Коэффициент скольжения
В турбомашинах коэффициент скольжения является мерой скольжения жидкости в рабочем колесе компрессора или турбины, чаще всего центробежной машины. Проскальзывание жидкости — это отклонение угла, под которым жидкость покидает рабочее колесо, от угла лопаток рабочего колеса. Будучи довольно малым в осевых рабочих колесах (входной и выходной поток в одном направлении), скольжение является очень важным явлением в радиальных рабочих колесах и полезно для определения точной оценки затрат работы или передачи энергии между рабочим колесом и жидкостью, увеличения давление и треугольники скоростей на выходе из рабочего колеса.
Простое объяснение проскальзывания жидкости можно дать так: рассмотрим рабочее колесо с числом z лопастей, вращающееся с угловой скоростью ω. Разницу в давлении и скорости при прохождении потока по часовой стрелке через проход рабочего колеса можно наблюдать между задней и передней поверхностями лопаток рабочего колеса. Высокое давление и низкая скорость наблюдаются на передней поверхности лопатки рабочего колеса по сравнению с более низким давлением и высокой скоростью на задней поверхности лопатки. Это приводит к циркуляции в направлении ω вокруг лопатки рабочего колеса, что не позволяет воздуху приобрести скорость завихрения, эквивалентную скорости рабочего колеса с неравномерным распределением скорости на любом радиусе.
Это явление уменьшает выходную скорость вихря , которая является мерой полезной выходной мощности турбины или компрессора. Следовательно, коэффициент скольжения учитывает потери на скольжение, которые влияют на развиваемую полезную мощность, которая увеличивается с увеличением расхода.
Факторы, учитывающие коэффициент скольжения
[ редактировать ]- Относительный вихрь .
- Назад вихрь.
- Конструкция или геометрия рабочего колеса
- Средняя нагрузка на лезвие.
- Толщина лезвия.
- Конечное количество лопастей.
- Условия входа жидкости.
- рабочей жидкости Вязкость .
- Эффект роста пограничного слоя .
- Разделение потоков.
- Силы трения на стенках текучих пакетов.
- Закупорка пограничного слоя.
Математические формулы для коэффициента скольжения
[ редактировать ]Математически коэффициент скольжения, обозначаемый «σ», определяется как соотношение фактического и идеального значений компонентов скорости завихрения на выходе из рабочего колеса. Идеальные значения можно рассчитать с использованием аналитического подхода, тогда как фактические значения следует наблюдать экспериментально.
где,
- V' w2 : Фактическая составляющая скорости вихря ,
- V w2 : Компонент скорости идеального вихря.
Обычно σ варьируется от 0 до 1, в среднем от 0,8 до 0,9.
Скорость скольжения определяется как:
V S = V w2 - V' w2 = V w2 (1-σ)
Скорость вихря определяется как:
V' w2 = σ V w2
Корреляции коэффициента скольжения
[ редактировать ]- Уравнение Стодолы : Согласно Стодоле, это относительный вихрь, который заполняет всю выходную часть прохода рабочего колеса. При заданной геометрии потока коэффициент скольжения увеличивается с увеличением числа лопаток рабочего колеса и, таким образом, является одним из важных параметров потерь.
- где z = количество лопастей и [1]
- Для радиального наконечника β 2 = 90 0 ∴
- Теоретически, чтобы получить идеальное направление потока, можно бесконечно увеличить количество тонких лопастей, чтобы поток выходил из рабочего колеса под точным углом лопастей.
- Однако более поздние эксперименты показали, что за пределами определенного значения дальнейшее увеличение количества лопастей приводит к снижению коэффициента скольжения за счет увеличения площади блокировки.
- Уравнение Станица : Станиц обнаружил, что скорость скольжения не зависит от угла выхода лопасти, и, следовательно, вывел следующее уравнение.
- где z = количество лопастей,
- β 2 варьируется от 45 0 до 90 0 .
- Для радиального наконечника: β 2 = 90 0 ∴
- Формула Балье : приблизительная формула Балье для радиальных наконечников (β 2 =90 0 ) лопастные рабочие колеса:
- где, z = количество лопастей, n =
В вышеописанных моделях ясно указано, что коэффициент скольжения является исключительно функцией геометрии рабочего колеса. Однако более поздние исследования показали, что коэффициент скольжения зависит и от других факторов, а именно от массового расхода, вязкости и т. д.
См. также
[ редактировать ]- Пограничный слой - слой жидкости в непосредственной близости от ограничивающей поверхности.
- Механика жидкости - раздел физики, изучающий механику жидкостей (жидкостей, газов и плазмы).
- Отрыв потока - отрыв пограничного слоя от поверхности в след.
Примечания
[ редактировать ]- Установлено, что уменьшение угла лопаток к выходу из рабочего колеса приводит к увеличению коэффициента скольжения с увеличением расхода и наоборот.
- Коэффициент скольжения является функцией массового расхода из-за обратного вихря .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ С. Л. Диксон (1978), Механика жидкости, термодинамика турбомашин. Пергамон Пресс, третье издание. ISBN 0-08-022721-Х
- Моделирование потока в рабочих колесах радиальных насосов и оценка коэффициента скольжения (июль 2015 г.), http://pia.sagepub.com/content/early/2015/07/08/0957650915594953.full.pdf?ijkey=pW8QmRIKoDzyXzO&keytype=finite .
- Сеппо А. Корпела (2011), Принципы турбомашин. Джон Уайли и сыновья, Inc. ISBN 978-0-470-53672-8 .
- С.Л. Диксон (1998), Механика жидкости и термодинамика турбомашин. Эльзевир Баттерворт-Хайнеманн, Инк. ISBN 0-7506-7870-4 .
- Рама Горла, Айджаз Хан, Турбомашины: проектирование и теория. Марсель Деккер, Inc. ISBN 0-8247-0980-2 .
- Гидравлическая машина - FKM
- Анализ и валидация единой модели коэффициента скольжения рабочих колес в проектных и непроектных условиях
- Численное исследование коэффициента скольжения в центробежных насосах и исследование факторов, влияющих на его производительность
- Жидкостное оборудование - NPTEL
- Экспериментальные и аналитические исследования коэффициента скольжения центробежного вентилятора с радиальным наконечником .