Плотина Мальпассет
Плотина Мальпассет | |
---|---|
Руины плотины 2014 г. | |
Официальное название | Французский : Barrage de Malpasset |
Расположение | Франция |
Координаты | 43 ° 30'43,48 "с.ш. 6 ° 45'23,40" в.д. / 43,5120778 ° с.ш. 6,7565000 ° в.д. |
Строительство началось | апрель 1952 г. |
Дата открытия | 1954 |
Дата сноса | 2 декабря 1959 г. |
Стоимость строительства | 580 миллионов франков (в ценах 1955 года) |
Разработано | Андре Койн |
Владелец(и) | Департамент Вар (59) |
Плотина и водосбросы | |
Тип плотины | арочная плотина |
Свалки | Река Рейран |
Высота | 66 метров (72 ярда) |
Длина | 222 метра (243 ярда) |
Ширина (гребень) | 1,5 метра (1,6 ярда) |
Ширина (база) | 6,78 метра (7,41 ярда) |
водохранилище | |
Общая мощность | 50 миллионов кубических метров (65 × 10 6 с ярдом) |
Веб-сайт https://frejus-tourist-office.com/discover/barrage-de-malpasset/ |
Плотина Мальпассе представляла собой арочную плотину (выпуклая поверхность обращена вверх по течению) на реке Рейран , к северу от Фрежюса на Французской Ривьере . Он обрушился 2 декабря 1959 года, в результате наводнения погибло 423 человека. Прорыв был вызван тектоническим разломом в непроницаемом каменном основании, которое не было должным образом исследовано. Причиной катастрофы также могли стать близлежащие дорожно-строительные работы с использованием взрывчатых веществ.
Строительство
[ редактировать ]Сооружение представляло собой двуугольную равноугольную плотину арочного типа с переменным радиусом. Он был построен для снабжения региона питьевой и оросительной водой. Строительство началось в апреле 1952 года и завершилось в 1954 году. Другой источник сообщил, что строительство началось еще в 1941 году. Задержки из-за отсутствия финансирования и забастовок рабочих несколько раз прерывали строительство. Проектом руководил известный французский инженер Андре Койн . Строительство обошлось в 580 миллионов франков (по ценам 1955 года) и финансировалось и принадлежало Вар департаменту . Одновременно со строительством плотины автомагистраль A8 строилась на 1400 м (1500 ярдов; 0,76 морских миль) дальше по течению Рейрана от места плотины.
Плотина должна была регулировать скорость течения реки, рядом с которой она протекала, и хранить 50 миллионов кубических метров воды для сельскохозяйственных и бытовых нужд, а также для туристического сектора этого района. [1] Плотина имела ширину 222 м (728 футов), высоту 66 м (217 футов), толщину 6,78 м (22,2 фута) у основания и 1,5 м (4 фута 11 дюймов) по краю. [2]
Катастрофа
[ редактировать ]![]() Прорванная плотина Мальпассет | |
Родное имя | Русский : Прорыв плотины Мальпассет |
---|---|
Дата | 2 декабря 1959 г. |
Время | 21:13 (центральноевропейское время) |
Координаты | 43 ° 30'43,48 "с.ш. 6 ° 45'23,40" в.д. / 43,5120778 ° с.ш. 6,7565000 ° в.д. |
Тип | Прорыв плотины |
Причина | Избыточный уровень воды из-за сильных дождей |
Летальные исходы | 423 |
Несмертельные травмы | 83 |
Материальный ущерб | 425 миллионов евро 2010 г. [3] |
Веб-сайт | Архивировано 24 сентября 2017 г. в Wayback Machine. |

Признаки неминуемого краха появились в ноябре 1959 года; «струйка чистой воды [была] замечена высоко на правой [стороне]», а позже в том же месяце были замечены трещины в бетонном перроне у основания плотины. [4]
Плотина была прорвана в 21:13 2 декабря 1959 года. [5] Частично перерыв произошел из-за дождя и, следовательно, повышения уровня воды; к полудню 2 декабря 1959 года водохранилище достигло максимального уровня. Опекун Андре Ферро попросил разрешения спустить лишнюю воду, но ему было отказано в этом до 18:00 того же дня. [5] К тому времени количество воды было настолько велико, что потребовалось три часа, чтобы выпустить всего несколько сантиметров воды. [2] Затем вся стена рухнула, и на правом берегу осталось лишь несколько блоков. Куски плотины до сих пор разбросаны по всей территории.
Прорыв создал огромную волну, прорывающую плотину , или водную стену, высотой 40 м (44 ярда; 130 футов) и движущуюся со скоростью 70 км/ч (38 узлов ; 43 мили в час ), разрушив две небольшие деревни, Мальпассет и Бозон. строительной площадки шоссе, и через 20 минут, все еще стоя на высоте 3 м (3,3 ярда; 9,8 футов), достиг Фрежюса. Было зарегистрировано, что вода двигалась со скоростью до 70 км/ч (38 узлов ; 43 миль в час ), при этом большие куски бетонной стены весили некоторые до 600 тонн (590 длинных тонн ; 660 коротких тонн ). [2] Различные небольшие дороги и железнодорожные пути также были разрушены, вода затопила западную половину Фрежюса и, наконец, достигла моря.
Число погибших в результате прорыва плотины составило 423 человека, из них 135 детей в возрасте до 15 лет. [5] 15 несовершеннолетних в возрасте от 15 до 21 года, 134 мужчины, 112 женщин и 27 человек, личность которых так и не была установлена. Кроме того, 79 детей остались сиротами. [2] и 83 человека получили ранения. [3] Другой ущерб включал в себя разрушение 155 зданий, повреждение 796 зданий и разрушение 1350 гектаров (3300 акров ), общая сумма разрушений составила около 425 миллионов евро в 2010 году. [3] [6] [7] Ущерб составил эквивалент 68 миллионов долларов США. Это событие также положило начало практике посмертного брака во Франции для гражданских лиц, поскольку многим женщинам, потерявшим своих женихов, было предоставлено право выйти за них замуж после смерти.
На некоторых почтовых марках 1959 года была отпечатана надбавка за наводнение, чтобы собрать деньги для жертв наводнения.
Причина
[ редактировать ]В 1946 году были проведены геологические и гидрологические исследования, и место плотины было признано подходящим. Однако из-за отсутствия надлежащего финансирования геологическое изучение региона не было тщательным. Литология , лежащая в основе плотины, представляет собой метаморфическую породу, называемую гнейсом . Известно, что этот тип породы относительно непроницаем , а это означает, что внутри горной породы не происходит значительного потока грунтовых вод, и он не позволяет воде проникать в землю. бетонная стена-крыло Правая сторона (смотрящая вниз по реке) также была каменной, и для соединения стены с землей была построена .
. тектонический разлом Позже выяснилось, что наиболее вероятной причиной катастрофы стал Другие факторы также способствовали; Давление воды было направлено по диагонали к стене плотины и изначально не было обнаружено. В результате вода собралась под стеной и не смогла выйти через землю из-за непроницаемости гнейса под плотиной. [8] Наконец, другая теория цитирует источник, утверждающий, что взрывы во время строительства шоссе могли вызвать смещение каменного основания плотины. За несколько недель до взлома были слышны трески, но они не были исследованы. Когда начался треск, неясно. В ноябре 1959 года на правой стороне плотины произошли протечки.
С 19 ноября по 2 декабря выпало 50 см (20 дюймов) дождя, из них 13 см (5,1 дюйма) за 24 часа до прорыва. Уровень воды в плотине находился всего в 28 см (11 дюймов) от края. Дождь продолжался, и страж плотины хотел открыть выпускные клапаны, но власти отказались, заявив, что строительная площадка шоссе находится под угрозой затопления. За пять часов до прорыва, в 18:00, были открыты клапаны сброса воды, но с расходом 40 м. 3 /с, не хватило вовремя опорожнить резервуар.
До инцидента в Мальпассе было зафиксировано только четыре других случая прорыва плотины арочного типа:
- Плотина Маниту, Маниту-Спрингс , Колорадо, 1924 год. 38 ° 52'35,47 "с.ш. 104 ° 59'38,30" з.д. / 38,8765194 ° с.ш. 104,9939722 ° з.д.
- Плотина Мойи (плотина Эйлин), Мойи-Спрингс , Айдахо, 1925 год, 48 ° 46'32 "N 116 ° 09'19" W / 48,77550 ° N 116,15514 ° W
- Плотина озера Ланье, Южная Каролина, 1926 год. 35 ° 11'48 "N 82 ° 14'06" W / 35,196710 ° N 82,234865 ° W
- Плотина Пурисима, Калифорния, 1930 год.
См. также
[ редактировать ]- Катастрофа Вега-де-Тера - прорыв плотины в Испании в том же году.
- Список стихийных бедствий по числу погибших - наводнения и оползни
- Список аварий ГЭС
- Плотина Ваджонт
- Плотина Святого Франциска
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Министерство устойчивого развития Франции, DGPR/SRT/BARPI (апрель 2009 г.). «Прорыв плотины, 2 декабря 1959 года, Мальпассе (Вар), Франция» (PDF) . Анализ, исследования и информация о несчастных случаях : 1–7.
- ^ Jump up to: а б с д «Катастрофа на плотине Мальпассет – может ли Вар снова пострадать? – Репортер Ривьеры» . www.rivierareporter.com . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Луино, Фабио; Требо, Пьер Джузеппе (январь – апрель 2010 г.). «Плотина Мальпассе (Франция) через пятьдесят лет после разрушения 2 декабря 1959 года и ссылки на аналогичные случаи в Италии» . Экологическая и минеральная геоинженерия (на итальянском языке). 47 (1): 53–80. ISSN 1121-9041 .
- ^ Гудман, Ричард Э. (16 мая 2013 г.). «Об разрушении плотины Мальпассет» (PDF) . Университет Кал. Беркли PowerPoints .
- ^ Jump up to: а б с «60 лет спустя после катастрофы. Во Фрежюсе 423 смерти Мальпассе все еще не дают покоя выжившим» . www.lamontagne.fr . 22 ноября 2019 года . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Катастрофа Мальпассета в 1959 году.
- ^ Документальный фильм 1999 года на французском языке с интервью и кадрами катастрофы.
- ^ Эрпикум, С; Аршамбо (2004). «Расчет прорыва плотины Мальпассет с помощью двумерного консервативного решателя потока на многоблочной структурированной сетке» (PDF) . Международная конференция по гидроинформатике; Всемирное научное издательство : 1–8.
- Ж. Беллиер, Плотина Мальпассе, 1967 г.
- Макс Херцог, Элементарная статика плотины, 1998 г.
- Макс Херцог, Строительные технологии 67, выпуск 12, 1990 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Плотины во Франции
- Водоемы во Франции
- Здания и сооружения в Варе (департамент)
- Катастрофы 1959 года во Франции
- Техногенные катастрофы во Франции
- Арочные плотины
- 1959 год во Франции
- Плотины построены в 1954 году.
- Наводнения во Франции
- Рельеф Прованса-Альп-Лазурного Берега
- 1954 заведения во Франции
- Закрытие 1959 года во Франции
- Прорывы плотин в Европе