Далибор (опера)
Далибор | |
---|---|
Опера Бедржиха Сметаны | |
![]() Сметана в 1854 году; картина Гескеля Саломана | |
Либреттист | Йозеф Венциг |
Язык | чешский |
Премьера | 16 мая 1868 г. Временный театр , Прага |
Далибор — чешская опера в трёх действиях Бедржиха Сметаны . Либретто cs было написано на немецком языке Йозефом Венцигом и переведено на чешский язык Шпиндлером . Впервые он был показан в Новом городском театре в Праге 16 мая. [ нужна ссылка ] [ 1 ] » Вагнера 1868. В то время опера подверглась критике за чрезмерное влияние немецкой оперы, в том числе « Лоэнгрина . [ 2 ]
Сюжет оперы — Далибор Козоеды ( эт. ок. 1490), чешский рыцарь, принимавший участие в восстании в Плосковицах в поддержку угнетённого народа и приговорённый к смертной казни в 1498 году, во времена правления Владислава. II Венгрии . Сюжет напоминает « Фиделио» Бетховена . [ 3 ] в том, что центральные женские персонажи в каждой опере маскируются в мужскую одежду и завоевывают доверие тюремщика, чтобы попытаться спасти заключенного в тюрьму героя.
История выступлений
[ редактировать ]Сметана очень любил оперу, но из-за теплого приема умер, думая, что эта опера ему не удалась. Однако возрождение в 1886 году, через два года после смерти композитора, имело успех. [ 2 ] В 1890-е годы опера ставилась в Загребе, Мюнхене и Гамбурге. [ 4 ] Густав Малер дирижировал постановкой 1892 года в Вене. [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 15 век.
- Место: Прага
Акт 1
[ редактировать ]Далибор, чешский рыцарь, предстает перед королем за убийство бургграфа Плосковиц в отместку за казнь своего друга, музыканта Зденека. На суде король обращается к сестре бургграфа Миладе, которая требует его казни. Когда приводят Далибора, толпа поднимается в его поддержку. Когда Далибор рассказывает о поимке и убийстве своего друга, суд смягчает его приговор со смертной казни до пожизненного заключения. Милада с болью осознает, что влюбляется в Далибора, и в сговоре с Джиткой, сиротой, с которой подружился рыцарь, решает освободить его.
Акт 2
[ редактировать ]После сцены в лагере наемников, где Йитка и ее возлюбленный Витек замышляют освободить Далибора, Милада входит в тюрьму, переодетая мальчиком, и устраивается на работу к тюремщику Далибора Бенешу. Она очаровывает тюремщика, чтобы тот впустил ее в темницу, где держат Далибора, и отдал ему скрипку его друга. Рыцарь мечтает и сначала думает, что Милада — реинкарнация его возлюбленного Зденека. Затем страстным дуэтом они поют о своей радости от того, что нашли друг друга.
Акт 3
[ редактировать ]В темнице Далибор надеется на побег (поет свою знаменитую «Песню о свободе»), но чувствует, что это плохое предзнаменование, когда одна из струн скрипки Зденека рвется. Заговор с целью подкупа Бенеша терпит неудачу, и тюремщик сообщает королю об их попытке побега. Прислушиваясь к совету своего совета, король приказывает убить Далибора. Милада, ожидающая возле тюрьмы, слышит звон колокола, сигнализирующий о казни Далибора. В сопровождении своих последователей она штурмует замок, где после спасения Далибора получает ранение и умирает у него на руках. Далибор наносит себе удар и в смерти соединяется со своей возлюбленной. В альтернативном финале Далибора казнят до того, как Милада сможет его спасти.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 16 мая 1868 г. (Дирижер: Бедржих Сметана ) |
---|---|---|
Владислав , чешский король | баритон | Ее. Лев |
Далибор, рыцарь | тенор | Иллинойс Люкс |
Будивой, командир замковой стражи | баритон | Война. Айва |
Бенеш, тюремщик | бас | Джос. Большой палец |
Витек, один из наемников Далибора. | тенор | Ж. Баркаль |
Милада, сестра бургграфа Плошковиц. | сопрано | Эм. Беневич-Микова |
Джитка, деревенская девушка из поместья Далибора. | сопрано | Элеонора Эренбергу |
Один из судей | бас | |
Люди, судьи, наемники, хор, молчат |
Записи
[ редактировать ]На чешском языке
- 1950, Ярослав Кромбгольц (дирижер), Хор и оркестр Пражского национального театра ; Вацлав Беднарж, Бено Блахут , Теодор Шрубарж, Карел Калаш , Антонин Вотава, Мария Подвалова , Штефа Петрова, Ян Хадраба, Ярослав Кубала, Йозеф Лоскот, Фердинанд Котас, Франтишек Трнка
- 1967, Ярослав Кромбгольц (дирижер), Хор и оркестр Пражского национального театра; Йиндржих Йиндрак, Вилем Пршибыл , Антонин Шворц , Ярослав Горачек, Зденек Швегла, Надежда Книплова , Свободова-Янку, Едличка
- 1977, Ева Келер (дирижер), Оперный оркестр Нью-Йорка и Нью-Йоркское хоровое общество; Аллан Монк, Николай Гедда , Харлан Фосс, Пол Плишка, Джон Карпентер, Тереза Кубяк, Надя Шормова, Рэймонд Гневек
- 1995, Зденек Кошлер (дирижер), Хор и оркестр Пражского национального театра; Ева Урбанова , Иржина Маркова, Лео Мариан Водичка , Иван Кусньер, Мирослав Копп, Вратислав Кржиж, Иржи Календовский, Богуслав Маршик [ 2 ]
- 1999, Йорам Давид (дирижер), Оркестр и хор Лирического театра Кальяри; Ева Урбанова , Валерий Попов, Валерий Алексеев, Дагмар Шелленбергер, Иржи Календовский, Дамир Басыров, Валентин Пролат, Кармине Монако, Александр Благодарный, Бруно Пестарино
- 2015, Иржи Белоглавек (дирижер), певцы BBC, Симфонический оркестр BBC; Дана Бурашова, Альжбета Полачкова, Рихард Самек, Алеш Ворачек, Иван Куснер, Сватоплук Сем, Ян Става
На немецком языке
- 1969, Йозеф Крипс (дирижер), Оркестр и хор Венской государственной оперы ; Эберхард Вехтер , Людовико Шписс, Оскар Червенка , Вальтер Креппель , Адольф Даллапоцца , Тугомир Франк , Леони Рысанек , Лотте Рысанек
По-английски
- 1955, Вилем Тауски (дирижер), Филармонический оркестр и хор BBC; Джоан Хаммонд (сопрано), Ричард Льюис (тенор), Сюзанна Данко (сопрано), Александр Янг (тенор) , Деннис Ноубл (баритон), Ян Блэр (баритон), Стэнли Кларксон (бас).
- 1969, Вилем Тауски (дирижер), Оркестр и хор BBC; Полин Тинсли (сопрано), Роберт Джонс (тенор), Гвин Гриффитс (баритон), Джозеф Уорд (тенор).
На итальянском языке
- 1973, Луиджи Тоффоло (дирижер), Миланский симфонический оркестр и хор RAI; Радмила Бакочевич (сопрано); Людовик Шписс (тенор); Никола Митич (баритон); Дора Карраль (меццо-сопрано); Пьеро Де Пальма (тенор); Джанникола Пильуччи (бас).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Или, возможно, 15 мая, как указано в издании Новотного .
- ^ Jump up to: а б с д Еллинек, Джордж (1997). « Далибор . Бедржих Сметана». Ежеквартальный журнал «Опера» . 14 (1): 174–176. дои : 10.1093/oq/14.1.174 .
- ^ Джордж Мартин, Обзор чешской оперы Джона Тиррелла . The Opera Quarterly , 6 (4) , 80–84 (1989).
- ^ Джон Клэпхэм, «Сметана: столетие спустя». The Musical Times , 125 (1694) , стр. 201, 203–205 (апрель 1984 г.).
Источники
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн, Оксфордский оперный словарь Нью-Йорка: OUP: 1992. ISBN 0-19-869164-5