Мерчандаизация
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2014 г. ) |
Мерчендизация — это критический термин, придуманный антиглобалистским движением для обозначения процесса изменения точки зрения отдельных лиц или общества на объект, услугу или вещество. Вещи, которые раньше считались «просто существующими», теперь рассматриваются как товары для продажи и корпоративной прибыли. Такое изменение точки зрения называется мерчендайзингом объекта.
Например, активисты антиглобализма и антикапитализма утверждают, что в современном обществе многие вещи, включая здравоохранение , культуру и образование , становятся просто товаром .
Маркс обсуждал этот «товарный фетишизм» в девятнадцатом веке. [ 1 ]
Политическая экономия действительно проанализировала, хотя и не полностью, ценность и ее величину и открыла, что скрывается за этими формами. Но оно ни разу не задалось вопросом, почему труд представлен стоимостью его продукта, а рабочее время — величиной этой стоимости. Эти формулы, на которых недвусмысленными буквами отпечатано, что они принадлежат такому состоянию общества, при котором процесс производства имеет господство над человеком, а не контролируется им, такие формулы представляются буржуазному интеллекту как во многом самоочевидная необходимость, навязанная Природой как сам производительный труд. Поэтому к формам общественного производства, предшествовавшим буржуазной форме, буржуазия относится примерно так же, как отцы церкви относились к дохристианским религиям. . . . . Если бы товары сами говорили, они бы сказали: Наша потребительная стоимость может быть вещью, которая интересует людей. Оно не является частью нас как объектов. Однако что нам принадлежит как объектам, так это наша ценность. Наше естественное общение как товара доказывает это. В глазах друг друга мы не что иное, как меновые ценности.
- Карл Маркс, «Капитал» , том первый, часть I.1.4.
Другими словами, что-то может быть полезным, но не иметь никакой ценности, если его нельзя обменять на рынке на что-то другое, которое считается имеющим ценность. Эта ценность может возникнуть потому, что она удовлетворяет потребность посредством потребления или в результате дальнейшего обмена. Таким образом, труд, время и природные ресурсы стали служить рынку, а не наоборот.
Девиз ATTAC : «Мир – это не товар ».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]