Jump to content

Экологическая чувствительность

Экологическая чувствительность описывает способность человека воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это базовая черта, обнаруженная у многих организмов, которая позволяет человеку адаптироваться к различным условиям окружающей среды. Уровни чувствительности к окружающей среде часто значительно варьируются от человека к человеку: некоторые из них более, а другие менее чувствительны к одним и тем же условиям. Такие различия наблюдались у многих видов, таких как тыквенные рыбы, зебровые зяблики, мыши, приматы, кроме человека, и люди, что указывает на биологическую основу различий в чувствительности.

Теоретическая основа

[ редактировать ]

Концепция экологической чувствительности объединяет множество теорий о том, как люди реагируют на негативный и позитивный опыт. К ним относятся модели диатеза-стресса. [ 4 ] и чувствительность Vantage, [ 5 ] а также три ведущие теории более общей чувствительности: дифференциальная восприимчивость, [ 6 ] [ 7 ] Биологическая чувствительность к контексту, [ 8 ] и чувствительность сенсорной обработки [ 9 ] (см. рисунок 1, иллюстрирующий различные модели). Они будут кратко описаны по очереди, прежде чем более подробно представить интегративную теорию экологической чувствительности. [ 1 ]

Рисунок 1. Иллюстрация различных моделей, описывающих индивидуальные различия в чувствительности к окружающей среде: «Диатез-Стресс» (1.1) описывает изменчивость в ответ на неблагоприятное воздействие, а «Vantage Sensitivity» (1.2) — изменчивость в ответ на поддерживающее воздействие, тогда как остальные три модели «Дифференциальная восприимчивость» ( 1.3), биологическая чувствительность к контексту (1.4) и чувствительность сенсорной обработки (1.5) описывают индивидуальные различия в реакции как на негативный, так и на позитивный опыт. Следовательно, модели 1.3, 1.4 и 1.5 отражают комбинацию моделей 1.1 и 1.2.

Диатез-стресс

[ редактировать ]

Согласно давней модели диатеза-стресса , люди различаются по своей реакции на неблагоприятный опыт и окружающую среду, при этом некоторые люди более негативно страдают от стрессоров окружающей среды, чем другие. [ 4 ] Модель предполагает, что такие различия в реакции являются результатом присутствия факторов «уязвимости», которые включают психологические (например, импульсивная личность), физиологические (например, высокая физиологическая реактивность) и генетические факторы (например, генетическая изменчивость переносчика серотонина [5] -HTTLPR короткий аллель]). Другими словами, модель предполагает, что люди, несущие определенные факторы уязвимости, подвергаются большему риску развития проблем при воздействии неблагоприятной окружающей среды. Хотя модель диатеза-стресса полезна для понимания различий в реакции на негативные стрессоры, она не учитывает и не описывает различия в реакции на положительный опыт.

Преимущественная чувствительность

[ редактировать ]

Модель чувствительности Vantage была разработана в 2013 году Майклом Плюссом и Джеем Бельски для описания индивидуальных различий в реакции на положительный опыт и окружающую среду. В то время как некоторые люди получают особенно большую пользу от положительного опыта (например, позитивное воспитание, поддерживающие отношения, психологическое вмешательство), другие, похоже, получают меньшую пользу. [ 5 ] Несмотря на то, что это относительно новая концепция, все большее число исследований предоставляет доказательства в ее поддержку. Хотя модель Vantage Sensitivity учитывает индивидуальные различия в реакции на положительный опыт, она не делает прогнозов относительно реакции на отрицательный опыт.

Дифференциальная восприимчивость

[ редактировать ]

Дифференциальная восприимчивость , предложенная Джеем Бельски, объединяет дифференциальные реакции как на положительный, так и на отрицательный опыт в одной модели. Опираясь на теорию эволюции, Бельский и его коллеги стремились понять, почему и как дети столь фундаментально различаются в своей реакции развития на внешние воздействия: некоторые из них более восприимчивы, а другие менее восприимчивы. [ 6 ] [ 7 ] Важно отметить, что теория показывает, что на более восприимчивых людей не только более негативно влияет неблагоприятный опыт (как описано в модели диатеза-стресса ), но также особенно положительно влияет наличие благоприятных условий (как описано в модели Vantage Sensitivity). Согласно эмпирическим исследованиям, дифференциальная восприимчивость связана с различными генетическими, физиологическими и психологическими факторами, некоторые из которых описаны ниже (см. «Эмпирические данные»). Хотя ранние исследования показали, что различия в восприимчивости людей коренятся в генетических факторах, более поздние исследования показали, что на восприимчивость также влияют пренатальные и ранние послеродовые факторы окружающей среды.

Биологическая чувствительность к контексту

[ редактировать ]

Теория биологической чувствительности к контексту Тома Бойса и Брюса Эллиса основана на эволюционном мышлении и предполагает, что чувствительность человека к окружающей среде формируется качеством опыта ранней жизни. [ 8 ] Например, считается, что особенно негативная или особенно позитивная среда в детстве предсказывает большую физиологическую реактивность в дальнейшей жизни. Напротив, ожидается, что чувствительность будет самой низкой у людей, чья среда детства не была ни чрезвычайно благоприятной, ни крайне неблагоприятной.

Чувствительность сенсорной обработки

[ редактировать ]

сенсорной чувствительности Теория (SPS) Элейн Н. Арон и Артура Арона предполагает, что чувствительность - это стабильная человеческая черта, характеризующаяся большей осведомленностью о сенсорной стимуляции, поведенческим торможением, более глубокой когнитивной обработкой стимулов окружающей среды и более высокой эмоциональной и физиологической реактивностью. [ 9 ] Согласно этой теории, примерно 20% людей попадают в категорию высокочувствительных людей (ВЧЛ), в отличие от остальных 80%, которые считаются менее чувствительными. Более того, теория предполагает, что признак чувствительности является адаптивным с эволюционной точки зрения и рассматривает различия в чувствительности как генетически детерминированные и выражаемые через более чувствительную центральную нервную систему.

Экологическая чувствительность

[ редактировать ]

Широкая теория экологической чувствительности. [ 1 ] объединяет все перечисленные концепции и предполагает, что, хотя все люди чувствительны к окружающей среде, некоторые люди склонны быть более чувствительными, чем другие. Кроме того, теория экологической чувствительности предполагает, что люди различаются по своей чувствительности к окружающей среде из-за различий в их способности воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде. Другими словами, более чувствительным людям свойственны повышенное восприятие, а также более глубокая обработка внешней информации из-за нейробиологических различий в центральной нервной системе, на которые влияют как генетические, так и экологические факторы. Интегративная перспектива чувствительности к окружающей среде далее предполагает, что, хотя некоторые люди более чувствительны как к отрицательному, так и к положительному опыту, другие могут быть особенно уязвимы к неблагоприятному опыту (но не очень чувствительны к положительному), в то время как некоторые могут быть особенно чувствительны к положительному воздействию ( но не уязвимы для негативных).

Эмпирические данные об индивидуальных различиях в чувствительности

[ редактировать ]

Различия в чувствительности изучались в отношении широкого спектра маркеров чувствительности, таких как генетические, физиологические и психологические. Теперь они обсуждаются по очереди.

Генетические маркеры чувствительности

[ редактировать ]

Растущее число исследований предоставляет эмпирические данные, подтверждающие индивидуальные различия в чувствительности на генетическом уровне. К ним относятся традиционные взаимодействия генов и окружающей среды исследования с участием генов-кандидатов , [ 10 ] [ 11 ] а также более поздние полногеномные подходы. [ 12 ] В качестве примера последнего можно привести Keers et al. [ 13 ] создали полигенную оценку чувствительности к окружающей среде на основе около 25 000 вариантов генов по всему геному, а затем проверили, различаются ли дети с крайностями этого спектра генетической чувствительности в своей реакции на качество воспитания, которое они получают. Согласно результатам, у детей с высокой генетической чувствительностью чаще развивались эмоциональные проблемы, когда они переживали негативное воспитание, но также реже развивались проблемы, когда воспитание было позитивным. С другой стороны, дети с низкой генетической чувствительностью не подвергались столь сильному влиянию опыта негативного или позитивного воспитания и не отличались друг от друга эмоциональными проблемами, основанными на качестве воспитания. Таким образом, это исследование предоставляет важные доказательства того, что генетическая чувствительность, измеряемая по всему геному, предсказывает чувствительность детей как к негативным, так и к положительным воздействиям окружающей среды.

Физиологические маркеры чувствительности

[ редактировать ]

В нескольких эмпирических исследованиях сообщалось о различиях в чувствительности к окружающей среде в зависимости от физиологической реактивности людей. Более высокая реактивность обычно отражает большую чувствительность. Например, исследования показали, что дети с более высокой физиологической реакцией на стресс (на что указывает гормон кортизол) сильнее страдают от финансового положения своей семьи. [ 14 ] Более конкретно, высокий уровень кортизола у детей был связан с более позитивным когнитивным развитием, когда семейный доход был высоким, но со снижением когнитивного развития, когда семейный доход был низким. Напротив, семейный доход имел меньшее значение для когнитивного развития детей, у которых наблюдалась низкая физиологическая реактивность (т. е. низкий уровень кортизола). Аналогичным образом, было обнаружено, что подростки с высоким уровнем кортизола сообщают о большем стрессе, когда сталкиваются с трудностями, связанными со школой, но также о самом низком стрессе в менее требовательных ситуациях, тогда как подростки с более низким уровнем кортизола, как правило, меньше страдают от проблем, связанных со школой как с низким, так и со старшим уровнем. [ 15 ]

Психологические маркеры чувствительности

[ редактировать ]

Большинство доказательств индивидуальных различий в чувствительности, обусловленных психологическими маркерами чувствительности, основано на исследованиях, изучающих взаимодействие между темпераментом младенца и воспитанием детей в детстве. В целом, более высокая пугливость, суетливость и негативная эмоциональность в младенчестве связаны с большей чувствительностью к качеству воспитания. Согласно большому метаанализу, в котором обобщены результаты 84 отдельных исследований, на детей с более чувствительным темпераментом сильнее влияет воспитание, которое они получают. [ 16 ] В частности, у чувствительных детей с большей вероятностью возникнут проблемы, когда они подвергаются жесткому и карательному воспитанию, но также меньше всего вероятность возникновения проблем, когда они воспитываются в эмоционально теплой и заботливой среде. С другой стороны, менее чувствительные дети не сильно отличались друг от друга независимо от того, получали ли они более негативное или более позитивное воспитание.

Детерминанты экологической чувствительности

[ редактировать ]

Уровень чувствительности человека к окружающей среде является результатом сложного взаимодействия между генами и влиянием окружающей среды на протяжении всего развития. [ 1 ] Эмпирические исследования показывают, что генетические влияния важны для развития признака, но только около 50% различий в чувствительности между людьми можно объяснить генетическими факторами, а остальные 50% формируются влиянием окружающей среды (см. Рисунок 2). Более того, генетический компонент чувствительности, скорее всего, состоит из большого количества генетических вариантов по всему геному, каждый из которых вносит небольшой вклад, а не из нескольких конкретных генов. Важно отметить, что, хотя чувствительность имеет существенную генетическую основу, именно качество окружающей среды во время взросления формирует этот генетический потенциал чувствительности в дальнейшем. Например, у людей, несущих большее количество генов чувствительности, может развиться чувствительность, которая больше ориентирована на угрозу, когда они растут в сложной или неблагоприятной среде (т. е. уязвимость, как описано в модели диатеза-стресса), тогда как у тех, кто растет в условиях преимущественно поддерживающий и безопасный контекст может развить повышенную чувствительность к положительным аспектам окружающей среды (т. е. выгодную чувствительность). Аналогичным образом, те, кто в детстве испытал одинаковые уровни как негативного, так и позитивного воздействия, могут развить одинаковый уровень чувствительности к негативному и позитивному опыту (т. е. дифференциальная восприимчивость).

Основные биологические механизмы экологической чувствительности

[ редактировать ]

В исследовании «Чувствительность к окружающей среде» предполагается, что чувствительность обусловлена ​​в первую очередь повышенной чувствительностью центральной нервной системы (т. е. нейрочувствительностью) (иллюстрацию гипотезы нейрочувствительности см. на рисунке 2). Другими словами, у чувствительных людей более чувствительный мозг, который легче воспринимает информацию об окружающей среде и глубже ее обрабатывает. Вероятно, это связано с конкретными структурными и функциональными аспектами различных областей мозга, включая миндалевидное тело и гиппокамп. [ 1 ] Эти характеристики мозга затем отвечают за типичные переживания и поведение, связанные с высокой чувствительностью, такие как более сильное переживание эмоций, более сильная реакция на стрессовые ситуации или изменения, более высокая физиологическая реактивность, глубокая обработка переживаний путем многого размышления о они ценят красоту и улавливают тонкие детали.

Рисунок 2. Иллюстрация гипотезы нейрочувствительности. Прямые и интерактивные эффекты между генами чувствительности и факторами окружающей среды формируют чувствительность центральной нервной системы. Повышенная чувствительность центральной нервной системы затем проявляется в психологической/поведенческой и физиологической реакции.

Измерение чувствительности окружающей среды

[ редактировать ]

За последние несколько десятилетий исследователи выявили широкий спектр индивидуальных характеристик, которые отражают или связаны с чувствительностью к воздействиям окружающей среды. К ним относятся специфические аспекты детского темперамента (например, трудный темперамент, негативная эмоциональность и импульсивность), физиологическая реактивность (например, высокая реактивность кортизола) и различные генетические варианты, которые можно объединить в полигенную шкалу чувствительности. Однако, хотя эти характеристики важны и отражают некоторые аспекты чувствительности, сами по себе они не могут считаться точными мерами. Учитывая, что чувствительность — сложная черта, аналогичная другим характеристикам личности, более полезно измерять чувствительность с помощью анкет, интервью или поведенческих наблюдений, которые фокусируются на оценке типичного поведения и опыта, отражающих основные характеристики чувствительности (т. е. восприятие и обработка).

Разработан ряд таких шкал чувствительности, которые кратко описаны ниже.

Шкала высокочувствительного человека (HSP)

[ редактировать ]

Шкала высокочувствительного человека (HSP) [ 9 ] представляет собой опросник из 27 пунктов, предназначенный для оценки чувствительности к окружающей среде у взрослых. Элементы оцениваются по 7-балльной шкале Лайкерта от 1 = «Совсем нет» до 7 = «Чрезвычайно». Вопросы направлены на склонность легко подавляться внешними и внутренними раздражителями (например, «Вам неприятно, когда много происходит одновременно?»), большую эстетическую осведомленность (например, «Похоже, вы осознаете тонкости своего поведения?»). окружающая среда?») и неприятное сенсорное возбуждение от внешних раздражителей (например, «Вас беспокоят интенсивные раздражители, такие как громкий шум или хаотичные сцены?»). Шкала существует также в краткой версии из 12 пунктов. [ 17 ]

Шкала высокочувствительного ребенка (HSC)

[ редактировать ]

Шкала высокочувствительного ребенка (HSC) [ 18 ] представляет собой опросник из 12 пунктов, основанный на шкале HSP для взрослых и предназначенный для оценки чувствительности к окружающей среде у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет. Пункты, включенные в шкалу HSC, оцениваются по 7-балльной шкале Лайкерта от 1 = «Совсем нет» до 7 = «Чрезвычайно». Тесты предназначены для отражения различных аспектов чувствительности, таких как склонность к умственному перегрузке как внутренними, так и внешними раздражителями, большее понимание красоты и чрезмерная стимуляция при интенсивных сенсорных воздействиях. Шкала HSC также существует в версии с рейтингом родителей, где родители могут оценивать своего ребенка.

Наблюдательные меры

[ редактировать ]

Высокочувствительный ребенок – рейтинговая система (HSC – RS) [ 19 ] — это наблюдательный метод, предназначенный для оценки чувствительности к окружающей среде у трехлетних детей. Реакции детей в серии стандартизированных ситуаций наблюдаются и оцениваются обученными экспертами.

Группы чувствительности

[ редактировать ]

Орхидеи, тюльпаны и одуванчики

[ редактировать ]

Первоначально несколько психологических теорий чувствительности различали две основные группы людей: высокочувствительных и нет. [ 9 ] Предполагалось, что около 20% населения в целом характеризуются высокой чувствительностью. Таких особей сравнивают с «орхидеей», растением, для процветания которого требуются оптимальные условия и уход. Напротив, оставшиеся 80%, считающиеся менее чувствительными, сравнивались с «одуванчиком», растением, которое устойчиво и растет в самых разных условиях, чтобы отразить тенденцию этой группы меньше подвергаться влиянию качества окружающей среды. [ 8 ] [ 20 ] Совсем недавно эта гипотеза о двух группах была оспорена несколькими исследованиями, в которых сообщалось, что чувствительность, скорее всего, является общей чертой, которую лучше всего рассматривать как диапазон от низкой до высокой. Это означает, что все люди чувствительны, но в разной степени. Эти исследования показали, что люди делятся на три, а не на две отдельные группы чувствительности по спектру чувствительности от низкой (30% населения), до средней (40%) и высокой (30%). [ 17 ] [ 18 ] [ 21 ] Согласно этому исследованию, 40% растений, попадающих в середину континуума чувствительности, называются «тюльпанами», растением более нежным, чем «одуванчик», но менее хрупким, чем «орхидея».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Плюсс М. Индивидуальные различия в чувствительности к окружающей среде. Перспективы развития ребенка, 2015. 9(3): с. 138-143.
  2. ^ Терр, Абба И. (май 2003 г.). «Экологическая чувствительность» . Клиники иммунологии и аллергии Северной Америки . Национальный центр биотехнологической информации . стр. 311–328. дои : 10.1016/s0889-8561(02)00090-5 . ПМИД   12803365 . Проверено 10 августа 2020 г.
  3. ^ Министерство торговли США, Национальное управление океанических и атмосферных исследований. «Что такое карта индекса экологической чувствительности?» . Oceanservice.noaa.gov . США: Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 10 августа 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Монро, С.М. и А.Д. Саймонс, Теории диатеза-стресса в контексте исследования жизненного стресса: последствия депрессивных расстройств. Psychol Bull, 1991. 110(3): с. 406-25.
  5. ^ Перейти обратно: а б Плюсс, М. и Дж. Бельски, Чувствительность Vantage: индивидуальные различия в реакции на положительный опыт. Психологический бюллетень, 2013. 139(4): с. 901-16.
  6. ^ Перейти обратно: а б Бельский Дж. Изменение восприимчивости к влиянию выращивания: эволюционный аргумент. Психологическое исследование, 1997. 8: с. 182-186.
  7. ^ Перейти обратно: а б Бельский Дж. и М. Плюсс. За пределами диатезного стресса: дифференциальная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Psychol Bull, 2009. 135(6): с. 885-908.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Бойс, В.Т. и Б.Дж. Эллис, Биологическая чувствительность к контексту: I. Теория эволюции и развития происхождения и функций реактивности на стресс. Дев Психопат, 2005. 17(2): с. 271-301
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Арон, Э.Н. и А. Арон, Чувствительность к сенсорной обработке и ее связь с интроверсией и эмоциональностью. J Pers Soc Psychol, 1997. 73(2): с. 345-68.
  10. ^ Бейкерманс-Краненбург, М.Дж. и М.Х. ван Эйзендорн, Дифференциальная восприимчивость к окружающей среде выращивания в зависимости от генов, связанных с дофамином: новые данные и метаанализ. Развитие и психопатология, 2011. 23(1): с. 39-52.
  11. ^ Шломер, Г.Л. и др., Расширение предыдущих результатов cGxI по смягчению воздействия 5-HTTLPR на начало злоупотребления психоактивными веществами среди подростков. Чайлд Дев, 2017. 88(6): с. 2001-2012.
  12. ^ Кирс, Р. и др., Полногеномный тест гипотезы дифференциальной восприимчивости обнаруживает генетический предиктор дифференциальной реакции на психологическое лечение детских тревожных расстройств. Психотерапия и психосоматика, 2016. 85(3): с. 146-158.
  13. ^ Кирс, Р. и др., Полногеномный тест гипотезы дифференциальной восприимчивости обнаруживает генетический предиктор дифференциальной реакции на психологическое лечение детских тревожных расстройств. Психотерапия и психосоматика, 2016.
  14. ^ Обрадович, Дж., X.A. Портилья и П.Дж. Баллард, Биологическая чувствительность к семейному доходу: дифференциальное влияние на раннее исполнительное функционирование. Чайлд Дев, 2016. 87(2): с. 374-84.
  15. ^ Сюй, Ю. и др., Влияние взаимодействия жизненных событий и кортизола в волосах на воспринимаемый стресс, тревогу и депрессивные симптомы среди китайских подростков: тестирование моделей дифференциальной восприимчивости и диатеза-стресса. Фронт Психол, 2019. 10(297): с. 297.
  16. ^ Слагт, М. и др., Различия в чувствительности к воспитанию детей в зависимости от темперамента ребенка: метаанализ. Психол Булл, 2016.
  17. ^ Перейти обратно: а б Плюсс М. и др. Люди различаются по своей чувствительности к окружающей среде: связь с личностными качествами и экспериментальными данными. В стадии подготовки.
  18. ^ Перейти обратно: а б Плюсс М. и др. Чувствительность детей к окружающей среде: разработка шкалы высокочувствительных детей и выявление групп чувствительности. Dev Psychol, 2018. 54(1): с. 51-70.
  19. ^ Лионетти Ф. и др., Чувствительность к окружающей среде, оцененная наблюдателями, смягчает реакцию детей на качество воспитания детей в раннем детстве. Психология развития, 2019.
  20. ^ Арон, Э.Н., А. Арон и Дж. Ягеллович, Чувствительность к сенсорной обработке: обзор в свете эволюции биологической восприимчивости. Обзор личности и социальной психологии, 2012. 16 (3): с. 262-82.
  21. ^ Лионетти Ф. и др., Одуванчики, тюльпаны и орхидеи: свидетельства существования людей с низкой, средней и высокой чувствительностью. Трансляционная психиатрия, 2018. 8(1): с. 24.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 713fc368e9db48a549c5f8ec34fe1ec2__1668515880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/c2/713fc368e9db48a549c5f8ec34fe1ec2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Environmental sensitivity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)