Бенедикт Рейт
Бенедикт Рейт | |
---|---|
Рожденный | Бенедикт Рид в. 1450 |
Умер | между 1531 и 1536 годами |
Национальность | богемный |
Известный | Архитектура |
Заметная работа | Владиславский зал в Праге , Св. Церковь Варвары в Кутной Горе , Церковь Святой Анны в Аннаберге , Св. Никольская церковь в Лоуни |
Движение | поздней Стиль готики , иногда с элементами Возрождения (так называемая ягеллонская готика ) |
Бенедикт Рейт (часто пишется Бенедикт Рид [а] ; в. и 1536) — ведущий средневековый архитектор Богемии 1450 — между 1531 , нынешней Чехии . Он построил Владиславский зал (1497–1500) в Пражском Граде , костел Св. Варвары, Кутна Гора (ок. 1482 г.) и другие здания в стиле поздней готики и раннего ренессанса .
Исторический контекст
[ редактировать ]Богемия стала культурным центром Центральной Европы, когда Карл IV двор императора Священной Римской империи привез в Прагу в 14 веке. Мастерская Королевского двора под руководством Питера Парлера была одним из самых ярких памятников готической архитектуры Священной Римской империи . Гуситские войны остановили все планы культурного развития региона на многие десятилетия.
Когда Богемия снова была открыта для Европы после 1480 года, во время правления Владислава II , хорошие архитекторы пользовались большим спросом. Король, а также чешская знать ( Дом Розенбергов был одним из самых богатых) искали в окрестных мастерских, особенно в странах Дуная , мастера-строителя для реализации своих проектов. [1] Королю пришлось нелегко при дворе Мейсена , где Альберт III, герцог Саксонский, начал строительство Альбрехтсбурга в 1471 году. [1]
Жизнь
[ редактировать ]В исторических источниках информации о Рейте мало. Даты рождения и смерти неясны, как и место происхождения или ранней жизнедеятельности (Менкл предполагает реку Инн , вероятно, Бургхаузен ). [1] Все сведения о его жизни взяты из нескольких документов, особенно судебного характера. [2] Из этих источников очевидно, что Рейт был известным архитектором и баумейстером ( лат . magister operis , «мастер-строитель»), чье мнение высоко ценилось при дворе, куда его вызывали для рассмотрения работ других современных архитекторов. Еще в 1489 году (когда его попросили просмотреть работу Матея Рейсека ), [2] его считали авторитетом в области архитектуры. Этот факт подтверждает предположение, что некоторые из шедевров, построенных до этого года, он создал с неясным авторством. Кроме того, Прага, Мост , Кутна Гора и Аннаберг (два последних были в то время центрами добычи серебра) входили в число богатейших городов Центральной Европы, и вполне вероятно, что для работы туда приглашались только лучшие архитекторы.
После 1500 года его часто называли мастером Бенедиктом , пражским архитектором и каменщиком, нанятым короной . [2] Существует также теория, что Рейта можно отождествить с Бенедиктом Сандомерским , который перестроил замок Петркув Трибунальский (1519 г.) и другие постройки в Польше. [2]
В 1518 году Рейт был председателем и ключевым участником конгресса архитекторов и каменщиков всей Центральной Европы в Аннаберге, Саксония . [1] Многие намеки в исторических источниках спорны. построил стены замков Раби и Швихов ). По некоторым из них, Рейт приехал в Прагу в качестве военного инженера для восстановления укреплений Пражского Града (возможно, он также [2] Затем он прославился своими навыками в искусстве позднеготических сводов, в этом искусстве он достиг одной из вершин всей средневековой архитектуры. Раньше его считали изобретателем шатровых крыш соборов (ныне типичных для церквей в Кутной Горе и Лоунах), но из средневековых изображений было обнаружено, что их использование было более распространенным, и Рейт, вероятно, не был их эксклюзивным строителем. [2] Его прямым учеником был Якоб Хайльманн фон Швайнфурт , который работал с ним в Кутной Горе и Аннаберге. [1]
Работа (при его важном участии)
[ редактировать ]Пражский Град
[ редактировать ]- Владиславский зал , крупнейшее средневековое сводчатое светское помещение в Европе, построенное в 1500 году.
Крыло Людвика (Дворец Людовика), считающееся первым зданием эпохи Возрождения в Богемии (с примерами в Италии ), позже место Второй дефенестрации Праги.
Рыцарская лестница с оригинальным расположением сводов. - Укрепление с башнями Мигулка и Далиборка (тюрьма из Бедржиха Сметаны оперы « Далибор » )
- Планы по завершению строительства собора Святого Вита начаты, но прекращены.
Богемия
[ редактировать ]- Церковь Св. Варвары в Кутной Горе , с 1512 г., придел и свод, [1] под руководством Якоба Хайльмана фон Швайнфурта и Ганса, после смерти Рейта мастера Микулаша и Яна Влаха, крышу шатра выполнил мастер Ванек; восстановлен в 1884–1893 годах Йозефом Мокером и Людвиком Лаблером. [3]
- Св. Никольская церковь в Лоунах , 1519 г. [1] под руководством Павла Пардубицкого и Филиппа Вимпфенского, вероятно, учеников Рейта; восстановлен в 1885–1892 годах Йозефом Мокером и 1898–1902 годах Камилем Гильбертом. [4]
- Церковь Успения Девы Марии в Мосте , упоминания о Йорге Маульброннском ; восстановлен в 1882 г.; [3] переместился на 841 метр, чтобы освободить место для расширяющихся буроугольных шахт в 1975 году.
- Вилла в Стромовке (Бубенеч)
За пределами Чехии
[ редактировать ]- Церковь Святой Анны в Аннаберге
- Замок в Зомбковице-Слёнске (Франкенштейн), для мюнстербергской знати с 1524 года. [1]
Произведение более спорного авторства
[ редактировать ]Здания, обычно приписываемые Йоханнесу Шписсу (Гансу, Ганушу)
[ редактировать ]- Королевская оратория в соборе Святого Вита
- Спальня Владислава в Старом дворце Пражского Града
- Части костела Св. Петра и Павла во дворце Мельник , часовня и другие помещения замка Кршивоклат
Собственность Путы Швиховского из Ризмберка
[ редактировать ]- Замок Швихов , 1505 г., [1] Система укреплений обнесенного рвом замка, [5]
- Замок Раби , система укреплений одного из крупнейших замков Чехии. [5]
Собственность Зденека Льва из Рожмитала
[ редактировать ]- Дворец Зденека Льва Рожмитала в Градчанах
- Замок Блатна , 1523–1530 гг. [1]
Другие
[ редактировать ]- Часовня Девы Марии (дар Викторина Шпулиржа) в церкви Успения в Йиндржихуве Градце , завершена в 1506 году. [6]
- Часовня Девы Марии на Намети в Кутной Горе, место захоронения Петра Брандла , закрепленное за мастером Блажеком из Кутной Горы. [6]
- Свод церкви Успения в Усти-над-Лабем , поврежденный во время Второй мировой войны. [6]
- Замок в Бржезнице , укрепление после 1531 года. [4]
Бенеш из Лоуни
[ редактировать ]В XIX веке чешские патриоты пытались заявить, что Бенедикт Рейт имел чешское или богемское происхождение. Во многих источниках того времени он упоминается под именем Бенеш из Лоуны, например, в Зале славы в здании 1891 года Национального музея в Праге . По традиции он был похоронен в церкви Св. Николая в Лоунах. В 1906 году Зикмунд Винтер завершил дискуссию убедительными доказательствами того, что Рейт имел немецкое происхождение и что он выучил чешский язык так же свободно, как и немецкий, поскольку его можно было считать чехом (его потомство идентифицировалось с чешским гражданством). [2]
Наследие
[ редактировать ]Именем Рейта в Лоунах названы галерея и площадь. Здесь также находится статуя Бенедикта Рейта 20-го века, держащего отвес .
Галерея избранных работ
[ редактировать ]- Св. Церковь Варвары в Кутной Горе
- Церковь Св. Николас в Лоуни
- Владиславский зал Пражского Града
- Церковь Успения Богородицы в Мосте
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вацлав Менцл: Архитектура, в: Искусство поздней готики в Богемии, Одеон Прага, 1978 (на чешском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Павел Калина: Бенедикт Рид и начало Трансальпийского Возрождения, Академия Прага, 2009 г., ISBN 978-80-200-1744-4 (на чешском языке)
- ^ Jump up to: а б ред. Эмануэль Поче: Художественные памятники Богемии 2, Академия Праги, 1978 г.
- ^ Jump up to: а б ред. Эмануэль Поче: Художественные памятники Чех 4, Академия Прага, 1982 г.
- ^ Jump up to: а б ред. Эмануэль Поче: Художественные памятники Чех 3, Академия Праги, 1980 г.
- ^ Jump up to: а б с ред. Зденек Вирт: История изящных искусств в Богемии, часть I Средневековья, Прага, 1931 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Павел Калина: европейская дипломатия, семейные стратегии и истоки архитектуры эпохи Возрождения в Центральной и Восточной Европе. Artibus et Historiae. Том. 30, № 60 (2009), стр. 173–190.