Группа Кюсю
Группа Кюсю (九州派, Кюсю-ха , также переводится как «Школа Кюсю») — авангардный художественный коллектив, образованный в 1957 году в городе Фукуока ( остров Кюсю ) и действовавший до конца 1960-х годов. Группа, состав которой со временем менялся, насчитывала около 20 членов, которые участвовали в нескольких выставках в Фукуоке и Токио , выпускали журнал ( Кюсю-ха), рассказывающий о своей деятельности и своих амбициях, а также организовывали многочисленные представления и выставки в Фукуоке. Большинство членов не имели художественного образования и располагались вдали от нервного центра современного искусства, которым был Токио, поэтому их местная деятельность была призвана сделать социальный институт искусства более стабильным в Фукуоке и расширить число людей, занимающихся искусством. [ 1 ] Кюсю-ха стремился отказаться от модернизма и по-новому интерпретировать искусство. В объятиях сэйкацу-ся, или обычных людей, которые честно живут своей повседневной жизнью ( сэйкацу ), оно стремилось как коллектив создать динамичное движение ( ундо ), сочетающее в себе художественные и социальные инновации. [ 2 ] Эти социальные амбиции отражают социальный и политический климат того времени и зарождение профсоюзного движения, которое было особенно ярким в районе Фукуоки (как показал спор о угольной шахте Мицуи-Мике в 1960 году), в котором некоторые члены группа участвовала. [ 3 ] Стилистически художники Кюсю-ха испытали шок от жестового Art Informel в 1956–57 годах. [ 4 ] а ближе к 1960-м годам они перешли от экспрессионистской живописи Informel к трехмерным работам, основанным на объектах, которые включали готовые повседневные предметы (их торговой маркой была смола). [ 5 ] Их эстетические, жестокие, даже нигилистические произведения [ 6 ] а также их иконоборческие теоретические амбиции ставят их в один ряд с движением против искусства ( Хан-гейдзюцу ), в частности, они представили свои работы в Yomiuri Independent, рассаднике этой тенденции. [ 7 ] Несмотря на их попытку расширить свою известность, в частности, подчеркивая свои региональные и децентрализованные амбиции, группа так и не получила того внимания общественности, на которое они надеялись. [ 1 ] Точно так же, несмотря на определенное критическое внимание, неравномерный и непрофессиональный характер их практики не позволил им основать устойчивое движение. Их первый крупный эксперимент с Happenings провалился в 1962 году, и вскоре группа потеряла коллективное единство, что привело к распаду группы в конце 1960-х. [ 8 ]
Члены
[ редактировать ]Состав группы Кюсю сильно колебался с годами и обычно составлял в среднем около двадцати человек. Список членов публиковался в каждом выпуске журнала «Кюсю-ха» , вплоть до пятого тома (1961). [ 9 ]
Таками Сакураи, Осаму Очи, Мамору Матано и Ясуюки Исибаши были ключевыми членами-основателями, принимавшими участие в выставке Persona (Перусона-тен). [ 9 ] выставка под открытым небом вдоль внешней стены офиса префектуры Фукуока, проходившая в ноябре 1956 года. [ 10 ]
Среди других основных членов - Мицуко Табэ, Ёрико Чо, Такеши Овари, Хидесукэ Обата, Айко Огуро, Уичи Ояма, Дзюнносукэ Миядзаки, Сигэхару Обана, Току Ёнекура и Тосио Танигучи. Вместе с ключевыми членами-основателями эти восемь человек внесли важный интеллектуальный вклад в группу, и все, кроме Обаны и Танигучи, остались с группой до конца. [ 11 ]
Джутаро Ямаути, Мокума Кикухата и Тадаси Хатараки критиковали Сакураи и Кикухата вместе с Очи сформировали дочернюю группу Докуцу-ха (Пещерная школа). [ 11 ]
Другие артисты также принимали более или менее временное участие в деятельности группы: Ёдзи Куроки, Кенъитиро Терада, Син Киношита, Сейрё Сурусуми, Хидесабуро Сайто, Ёсихару Фунаки, Ютака Ягара, Масатоши Катаэ, Сумио Моригана. [ 12 ]
Кюсю-ха характеризовалась своей демократичностью, неиерархичностью, [ 2 ] это было параллельно Деревне Круга (кружку поэтов, созданному Ганом Танигавой и также базирующемуся в Фукуоке). Он состоял из членов, платящих взносы: на момент основания ежемесячный взнос составлял 1000 иен (позже был увеличен до 2000 иен). Специальные сборы в размере 10 000 иен были собраны, когда группа проводила выставку Кюсю-ха в Токио и участвовала в независимой выставке Ёмиури. [ 13 ]
Почти никто из членов Группы Кюсю не имел формального художественного образования, а родом из самого южного острова Японии ( Кюсю ) они были далеки от центра высокой культуры, Токио. Большинство членов группы не имели художественного образования и каких-либо контактов в мире искусства в Токио или за рубежом. [ 14 ] Реагируя на то, что они считали удушающей выставочной системой, опирающейся на личные связи и отношения мастер-ученик, они вложили огромную энергию в борьбу с различными институтами художественного истеблишмента. Кюсю-ха представляла собой группу художников, проживавших в Фукуоке и его окрестностях, которые были в первую очередь сэйкацу-ша и родо-ша (рабочие и другие наемные работники), сильно мотивированные коллективным созданием «движения» (ундо). . [ 15 ] У них было очень мало денег, и их общим рабочим местом была пляжная беседка в межсезонье. [ 14 ] Подъем профсоюзного движения , представленного спором Мицуи Миике , сформировал идеологическую основу для группы. [ 16 ] Кюсю-ха стремился осуществить художественную революцию, не пренебрегая революцией сэйкацу в социально-политической сфере, привнесение искусства в нормальный рабочий класс было одной из их главных целей. [ 15 ] Члены группы обсуждали и часто спорили о направлении деятельности группы, что, возможно, способствовало частым фракционным расколам. Самое главное, что экспансивная стратегия Сакураи «народного фронта», направленная на поощрение расширения членства в массах, в конечном итоге потерпела поражение из-за партизанской тактики Кикухаты, которая отдавала предпочтение группе избранных и талантливых людей, что привело к созданию спин-оффа. группа Докуцу-ха (Пещерная школа) в 1959 году. [ 1 ]
Деятельность
[ редактировать ]Ранние годы (1957-1959)
[ редактировать ]Деятельность группы включала в себя студийную критику и другие встречи; проведение выставок, в том числе ежегодной выставки Кюсю-ха (1957–1967), для демонстрации работ участников; и издание журнала «Кюсю-ха» (1957–1968). Особенно в первые годы группа стремилась создать широкий союз с другими художниками и группами, выступающими против истеблишмента, выпустив заявление протеста против консервативной художественной выставки префектуры Фукуока и организовав независимую выставку Кюсю в 1958 и 1959 годах. [ 15 ] Сакураи вместе с Матано участвовал в выставке Персона ( Перусона-тэн ) в ноябре 1956 года, которая проходила в Фукуоке и положила начало Кюсю-ха. В августе 1957 года в универмаге Иватая в Фукуоке прошла выставка «18 художников группы Q» , ознаменовавшая официальное формирование группы, за которой в сентябре последовала первая публикация журнала «Кюсю-ха». [ 17 ] Примерно в феврале 1958 года группа арендовала клуб на пляже Момодзи, который стал их основным местом производства и собраний. Работы, созданные там как индивидуально, так и совместно, были выставлены в Yomiuri Independent в марте 1958 года, причем некоторые из них имели коллективное авторство Кюсю-ха. По этому случаю группа попыталась представить Garbage Piece . [ 18 ] Собираясь на выставку, участники группы обнаружили перед своим ателье кучу мусора. В шутку они решили привезти на выставку и мусор, после того как Кикухата помочился на него. Работа была отклонена, и Кюсю-ха заслужил сомнительную награду как первая художественная группа, чья работа была отклонена от открытой выставки Ёмиури. [ 7 ] В августе 1958 года они провели первую выставку Кюсю-ха в галерее Ginza в Токио, положив начало более или менее ежегодной традиции коллективных презентаций группы в Токио, которая продолжалась до 1965 года.
В этот ранний период стилистически доминировала жестовая абстракция Informel, многие участники использовали асфальт и предметы. Асфальт, имеющий теоретическое, социальное и историческое значение, был самым важным материалом, характеризующим Кюсю-ха в этот период. [ 17 ] Дешевый, обыденный материал, асфальт был тесно связан с местной повседневной жизнью. Его черный цвет мог символизировать угледобывающую промышленность, которая поддерживала экономику Кюсю, а его сияющую материальность — энергию низших слоев населения. Это был символический материал, подходящий для стремления Кюсю-ха создать исторически и социально значимое искусство. [ 19 ] Эти первые годы также отмечены появлением объектов (готовых объектов): Сакураи ( «Линчевание» , «ринчи» ) и Кикухата ( «Реквием», «Сосокёку» ) включили размерные объекты в двухмерные картины; в то время как Очи использовал предметы в качестве основы для рисования. [ 20 ] Группа также разработала протоколы совместного творчества, ставящие под сомнение современное понятие индивидуализма, с такими произведениями, как Straw Mat-Straw Mat (Mushiro-mushiro) Ямаути, Очи и Исибаши; и «Разорванная индивидуальность» (Хикисакарета), приписываемая пятнадцати членам. [ 20 ] Однако в группе уже проявились признаки дисгармонии. План Сакураи по расширению членского состава встретил сопротивление; Тераду выгнали, потому что он продолжал участвовать в выставках Ники; в результате три основных члена, Оти, Кикухата и Ямаути, покинули школу и в конце 1959 года организовали Докуцу-ха (Пещерную школу). [ 20 ]
Средний период (1960-1963)
[ редактировать ]Между 1960 и 1962 годами группа радикализировала свой подход к работам, основанным на предметах, выставляя земные и странные работы, сделанные из краски, тростниковых циновок, дерева, веревки, проволоки, пружин, гвоздей, картона, частей манекенов, цемента. [ 7 ] В отличие от художников-поп-артов, которые использовали продукты современного общества для критики жизни, в которой доминируют массовое производство и массовое потребление, как безличной, художники Кюсю-ха использовали изделия, просто изготовленные вручную и используемые в фермерских деревнях, такие как соломенные циновки мусиро (Исибаши); тростниковые жалюзи сударе, окурки, ширмы (Очи); и веревки (Табэ). [ 21 ] Очи продолжал быть пионером в этом направлении. В своих иногда угрожающих объектах он отказался от стратегии раннего Кюсю-ха, который использовал обильное количество материала и создавал огромные произведения, чтобы шокировать зрителя. Однако опасность метода Очи заключалась в том, что он рано или поздно привел бы к нигилизму. [ 6 ] Отчаянный нигилизм, обнаруженный в этих произведениях, затрагивает совершенно иную струну, чем более ранняя Кюсю-ха, которая характеризовалась первобытной энергией и оптимистическим импульсом к разрушению. Эти работы теперь намекали на растущую изоляцию и неизбежный кризис, с которым Кюсю-ха столкнулся как авангардный коллектив. Хотя Очи был участником, который пользовался наибольшим вниманием критиков на Кюсю-ха, он был не новичком в ситуации, которую можно охарактеризовать как ситуацию «без выхода», единственное, что им оставалось сделать, это самоуничтожиться. [ 6 ]
События, связанные с телесными действиями, стали основным элементом, характеризовавшим поздне-средний период, кульминацией которого стала «Великая встреча героев», организованная на пляже Момодзи в ноябре 1962 года. [ 8 ] Они устроили серию хэппенингов, составивших то, что они назвали «фестивалем тьмы» (ями-но сюкусай). [ 22 ] включая забой цыплят Обата, сожжение Оямой алтаря, сделанного из мусорных предметов, забивание Табэ гвоздей в головы манекенов, рытье ям Джунноске на песчаном пляже. [ 8 ] Были также приглашены некоторые члены группы Ongaku , чей более вежливый и интеллектуальный подход к выступлению резко контрастировал с подходом Кюсю-ха. Само Великое собрание возникло из-за критического провала, и на нем не присутствовала публика. [ 23 ] Группа провела вторую выставку Кюсю-ха в своем родном городе Фукуоке в декабре 1963 года в зале Синтэн Кайкан, но внимание критиков и мира искусства уже угасло. [ 8 ]
Поздний период (1964-1968 гг.)
[ редактировать ]В марте и апреле 1964 года некоторые участники Кюсю-ха провели персональные выставки в галерее Naiqua в Токио, что стало последней значительной деятельностью группы в Токио. Сакураи покинул Японию, когда он покинул газетную компанию Nishi-Nippon после затяжного трудового спора, который длился полгода, и переехал в США в марте 1965 года. В марте 1966 года Очи также покинул Японию и присоединился к Сакураи в Сан-Франциско, чтобы сформировать «Сан-Франциско Кюсю-ха». [ 24 ] Художники, оставшиеся в Фукуоке, провели последнюю выставку Кюсю-ха в 1965 году. В феврале 1968 года, когда проходила выставка «Тенденции современного искусства на Кюсю» , имя Кюсю-ха больше не значилось в списке участников, в который все еще входили у отдельных членов Кюсю-ха. Кюсю-ха больше не существовал как сплоченная группа. [ 24 ]
Влияние
[ редактировать ]Первоначально группу объединял общий идеал художников как рабочих и сэйкацу-ша (обычных людей), который теоретик группы Матано сформулировал как интерес к «новому образу человечества». [ 25 ] Сакураи повторил Матано, критикуя традиционную живопись за ее «неспособность отказаться от атмосферных [эффектов]» и выразил желание создать «новую идею человечества, подкрепленную новой ясно выраженной этикой». [ 26 ] [ 27 ] Вопрос не был формальным – выбрать абстракцию или фигурацию. Скорее, они представляли себе картину, в которой материал представляет собой изображение, а сюжет обращается к социальной реальности. [ 27 ] Под различным влиянием L'Art Informel Кюсю-ха работал над тем, чтобы выдвинуть материал на передний план в своих работах: вместо того, чтобы рассматривать произведение искусства как некий отдаленный референт, главным моментом стал сам материал и взаимодействие художников с ним. Свобода жестов была еще одним наследием L'Art Informel, и члены группы Кюсю отнеслись к этому с большим энтузиазмом, бросая, капая и ломая материал, иногда разрушая работу в процессе.
Эти практики являются частью более крупного движения под названием Анти-искусство (хангейдзюцу), одним из самых практикующих которого считается Кюсю-ха. [ 28 ] Эта квалификация (наряду с более известными артистическими группами, такими как Neo Dada или Hi-Red Center) подчеркивает относительный успех стратегии Кюсю по выходу на токийскую сцену. Начнем с того, что название группы было в высшей степени стратегическим и явно несёт в себе чувство регионализма. Точно так же их коммуникационная стратегия выдвинула на первый план региональную специфику, которая усилила бы их антиискусственный элитарный дискурс: плакат Кюсю-ха в галерее Ginza в 1961 году, гласящий: «В районе Токио: Кюсю-ха неожиданно появляется! "; [ 29 ] или когда художник Акасегава Генпей создал иллюстрацию для художественного журнала Bijutsu techō, изображающую группу в виде огромной бутылки ликера сётю (любимый напиток на Кюсю) с надписью «Кюсю-ха» и поставленной на деревянную стойку с такой надписью. «Токио». [ 15 ] Симбиотическая связь между Анти-Искусством и токийской стратегией Кюсю-ха особенно проявляется в участии Группы в серии независимых выставок Yomiuri, которые послужили рассадником Анти-Искусства. [ 30 ]
Несмотря на свои гуманистические амбиции, группе так и не удалось найти тот общественный отклик, который она искала. В 1962 году в аннотации к «Великой встрече героев » Сакураи зашел так далеко, что сказал: «Люди ненавидят нас так сильно, что мы находимся на острие местной враждебности». [ 31 ] [ 1 ] Что касается критического приема, хотя Кюсю-ха и Нео-дада считаются двумя репрезентативными примерами антиискусства, Кюсю-ха не имел такого же доступа к токийским средствам массовой информации и исследовал многие направления, выходящие за рамки анти-искусства. Художественная тенденция усложнила читабельность их работы как группы. [ 32 ] Начав с первоначального постулата о том, что художественная практика должна быть депрофессионализирована и децентрализована, группа встретила яростную критику со стороны мира искусства, поскольку критик из Фукуоки Харумичи Танигучи заявил, что Кюсю-ха был «авангардом, который никогда не догонял up», чью некомпетентность и неутонченность трудно скрыть» [ 33 ] или определение Ёсиаки Тоно Группы как авангарда камикадзе. [ 34 ] После распада группы только в 1988 году им была посвящена ретроспективная выставка. Часто утверждалось, что объективное изучение группы невозможно, поскольку она оставила после себя мало работ и мало документального материала. [ 2 ] Историко-художественное исследование Кюсю-ха началось с его первой ретроспективной выставки, организованной Художественным музеем Фукуоки в 1988 году под куратором Курода Райдзи.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кюсю-ха-тен / Группа Кюсю-ха: Хан-гейдзюцу пуроекуто [Анти-арт проект], кот. Фукуока: Художественный музей Фукуоки, 1988.
- Райджи, Курода и Рэйко Томии. «Кюсю-Ха как движение: спускаясь к изнанке искусства». Обзор японской культуры и общества 17 (2005): 12–35.
- Райджи, Курода и Рэйко Томии. «Приложение: Обзор Кюсю-Ха». Обзор японской культуры и общества 17 (2005): 36–50.
- Савараги, Ной Нихон, гендай, бидзюцу [Япония, современное искусство, Синтёша, 1998].
- Джести, Джастин. Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака: Издательство Корнельского университета, 2018.
- Сюнъитиро, Тасиро Какенукета дзэнэй - Кюсю- Ха то соно дзидай [Пройденный авангард: Кюсю-ха и его эпоха].
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:19 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Перейти обратно: а б с Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:14 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:17 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 236. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17 :36–50. ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Перейти обратно: а б с Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:26 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 193. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:47 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Перейти обратно: а б Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17 :36–50. ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 200. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:37 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:38 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:39 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Перейти обратно: а б Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 198. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:18 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Галерея МОРИТА Кюсю-ха
- ^ Перейти обратно: а б Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:43 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ История искусства: Япония 1945-2014, автор Накадзава Хидеаки, стр. 27.
- ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:28 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Перейти обратно: а б с Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:44 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:27 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 191. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. стр. 193–194. ISBN 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:48 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ^ Оти, в Кюсю-ха саннин-тэн [Три художника Кюсю-ха], брошюра exh. (Токио: Toki wa Gallery, 1958)
- ^ Сакураи, «Кюсю-ха кайго цучи» [Уведомление о встрече Кюсю-ха], Кюсю-ха 6 (октябрь 1962 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Кюсю-ха как движение: спускаясь к изнанке искусства» . Обзор японской культуры и общества . 17:22 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801109 .
- ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 192. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 195. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Райджи, Курода; Томии, Рэйко (2005). «Приложение: Обзор Кюсю-ха» . Обзор японской культуры и общества . 17:46 . ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801110 .
- ↑ Сакураи Таками, «Синъай нару мина-сама э» [Моим дорогим коллегам], уведомление о собрании, датированное октябрем 1962 года.
- ^ Джести, Джастин (2018). Искусство и участие в ранней послевоенной Японии . Итака. п. 251. ИСБН 978-1-5017-1506-8 . OCLC 1031040505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Танигучи Харумичи, «Танима но дзидай но сейшун но кёсо: Ватаси ни тотте но Кюсю-ха» [Юношеское столпотворение в переходный период: Мой Кюсю-ха], в Группе Кюсю-ха, 11.
- ↑ Тоно Ёсиаки, «Сэнго Нихон но дзэн'эй гейдзюцу» [Послевоенное японское авангардное искусство], Асахи синбун, вечерний выпуск, 21 апреля 1987 г.