Мадхопурский головной убор
Мадхопурский головной убор | |
---|---|
![]() | |
32 ° 22'36 "N 75 ° 36'22" E / 32,3767 ° N 75,6062 ° E | |
Водный путь | Река Рави |
Страна | ![]() |
Состояние | Пенджаб |
Поддерживается | Пенджаба Департамент ирригации |
Первый построен | 1875 |
Последний построенный | 1959 |
Длина | 2700 футов (820 м) |
Разрядная емкость До 9000 кусек [ 1 ] |
Madhopur Headworks — плотина на реке Рави в Мадхопуре 14 км от города Патханкот в округе Патханкот в индийском штате Пенджаб , всего в . Он расположен на границе с Джамму и Кашмиром . Канал Верхний Бари-Доаб (UBDC), отводящий от Мадхопура, орошает сельскохозяйственные угодья в Пенджабе и обеспечивает водой города Патханкот , Гурдаспур , Батала и Амритсар .
Головное сооружение было одним из первых ирригационных проектов, построенных в Пенджабе во время британского владычества , в течение 10 лет после завоевания Пенджаба . Он орошал земли в районах Гурдаспур, Амритсар и Лахор неразделенного Пенджаба. Во время о разделе соглашения Сирилл Рэдклифф три техсила района Гурдаспур передал Индии , отчасти для поддержания целостности системы каналов из Мадхопура.
После обретения независимости Индия подписала Договор о водах Инда , согласно которому Индия получила исключительное право пользования водами реки Рави. Впоследствии Индия перестроила Мадхопурское головное сооружение в полноценный заградительный комплекс. Пакистан продолжает использовать сеть каналов UBDC на своей территории, заменяя воды Рави водами из Ченаба через канал BRB .
Предшественники
[ редактировать ]Канал под названием Хасли-канал был построен во время правления императора Великих Моголов Шах-Джахана ( годы правления 1628–1658 ), по которому вода доставлялась из Мадхопура в Лахор . Его спланировал Али Мардан-хан и осуществил мулла Алауль-Мул Туни. [ 2 ]
В 19 веке сикхский император Ранджит Сингх отремонтировал канал и расширил его еще одной веткой до Амритсара . [ 2 ] [ 3 ]
По мнению ученого Яна Стоуна, эти ранние каналы были во многом дефектными. Они не использовали каменные конструкции и легко поддавались наводнениям. Они также были склонны к отложению ила, поэтому их приходилось периодически ремонтировать. [ 4 ]
Британские проекты
[ редактировать ]

После завоевания Пенджаба у сикхов в 1849 году Британская Ост-Индская компания перестроила каналы под названием «Канал Верхний Бари-Доаб» (UBDC). [ а ] Его спланировали и осуществили инженеры Джозеф Генри Дайас и Джеймс Крофтон. [ 5 ] [ 6 ] Утверждается, что обеспечение работой расформированных сикхских солдат за счет сельского хозяйства было основной мотивацией его срочного строительства. [ 7 ] Новые каналы были открыты в 1859 году и орошали сельскохозяйственные угодья в Гурдаспур , Амритсар и Лахор . округах [ 8 ] В то время головные сооружения не строились из-за опасений, что они не смогут выдержать разливы реки Рави. Воду канала регулировало боковое русло реки с плотиной и падающими ставенами. [ 9 ] Для этой цели был построен мост с 23 арочными проемами шириной 10 футов. [ 10 ] [ 11 ] Современные комментаторы также отмечают, что канал был построен с чрезмерным уклоном 0,05 м/км, что привело к размыву его русла. [ 9 ]
Головной убор Мадхопура был добавлен в 1875–1879 годах. Он представлял собой плотину длиной 2700 футов (820 м) через реку Рави, гребень которой находился на высоте от 3 до 6 футов над руслом реки. На последних 300 футах слева (в сторону Пенджаба) находились нижние шлюзы с 12 отверстиями шириной 20 футов и высотой 3–4 фута. Их закрывали железные ворота. [ 10 ]
Несмотря на то, что система каналов была способна переносить потоки объемом 6500 кубических футов (180 м3). 3 ) в секунду головное сооружение подавало максимум 4850 кубических футов (137 м3). 3 ) в секунду. Основная линия канала протянулась на 31 милю (50 км), после чего разделилась на главную ветку и ветку Касур возле города Гурдаспур . У этих двух ветвей были дополнительные ответвления, ведущие в Лахор и Собраон соответственно. [ 9 ] [ 12 ]
- Основная ветка проходила мимо городов Батала и Амритсар и направлялась в сторону деревни Бедиан в районе Лахора. Оно продолжилось в районе Лахора, проходя мимо деревень Райвинд и Кот Радха Кишан . Выход в русло реки Рави позволил излишкам паводковых вод стечь обратно в реку.
- Лахорская ветвь отделилась от основной ветки возле Баталы и, пройдя мимо Амритсара на севере, направилась в сторону города Лахор.
- Ветка Касур шла на юг от Гурдаспура до города Кахнуван , а затем поворачивала на юго-запад. Пройдя мимо Баталы и Тарн-Таран-Сахиб , он вошел в Касур-техсил возле деревни Патти (ныне в районе Тарн-Таран ).
- Ветка Собраон продолжалась к югу от Канувана и поворачивала на юго-запад. Протекая параллельно реке Сатледж, она заканчивалась недалеко от Собраона (к северу от нее).
Большинство из этих территорий позже стали ареной конфликта во время Индо-Пакистанской войны 1965 года . [ 13 ]
Современное развитие
[ редактировать ]В 1955 году в Мадхопуре была построена плотина после того, как первоначальная плотина головного сооружения Мадхопура была повреждена во время наводнения. [ 1 ] В течение следующих двух лет был также добавлен канал Мадхопур-Бис-Линк, чтобы связать воды Рави с рекой Беас через Чаки-налла . [ 14 ] [ 15 ]
Сеть каналов UBDC была реконструирована в 2001–2005 годах после строительства плотины Ранджит Сагар . В настоящее время он вмещает до 9000 кубических футов (250 м3). 3 ) в секунду, распределяя их по семи филиалам и 247 дистрибьюторам. Общая длина сети каналов составляет 3119 километров (1938 миль), на ней обрабатывается 573 000 гектаров (1 420 000 акров) земли. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «Бари Доаб» буквально относится к междуречью между реками Беас и Рави , но на практике он также относится к региону между Сатледж реками и Рави. Канал, скорее всего, вначале назывался «Канал Бари-Доаб», а атрибут «Верхний» был добавлен после того, как канал Нижний Бари-Доаб был построен ниже по течению. Его также иногда называют «Центральным каналом Бари-Доаб».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Администрация канала , Департамент ирригации, правительство Пенджаба, данные получены 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гровер, БР; Гровер, Амрита; Чаудхари, Анджу Гровер; Дуа, Джей Си (2005). Земельные права, земельная иерархия и деревенская община в эпоху Великих Моголов . Низкие публикации. п. 228. ИСБН 978-81-88629-26-8 .
- ^ Лафонт, Жан Мари (2002), Махараджа Ранджит Сингх , Atlantic Publishers & Distributors, стр. 149
- ^ Стоун, Ирригация каналов в Британской Индии (2002) , стр. 14–15.
- ^ Гай, Алан Джеймс; Бойден, Питер Б. (1997). Солдаты Раджа: Индийская армия 1600-1947 гг . Лондон: Музей Национальной армии. п. 185. ИСБН 978-0-901721-35-8 . : «Проект Мадхопурских головных работ осуществлялся под руководством подполковника (позже подполковника) Х. Диаса, 26-летнего младшего офицера, который уже проделал хорошую работу на канале Западная Ямуна. С 1850 года головное сооружение неуклонно разрасталось, и в 1859 году вода из реки Рави была введена в канал Бари-Доаб. В 1868 году, когда главный инженер Северо-Западной провинции [ныне Уттар-Прадеш ] Дайас умер от переутомления в возрасте 44 лет, «...в жертву своей преданности своему долгу и своей работе».
- ^ Стоун, Ирригация каналов в Британской Индии (2002) , стр. 348–349.
- ^ Ниджар, История Объединенного Пенджаба (1996) , стр. 8.
- ^ Гилмартин, Дэвид (2020), Кровь и вода: бассейн реки Инд в современной истории , Univ of California Press, ISBN 978-0-520-35553-8
- ^ Jump up to: а б с Чатурведи, Воды Индии (2011) , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Уордл, сэр Томас (1886 г.), Колониальная и индийская выставка, 1886 г., Индийская империя - специальный каталог экспонатов правительства Индии и частных экспонентов: Королевская комиссия и правительство Индии, Суд шелковой культуры - описательный каталог , У. Клоуз – через archive.org
- ^ Глава канала Бари-Доаб, Мадхопур (акварель 1865 г.), Британская библиотека, получено 1 мая 2020 г.
- ^ Ниджар, История Объединенного Пенджаба (1996) .
- ^ Кришна Рао, К.В. (1991), Готовьтесь или погибните: исследование национальной безопасности , Lancer Publishers, стр. 132–136, ISBN 978-81-7212-001-6
- ^ Моза, Река Рави (2014) , с. 2.
- ^ Администрация канала после обретения независимости , Департамент ирригации, правительство Пенджаба, получено 5 мая 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чатурведи, Махеш Чандра (2011), Воды Индии: окружающая среда, экономика и развитие , CRC Press, ISBN 978-1-4398-7283-3
- Махаджан, Гаутам (2009), Грунтовые воды: обзоры и исследования , APH Publishing, стр. 29–, ISBN 978-81-313-0474-7
- Моза, Уша (2014), Река Рави – экология и рыболовство (PDF) , Индийский совет сельскохозяйственных исследований
- Ниджар, Бахшиш Сингх (1996), История Объединенного Пенджаба , Atlantic Publishers & Dist, ISBN 978-81-7156-536-8
- Стоун, Ян (2002), Ирригация каналов в Британской Индии: перспективы технологических изменений в крестьянской экономике , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-52663-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Начало канала Бари-Доаб, Мадхопур (акварель 1865 г.), Британская библиотека, получено 1 мая 2020 г.
- Escape Bridge, Madhopoor Regulator (акварель, 1869 г.), Британская библиотека, получено 1 мая 2020 г.
- Основная ветка – Бедиан на OpenStreetMap: индийская сторона , пакистанская сторона .
- Филиал в Лахоре на OpenStreetMap: индийская сторона , пакистанская сторона .
- Филиал Касур на OpenStreetMap: индийская сторона .
- Филиал Собраон на OpenStreetMap: индийская сторона .
- Карта сети каналов на сайте Floodmap.net.
- Карта сети каналов на Cartogiraffe.com