Jump to content

1991 Закарпатский всеобщий областной референдум.

Всеобщий областной референдум в Закарпатье состоялся 1 декабря 1991 года. [ 1 ] в один день с референдумом о независимости Украины и первыми президентскими выборами в Украине . Вопрос референдума был "О предоставлении Закарпатской области статуса автономной области в составе Украины". [ 2 ]

Подавляющее большинство принявших участие в референдумах проголосовали за «Независимость Украины» (90,13%) и присоединение Закарпатья к Украине со статусом «Особой самоуправляющейся территории» (78%). [ 1 ] Явка на референдуме была высокой: на избирательных участках было зафиксировано 700 555 человек.

Этот регион исторически был известен как Карпатская Русь и получил автономный статус в составе Второй Чехословацкой Республики в межвоенные годы , с 30 декабря 1938 года по 15 марта 1939 года. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Во время Второй мировой войны регион провозгласил независимость как недолговечную независимую Республику Карпатская Украина, прежде чем подвергся вторжению венгерских войск , а затем был включен в состав Советского Союза после окончания войны 30 января 1946 года.

Прелюдия

[ редактировать ]

Законодательство СССР о порядке выхода Советской Республики из Союза с учетом правового социологического спора, продолжавшегося вокруг результатов референдума 1 декабря 1991 г., состоялось в тот момент, когда фактически и юридически существовало государства СССР, и его правовая база оставалась в силе. Поэтому строго юридически решения и действия в рамках существующего на тот момент правового поля могут считаться легитимными. [ по мнению кого? ]

Из этого факта следует, что выход любой республики из СССР должен был осуществляться только в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года — «О порядке выхода Советской Республики из Союза Советских Социалистических Республик». " Статья №3 Закона гласит: «В Федеративной Республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения территории, при определении результатов референдума результаты голосования в этих населенных пунктах подсчитываются отдельно».

Часть 7 статьи 17 Закона также предусматривает, что в случае выхода республики из СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее присоединения к Советскому Союзу. Общеизвестно, что процесс присоединения Украины к Советскому Союзу начался 30 декабря 1922 года и завершился в мае 1925 года, когда IX Всеукраинский съезд Советов принял новый текст Конституции СССР, и на этом дата Республика Подкарпатская Русь входила в состав первой Чехословацкой республики. 2 ноября 1938 г. в результате Первой Венской премии части Чехословакии - Южная Словакия и часть Карпатской Руси - были возвращены Венгрии, площадь которой составляла 11 927 км², а население составляло 869 299 человек (86,5% из которых были венграми по данным по переписи 1941 года). С 5 по 10 ноября венгерские вооруженные силы мирно оккупировали недавно переданные территории.

В марте 1939 года Чехословацкая Республика была распущена, в нее вторглась Германия и был установлен Протекторат Богемии и Моравии . 14 марта Словакия объявила себя независимым государством. 15 марта Карпатская Украина объявила себя независимым государством. Венгрия отвергла независимость Карпатской Украины, и в период с 14 по 18 марта венгерские вооруженные силы оккупировали остальную часть Карпатской Руси и свергли правительство Августина Волошина . Венгры контролировали регион до тех пор, пока Красная Армия не изгнала их в 1944 году. Подкарпатская Русь вошла в состав Советского Союза со дня обмена ратификационными грамотами Договора от 29 июня 1945 года «О Закарпатской Украине» 4 .

Временное, неизбираемое Национальное собрание, назначенное указом президента Чехословакии Эдуарда Бенеша, ратифицировало Договор 22 ноября 1945 года, и, соответственно, Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал его своим Указом 27 ноября. 1945 год.

Следовательно, в соответствии с ч. 7 ст. 17 Закона СССР "О порядке выхода..." от 3 апреля 1990 г. Украина была обязана [ по мнению кого? ] включить в избирательный бюллетень референдума 1 декабря 1991 года на территории Подкарпатской Руси второй вопрос о выборе государственной принадлежности населения "территории русинов к югу от Карпат" 5 .

(Все это в равной степени относится и к Западной Украине. [ по мнению кого? ] (см. Закон СССР «О включении Западной Украины в состав СССР...» от 1 ноября 1939 г. (ныне Волынская, Дрогобычская, Львовская, Ровенская, Ивано-Франковская и Тернопольская области и соответственно Буковина (Указ Президиум Верховного Совета СССР от 2 августа 1940 г.)

Организация референдума

[ редактировать ]

Председатель Закарпатского областного совета М. Ю. Волошук инициировал областной референдум о предоставлении области статуса автономной республики в составе Украины 6 .

Первого октября 1991 года * (вторая графа четвертого пункта) областной совет принимает Декларацию «О провозглашении Закарпатья автономной областью» 7 .

Публикация Декларации в официальном органе Областного совета:
«Декларация о предоставлении Закарпатью автономного статуса»

На основе традиции, самобытности, неотъемлемого права на вечное стремление многонационального населения Закарпатья к самоопределению:

На основе права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми инструментами, и руководствуясь универсальными ценностями и нормами равенства наций, закрепленными в Декларации прав человека, Хельсинкском соглашении, Парижской хартии для нового Европа;

Реализация деклараций о государственном суверенитете Украины и Акта о независимости Украины; Признавая Закарпатье неотъемлемой частью независимой Украины;

На основании верховенства Конституции и законов Украины; Стремясь обеспечить право на национально-культурную автономию всех национальных групп во взаимодействии с региональным, национальным и местным самоуправлением;

Гарантирование равных возможностей участия в управлении государственными и общественными делами представителям всех национальностей независимо от их участия в политических партиях, движениях, религиозных убеждениях, рода и характера занятий, места и времени проживания в крае согласно Конституции и законам. Украины; заботясь о сохранении и развитии добрососедских отношений со всеми регионами Украины и другими суверенными республиками;

Отвергая любые посягательства на территориальную целостность или попытки изменения границ за счет или в пользу Закарпатья, противопоставлять его другим регионам Украины; Стремясь увеличить и лучше использовать уникальный природный и экономический потенциал на благо народа, остановить необратимые изменения в духовном развитии, экологической и демографической сфере, областной Совет народных депутатов объявляет Закарпатье автономной областью. в составе независимого демократического государства - Украины.

Настоящая Декларация вступает в силу после ее одобрения населением Закарпатья на областном референдуме.

Декларация выносится на обсуждение на сессии по предложению Советов города Мукачево , Мукачевского района, Береговского района.

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета Народных Депутатов, № 188, вторник, 1 октября 1991 г.

«Решение седьмой сессии 21 созыва о статусе Закарпатья в составе независимой Украины»

Для объективного рассмотрения статуса Закарпатья в составе независимой Украины седьмая сессия 21-го созыва Закарпатского областного совета приняла решение создать соответствующую комиссию.

РЕШЕНИЕ СЕДЬМОЙ СЕССИИ XXI СОЗЫВА

О статусе Закарпатья в составе независимой Украины Рассмотрев вопрос о статусе Закарпатья в составе независимой Украины, областной Совет народных депутатов постановил:

1. Отмечая критическую важность вопроса и необходимость его всестороннего изучения, создать комиссию (список членов комиссии прилагается).

2. Комиссии опубликовать обоснование статуса Закарпатья в печати и после анализа результатов общерегиональных обсуждений представить свои предложения по этому вопросу в облисполком до 30 декабря 1991 года.

3. Вынести вопрос о статусе Закарпатья на областной референдум в соответствии с Законом "О всеукраинских и местных референдумах".

Президиум сессии

ИП Грицак.

В.В. Шепа.

«Новости Закарпатья», газета Областного Совета Народных Депутатов, №. 188 Вторник, 8 октября 1991 г.

В состав комиссии вошли видные представители различных общественных организаций, учреждений, конфессий, общин, профсоюзов и национальностей.

Она представляла различные политические силы региона, такие как, например, «Движение», «Демократическая партия Украины», «Украинская республиканская партия».

Представители национальных общественных организаций жителей Закарпатья: «Рома», «Общество социально-экономического развития румын Закарпатья им. Косбука», «Общество немцев «Возрождение», «Общество венгерской культуры КМКС», «Общество венгерской культуры». Карпатские русины», «Общество словаков».

Уполномоченные от религиозных организаций: «Мукачево-Ужгородская православная епархия», «Пятидесятническая церковь», «Римско-католическая религиозная община», «Мукачевская греко-католическая епархия», «Реформатская церковь».

Общественные организации культурно-национальной направленности представляли «Ветераны Афганской войны», Общество «Мемориал», «Закарпатское отделение Союза писателей Украины», региональная организация общества «Просвита», «Общество украинского языка имени Тараса Шевченко». «Просвита».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСА «О СТАТУСЕ ЗАКАРПАТСТВА В ЧАСТИ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЫ»

1 АДАМ Йосип Иванович, сопредседатель ромской общины «Рома».

2 АДАМ Аладар Евгеньевич, сопредседатель цыганской общины «Рома»

3 КРОВАТЬ Виктор, народный депутат, председатель Закарпатской областной организации «Народный рух Украины».

4 ГАБОР Иван Иванович, депутат областного совета, представитель Тячевского района.

5 ГЕРЕВИЧ Иван Иванович, депутат областного совета, представитель Береговского района.

6 HOLYSH Ivan Vasilyevich, representative of Mukachevo.

7 ГОРВАТ Василий Васильевич, депутат областного совета, представитель Мукачевского района.

8 ГРАНЧАК Иван Михайлович, профессор, доктор исторических наук.

9 ГРЕЧАНИНОВ Виктор Федорович, депутат областного совета, представитель ветеранов войны в Афганистане.

10 ГУЗОВ Михаил Михайлович, депутат областного совета, представитель Раховского района.

11 GULACSY Ludwik Lyudvigovich, representative of the Reformed Church.

12 ДУМНИЧ Михаил Васильевич, представитель Областного совета независимых профсоюзов.

13. ZADIRAKA Valentina Dmitrievna, representative of the Velykyi Bereznyi district.

14. ЗИЛГАЛОВ Василий Алексеевич, председатель областной организации «Мемориал».

15. ИЛЬЯШ Иван Иванович, депутат областного совета, представитель Виноградовского района.

16. КАИНЦ Емельян Иванович, председатель Общества немцев «Возрождение».

17. КЕМЯНЯШ Георгий Георгиевич, депутат областного совета, представитель Свалявского района.

18. ЛЕЛЕКАЧ Иван Михайлович, представитель Мукачевской греко-католической епархии.

19. МАДЬЯР Иван Михайлович, депутат областного совета, представитель Иршавского района.

20. МАТИКО Иван, представитель общества словаков.

21. МАРИНА Василий Васильевич, депутат областного совета, представитель общества социально-экономического развития румын Закарпатья им. Кошбука.

22. МИШАНИЧ Федор Васильевич, председатель областной организации Демократической партии Украины.

23. МИЛОВАН Шандор, представитель римско-католической религиозной общины.

24. МОКРЯНИН Иван Михайлович, депутат областного совета, представитель района Межгорья.

25. ПОП Василий Степанович, председатель Закарпатского отделения Союза писателей Украины.

26. РЯШКО Михаил Михайлович, представитель Воловецкого района.

27. ТИВОДАР Михаил Петрович, депутат областного совета, к.э.н.

28. ТУРЯНИЦА Иван Михайлович, профессор, представитель Общества карпатских русинов.

29. УСТИЧ Сергей Иванович, заместитель председателя облисполкома.

30. ФЕДАКА Павел Михайлович, председатель региональной организации общества «Просвита».

31. ФЕЕР Петр Иванович, депутат областного совета, представитель Хустского района.

32. ФОДОВ Шандор Лойшович, депутат областного совета, председатель Общества венгерской культуры.

33. ХРИПТА Иван Андреевич, представитель Пятидесятнической Церкви.

34. ЦУРКО Иван Эмерихович, депутат областного совета, представитель Ужгородского района.

35. ЧУЧКА Павел Павлович – председатель Общества украинского языка «Просвита» имени Тараса Шевченко.

36. ШЕРЕГИЙ Василий Мирославович, представитель областного правления Украинской республиканской партии.

37. ЩЕРБА Емельян Станиславович, член областного совета, представитель Перечинского района.

38. YAREMA Vasily Yurievich, representative of Mukachevo-Uzhgorod Orthodox diocese.

«Новости Закарпатья», газета Областного Совета Народных Депутатов, №. 193 Вторник, 8 октября 1991 г.

Объявление даты

[ редактировать ]

В соответствии с требованием статьи 21 закона Украины в редакции 1991 года "О всенародных и местных референдумах" местный Совет народных депутатов после получения правильно оформленного предложения (о статусе Закарпатья) должен был внести одно из трех решений:

1. Об объявлении референдума

2. Об отказе от референдума

3. О решении вопроса на сессии, как не требующего референдума.

Сессия постановила созвать референдум, определить дату и содержание вопроса, вынесенного на референдум. Объявление о проведении референдума, его тема и дата были опубликованы в местных СМИ.

Решение седьмой сессии Закарпатского областного совета
народных депутатов двадцать первого созыва 31 октября 1991 года.
О проведении регионального референдума.

В соответствии со статьями 125, 131 Конституции Украинской ССР, статьями 13, 14, 21, 22 Закона СССР «О всенародных и местных референдумах» Областной Совет народных депутатов постановил:

1. Объявить, что областной референдум о статусе Закарпатья в составе независимой Украины состоится в воскресенье, 1 декабря 1991 года.

2. Возложить обязанности областных, городских (городов областного подчинения), районных, участковых избирательных комиссий по проведению областного референдума соответственно существующим областным, городским (городам областного подчинения) и окружным избирательным комиссиям по выборам депутатов. местных Советов народных депутатов, окружных комиссий по выборам Президента Украины и всенародному референдуму. Исходя из того, что областной референдум будет проводиться одновременно с выборами Президента Украины и общереспубликанским референдумом, а также разделять участковые комиссии, признать нецелесообразным привлечение к проведению областного референдума избирательных комиссий сел (городов областного подчинения), и сельские комиссии по выборам депутатов соответствующих Советов народных депутатов.

3. Утвердить содержание и форму бюллетеня для голосования на областном референдуме от 1 декабря 1991 года.

4. Поручить областной комиссии по референдуму и облисполкому разработать и осуществить необходимые организационные и технические мероприятия к проведению областного референдума 1 декабря 1991 года.

5. Опубликовать в СМИ решение о проведении областного референдума о статусе Закарпатья в составе независимой Украины.

Президиум сессии:

ИП Грицак,

В.В. Шепа.

«Новины Закарпатья», газета областного Совета народных депутатов, №. 212, вторник, 5 ноября 1991 г.

Текст бюллетеня, принятый на седьмой сессии Закарпатского областного совета от 31 октября 1991 года:

Седьмая сессия Закарпатского областного совета приняла и утвердила текст и размер бюллетеня в соответствии с требованиями законодательства.

бюллетень
Для голосования на всеобщем региональном референдуме

Вы желаете, чтобы Закарпатье получило статус автономной территории как субъекта в составе независимой Украины, а не в составе каких-либо других административно-территориальных образований?

Да_________________________________________Нет

Оставьте один из ответов, другой зачеркните.

Бюллетень, в котором в ходе голосования не вычеркнуты оба слова «Да» и «Нет» или ни одно из слов, считается недействительным.

Размер бюллетеня 144,5х105 мм.

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 212, вторник, 5 ноября 1991 г.

Публикация «Декларации прав национальностей Украины»

[ редактировать ]

Накануне референдума (6 ноября 1991 г.) в официальном органе Закарпатского областного Совета народных депутатов была опубликована «Декларация прав национальностей Украины», принятая «Верховной Радой Украины» 1 ноября 1991 г. .

Цель публикации:

Убедить жителей региона в том, что «Украинское государство гарантирует всем народам, национальным группам и гражданам, проживающим на его территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права... Украинское государство гарантирует своим гражданам... в регионах компактного проживания нескольких этнических групп, у которых наряду с государственным украинским языком может функционировать язык, приемлемый для всего населения территории».

ДЕКЛАРАЦИЯ
прав национальностей в Украине
(Опубликовано в "Киевском Вестнике Верховной Рады (БВР) Украины 31.12.1991 - 1991 г., № 53, ст. 799, документ 1771-12, действующая редакция - принят 11.01.1991)

Парламент (Верховная Рада) Украины на основании Декларации о государственном суверенитете Украины, Декларации независимости Украины, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека и международными пактами о правах и свободах человека, ратифицированными Украиной.

Стремясь к священным принципам свободы, гуманизма, социальной справедливости, равенства всех этнических групп украинского народа в независимой, демократической Украине,

Принимая во внимание, что на территории Украины проживают более 100 национальностей, которые вместе с украинцами составляют пятьдесят два миллиона жителей Украины, принимает следующую Декларацию прав национальностей в Украине:

Статья 1

Украинское государство гарантирует всем народам, национальным группам и гражданам, проживающим на его территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права. Представители народов и национальных групп избираются на равных основаниях в органы государственной власти всех уровней, занимают любые должности в органах власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Дискриминация по национальному признаку запрещена и карается законом.

Статья 2

Украинское государство гарантирует всем национальностям право на сохранение своего традиционного расселения и обеспечивает существование национальных административных единиц, берет на себя ответственность за создание соответствующих условий для развития национальных языков и культур.

Статья 3

Украинское государство гарантирует всем народам и этническим группам право свободно использовать родной язык во всех сферах общественной жизни, включая образование, производство, получение и распространение информации. Верховная Рада Украины трактует статью 3 Закона «О языках в Украинской ССР» так, что внутри административно-территориальных единиц, где компактно проживает определенная национальность, может функционировать ее язык наравне с государственным языком.

Украинское государство предоставляет своим гражданам право свободного пользования русским языком. В районах компактного проживания нескольких этнических групп наряду с государственным украинским языком может функционировать язык, приемлемый для всего населения района.

Статья 4

Всем гражданам Украины любой национальности гарантируется право исповедовать свою религию, использовать свою национальную символику, отмечать свои национальные праздники, участвовать в традиционных обрядах своего народа.

Статья 5

Памятники истории и культуры народов и национальных групп на территории Украины охраняются законом.

Статья 6

Украинское государство гарантирует всем национальностям право создавать свои культурные центры, общества, общины, объединения. Эти организации могут осуществлять деятельность, направленную на развитие национальной культуры, проводить общественные мероприятия в установленном законом порядке, способствовать созданию республиканских газет, журналов, издательств, музеев, художественных коллективов, театров, киностудий.

Статья 7

Национальные культурные центры и общества, представители национальных меньшинств имеют право на свободные контакты со своей исторической родиной.

Parliament (Верховная рада) из Украины

Киев, 1 ноября 1991 г. N+1771-XII

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 213, среда, 6 ноября 1991 г.

Леонид Кравчук и Закарпатский областной референдум

[ редактировать ]

20 ноября 1991 года в Закарпатье прибыл Председатель Верховного Совета СССР, кандидат в президенты Украины Леонид Кравчук. На собравшейся по этому поводу восьмой внеочередной сессии областного совета выступил Леонид Кравчук.

В своем выступлении он подчеркнул деликатность вопроса референдума и призвал собравшихся депутатов внести поправки в текст бюллетеня. Прежде всего предлагалось заменить термин «автономия» на «самоуправляющаяся территория».

(...)

Учитывая ситуацию, Закарпатской области может быть предоставлен особый статус самоуправляющейся территории. Эта сфера самостоятельно решает свои культурные, языковые проблемы, характер выборов в органы власти, экономические дела. Разумеется, в соответствии с законодательством Украины.

(...)

Если вы замените в бюллетене слово «автономия» на «особая самоуправляющаяся территория», в этом случае я вас поддержу. В противном случае, по его словам, возникнут всевозможные проблемы, в том числе юридические.

(...)

Так что, мне кажется, - подчеркнул Леонид Макарович, - если этому региону будет предоставлен такой особый статус, этим актом будет поглощен ряд проблем - экономических, национально-языковых, культурных, политических и других. И, самое главное, чтобы оно соответствовало Конституции, нашим законам...

Это не будет чье-то желание. Этот статус будет действительным, иметь законодательную силу, он будет частью Конституции.. Это означает, что будущее этого региона не будет зависеть от хороших или плохих президентов, от хороших или плохих премьер-министров. Это откроет путь к полной самореализации. В чем разница между автономией и особым статусом самоуправляющейся территории?

Когда речь идет об автономии, сказал Председатель парламента (Верховной Рады), необходимо определить, что это за автономия: национально-культурная, или региональная, или республиканская, или, возможно, какая-то другая автономия. Есть автономия вообще, она имеет какую-то конкретную форму. И эта конкретная форма в региональном голосовании не определена. Если мы говорим об автономии государства, то формирование еще 10-12, а возможно и 20 государственных и политических структур на Украине (как, скажем, автономий в России на данный момент) могло бы инициировать межгосударственные, межавтономные проблемы.

Это особенно тревожно.

А статус самоуправляющейся территории дает ей полное право распоряжаться своими богатствами, своими ресурсами, своими экономическими, культурными и национальными проблемами.

Главное, что это не государство, а самоуправляющаяся структура. А государство только одно – государство Украина.

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 223, четверг, 21 ноября 1991 г.

Решение внеочередной восьмой сессии Областного Совета XX созыва (20 ноября 1991 г.) "Внесение изменений в текст бюллетеня для голосования на областном референдуме 1 декабря 1991 г."

Решение внеочередной восьмой сессии Областного Совета XX созыва (20 ноября 1991 г.) «Внесение изменений в текст бюллетеня для голосования на областном референдуме 1 декабря 1991 г.». После длительных дебатов было решено заменить в тексте бюллетеня формулировку "статус автономной территории" на "закрепленный Конституцией Украины статус специальной самоуправляющейся административной территории". Новый бюллетень был одобрен на этой же сессии.

РЕШЕНИЕ
О внеочередной восьмой сессии
Областного совета XX созыва
О Внесении изменений в текст бюллетеня для голосования на областном референдуме 1 декабря 1991 года
Референдум 1 декабря 1991 г.
Областной Совет народных депутатов принял решение:

О частичном изменении (п.3) решения областного Совета народных депутатов от 31 октября 1991 года "О проведении областного референдума" утвердить следующий текст бюллетеня для голосования на областном референдуме 1 декабря 1991 года:

«Желаете ли вы, чтобы Закарпатье получило закрепленный в Конституции Украины статус особой самоуправляющейся административной территории как субъекта в составе независимой Украины, а не в составе каких-либо других административно-территориальных образований?».

Президиум сессии

Gritsak I.Y.

Шепа В.В.

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 223, четверг, 21 ноября 1991 г.

Обращение исполкома областного Совета народных депутатов к народу Закарпатья

[ редактировать ]

Статья 125 Конституции Украинской ССР (1978 г.) предусматривала возможность участия местных Советов народных депутатов в обсуждении вопросов республиканского и общегосударственного значения, а статья 131 позволяла им выносить на голосование наиболее важные вопросы местного значения. референдум.

Используя эту компетенцию, исполнительный комитет Совета народных депутатов дал формальную интерпретацию и разъяснение вопроса, вынесенного на референдум.

Основными правами, гарантированными референдумом в случае положительного ответа большинства опрошенных граждан-жителей Закарпатья, были:

- Самостоятельно формировать правительства всех уровней.

- Самостоятельно решать вопросы экономического, социально-культурного и духовного развития региона.

- Действия Президента и Парламента (Верховной Рады) на самоуправляющейся территории не будут иметь прямого юридического действия, там будут действовать только Конституция и законы Украины.

"Обращаться"
Исполнительный комитет областного Совета народных депутатов
Дорогие закарпатцы!

В воскресенье, 1 декабря, при получении бюллетеней вам предстоит сделать судьбоносный выбор:

(...)

- Будет ли Закарпатье иметь статус особой самоуправляющейся административной территории в составе независимой Украины?

(...)

Призываем Вас сказать: «Да», желаю, чтобы Закарпатье получило закрепленный в Конституции Украины статус особой самоуправляющейся административной территории, как субъекта в составе независимой Украины, а не в составе каких-либо других административно-территориальных образований.

Этот статус гарантирует нам:

- Зона свободной торговли;

- Право самостоятельно, в интересах региона и его населения решать вопросы экономики, социально-культурного и духовного развития;

- Право формировать собственные правительства на всех уровнях;

- Что на территории самоуправления не будет прямых действий Президента и Верховной Рады, там будут действовать только Конституция и законы Украины;

- Возможность полного учета интересов всех национальностей, проживающих в регионе, более широкого их представительства в органах власти, самоуправления, права иметь свои национально-культурные образования.

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 223, четверг, 21 ноября 1991 г.

Итоги регионального референдума

[ редактировать ]

Строго следуя положениям статьи 31 Закона Украинской ССР «О всенародных и местных референдумах» (в редакции 1991 года), официальный орган областного совета («Новины Закарпатья») 3 декабря 1991 года опубликовал первичные итоги республиканского и Закарпатского областных референдумов.

Подавляющее большинство принявших участие в референдуме проголосовало за «Независимость Украины» (90,13%) и присоединение Закарпатья к Украине со статусом «Особой самоуправляющейся территории» (78%). Высокая явка на референдуме (700 555 тысяч).

Результаты референдума
За независимость Украины 90,13%
За Президента Украины Леонида Кравчука 60%
За самоуправляющееся Закарпатье 78%
ОБЪЯВЛЕНИЕ
региональной комиссии всеобщего областного референдума об итогах голосования 1 декабря 1991 года
1. Число граждан, включенных в списки для голосования 847364
2. Число граждан, получивших избирательные бюллетени 702324
3. Число граждан, принявших участие в голосовании 700555
4. Количество людей, ответивших «ДА» 546450
5. Количество людей, ответивших «НЕТ» 128762
6. Количество бюллетеней, признанных недействительными 25 343

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 231, вторник, 3 декабря 1991 г.

Очередной номер газеты "Новины Закарпатья" (среда, 4 декабря 1991 г.). На основании полученных протоколов областная комиссия сообщила подробные данные об итогах референдума.

Подробные данные по округам – количество человек, принявших участие в голосовании, и количество граждан, ответивших на предложенные вопросы – «ДА».

Из таблиц следует вывод о высокой приверженности граждан (в среднем по области 82,7%) и высоком проценте граждан, ответивших на референдуме «ДА» (в среднем по области 78%).

Равнинные районы области: Ужгород - 89,7%, Берегово - 88,9%, Свалява - 86,5% имели более высокий процент утвердительных голосов на областном референдуме, чем горные: Рахов - 54,1%, Межгорье - 59%.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
от числа граждан, принявших участие
при голосовании 1 декабря 1991 г. (в процентах)
Наименования горисполкомов и райисполкомов Региональный референдум
Мукачево 75.2
Uzhgorod 76.7
Beregovo 87.3
Большой Березный 96,3
Vinogradov 78,1
Воловец 93.7
Иршава 90.8
Mezhgorye 89.0
Мукачево 84.4
Perechyn 87.9
Рахов 79.5
Свалява 92.1
Тячево 75.1
Uzhgorod 85,3
Khust 83.1
Общий: 82.7
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
количества граждан,
кто ответил «ДА» во время голосования
на региональном референдуме (в процентах)
Наименования горисполкомов и райисполкомов Региональный референдум
Мукачево 84.7
Uzhgorod 82.7
Beregovo 88.9
Большой Березный 86.3
Vinogradov 83.2
Воловец 85.2
Иршава 80.1
Mezhgorye 59.4
Мукачево 86.1
Perechyn 84.2
Рахов 54.1
Свалява 86.5
Тячево 61.8
Uzhgorod 89.7
Khust 70.4
Общий: 78.0

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 232, среда, 4 декабря 1991 г.

Легитимность референдума

[ редактировать ]

За референдумом 1991 года пристально следили не только граждане Украины, но и международное сообщество.

Практически все иностранные наблюдатели, включая авторитетных международных и европейских представителей, отметили высокий уровень организации и отсутствие существенных нарушений.

«Референдум в Украине прошел без нарушений»

— Джон Гундерсен, посол США в Украине 8

Мишель Жакмен – секретарь бюро Национального собрания Франции

Герт Вайскирхен - депутат немецкого Бундестага

Патрик Бойер - член канадского парламента (и другие)

По словам посла США в Украине Джона Гундерсена, офис-секретаря Национальной ассамблеи Франции Мишеля Жакмена, депутата Бундестага Герта Вайскирхена, члена парламента Канады Патрика Бойера и других, присутствовавших на встрече, референдум в Украине прошел в организованно, без каких-либо нарушений. Его результаты откроют новые возможности для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами.

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 231, вторник, 3 декабря 1991 г.

Отказ Верховного Совета Украины

[ редактировать ]

Юридическим обоснованием проведения Закарпатского областного референдума послужил первый в истории СССР крымский референдум 20 января 1991 года (о восстановлении Крымской АССР). Учитывая волю крымского народа, 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Крымской области в составе Украинской ССР».

Это была первая осуществленная попытка решить судьбу народа на основе воли самих граждан.

Представители IX сессии Закарпатского областного Совета народных депутатов в качестве законодательной инициативы обратились в Верховную Раду Украины с требованием внести изменения и дополнения в Конституцию Украины по результатам Закарпатского областного референдума. .

Процедура потребовала дополнить часть первую статьи 77 Конституции словами: "В Украине существует особая самоуправляющаяся административная территория - Закарпатье", а также дополнить статью 752 "Особая самоуправляющаяся административная территория - Закарпатье". , является частью Украины...", потому что референдум фактически проходил в контексте присоединения Закарпатья к Украине.

Однако высший законодательный орган Украины, используя процедуру бюрократического саботажа, проигнорировал обязательное внесение изменений и дополнений в Конституцию СССР (как это было сделано в случае с Крымом), тем самым поставив вопрос об адаптации Законодательство Украины о правовом статусе Закарпатской области как части независимой Украины находится вне правового поля Украины.

РЕШЕНИЕ
девятой сессии областного Совета народных депутатов от 24 января 1992 года.
ОБ ОБРАЩЕНИИ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ УКРАИНЫ
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины»

Учитывая, что 546 450 взрослого населения области (78 процентов) на областном референдуме 1 декабря 1991 года высказались за предоставление Закарпатью закрепленного в Конституции Украины статуса особой самоуправляющейся административной территории в составе независимой Украины, а в соответствии со статьей 38 Закона Украины "О местных Советах народных депутатов СССР и местном самоуправлении" областной Совет народных депутатов принял решение в рамках законодательной инициативы обратиться в Верховную Раду Украины. Украины о внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины:

1. Часть первую статьи 77 Конституции дополнить словами: "В Украине существует особая самоуправляющаяся административная территория - Закарпатье".

2. Дополнить Конституцию Украины главой 72 "Особая самоуправляющаяся административная территория Закарпатье" и статьей 752 "Особая самоуправляющаяся административная территория Закарпатье является частью Украины и самостоятельно принимает решения по вопросам своей компетенции". ."

Председатель Совета

И. КРАИЛО

«Новины Закарпатья», газета Областного Совета народных депутатов, №. 12/260, четверг, 30 января 1992 г.

Закон Украины "О самоуправляющейся специальной административной территории Закарпатье"

[ редактировать ]

Закон Украины "О самоуправляющейся специальной административной территории Закарпатья" - принят шестого марта 1992 года на втором заседании IX-сессии Закарпатского областного Совета народных депутатов. Инициирован Закарпатским областным советом с целью внесения в правовую базу Украины результатов Закарпатского всеобщего областного референдума от 1 декабря 1991 года о статусе Закарпатья как самоуправляющейся специальной административной территории как субъекта независимой Украины. , ее невхождение в какие-либо другие административно-территориальные единицы и закрепление (этого статуса) в Конституции Украины.

Закон Украины
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Самоуправляющаяся специальная административная территория Закарпатье

Особая самоуправляющаяся административная территория Закарпатье является особым субъектом административно-территориального устройства Украины.

Статья 2 Конституционно-правовой статус Закарпатья

Статус Закарпатья определяет Конституция Украины, настоящий Закон, Устав и другие нормативные акты Закарпатья.

Статья 3. Принципы специального административного управления

Статус самоуправляющейся специальной административной территории Закарпатья основывается на следующих принципах:

  1. Неприкосновенность и неделимость территории Закарпатья как неотъемлемой части Украины.
  2. Неприсоединение Закарпатья к каким-либо другим государственным и административно-территориальным образованиям.
  3. Обеспечение прав и свобод личности
  4. Обеспечение национальной территориальной и культурной автономии
  5. Обеспечение экономической независимости и права выбора форм ее реализации, самофинансирования.

Распределение полномочий органов государственной власти и органов самоуправления специальной административной территории определяется настоящим Законом при отсутствии прямого действия актов исполнительной и распорядительной власти государства на территории Закарпатья.

...

Закон Украины: О самоуправляющейся специальной административной территории Закарпатье, 1992 г. (проект)   – через Wikisource .

Публичная информация о работе над законопроектом в комитетах Верховного Совета Украины отсутствует.

Поскольку в соответствии с Законом "О референдумах..." в редакции 1991 года результаты референдума вступают в силу после их опубликования в официальном органе печати по проведению референдума. Поэтому из-за отказа Верховной Рады Украины принять закон, регулирующий статус Закарпатья в составе Украины (в соответствии с результатами референдума), он пока остается неопределенным.

Анализ результатов референдума

[ редактировать ]

Строго в соответствии с Законом "О референдуме..." в редакции 1991 года результаты референдума вступают в силу после их опубликования в официальных средствах массовой информации органа власти, проводившего референдум. [ нужна ссылка ] В апреле 2016 года тогдашний губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль заявил, что референдум прямо противоречит этому (тогдашнему) закону. [ 6 ] [ нужны разъяснения ]

Данная публикация результатов референдума в нашем регионе была произведена 4 декабря 1991 года в газете областного Совета народных депутатов "Новины Закарпатья" и, таким образом, результаты референдума приобрели императивную юридическую силу. Закона Украины. [ нужна ссылка ] (Результаты референдума не требуют какого-либо утверждения или подтверждения.) [ нужна ссылка ]

Украинский и Закарпатский областные референдумы имеют одинаковую юридическую силу (юридически эквивалентны), а их юридическое осуществление или отсутствие такового автоматически приведет к одинаковым последствиям для юридического лица. [ нужна ссылка ]

Если результаты референдума вызовут проблемы совместимости с существующими правовыми реалиями нынешнего режима [ нужны разъяснения ] , необходимо внести изменения в национальное законодательство или его (референдум) придется проводить заново. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Шерил Строшейн, Этническая борьба, сосуществование и демократизация в Восточной Европе, Cambridge University Press, 2012, стр. 194, ISBN   9781107378056
  2. ^ "Публикация результатов референдума 1.12.1991. "Новости Закарпатья" №231, 3 декабря 1991 года" . karpatorusyn.org (в Russian) . Retrieved 2023-11-13 .
  3. ^ "Конституционный Закон от 22 ноября 1938, №328 Сб. об автономии Подкарпатской Руси" . karpatorusyn.org (in Russian) . Retrieved 2023-11-13 .
  4. ^ «ASPI-поиск» . EPRAVO.CZ (на чешском языке) . Проверено 13 ноября 2023 г.
  5. ^ "Сегодня - 80-летие со дня провозглашения Карпатской Украины" . www.ukrinform.ua (in Russian). 2019-03-15 . Retrieved 2023-11-13 .
  6. ^ (на украинском языке) Москаль оспорен в суде на Закарпатском референдуме 1991 года , Украинская правда (12 апреля 2016 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7334e1b6ef7d4e0056fda29e2bd6420a__1719716040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/0a/7334e1b6ef7d4e0056fda29e2bd6420a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1991 Transcarpathian general regional referendum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)