Jump to content

Анатолий Корнуков

Анатолий Корнуков
Анатолий Корнуков в 2000 году.
Родное имя
Анатолий Михайлович Корнуков
Имя при рождении Anatoly Mikhailovich Kornukov
Рожденный ( 1942-01-10 ) 10 января 1942 г.
Стаханов , Украинская ССР , СССР.
(ныне Кадиевка, Украина )
Умер 1 июля 2014 г. (01 июля 2014 г.) (72 года)
Красногорск , Россия
Верность  Советский Союз
 Россия
Сервис/Филиал  Советские ВВС
 ВВС России
Лет службы 1962–2002
Классифицировать Общий
Единица Советские Силы ПВО
Команды удержаны Командующий ВВС России
Дальневосточный военный округ
Войска ПВО
Битвы/войны Советская война в Афганистане
Сбит рейс 007 KAL
Чеченский конфликт
Награды См. ниже
Супруг (а) Lyudmila Vasilievna
Дети 2

Генерал ( 10 Сил Корнуков Анатолий Михайлович января 1942 — 1 июля 2014) — генерал ВВС России и бывший лётчик-истребитель Советских ПВО . С 1998 по 2002 год занимал должность Главнокомандующего ВВС России . Его помнят за то, что он приказал рейс 007 Korean Air Lines , в результате чего погибли все 269 человек на борту. сбить [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Корнуков родился в городе Кадиевка Украинской ССР в 1942 году. Его отец был шахтером из Донецка , принимавшим участие во Второй мировой войне .

Военная карьера

[ редактировать ]

он вступил В Вооруженные Силы СССР в 1959 году и был направлен на обучение в Кременчугское военное авиационное училище для начальной подготовки пилотов. Однако в 1960 году ее расформировали, а часть курсантов, в том числе Корнукова, перевели в Черниговскую военную авиационную школу летчиков имени Ленинского комсомола, которую он окончил с отличием в 1964 году. После училища был направлен в 54-ю дивизию. Гвардейский Керченский Краснознамённый истребительный авиационный полк Войск ПВО СССР , где служил лётчиком и заместителем командира истребительной эскадрильи. [2]

В 1970 году его перевели в 47-й истребительный авиационный полк на Дальнем Востоке СССР заместителем командира авиационной эскадрильи по политической части. С 1971 года командовал истребительной авиационной эскадрильей. В 1972 году назначен заместителем командира и с 1974 по 1976 год занимал должность командира 777-го истребительного авиационного полка на острове Сахалин . За время службы в Войсках ПВО СССР Корнуков выполнил более 150 боевых вылетов, в том числе по разведке, перехвату воздушных целей, предотвращению и пресечению нарушений советского воздушного пространства. [3]

С 1976 года назначен заместителем командующего Корпусом ПВО на Дальнем Востоке. В 1978 году назначен заместителем начальника авиации 11-й армии ПВО на Дальнем Востоке. В 1980 году заочно окончил Военную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова . В 1980 году Корнуков был назначен командиром 40-й истребительной дивизии Войск ПВО на Дальнем Востоке. Полки дивизии дислоцировались в Советской Гавани , на Сахалине и Курильских островах . [4]

Сбит рейс 007 Korean Air Lines

[ редактировать ]

1 сентября 1983 года по пути из Нью-Йорка в Сеул, Южная Корея, с остановкой в ​​Анкоридже, Аляска , рейс 007 Korean Air Lines , Боинг 747-230B , на борту которого находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа, сбился с пути и первым вошел в советское воздушное пространство. над Камчаткой. [5]

Корнуков занимал должность командира авиабазы ​​Долинск-Сокол и подчинялся командующему войсками ПВО Дальневосточного военного округа генералу Валерию Каменскому. Корнуков получил команду от Каменского сбить авиалайнер, когда он находился над международными водами Охотска, выйдя из воздушного пространства Камчатки. [6]

Каменский: "...просто уничтожить [его], даже если он над нейтральными водами? Есть ли приказ уничтожить его над нейтральными водами? Ну, ну". [7]

Хотя Каменский приказал сбить KAL 007 над международными водами, он настоял на том, чтобы сначала было проверено, что он не является гражданским. Корнуков уверял, что в этом нет необходимости. [5]

Каменский: «Надо выяснить, может быть, это какое-нибудь гражданское судно или бог знает кто.

Корнуков: Какой гражданский? [Он] пролетел над Камчаткой! Оно [пришло] из океана без опознания. Я отдаю приказ атаковать, если он пересечет государственную границу». [8]

Корнуков отдал приказ о сбитии, когда KAL 007 собирался выйти из советского воздушного пространства над островом Сахалин в международное воздушное пространство:

"Ой (нецензурная лексика) Сколько [ему нужно] времени, чтобы выйти на позицию для атаки, он уже выходит в нейтральные воды. Немедленно вступайте в бой за горелкой. Привозите и МиГ 23. Пока вы теряете время, он полетит прямо вон». [9]

Самолет был сбит перехватчиком Су-15, пилотируемым летчиком-майором Геннадием Осиповичем. Корейский авиалайнер в конечном итоге разбился в море недалеко от острова Монерон к западу от Сахалина в Японском море. Все 269 пассажиров и членов экипажа на борту погибли. [10]

Корнуков, который сохранил свою позицию даже тогда, когда в 1976 году пилот под его командованием Виктор Беленко бежал в Японию на своем МиГ-25 — самом совершенном советском истребителе того времени — также пережил инцидент KAL 007, в конечном итоге достигнув высшую должность, возможную в своей сфере деятельности. Корнуков не был ни награжден, ни наказан за сбитие KAL 007. [10]

Отвечая на вопрос, как он относится к жертвам на борту KAL 007, Корнуков ответил, что сбитие вызвало у него "неприятные чувства". [11] но предположил, что жертвы были просто ценой, которую пришлось заплатить. Корнуков никогда не уклонялся от вопросов на эту тему, всегда подчеркивая, что его приказ основан на нормах международного и советского права. Он считает, что KAL 007 был провокацией со стороны США, призванной выявить слабые места советской ПВО и ухудшить советско-американские отношения. В Герой дня» Корнуков прокомментировал: интервью российскому телевидению « [11] [5]

«Я всегда буду убежден, что отдал правильный приказ. Иногда в стратегических операциях нам приходилось жертвовать батальонами ради спасения армии. В данной ситуации я совершенно уверен, что это была заранее спланированная акция, преследовавшая вполне очевидную цель. цели."

Дальнейшая карьера

[ редактировать ]

С 1985 года назначен командиром 71-го истребительного авиационного корпуса, дислоцированного в составе Группы советских войск в Германии . В состав корпуса входили две дивизии и шесть отдельных полков ПВО. В 1988 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил имени К.Э. Ворошилова . [5]

В 1988 году Корнуков был назначен первым заместителем начальника авиации Войск ПВО СССР. С 1989 года был назначен первым заместителем командующего, а с 1990 года — командующим 11-й отдельной армией ПВО, базирующейся в Хабаровске . Подразделение являлось крупнейшей армией ПВО СССР, охватывало огромную территорию и включало в себя четыре корпуса ПВО, две отдельные дивизии ПВО и большое количество отдельных частей. [5]

В августе 1991 года он был назначен командующим Московским округом ПВО, прикрывавшим военные и гражданские объекты на территории 29 субъектов Советского Союза, а затем и Российской Федерации. [12]

ВВС России

[ редактировать ]

22 января 1998 года Борис Ельцин назначил Корнукова командующим ВВС России . Это назначение Ельцина произошло сразу после увольнения Ельциным генерала Петра Дейнекина , который возглавлял ВВС с 1992 года. Дейнекин был вынужден уйти в отставку после того, как Ан-124 грузовой самолет ВВС России разбился после взлета в аэропорту Иркутска и приземлился на соседний жилой комплекс, в результате чего погибло более 60 человек. [13] [14]

В январе 2002 года Корнуков ушел с поста командующего ВВС России и консультировал Российскую Федерацию по вопросам противоракетной обороны и защиты от террористических атак самолетов-угонщиков на российские города. [15]

По его мнению, Россия не готова к террористической угрозе с воздуха, учитывая, что российские командующие ПВО часто отсутствуют, «перекладывают ответственность» и испытывают недостаток координации. Ниже приводится пример его твердой позиции, о которой сообщалось в «Правде» от 31 марта 2004 года:

"Бывший командующий ВВС России генерал Анатолий Корнуков призывает российские власти быть жесткими в отношении самолетов НАТО, которые появятся у российских границ после присоединения стран Балтии к альянсу", - пишет Russia Journal. НАТО приобрело семь новых союзников [на] новых границах с Россией. "В связи с расширением НАТО мы должны применять жесткую политику, в том числе жесткие меры в отношении авиации НАТО. Если самолет нарушил государственную границу, его необходимо сбить. Международное право это позволяет", - заявил генерал Корнуков. "Для начала следует напомнить странам Балтии, что добрососедские отношения не имеют ничего общего с барражированием военных самолетов вдоль границ соседних стран. Они летают не просто для удовольствия, они, скорее всего, хорошо вооружены". [15]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

После увольнения из ВВС Корнуков работал заместителем генерального директора НПО «Алмаз» по военно-технической политике, которое отвечает за разработку зенитно-ракетных комплексов и других систем ПВО и является головным предприятием. оборонно-промышленного комплекса РФ. [16]

Он умер в возрасте 72 лет 1 июля 2014 года. [17] [18]

Почести и награды

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Генерал Анатолий Корнуков, 72 года. Приказал сбить рейс 007» . Майами Геральд . Майами, Флорида. 7 июля 2014. с. Б4 . Проверено 11 марта 2023 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  2. ^ Биография Анатолия Корнукова (на русском языке). РИА Новости . Проверено 17 октября 2021 г.
  3. ^ КОРНУКОВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (на русском языке). eurasian-defense.ru . Проверено 17 октября 2021 г.
  4. ^ «Генерал Корнуков, отдавший приказ сбить пассажирский «Боинг», погиб» (на польском языке). Новости. 2 июля 2014 года . Проверено 17 октября 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и "Умер бывший главком ВВС Анатолий Корнуков" . interfax.ru . Retrieved October 17, 2021 .
  6. ^ KAL 007: сокрытие, Дэвид Пирсон, Summit book, Нью-Йорк, 1987, стр. 63,64.
  7. ^ ИКАО '93, Информационные документы № 1,
  8. ^ ИКАО '93, Информационный документ №. 1,
  9. ^ Отчет о завершении расследования по установлению фактов сбития Боинга 747 (KE007) авиакомпании Korean Air Lines 31 августа 1983 г., Информационный документ 1, ИКАО '93.
  10. ^ Jump up to: а б «Как рейс 007 Korean Air Lines встретил свой конец» . Сидней Морнинг Геральд . 4 июля 2014 г. Проверено 17 октября 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б Лос-Анджелес Таймс, 23 января 1998 г.
  12. ^ "В Москве скончался бывший главком ВВС Анатолий Корнуков" . newizv.ru . Retrieved October 17, 2021 .
  13. ^ «Уволен главнокомандующий ВВС России» . Ассошиэйтед Пресс . 20 января 1998 года . Проверено 17 октября 2021 г.
  14. ^ Мартин, Симус (27 июня 1998 г.). «Новый руководитель приказал совершить нападение в 1983 году» . Ирландские Таймс . Проверено 17 октября 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б Российская военная реформа, Ф. Пантелогианнис (2003)
  16. ^ «Русский генерал, которого в 74 года сбил корейский самолет» . Московская Таймс . 1 июля 2014 года . Проверено 17 октября 2021 г.
  17. ^ Скончался бывший главнокомандующий ВВС РФ Анатолий Корнуков (на русском языке). РИА Новости . Проверено 1 июля 2014 г.
  18. ^ Фокс, Маргалит (1 июля 2014 г.). «В возрасте 72 лет скончался Анатолий Корнуков, возглавлявший ВВС России» . Проверено 14 июня 2017 г. - через NYTimes.com.
Военные офисы
Предшественник Главнокомандующий ВВС России
1998 – 2002
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8151e48d90a8521cdca81d8c566cef17__1722630120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/17/8151e48d90a8521cdca81d8c566cef17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anatoly Kornukov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)