Экологическая чувствительность
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Апрель 2022 г. ) |
Экологическая чувствительность описывает способность человека воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это базовая черта, обнаруженная у многих организмов, которая позволяет человеку адаптироваться к различным условиям окружающей среды. Уровни чувствительности к окружающей среде часто значительно варьируются от человека к человеку: некоторые из них более, а другие менее чувствительны к одним и тем же условиям. Такие различия наблюдались у многих видов, таких как тыквенные рыбы, зебровые зяблики, мыши, приматы, кроме человека, и люди, что указывает на биологическую основу различий в чувствительности.
Теоретическая основа
[ редактировать ]Концепция экологической чувствительности объединяет множество теорий о том, как люди реагируют на негативный и позитивный опыт. К ним относятся модели диатеза-стресса. [ 4 ] и чувствительность Vantage, [ 5 ] а также три ведущие теории более общей чувствительности: дифференциальная восприимчивость, [ 6 ] [ 7 ] Биологическая чувствительность к контексту, [ 8 ] и чувствительность сенсорной обработки [ 9 ] (см. рисунок 1, иллюстрирующий различные модели). Они будут кратко описаны по очереди, прежде чем более подробно представить интегративную теорию экологической чувствительности. [ 1 ]

Диатез-стресс
[ редактировать ]Согласно давней модели диатеза-стресса , люди различаются по своей реакции на неблагоприятный опыт и окружающую среду, при этом некоторые люди более негативно страдают от стрессоров окружающей среды, чем другие. [ 4 ] Модель предполагает, что такие различия в реакции являются результатом присутствия факторов «уязвимости», которые включают психологические (например, импульсивная личность), физиологические (например, высокая физиологическая реактивность) и генетические факторы (например, генетическая изменчивость переносчика серотонина [5] -HTTLPR короткий аллель]). Другими словами, модель предполагает, что люди, несущие определенные факторы уязвимости, подвергаются большему риску развития проблем при воздействии неблагоприятной окружающей среды. Хотя модель диатеза-стресса полезна для понимания различий в реакции на негативные стрессоры, она не учитывает и не описывает различия в реакции на положительный опыт.
Преимущественная чувствительность
[ редактировать ]Модель чувствительности Vantage была разработана в 2013 году Майклом Плюссом и Джеем Бельски для описания индивидуальных различий в реакции на положительный опыт и окружающую среду. В то время как некоторые люди получают особенно большую пользу от положительного опыта (например, позитивное воспитание, поддерживающие отношения, психологическое вмешательство), другие, похоже, получают меньшую пользу. [ 5 ] Несмотря на то, что это относительно новая концепция, все большее число исследований предоставляет доказательства в ее поддержку. Хотя модель Vantage Sensitivity учитывает индивидуальные различия в реакции на положительный опыт, она не делает прогнозов относительно реакции на отрицательный опыт.
Дифференциальная восприимчивость
[ редактировать ]Дифференциальная восприимчивость , предложенная Джеем Бельски, объединяет дифференциальные реакции как на положительный, так и на отрицательный опыт в одной модели. Опираясь на теорию эволюции, Бельский и его коллеги стремились понять, почему и как дети столь фундаментально различаются в своей реакции развития на внешние воздействия: некоторые из них более восприимчивы, а другие менее восприимчивы. [ 6 ] [ 7 ] Важно отметить, что теория показывает, что на более восприимчивых людей не только более негативно влияет неблагоприятный опыт (как описано в модели диатеза-стресса ), но также особенно положительно влияет наличие благоприятных условий (как описано в модели Vantage Sensitivity). Согласно эмпирическим исследованиям, дифференциальная восприимчивость связана с различными генетическими, физиологическими и психологическими факторами, некоторые из которых описаны ниже (см. «Эмпирические данные»). Хотя ранние исследования показали, что различия в восприимчивости людей коренятся в генетических факторах, более поздние исследования показали, что на восприимчивость также влияют пренатальные и ранние послеродовые факторы окружающей среды.
Биологическая чувствительность к контексту
[ редактировать ]Теория биологической чувствительности к контексту Тома Бойса и Брюса Эллиса основана на эволюционном мышлении и предполагает, что чувствительность человека к окружающей среде формируется качеством опыта ранней жизни. [ 8 ] Например, считается, что особенно негативная или особенно позитивная среда в детстве предсказывает большую физиологическую реактивность в дальнейшей жизни. Напротив, ожидается, что чувствительность будет самой низкой у людей, чья среда детства не была ни чрезвычайно благоприятной, ни крайне неблагоприятной.
Чувствительность сенсорной обработки
[ редактировать ]сенсорной чувствительности Теория (SPS) Элейн Н. Арон и Артура Арона предполагает, что чувствительность - это стабильная человеческая черта, характеризующаяся большей осведомленностью о сенсорной стимуляции, поведенческим торможением, более глубокой когнитивной обработкой стимулов окружающей среды и более высокой эмоциональной и физиологической реактивностью. [ 9 ] Согласно этой теории, примерно 20% людей попадают в категорию высокочувствительных людей (ВЧЛ), в отличие от остальных 80%, которые считаются менее чувствительными. Более того, теория предполагает, что признак чувствительности является адаптивным с эволюционной точки зрения и рассматривает различия в чувствительности как генетически детерминированные и выражаемые через более чувствительную центральную нервную систему.
Экологическая чувствительность
[ редактировать ]Широкая теория экологической чувствительности. [ 1 ] объединяет все перечисленные концепции и предполагает, что, хотя все люди чувствительны к окружающей среде, некоторые люди склонны быть более чувствительными, чем другие. Кроме того, теория экологической чувствительности предполагает, что люди различаются по своей чувствительности к окружающей среде из-за различий в их способности воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде. Другими словами, более чувствительным людям свойственны повышенное восприятие, а также более глубокая обработка внешней информации из-за нейробиологических различий в центральной нервной системе, на которые влияют как генетические, так и экологические факторы. Интегративная перспектива чувствительности к окружающей среде далее предполагает, что, хотя некоторые люди более чувствительны как к отрицательному, так и к положительному опыту, другие могут быть особенно уязвимы к неблагоприятному опыту (но не очень чувствительны к положительному), в то время как некоторые могут быть особенно чувствительны к положительному воздействию ( но не уязвимы для негативных).
Эмпирические данные об индивидуальных различиях в чувствительности
[ редактировать ]Различия в чувствительности изучались в отношении широкого спектра маркеров чувствительности, таких как генетические, физиологические и психологические. Теперь они обсуждаются по очереди.
Генетические маркеры чувствительности
[ редактировать ]Растущее число исследований предоставляет эмпирические данные, подтверждающие индивидуальные различия в чувствительности на генетическом уровне. К ним относятся традиционные взаимодействия генов и окружающей среды исследования с участием генов-кандидатов , [ 10 ] [ 11 ] а также более поздние полногеномные подходы. [ 12 ] В качестве примера последнего можно привести Keers et al. [ 13 ] создали полигенную оценку чувствительности к окружающей среде на основе около 25 000 вариантов генов по всему геному, а затем проверили, различаются ли дети с крайностями этого спектра генетической чувствительности в своей реакции на качество воспитания, которое они получают. Согласно результатам, у детей с высокой генетической чувствительностью чаще развивались эмоциональные проблемы, когда они переживали негативное воспитание, но также реже развивались проблемы, когда воспитание было позитивным. С другой стороны, дети с низкой генетической чувствительностью не подвергались столь сильному влиянию опыта негативного или позитивного воспитания и не отличались друг от друга эмоциональными проблемами, основанными на качестве воспитания. Таким образом, это исследование предоставляет важные доказательства того, что генетическая чувствительность, измеряемая по всему геному, предсказывает чувствительность детей как к негативным, так и к положительным воздействиям окружающей среды.
Физиологические маркеры чувствительности
[ редактировать ]В нескольких эмпирических исследованиях сообщалось о различиях в чувствительности к окружающей среде в зависимости от физиологической реактивности людей. Более высокая реактивность обычно отражает большую чувствительность. Например, исследования показали, что дети с более высокой физиологической реакцией на стресс (на что указывает гормон кортизол) сильнее страдают от финансового положения своей семьи. [ 14 ] Более конкретно, высокий уровень кортизола у детей был связан с более позитивным когнитивным развитием, когда семейный доход был высоким, но со снижением когнитивного развития, когда семейный доход был низким. Напротив, семейный доход имел меньшее значение для когнитивного развития детей, у которых наблюдалась низкая физиологическая реактивность (т. е. низкий уровень кортизола). Аналогичным образом, было обнаружено, что подростки с высоким уровнем кортизола сообщают о большем стрессе, когда сталкиваются с трудностями, связанными со школой, но также о самом низком стрессе в менее требовательных ситуациях, тогда как подростки с более низким уровнем кортизола, как правило, меньше страдают от проблем, связанных со школой как с низким, так и со старшим уровнем. [ 15 ]
Психологические маркеры чувствительности
[ редактировать ]Большинство доказательств индивидуальных различий в чувствительности, обусловленных психологическими маркерами чувствительности, основано на исследованиях, изучающих взаимодействие между темпераментом младенца и воспитанием детей в детстве. В целом, более высокая пугливость, суетливость и негативная эмоциональность в младенчестве связаны с большей чувствительностью к качеству воспитания. Согласно большому метаанализу, в котором обобщены результаты 84 отдельных исследований, на детей с более чувствительным темпераментом сильнее влияет воспитание, которое они получают. [ 16 ] В частности, у чувствительных детей с большей вероятностью возникнут проблемы, когда они подвергаются жесткому и карательному воспитанию, но также меньше всего вероятность возникновения проблем, когда они воспитываются в эмоционально теплой и заботливой среде. С другой стороны, менее чувствительные дети не сильно отличались друг от друга независимо от того, получали ли они более негативное или более позитивное воспитание.
Детерминанты экологической чувствительности
[ редактировать ]Уровень чувствительности человека к окружающей среде является результатом сложного взаимодействия между генами и влиянием окружающей среды на протяжении всего развития. [ 1 ] Эмпирические исследования показывают, что генетические влияния важны для развития признака, но только около 50% различий в чувствительности между людьми можно объяснить генетическими факторами, а остальные 50% формируются влиянием окружающей среды (см. Рисунок 2). Более того, генетический компонент чувствительности, скорее всего, состоит из большого количества генетических вариантов по всему геному, каждый из которых вносит небольшой вклад, а не из нескольких конкретных генов. Важно отметить, что, хотя чувствительность имеет существенную генетическую основу, именно качество окружающей среды во время взросления формирует этот генетический потенциал чувствительности в дальнейшем. Например, у людей, несущих большее количество генов чувствительности, может развиться чувствительность, которая больше ориентирована на угрозу, когда они растут в сложной или неблагоприятной среде (т. е. уязвимость, как описано в модели диатеза-стресса), тогда как у тех, кто растет в условиях преимущественно поддерживающий и безопасный контекст может развить повышенную чувствительность к положительным аспектам окружающей среды (т. е. выгодную чувствительность). Аналогичным образом, те, кто в детстве испытал одинаковые уровни как негативного, так и позитивного воздействия, могут развить одинаковый уровень чувствительности к негативному и позитивному опыту (т. е. дифференциальная восприимчивость).
Основные биологические механизмы экологической чувствительности
[ редактировать ]В исследовании «Чувствительность к окружающей среде» предполагается, что чувствительность обусловлена в первую очередь повышенной чувствительностью центральной нервной системы (т. е. нейрочувствительностью) (иллюстрацию гипотезы нейрочувствительности см. на рисунке 2). Другими словами, у чувствительных людей более чувствительный мозг, который легче воспринимает информацию об окружающей среде и глубже ее обрабатывает. Вероятно, это связано с конкретными структурными и функциональными аспектами различных областей мозга, включая миндалевидное тело и гиппокамп. [ 1 ] Эти характеристики мозга затем отвечают за типичные переживания и поведение, связанные с высокой чувствительностью, такие как более сильное переживание эмоций, более сильная реакция на стрессовые ситуации или изменения, более высокая физиологическая реактивность, глубокая обработка переживаний путем многого размышления о они ценят красоту и улавливают тонкие детали.

Измерение чувствительности окружающей среды
[ редактировать ]За последние несколько десятилетий исследователи выявили широкий спектр индивидуальных характеристик, которые отражают или связаны с чувствительностью к воздействиям окружающей среды. К ним относятся специфические аспекты детского темперамента (например, трудный темперамент, негативная эмоциональность и импульсивность), физиологическая реактивность (например, высокая реактивность кортизола) и различные генетические варианты, которые можно объединить в полигенную шкалу чувствительности. Однако, хотя эти характеристики важны и отражают некоторые аспекты чувствительности, сами по себе они не могут считаться точными мерами. Учитывая, что чувствительность — сложная черта, аналогичная другим характеристикам личности, более полезно измерять чувствительность с помощью анкет, интервью или поведенческих наблюдений, которые фокусируются на оценке типичного поведения и опыта, отражающих основные характеристики чувствительности (т. е. восприятие и обработка).
Анкеты
[ редактировать ]Разработан ряд таких шкал чувствительности, которые кратко описаны ниже.
Шкала высокочувствительного человека (HSP)
[ редактировать ]Шкала высокочувствительного человека (HSP) [ 9 ] представляет собой опросник из 27 пунктов, предназначенный для оценки чувствительности к окружающей среде у взрослых. Элементы оцениваются по 7-балльной шкале Лайкерта от 1 = «Совсем нет» до 7 = «Чрезвычайно». Вопросы направлены на склонность легко подавляться внешними и внутренними раздражителями (например, «Вам неприятно, когда много происходит одновременно?»), большую эстетическую осведомленность (например, «Похоже, вы осознаете тонкости своего поведения?»). окружающая среда?») и неприятное сенсорное возбуждение от внешних раздражителей (например, «Вас беспокоят интенсивные раздражители, такие как громкий шум или хаотичные сцены?»). Шкала существует также в краткой версии из 12 пунктов. [ 17 ]
Шкала высокочувствительного ребенка (HSC)
[ редактировать ]Шкала высокочувствительного ребенка (HSC) [ 18 ] представляет собой опросник из 12 пунктов, основанный на шкале HSP для взрослых и предназначенный для оценки чувствительности к окружающей среде у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет. Пункты, включенные в шкалу HSC, оцениваются по 7-балльной шкале Лайкерта от 1 = «Совсем нет» до 7 = «Чрезвычайно». Тесты предназначены для отражения различных аспектов чувствительности, таких как склонность к умственному перегрузке как внутренними, так и внешними раздражителями, большее понимание красоты и чрезмерная стимуляция при интенсивных сенсорных воздействиях. Шкала HSC также существует в версии с рейтингом родителей, где родители могут оценивать своего ребенка.
Наблюдательные меры
[ редактировать ]Высокочувствительный ребенок – рейтинговая система (HSC – RS) [ 19 ] — это наблюдательный метод, предназначенный для оценки чувствительности к окружающей среде у трехлетних детей. Реакции детей в серии стандартизированных ситуаций наблюдаются и оцениваются обученными экспертами.
Группы чувствительности
[ редактировать ]Орхидеи, тюльпаны и одуванчики
[ редактировать ]Первоначально несколько психологических теорий чувствительности различали две основные группы людей: высокочувствительных и нет. [ 9 ] Предполагалось, что около 20% населения в целом характеризуются высокой чувствительностью. Таких особей сравнивают с «орхидеей», растением, для процветания которого требуются оптимальные условия и уход. Напротив, оставшиеся 80%, считающиеся менее чувствительными, сравнивались с «одуванчиком», растением, которое устойчиво и растет в самых разных условиях, чтобы отразить тенденцию этой группы меньше подвергаться влиянию качества окружающей среды. [ 8 ] [ 20 ] Совсем недавно эта гипотеза о двух группах была оспорена несколькими исследованиями, в которых сообщалось, что чувствительность, скорее всего, является общей чертой, которую лучше всего рассматривать как диапазон от низкой до высокой. Это означает, что все люди чувствительны, но в разной степени. Эти исследования показали, что люди делятся на три, а не на две отдельные группы чувствительности по спектру чувствительности от низкой (30% населения), до средней (40%) и высокой (30%). [ 17 ] [ 18 ] [ 21 ] Согласно этому исследованию, 40% растений, попадающих в середину континуума чувствительности, называются «тюльпанами», растением более нежным, чем «одуванчик», но менее хрупким, чем «орхидея».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Плюсс М. Индивидуальные различия в чувствительности к окружающей среде. Перспективы развития ребенка, 2015. 9(3): с. 138-143.
- ^ Терр, Абба И. (май 2003 г.). «Экологическая чувствительность» . Клиники иммунологии и аллергии Северной Америки . Национальный центр биотехнологической информации . стр. 311–328. дои : 10.1016/s0889-8561(02)00090-5 . ПМИД 12803365 . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Министерство торговли США, Национальное управление океанических и атмосферных исследований. «Что такое карта индекса экологической чувствительности?» . Oceanservice.noaa.gov . США: Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Монро, С.М. и А.Д. Саймонс, Теории диатеза-стресса в контексте исследования жизненного стресса: последствия депрессивных расстройств. Psychol Bull, 1991. 110(3): с. 406-25.
- ^ Перейти обратно: а б Плюсс, М. и Дж. Бельски, Чувствительность Vantage: индивидуальные различия в реакции на положительный опыт. Психологический бюллетень, 2013. 139(4): с. 901-16.
- ^ Перейти обратно: а б Бельский Дж. Изменение восприимчивости к влиянию выращивания: эволюционный аргумент. Психологическое исследование, 1997. 8: с. 182-186.
- ^ Перейти обратно: а б Бельский Дж. и М. Плюсс. За пределами диатезного стресса: дифференциальная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Psychol Bull, 2009. 135(6): с. 885-908.
- ^ Перейти обратно: а б с Бойс, В.Т. и Б.Дж. Эллис, Биологическая чувствительность к контексту: I. Теория эволюции и развития происхождения и функций реактивности на стресс. Дев Психопат, 2005. 17(2): с. 271-301
- ^ Перейти обратно: а б с д Арон, Э.Н. и А. Арон, Чувствительность к сенсорной обработке и ее связь с интроверсией и эмоциональностью. J Pers Soc Psychol, 1997. 73(2): с. 345-68.
- ^ Бейкерманс-Краненбург, М.Дж. и М.Х. ван Эйзендорн, Дифференциальная восприимчивость к окружающей среде выращивания в зависимости от генов, связанных с дофамином: новые данные и метаанализ. Развитие и психопатология, 2011. 23(1): с. 39-52.
- ^ Шломер, Г.Л. и др., Расширение предыдущих результатов cGxI по смягчению воздействия 5-HTTLPR на начало злоупотребления психоактивными веществами среди подростков. Чайлд Дев, 2017. 88(6): с. 2001-2012.
- ^ Кирс, Р. и др., Полногеномный тест гипотезы дифференциальной восприимчивости обнаруживает генетический предиктор дифференциальной реакции на психологическое лечение детских тревожных расстройств. Психотерапия и психосоматика, 2016. 85(3): с. 146-158.
- ^ Кирс, Р. и др., Полногеномный тест гипотезы дифференциальной восприимчивости обнаруживает генетический предиктор дифференциальной реакции на психологическое лечение детских тревожных расстройств. Психотерапия и психосоматика, 2016.
- ^ Обрадович, Дж., X.A. Портилья и П.Дж. Баллард, Биологическая чувствительность к семейному доходу: дифференциальное влияние на раннее исполнительное функционирование. Чайлд Дев, 2016. 87(2): с. 374-84.
- ^ Сюй, Ю. и др., Влияние взаимодействия жизненных событий и кортизола в волосах на воспринимаемый стресс, тревогу и депрессивные симптомы среди китайских подростков: тестирование моделей дифференциальной восприимчивости и диатеза-стресса. Фронт Психол, 2019. 10(297): с. 297.
- ^ Слагт, М. и др., Различия в чувствительности к воспитанию детей в зависимости от темперамента ребенка: метаанализ. Психол Булл, 2016.
- ^ Перейти обратно: а б Плюсс М. и др. Люди различаются по своей чувствительности к окружающей среде: связь с личностными качествами и экспериментальными данными. В стадии подготовки.
- ^ Перейти обратно: а б Плюсс М. и др. Чувствительность детей к окружающей среде: разработка шкалы высокочувствительных детей и выявление групп чувствительности. Dev Psychol, 2018. 54(1): с. 51-70.
- ^ Лионетти Ф. и др., Чувствительность к окружающей среде, оцененная наблюдателями, смягчает реакцию детей на качество воспитания детей в раннем детстве. Психология развития, 2019.
- ^ Арон, Э.Н., А. Арон и Дж. Ягеллович, Чувствительность к сенсорной обработке: обзор в свете эволюции биологической восприимчивости. Обзор личности и социальной психологии, 2012. 16 (3): с. 262-82.
- ^ Лионетти Ф. и др., Одуванчики, тюльпаны и орхидеи: свидетельства существования людей с низкой, средней и высокой чувствительностью. Трансляционная психиатрия, 2018. 8(1): с. 24.