Макс Броуз
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Февраль 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Макс Брозе (родился 4 января 1884 года в Оснабрюке ; умер 11 апреля 1968 года в Кобурге, Германия ) — немецкий бизнесмен и промышленник. В 1908 году он основал поставщика автомобилей Brose Fahrzeugteile и управлял им до своей смерти. К тому времени компания выросла до 1000 сотрудников и была крупнейшим немецким производителем оконных регуляторов. [ 1 ]
С 1933 по 1945 год Брозе был официальным членом нацистской партии . Под руководством Броза во время Второй мировой войны его компания использовала рабский труд . Он был назначен вервиртшафтсфюрером , руководителем крупной компании, поддерживавшей Вермахт во время Второй мировой войны , с 1938 по 1945 год. [ 2 ]
Успешная кампания по переименованию улицы в честь Брозе в Кобурге в 21 веке стала предметом освещения в международных СМИ. [ 3 ]
Жизнь и начало карьеры
[ редактировать ]Брозе завершил свое образование в области делового администрирования в возрасте 24 лет в 1908 году, после чего основал собственный бизнес по торговле автомобильными аксессуарами и авиационными материалами. Брозе был призван в немецкую армию во время Первой мировой войны . В конце войны лейтенант Брозе, воевавший в составе моторизованных войск Германии на Западном фронте , был отправлен в Восточную Пруссию, чтобы помочь разобрать грузовое депо. Там он встретил химика Эрнста Юлинга , который стал его деловым партнером. [ 1 ]
В конце весны 1919 года они приобрели бывший завод металлических деталей в Кобурге , небольшом городке на севере Баварии, и основали Metallwerk Max Brose & Co. OHG, неофициально известную как Max Brose Metal Works. В 1928 году по предложению Opel основателя Вильгельма фон Опеля Брозе приобрел у американской фирмы лицензию на производство пружинных тормозов, основного компонента стеклоподъемников. За несколько лет компания превратилась в крупного поставщика стеклоподъемников немецким автопроизводителям Daimler-Benz , Volkswagen , Borgward и Lloyd.
В начале 1920-х годов Брозе был членом либеральной Немецкой народной партии в качестве члена городского совета Кобурга. Позже он стал членом национально-консервативной Немецкой национальной народной партии , которая придерживалась антисемитских взглядов.
Во время Великой депрессии компания Броза выпустила стандартизированную 20-литровую канистру с бензином.
Принадлежность к нацистам, деятельность во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Брозе вступил в нацистскую партию 1 мая 1933 года, а вступил в Национал-социалистический автомобильный корпус. осенью 1933 года К 1935 году Кобург контролировала нацистская партия, и Брозе был назначен президентом Торгово-промышленной палаты Кобурга (IHK). . Он занимал пост президента до тех пор, пока он не был распущен в 1943 году. Брозе был назначен вервиртшафтсфюрером . В 1938 году [ 4 ]
Во время Второй мировой войны автомобильная компания Броза производила канистры с бензином и вооружение для немецкой армии, частично используя принудительный труд. [ 5 ] Немецкий историк Андреас Дорнхайм утверждал, что Брозе служил офицером защиты компании, назначенным верховным командованием немецкой армии , и работал с гестапо , чтобы контролировать своих сотрудников на предмет политического подчинения. [ 2 ]
Семейная компания и семья уже давно заявляют, что Брозе был неидеологическим членом нацистской партии, который хорошо обращался с подневольными работниками своей компании, в основном советскими военнопленными, и пытался минимизировать нацистское влияние в Кобурге. [ 5 ] Согласно исследованию, проведенному Университетом Эрлангена и финансируемому компанией Brose, [ 2 ] На послевоенном судебном слушании по денацификации Брозе в конечном итоге был классифицирован как «последователь», что соответствует второму низшему из пяти уровней соучастия, и оштрафован. [ 3 ] Исследование подверглось критике со стороны ученых из-за отсутствия независимости и академической строгости. [ 3 ]
В конце войны его судили и осудили как митлауфера , человека, которому не были предъявлены обвинения в нацистских преступлениях, но чье участие в нацистской партии считалось настолько значительным, что его нельзя было оправдать за преступления нацистского режима. [ 6 ]
Споры о названиях улиц
[ редактировать ]Кобург
[ редактировать ]В 2004 году внук Брозе Михаэль Стошек , генеральный директор Brose Fahrzeugteile, впервые попытался удостоить чести своего деда назвать улицу в Кобурге. После того, как город отказался, Brose Fahrzeugteile якобы прекратил благотворительные пожертвования городу, но город отрицал, что на него оказывалось финансовое давление. [ 3 ]
После того, как исследование Брозе, финансируемое Брозе, было опубликовано, Стошек возобновил свои усилия в 2015 году. Город, ссылаясь на исследование, проголосовал за «реабилитацию» Брозе и удостоил его «Max-Brose-Straße», несмотря на протесты Центрального совета Брозе. Евреи в Германии , крупнейшая еврейская организация страны. Brose Fahrzeugteile - один из крупнейших работодателей города. [ 3 ]
Другие города
[ редактировать ]В 21 веке Стошек и компания Брозе провели кампанию по переименованию улиц возле фабрик компании по всей Европе в честь Макса Броза. В честь Брозе названы улицы в Гальштадте и Вайль-им-Шёнбухе , Германия. [ 7 ] и в Приевидзе , Словакия .
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1935 году Брозе приобрел виллу еврейского жителя Кобурга по имени Авраам Фридман, которая была продана с аукциона в рамках арианизации — захвата нацистами собственности у евреев и ее передачи неевреям. [ 4 ]
Внук Брозе Михаэль Стошек стал генеральным директором Brose Fahrzeugteile в 1971 году. Дочь Стошек Юлия Стошек , правнучка Брозе, является известной немецкой светской львицей и коллекционером произведений искусства. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Брозе Фарцойгтайле ГмбХ & Компания КГ» . Энциклопедия.com . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Зейльманн, Катрин (22 мая 2015 г.). «Кобург спорит о Макс-Брозе-штрассе» . Волдырь . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вагстил, Стефан (21 мая 2015 г.). «Баварский город назвал дорогу в честь нацистского бизнесмена» . Файнэншл Таймс . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гаспар, Лебрехт. «Наш моральный упадок» . Politicki.rs . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Роджерс, Томас (22 июня 2022 г.). «Художники изучают прошлое нацистской семьи коллекционера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Пшибилла, Олаф. «Просто член партии или он нацист?» . Süddeutsche.de (на немецком языке) . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Голинкин, Лев (25 января 2022 г.). «Памятники нацистским коллаборационистам в Германии» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Проверено 1 февраля 2023 г.