Монахи

Монки , были коренными народами Мексики (американские индейцы), которые жили в окрестностях Лорето, Южная Нижняя Калифорния Мексика, во время контактов с испанцами . Территория Монки включала около 65 километров (40 миль) побережья вдоль Калифорнийского залива и простиралась на несколько километров вглубь страны, до места проживания народа кочими .
Вероятно, впервые встретившиеся исследователям, путешествовавшим по Калифорнийскому заливу в шестнадцатом веке, моки стали объектом одной из первых интенсивных миссионерских усилий иезуитов на полуострове в конце семнадцатого века. Тирольский иезуит Эусебио Франсиско Кино вместе с адмиралом Исидоро де Атондо и Антильон безуспешно пытался основать Мисьон Сан-Бруно на северной окраине территории Монки в 1684–1685 годах. [ 1 ] Первое постоянное представительство и поселение в Нижней Калифорнии было основано на территории Монки в Лорето в 1697 году Хуаном Марией де Сальватьерра .
В отличие от многих своих коллег-иезуитов, Кино и Сальватьерра включали в свои письма и отчеты относительно мало заметок по местной этнографии. Большая часть того, что известно о культуре аборигенов Монки, получена из случайных комментариев в отчетах исследователей и из вторых рук в работах историка-иезуита Мигеля Венегаса (1757, 1979).
Культура
[ редактировать ]Кино, с многолетним опытом на границе, сказал, что у индейцев Баха Калифорнии было самое сложное существование из всех, кого он видел. Миссионеры иезуитов рано воспринимали, что кочевые монки могут быть привлечены к миссиям и христианству обещанием пищи, часто обменяемой на работу. Монки и другие калифорнийские индейцы баха были охотниками-собирателями, которые собирали широкий спектр природных ресурсов от берегов залива, а также во внутренних долинах и Сьерра-де-ла-Гиганта . Земля может поддерживать менее одного человека на квадратный километр. Их материальная культура была редкой, основываясь на том, что они могли нести с собой на своих бесконечных преследованиях в поисках пищи. Монки "не имел сельского хозяйства, никаких фиксированных мест проживания, никаких постоянных или портативных укрытий и маленькой одежды - ни на мужчин, и только горные юбки у женщин. У них не было лодок, керамики, и нет домашних животных - не Даже собака ... многие из них меняют свои спальные помещения более ста раз в год ». [ 2 ] Их социальная организация основывалась на автономных местных сообществах ( ранчериях ), порой враждебно настроенных друг к другу. Однако, не оцененные по достоинству испанцами, монки и их соседи имели эгалитарное общество и умели использовать местные ресурсы для производства плетеных изделий, личных украшений, а также оружия и деревянной утвари. Жители Нижней Калифорнии производили пигменты путем измельчения камней и создавали тысячи больших, сложных и часто абстрактных наскальных рисунков, некоторые из которых сохранились в наследия ЮНЕСКО объекте Всемирного в горах Сан-Франциско к северу от территории Монки. [ 3 ]
Традиционная культура монки, вероятно, исчезла еще до конца восемнадцатого века под воздействием аккультурации миссии и уничтожения, вызванного эпидемическими болезнями Старого Света .
Язык
[ редактировать ]Из языка монки сохранилось только 14 топонимов, и характеристики и отношения монки к другим языкам не могут быть определены с какой-либо точностью. [ 4 ] Уильям К. Мэсси (1949) считал, что моки говорили на языке или диалекте кочими . Кочими имеет отдаленное отношение к языкам юман , на которых говорят в северной части полуострова Нижняя Калифорния. Недавняя переоценка исторических данных предполагает, что вместо этого язык монки был самобытным и не кочими, возможно, связанным с языком гуайкура на юге. Народ дидиу, живший на побережье к северу от Лорето, возможно, был монки или, альтернативно, кочими.
Полуостров Нижняя Калифорния представляет собой географический тупик, и языки самой южной части полуострова ( перику , гуайкура и, возможно, монки) не имеют известных родственников. Некоторые лингвисты предполагают, что эти люди и языки возникли тысячи лет назад и что они могут быть прямыми потомками первых жителей Америки. Это предположение подкрепляется их физической характеристикой долихоцефальных черепов (длинноголовость), что необычно для современных американских индейцев. [ 5 ]
Население и упадок
[ редактировать ]На небольшой и суровой территории, занимавшей Монки, их численность, вероятно, никогда не превышала нескольких сотен человек. Иезуиты записали названия восьми ранчерий Монки, но к концу 1698 года почти все Монки, общей численностью около 400 человек, жили недалеко от миссии Лорето. После этого их численность быстро сократилась из-за большого числа смертей от европейских болезней. К 1733 году индейское население Лорето, в основном монки, составляло всего 134 человека. К 1770 году немногие оставшиеся монки были поглощены населением Лорето, которое состояло в основном из испанцев, людей смешанных рас ( метисов ) и индейцев-христиан, импортированных с материка. или из других частей Нижней Калифорнии. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Болтон 1936 г.
- ^ Кросби, Гарри В. (1994), Антигуа, Калифорния , Альбукерке: University of New Mexico Press, стр. 27-29
- ^ Кросби, стр. 27-28
- ^ Лейландер, Дон. (1997), «Лингвистическая предыстория Нижней Калифорнии». В «Вкладах в лингвистическую предысторию Центральной и Нижней Калифорнии », под редакцией Гэри С. Брескини и Труди Хаверсат, Салинас, Калифорния: Coyote Press, стр. 79-80.
- ^ Голла, Виктор (2011), Языки индейцев Калифорнии , Беркли: University of California Press, стр. 125, 239-240
- ^ Кросби, стр. 266-277
Ссылки
[ редактировать ]- Болтон, Герберт Юджин. 1936. Край христианского мира: биография Эусебио Франсиско Кино, пионера Тихоокеанского побережья . Макмиллан, Нью-Йорк.
- Лейландер, Дон. 1997. «Лингвистическая предыстория Нижней Калифорнии». В «Вкладах в лингвистическую предысторию Центральной и Нижней Калифорнии » под редакцией Гэри С. Брескини и Труди Хаверсат, стр. 1–94. Coyote Press, Салинас, Калифорния.
- Мэсси, Уильям К. 1949. «Племена и языки Нижней Калифорнии». Юго-западный журнал антропологии 5:272-307.
- Венегас, Мигель. 1757. Новости о Калифорнии и ее мирском и духовном завоевании до настоящего времени . 3 тома. М. Фернандес, Мадрид.
- Венегас, Мигель. 1979. Калифорнийские работы отца Мигеля Венегаса, SJ под редакцией У. Майкла Мэтеса , Вивиан К. Фишер и Элихио Моисеса Коронадо. 5 томов. Автономный университет Южной Нижней Калифорнии, Ла-Пас.