Jump to content

Контекстная модель минимальной нелогичности

Контекстная модель эффекта контринтуитивности [ 1 ] это когнитивная модель эффекта минимальной контринтуитивности (или для краткости MCI-эффекта), т.е. открытие многих ученых-когнитивистов , занимающихся религией, о том, что минимально нелогичные концепции запоминаются людьми лучше, чем интуитивные и максимально контринтуитивные концепции. [ 2 ] [ 3 ]

Контекстная модель подчеркивает роль контекста, в котором появляется концепция , делая ее нелогичной. Это контрастирует с традиционными (также называемыми основанными на контенте ) описаниями эффекта MCI, которые подчеркивают роль контекста . [ 4 ] [ 5 ] Барретт и Найхофф (2001) утверждают, что это необходимо для объяснения межкультурного успеха религиозных концепций.

Хотя исследования схем и сценариев предполагают возможность того, что несоответствующие концепции могут лучше запоминаться, что способствует их передаче, эти концептуальные структуры в значительной степени изменчивы в культурном отношении и не обеспечивают объяснения классов концепций, распространенных в разных культурах. [ 6 ]

Контекстно-ориентированная модель была впервые предложена когнитивистом Афзалом Упалом в 2005 году. [ 7 ] и впоследствии получил развитие в ряде публикаций. [ 8 ] [ 9 ] Согласно контекстно-ориентированной модели, контринтуитивность концепции зависит от ментальных знаний, активированных в сознании читателя в тот момент, когда читатель обрабатывает рассматриваемую концепцию. Поскольку это ментальное знание явно варьируется от человека к человеку, концепция, противоречащая здравому смыслу одному человеку, может не быть таковой для другого. Более того, концепция может быть нелогичной для человека в один момент, но не в другой раз.

Фактически, контекстно-ориентированная модель предсказывает, что, поскольку люди учатся, их концептуальные представления со временем меняются. Когда люди впервые сталкиваются с минимально нелогичной концепцией, они вынуждены искать в ней смысл (Упал (2005) назвал это процессом постдикции ). Процесс постдикции приводит к формированию новых структур знаний и укреплению существующих структур знаний. Благодаря этим новым структурам знаний, когда одна и та же концепция встречается снова, она не кажется такой противоречивой, как это было в прошлом. Контекстная модель предсказывает, что со временем контринтуитивные концепции перестанут быть нелогичными (и преимуществами памяти , которые они дают этой концепции).

  1. ^ Упал, Массачусетс (2010). «Альтернативный взгляд на минимальный эффект контринтуитивности», Журнал исследований когнитивных систем , 11 (2), 194–203.
  2. ^ Бойер, Паскаль. Естественность религиозных идей . Калифорнийский университет Press, 1994.
  3. ^ Бойер П. и Рамбл К. (2001). «Когнитивные шаблоны религиозных концепций». Когнитивная наука , 25, 535–564.
  4. ^ Барретт, Дж. Л., и Нюхоф, М. (2001). «Распространение неестественных концепций: роль интуитивных концептуальных структур в памяти и передаче культурных материалов». Журнал познания и культуры, 1, 69–100.
  5. ^ Барретт, Дж.Л. (2008) Кодирование и количественная оценка нелогичности в религиозных концепциях: теоретический и методологические размышления. Метод и теория изучения религии, 20,308–338.
  6. ^ Барретт, Дж. Л., и Нюхоф, М. (2001). «Распространение неестественных концепций: роль интуитивных концептуальных структур в памяти и передаче культурных материалов». Журнал познания и культуры, 1, 69–100.
  7. ^ Упал, Массачусетс (2005). Роль контекста в запоминаемости интуитивных и контринтуитивных понятий. В Б. Бара, Л. Барсалу и М. Буччарелли (ред.). Материалы 27-го ежегодного собрания Общества когнитивных наук (стр. 2224–2229). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
  8. ^ М. А. Упал, Л. Гонс, Р. Твини и Дж. Слоун (2007) Контекстуализация контринтуитивности: как контекст влияет на понимание и запоминаемость контринтуитивных концепций, Cognitive Science, 31 (3), 415-439.
  9. ^ Упал, Массачусетс (2011) От индивидуальной к социальной контринтуитивности: Как слои инноваций переплетаются вместе, образуя гобелены человеческих культур, Разум и общество, 10 (1), 79-96.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 764e249a84980f8f4a88dae77ad41d24__1713016680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/24/764e249a84980f8f4a88dae77ad41d24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Context-based model of minimal counterintuitiveness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)