Bezdna unrest
Bezdna unrest | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Крестьяне | Российская Императорская Армия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Антон Петров | |||||||
Сила | |||||||
4000–5000 протестующих | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
100-300 крестьян ранены и убиты |
Бездненское крестьянское восстание , также известное как Бездненские волнения ( русский : Бездненские волнения ), было восстанием, организованным бывшими крепостными после реформы эмансипации в России 1861 года . Мероприятие состоялось в Спасском уезде Казанской губернии , а именно в деревне Бездна ( рус . Бездна, Бизна, татарская кириллица : Бизна). [ 1 ] Руководителем волнений был грамотный крестьянин Антон Петров. [ 2 ] Он начал убеждать своих соседей, что местные чиновники неправильно истолковывают новые реформы, вызванные реформой эмансипации России 1861 года. [ 1 ] Повстанцы считали, что царь предоставил им полную свободу, и заявили, что откажутся в дальнейшем платить помещикам и приостановят все работы на своих участках. [ 3 ] К волнениям присоединились тысячи крестьян. [ 4 ] Беспорядки были подавлены генерал-майором графом Апраксиным и группой войск, открывших огонь по крестьянам. [ 5 ] От ста до трехсот крестьян было ранено или убито. [ 6 ]
Россия после крепостного права
[ редактировать ]Освободительной реформой 1861 года в России царь Александр II отменил крепостное право на всей территории Российской империи. Сообщается, что он повторил:
«Ходят слухи, что я хочу объявить об освобождении крестьян. Я не скажу вам, что я совершенно против этого. Мы живем в такой век, что это должно произойти вовремя. Я думаю, что вы со мной согласитесь. Поэтому гораздо лучше, чтобы это дело велось сверху, а не снизу». [ 7 ]
The manifesto in Bezdna
[ редактировать ]
Акт об освобождении дошел до Казанской губернии в конце марта — начале апреля 1861 года. [ 8 ] Крестьяне ждали от царя предоставления им полной свободы (воли) от всяких обязательств перед помещиками. [ 8 ] Когда манифест был зачитан вслух различными сословными чиновниками, крестьяне поняли, что условия освобождения выгодны помещикам перед ними. [ 9 ] Крестьяне обвинили чиновников в искажении содержания закона и разыскали разных людей в своих рядах, чтобы они прочитали им документ. [ 10 ] Самым известным из этих крестьянских читателей был Антон Петров, грамотный крестьянин из деревни Бездной. [ 2 ] Антон истолковал документ как означающий, что крестьяне были свободны от обязательств перед любой властью, кроме царской. [ 11 ] Он «принял цифру, означающую 10 процентов, за печать Святой Анны, и... решил, что это знак, дающий свободу». [ 12 ] Местные чиновники пытались, но безуспешно пытались убедить крестьян в том, что интерпретация текста Петровым не соответствует действительности. [ 13 ]
Дни, предшествовавшие восстанию
[ редактировать ]В дни, предшествовавшие восстанию, крестьяне Бездны отстаивали свою свободу и отказывались работать. [ 14 ] Граф Апраксин отметил, что к нему поступают сообщения от помещиков района с жалобами на сложившуюся ситуацию. [ 14 ] Он ходатайствовал о двух ротах солдат у «командира 4-го запасного батальона Тарунтинского пехотного полка». [ 15 ] Апраксин прибыл в этот район 9 апреля. [ 14 ]
10 апреля Апраксину был предоставлен обзор положения маршалом моб. [ 15 ] Маршал сообщил Апраксину, что крестьяне из других районов приезжают в Бездну, чтобы услышать Петрова, и что крестьяне охраняют его дом, чтобы не допустить его ареста. [ 15 ] Было возможно крупное восстание, и в округе не было боеспособных резервных войск. [ 15 ] Апраксин пытался убедить крестьян собраться, заявляя, что «разъяснит все возникшие недоразумения». [ 15 ] но они на это не согласились. [ 16 ] В официальном отчете, написанном Апраксиным после восстания, он заявил, что крестьяне были смелыми и дерзкими. [ 16 ] Затем Апраксин отправился в соседнюю деревню, ожидая военного подкрепления. [ 16 ]
К 11-му числу у Апраксина был 231 солдат для наведения порядка в районе. [ 16 ] Губернатор Казанской губернии прислал еще две роты солдат, но они не прибыли вовремя. [ 16 ]
День восстания (12 апреля)
[ редактировать ]Новости об Антоне Петрове и его интерпретации манифеста распространились. К 12 апреля к Бездной собралась группа крестьян из других деревень и губерний. [ 17 ] Ведутся споры о количестве крестьян, собравшихся в Бездне. Апраксин сначала оценил сумму в 5000. [ 17 ] Далее он писал, что к 12 апреля в Бездне собралось 10 тысяч крестьян. [ 5 ] По данным расследования, проведенного гражданской комиссией, их число составило около 4000 человек. [ 5 ] Ситуация казалась критической, и Апраксин решил противостоять крестьянам со своими солдатами. [ 16 ] Утром 12 апреля Апраксин со своими войсками вошел в село Бездну. [ 17 ] Апраксин с войском направился к группе крестьян, окружавшей дом Петрова. [ 18 ] Апраксин приказал арестовать Петрова. [ 18 ] Крестьяне отказались от этого приказа. [ 18 ] По словам Апраксина, крестьяне были смелыми и дерзкими. [ 18 ] Апраксин приказал своим людям дать несколько залпов. [ 5 ] От 100 до 300 крестьян были убиты или ранены. [ 6 ]
Антон Петров был арестован и доставлен в крепость в Спасске. [ 19 ]
Последствия
[ редактировать ]Антон Петров
[ редактировать ]Петрова судил полевой военный трибунал в Бездне 16 апреля. [ 20 ] 17 апреля Петров был признан виновным в подстрекательстве к восстанию и приговорен к расстрелу. [ 20 ] Его казнили 19 апреля. [ 18 ] В этом районе преимущественно был восстановлен порядок. [ 21 ]

Казанский сервис
[ редактировать ]Студенты Казанского университета устроили панихиду по убитым крестьянам. [ 22 ] Служба состоялась через несколько дней после расправы. [ 22 ] Afanasy Shchapov, a historian at Kazan University, gave the eulogy. [ 6 ] Щапов изобразил Антона Петрова пророком, которому предстоит освободить крестьянина. [ 23 ] Имперское правительство сочло его речь слишком подстрекательской и почти революционной по своему характеру. [ 23 ] Обращение Щапова было записано и распространено среди населения. [ 23 ]
Александр II приказал арестовать Щапова и отвезти в Петербург. [ 23 ] В столице расследовали дело Щапова и его панегирик. В конце концов он был помилован царем, поскольку правительству было трудно вынести приговор Щапову из-за отсутствия веских доказательств. [ 23 ] В конце концов Щапов был сослан в Сибирь в 1862 году. [ 6 ]

Объяснения восстания
[ редактировать ]Крестьянский монархизм
[ редактировать ]Историки и современники восстания объясняли восстание результатом крестьянского или народного монархизма. Этот монархизм заключался в вере в то, что царь был великодушным отцом крестьянства и благоволил бы им, если бы знал об их страданиях. [ 24 ] Элиту обвиняли в том, что она очернила истинную волю царя и была врагами крестьян. [ 24 ]
Это понятие существовало в России на протяжении веков и было связано с православием и культурой. [ 25 ]
Религия
[ редактировать ]В своем обращении после резни Щапов назвал Петрова главой религиозной секты под названием «Хлысты». [ 6 ] Эта группа, первоначально называвшаяся «Христы» («Христы»), «верила в множественные реинкарнации Христа и видела в своих лидерах таковых[.]». [ 6 ] Православные христиане, с подозрением относившиеся к этой секте, называли их хлыстами (флейгелантами). [ 6 ] В своем панегирике Щапов, используя язык секты, назвал убитых крестьян «демократическими христами». [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Бездненское волнение считается одним из крупнейших крестьянских восстаний после реформ 1861 года. [ 26 ] «События в Бездне произвели огромное впечатление на русское общество, которое было усилено выступлением А. П. Щапова на панихиде по крестьянским жертвам. Рукописные рукописи речи широко распространялись, а в «Колоколе» Герцена обсуждались и восстание, и речь Щапова. " [ 26 ]
Согласно своим статьям в лондонском русскоязычном журнале The Bell , Александр Герцен критикует российское правительство за его полное пренебрежение к человеческой жизни и за то, что правительство публично не признало беспорядки только через месяц после того, как они произошли. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б Вентури, Франко (1983). Корни революции: история народнических и социалистических движений в России девятнадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 214. ИСБН 0-226-85270-9 . ОСЛК 9081804 .
- ^ Пушкарев, Сергей Георгиевич (1968). «Реакция русских крестьян на освобождение 1861 года» . Русское обозрение . 27 (2): 199–214. дои : 10.2307/127028 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 127028 .
- ^ Татарская энциклопедия . Казань: Академия наук Республики Татарстан. Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
- ^ Перейти обратно: а б с д Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 59. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эткинд, Александр (2003). «Вращение с другим: российский популизм и религиозные секты» . Русское обозрение . 62 (4): 565–588. дои : 10.1111/1467-9434.00292 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 3664790 .
- ^ Захарова, Лариса (2008). Царствование Александра: переломный момент? . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 596.
- ^ Перейти обратно: а б Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 35. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. стр. 37–38. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 37. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 32. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ ОГДЕН, Дж. АЛЕКСАНДР (1 сентября 2013 г.). «Крестьянское слушание, слушание крестьян: недопонимание и чревовещание в повести Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» » . Русское обозрение . 72 (4): 590–606. дои : 10.1111/русс.10708 . ISSN 0036-0341 .
- ^ Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 33. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б с Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 43. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 44. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 45. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б с Франко, Вентури (1983). Корни революции: история народнических и социалистических движений в России девятнадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 215. ИСБН 0-226-85270-9 . ОСЛК 9081804 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Франко, Вентури (1983). Корни революции: история народнических и социалистических движений в России девятнадцатого века . Издательство Чикагского университета. стр. 215–216. ISBN 0-226-85270-9 . ОСЛК 9081804 .
- ^ Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 47. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. стр. 57–58. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. п. 48. ИСБН 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б Ловелл, С. (17 декабря 2012 г.). «Гласность на практике: Публичные выступления в эпоху Александра II» . Прошлое и настоящее (218): 127–158. дои : 10.1093/pastj/gts020 . ISSN 0031-2746 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Филд, Дэниел (1989). Мятежники во имя царя . Анвин Хайман. стр. 92–103. ISBN 0-04-445190-3 . OCLC 489991190 .
- ^ Перейти обратно: а б Хоскинг, Джеффри А; Сервис, Роберт (1999). «Народный монархизм: миф о правителе от Ивана Грозного до Сталина». Переосмысление России . Арнольд. стр. 156–167. OCLC 1200558428 .
- ^ Леонид, Герец (2008). Россия накануне современности: народная религия и традиционная культура при последних царях . Издательство Кембриджского университета. стр. 119, 123–124. ISBN 978-0-511-38778-4 . OCLC 473587869 .
- ^ Перейти обратно: а б Паперно, Ирина (октябрь 1991 г.). «Освобождение крепостных как культурный символ» . Русское обозрение . 50 (4): 417–436. дои : 10.2307/131013 . JSTOR 131013 .
- ^ Герцен, Александр (2012). Читатель сердца . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. стр. 139–140.
- «Biznä krästiännäre quzğalışı/Деловое христианское движение». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.