Инцидент на карте 36-80
Инцидент на карте 36-80 | |
---|---|
Режиссер | Mikhail Tumanishvili |
Автор сценария | Yevgeni Mesyatsev |
Кинематография | Boris Bondarenko |
Музыка | Victor Babushkin |
Производство компания | |
Распространено | Экспортный фильм для сна |
Дата выпуска |
|
Время работы | 93 минуты |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Инцидент на карте 36-80 — военный » Михаила « года Туманишвили 1982 советский боевик . Общее количество советских зрителей оценивалось в 33,1 млн человек. [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]Краткое изложение сюжета этой статьи может быть слишком длинным или чрезмерно подробным . ( январь 2022 г. ) |
Действие фильма происходит в 1980-х годах, когда советской морской авиации пилоты Ту-16 рискуют жизнью, чтобы помочь остановить американскую подводную лодку, чей неисправный реактор грозит ядерной катастрофой .
Советский Военно-Морской Флот проводит военные учения в Атлантическом океане . учения ВМС США В этом же районе проходят . Основным элементом американских учений является подготовка к атаке на советскую эскадру с многоцелевой атомной подводной лодки . Специальный компьютер Хьюза способен запускать ракеты по целям, заранее запрограммированным в боеголовках, без вмешательства человека. Компьютер обеспечивает полную автоматизацию процесса пуска управляемых ракет. Однако для начала необходимо разблокировать панель управления в рубке подводной лодки, которой командует Тернер.
Экипаж самолета-заправщика под командованием майора Геннадия Волка выполняет обычную задачу по дозаправке самолетов-разведчиков в районе учений. Командующий авиацией Северного флота генерал-майор Павлов намерен отобрать наиболее способных пилотов для переучивания на новые самолеты. Заинтересовавшись Волком, он заменяет второго пилота перед вылетом. По неизвестной причине Волк все же отказывается от переквалификации и дальнейшего продвижения по службе, пытаясь продвинуть штурмана своего экипажа Сергея Скибу.
Ту -16 дозаправляет самолет-разведчик и в это время встречает американский противолодочный самолет P-3 Orion , прикрывающий подводную лодку Тернера. Оказывается, ее командир майор Армстронг и Фольк — «старые знакомые». Пилоты общаются в прямом эфире.
Тем временем на подводной лодке происходит ЧП — специалист по реактору Алан обнаруживает утечку в контуре охлаждения реактора. Тернер намерен не поднимать подводную лодку на поверхность и приказывает Алану устранить повреждения. Однако исправить поломку не удается, и подлодка вынуждена всплыть. Ее обнаруживают советские войска, но американцы утверждают, что все в порядке.
Алан, получивший сильнейшую дозу радиации, понимает, что помощь можно получить только от советских военных. Поэтому он пробирается в каюту капитана и снимает блокировку с системы управления огнем. Затем он врывается в радиорубку и, вытолкнув связиста, посылает сигнал SOS . Но когда Алан пытается сбежать с подводной лодки на плоту, Тернер убивает Алана.
Советские самолеты-разведчики отслеживают сигнал SOS с подводной лодки и фиксируют повышенный уровень радиации. После совещания командующий Северным флотом адмирал Спирин принимает решение отправить к подводной лодке самолет Ту-16 с лодкой и группой ремонтников. Их должен доставить к цели самолет капитана Гремячкина - второго пилота Волка. Однако на полпути к цели самолет Гремячкина встречает сильный встречный поток воздуха. Ему не хватает топлива для выполнения задачи. Заправить его сможет только самолет Волка, но тогда топлива у него почти не останется. В конце концов Спирин приказывает Волку «стать в круг» и дождаться самолета Гремячкина.
Тем временем командир американской эскадры адмирал Ринк получает информацию о том, что советские войска направили на подводную лодку Тернера спасателя. Американцы не могут позволить советским военным попасть на подлодку, но у них нет никаких юридических оснований препятствовать этому. Самолет из США не может вылететь из-за погоды, а Тернер находится в 8 часах полета от Гренландии. Поэтому Ринк принимает решение – сорвать дозаправку спасателя.
Когда Волк и Гремячкин начинают стыковаться, рядом с ним появляется самолет Армстронга. «Орион» занимает позицию перед советскими самолетами и пытается помешать им состыковаться, направляя на них турбулентные струи двигателей. Армстронг уверен в безнаказанности — в нейтральном воздушном пространстве советская авиация по нему не будет стрелять. Однако Волк отдает приказ подготовиться к предупредительной стрельбе, и экипажам удается состыковаться и перегрузить топливо. Самолет Гремячкина благополучно улетает. Волк ускоряется и чуть не останавливает самого Армстронга.
Самолет Гремячкина достигает цели и сбрасывает лодку с ремонтниками. Однако Тернер отказывается пускать их на борт и приказывает матросу дать предупредительную очередь.
Тем временем американские моряки пытаются устранить неисправность, но в реакторном отсеке начинается пожар. В цепях компьютера падает напряжение, и офицер по вооружению приказывает его отключить. Это приводит к короткому замыканию, и компьютер выдает команду системе вооружения на ракетный залп по советским кораблям, данные о цели были введены в ходе учений. Команда запретить запуск не работает, так как разрешение на запуск Алан ввел с капитанского пульта. Тернер не успевает снова включить шлюз, и подводная лодка запускает две ракеты по советской эскадре. Начинается автоматическая перезарядка оружия для второго залпа...
Советские корабли обнаруживают приближающиеся ракеты. ЗРК уничтожают флагманского авианосца «Киев» ракеты. Самолет Як-38 вылетает из Киева , чтобы потопить американскую атомную подводную лодку, выпустившую ракеты. Но адмирал Ринк связывается со Спириным и убеждает его отложить атаку на 10 минут, объясняя это тем, что пуск ракет является следствием неисправности, американцы сами потопят подлодку после выхода из нее экипажа. Спирин согласен со словами: «Если за 10 минут они не потопят подводную лодку, то это сделаем мы».
Экипаж эвакуирован с подводной лодки, которая идет на дно. Ракетному крейсеру «Киров» (065-й) приказано принять на борт советских специалистов.
Тем временем у самолета майора Волка заканчивается топливо, он в режиме планирования приближается к берегу. Скиба находит решение — приземлиться на старом немецком передовом аэродроме времен Второй мировой войны. Экипажу это удается. Самолет получил незначительные повреждения, а экипаж отделался легкими травмами.
Через некоторое время вся съемочная группа встречается на квартире генерала Павлова. Вечером жена Павлова рассказывает жене Волка, почему он отказывается переучиваться на новые самолеты: 8 лет назад самолет-ракетоносец Волка разбился при взлете и загорелся. Скиба вытащил Волка из горящего самолета, но получил тяжелые ранения, едва не потеряв ногу. После длительного лечения и усилий Волка Скибе разрешили летать, но только на самолетах вспомогательного крыла. Однако сам Скиба сегодня вечером докладывает генералу Павлову об уходе в запас, освободив Волка от «обязательств». В эпилоге Волк взлетает командиром нового Ту-142 противолодочного самолета .
Бросать
[ редактировать ]русские персонажи
[ редактировать ]- Boris Shcherbakov as Maj. Gennady Volk
- Михай Волонтир — капитан. Сергей Скиба
- Anatoli Kuznetsov as Maj. General Pavlov
- Boris Tokarev as navigating officer Lieut. Vladimir Pavlov
- Valery Malyshev as Prap. Leonid Gudkov
- Vladimir Sedov as Admiral Spirin
Американские персонажи
[ редактировать ]- Омар Вольмер — адмирал Ринк
- Пол Буткевич в роли Тернера
- Витаутас Томкус — майор. Армстронг
- Иварс Калниньш в роли Аллана
Критический прием
[ редактировать ]По словам Тони Шоу, профессора современной истории Канзасского университета , фильм служит советским аналогом «Рэмбо: Первая кровь. Часть II» . [ 2 ] По словам Роберта Д. Инглиша , позитивное изображение Советов в отличие от американцев является примером методов, используемых для формирования культурного восприятия во время поздней холодной войны. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Случай в квадрате 36-80 [Инцидент на карте 36-80] (на русском языке). Кинопоиск.ру.
- ^ Шоу, Тони; Янгблад, Дениз Дж. (2010). Кинематографическая холодная война: борьба Америки и СССР за сердца и умы . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса . п. 190. ИСБН 978-0-7006-1743-2 .
- ^ Инглиш, Роберт Д.; Гальперин, Джонатан Дж. (1987). Другая сторона: как СССР и американцы воспринимают друг друга . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций . п. 114. ИСБН 0-88738-687-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1982 года
- Фильмы об авиации времен холодной войны
- Российские авиационные фильмы
- Русскоязычные фильмы 1980-х годов
- Военные боевики 1980-х годов
- Драматические боевики 1980-х годов
- Фильмы Михаила Туманишвили
- Советские военные боевики
- Советские боевики-драмы
- Фильмы, действие которых происходит в Атлантическом океане
- Фильмы о ВМС США в холодной войне
- Фильмы о морской авиации
- Фильмы, действие которых происходит в самолетах
- Фильмы, действие которых происходит на авианосцах
- Фильмы о ядерных авариях
- Фильмы, действие которых происходит в Восточной Германии.