», Адам написал успешную пьесу «Si j'étais roi» , впервые поставленную в сентябре 1852 года. В этом году он поставил шесть новых произведений, что позволило ему погасить все свои долги. [ 6 ]
В течение последних трех лет своей жизни Адам продолжал плодотворно сочинять. , который Forbes называет одним из лучших его балетов Среди его поздних работ — балет «Корсар» , основанный на стихотворении Байрона ; он был представлен в Опере в январе 1856 года, после годичной подготовки. Его последняя сценическая работа, одноактная оперетта « Les Pantins de Violette» («Марионетки Виолетты») была показана в Театре Буфф-Парижский 29 апреля 1856 года. Четыре ночи спустя Адам умер во сне в возрасте 52 лет. [ 6 ] Похоронен на кладбище Монмартр . [ 25 ]
Работает
[ редактировать ]В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Forbes пишет, что большая часть плодовитого творчества Адама была эфемерной. Сюда входят многие популярные номера, которые он написал для водевилей в ранние годы, большое количество фортепианных аранжировок, транскрипций и попурри любимых оперных арий, а также многочисленные легкие песни и баллады. Тем не менее, «остается несколько опер и балетов, которые являются не просто восхитительными образцами в своем роде, но также полны подлинного вдохновения». В эту категорию Forbes включает «Ле шале» (в которое включена музыка из кантаты, которую он написал для конкурса «Приз Рима» 1825 года), которое она причисляет к лучшим произведениям Адама за свежесть изобретательности. [ 6 ] По мнению музыковеда Теодора Бейкера , Адам считается одним из создателей французской оперы наряду с Обером и Буальдье благодаря выразительной силе его мелодического материала и острому чувству драматического развития. [ 26 ]
Во Франции, при жизни Адама и после него, «Шале» была его самой популярной оперой. В других странах фаворитом был Le postillon de Lonjumeau . В Германии, в частности, опера прославилась своей теноровой арией «Mes amis, écoutez l'histoire» (в переводе «Freunde, vernehmet die Geschichte»). [ н 2 ] , с его требовательным высоким D . Гроув отмечает, что в опере есть характерные и хорошо охарактеризованные роли и ощущение театра, которое присутствует во всех операх Адама. Из более поздних опер Гроув выделяет «Хиральду» и «Si j'étais roi» как «самые стильные, мелодичные и совершенные». [ 6 ]
Хотя он был плодовитым оперным композитором, балетную музыку Адам писал еще более свободно. Он отметил, что это было скорее развлечением, чем работой. [ 27 ] [ н 3 ] Жизель - самая известная; Бейкер называет это крупным произведением в истории хореографии, которое продолжает исполняться с таким же успехом. [ 26 ] Forbes отмечает, что, хотя у «Жизели» есть преимущество в виде особенно запоминающегося сюжета, «Красотка из Ганда» , «Крестная дочь фей» и «Корсар» в музыкальном плане одинаково хороши. [ 6 ]
Немногое из религиозной музыки Адама вошло в регулярный репертуар, за исключением его Cantique de Noël «Minuit, chrétiens!», известной на английском языке как « O Holy Night ». [ 18 ]
Мемуары Адама были опубликованы посмертно, в двух томах: «Воспоминания музыканта» (1857 г.) и «Последние воспоминания музыканта» (1859 г.). [ 18 ]
исчерпывающее двухтомное исследование его сценических произведений (один том об опере, другой о балете) Роберта Игнатиуса Летелье и Николаса Лестера Фуллера под названием « Адольф Адам, мастер комической оперы 1824–1856» . В 2023 году было опубликовано [ 28 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пужен (1877), стр. 22–23.
- ^ Цитируется в Лавиньяке, с. 3495
- ^ Пужен (1877), с. 24 и (1906), с. 7
- ^ Адам, с. IX
- ^ Пужен (1877), с. 30
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Форбс, Элизабет. «Адам, Адольф (Чарльз)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 11 сентября 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Пужен (1877), стр. 31–32.
- ^ Пужен (1877), с. 35
- ^ Адам, с. XVI
- ^ Адам, стр. XVI–XVII
- ^ Пужен (1877), с. 63
- ^ Пужен (1877), с. 106
- ^ Лавиньяк, с. 3496; и «Дурная слава после смерти Леопольда-Адриена Адама» , Архивы Франции. Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ «Театр Ковент-Гарден», The Sun , 24 сентября 1832 г., стр. 1; и «Королевский театр, Ковент-Гарден», Morning Herald , 26 сентября 1832 г., стр. 2
- ^ «Театры», English Chronicle и Whitehall Evening Post , 2 октября 1832 г., стр. 4
- ^ Пужен (1877), стр. 113 и 179.
- ^ Хэрвуд, с. 755
- ^ Перейти обратно: а б с Слонимский и др. , с. 13
- ^ Пужен (1877), с. 179
- ^ Перейти обратно: а б Уолш, стр. 2–4.
- ^ Уолш, стр. 4 и 359.
- ^ Макдональд, Хью. «Берлиоз, (Луи-)Гектор» ; Некту, Жан-Мишель. «Форе, Габриэль» ; Вагстафф, Джон и Эндрю Лэмб. «Посыльный, Андре» ; Шварц, Мануэла и Г.В. Хопкинс. «Дюкас, Поль» ; и Лежер, Франсуа и Рой Ховат «Дебюсси, (Ахилле-) Клод» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 12 сентября 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Керзон, с. 9
- ^ «Шери Куро» , Национальная библиотека Франции. Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ «Адам, Адольф» , Кладбища Франции и других стран. Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер, с. 14
- ^ Перейти обратно: а б Пужен (1877), с. 119
- ↑ Обзор (на французском языке) Адольфа Адама, мастера комической оперы 1824–1856 годов, на сайте Forum Opéra , по состоянию на 30 января 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Адам, Адольф (1857). Воспоминания музыканта (на французском языке). Париж: братья Леви. OCLC 977584672 .
- Бейкер, Теодор (1995). Биографический словарь музыкантов (на французском языке). Париж: Лаффон. ISBN 978-2-22-106787-1 .
- Керзон, Генри де (1926). Лео Делиб. Его жизнь и часы (1836–1892) (на французском языке). Париж: Легуи. ОСЛК 1316090 .
- Хэрвуд, граф (1979). Полный оперный сборник Коббе (девятое изд.). Лондон: Путман. OCLC 312154493 .
- Лавиньяк, Альберт (1913). Энциклопедия музыки и словарь консерватории (на французском языке). Париж: Делагрейв. OCLC 1044655796 .
- Пужен, Артур (1877). Адольф Адам: Его жизнь, его карьера, его художественные мемуары (на французском языке). Париж: Плотник. OCLC 238803777 .
- Пужен, Артур (1906). Герольд . Известные музыканты (на французском языке). Париж: Х. Лоуренс. OCLC 1994688 .
- Слонимский, Николай ; Кун, Лаура; Макинтайр, Деннис (2001). «Адам, Адольф». В Лауре Кун (ред.). Биографический словарь музыкантов Бейкера (8-е изд.). Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 978-0-02-866091-2 .
- Уолш, Т.Дж. (1981). Опера Второй Империи: Театр Лирик, Париж, 1851–1870 гг . Лондон: Колдер. ISBN 978-0-7145-3659-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Адольфа Адама в Project Gutenberg
- Работы Адольфа Адама или о нем в Интернет-архиве
- Работы Адольфа Адама в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Бесплатные ноты Creative Flute Адольфа Адама
- Бесплатные партитуры Адама в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Адольфа Адама в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Адольф Адам в AllMusic
- Работы Адольфа Адама в проекте Mutopia
- 1803 рождения
- 1856 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французы XIX века
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Французские композиторы-романтики
- Французские композиторы балета
- Французские оперные композиторы
- французские музыкальные преподаватели
- Французы немецкого происхождения
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Парижа
- Римская премия за композицию
- Академический состав Парижской консерватории
- Выпускники Парижской консерватории
- Похороны на кладбище Монмартр
- Ученики Антона Райха
- Ученики Франсуа Бенуа