Jump to content

Низами (опера)

Сцена из премьеры

«Низами» — историческая опера, написанная в 1939 году композитором Афрасиябом Бадалбейли . В нем рассказывается о жизни поэта Низами Гянджеви . [ 1 ] [ 2 ] Музыку и либретто оперы написал Афрасияб Бадалбейли на основе сюжета и мотивов романа Мамеда Саида Ордубади «Меч и перо». Премьера оперы состоялась 12 декабря 1948 года в Азербайджанском государственном театре оперы и балета . [ 3 ]

Опера состоит из 5 действий и 6 картин. Многоактность оперы, большое количество участников и масштабные сцены с хором, великолепные сцены во дворце чем-то напоминают жанр европейской оперы. В творчестве Низами Гянджеви, переживающего за судьбу города и близких ему людей духом борьбы с теми, кто преследует свои интересы, будучи всецело жаждущим власти, поэт представлен как благородный человек, любящий свое люди и его родной город.

Афрасияб Бадалбейли много места уделял хоровым сценам в опере, причем роль этого направления выдвигалась на первый план. «Низами» стало одним из произведений, внесших вклад в развитие оперного искусства в Азербайджане . Работа оценивается специалистами как положительный опыт с точки зрения расширения в Азербайджане тематического, жанрового диапазона и новизны контента в этом направлении.

Источники и темы

[ редактировать ]

Творчество Низами высоко оценено известными философами, историками литературы и искусства, учеными и государственными деятелями. На основе его произведений и жизни были написаны многочисленные романы, пьесы на различные темы и стихи, посвященные его личности. [ 4 ]

Наследие Низами уже давно находится в центре внимания мировой научной и литературной мысли. В Азербайджане поэт неоднократно публиковался, проводились различные исследования по популяризации его литературного наследия, впервые был подготовлен научно-критический текст его произведений. 800-летия Низами Гянджеви . Этот процесс усилился главным образом во время празднования [ 5 ] Решение отметить юбилей на государственном уровне было принято 25 июля 1939 года, однако из-за Второй мировой войны это стало возможным лишь в 1947 году. Тем не менее 800-летие поэта отмечалось в 1941 году в Государственном Эрмитаже блокадного города. Ленинград. Торжественное мероприятие, посвященное юбилею поэта, состоялось только в 1947 году в Баку . [ 6 ] Начиная с этого времени, стали проводиться новые исследования жизни и творчества Низами. На месте захоронения поэта, в городе Гянджа , был воздвигнут мавзолей и проведены мероприятия по увековечению его памяти. [ 5 ]

Один из главных исследователей жизни и творчества Низами Гянджеви Саадат Абдуллаева отмечает, что «композиторы, конечно, не могли остаться равнодушными к высокоидеологизированным произведениям Низами. Об этом свидетельствуют произведения, написанные практически во всех жанрах классической музыки на стихи поэта – оперы, балеты, симфонии, симфонические поэмы, симфонические и хореографические сюиты». [ 7 ]

На стихи Низами написаны хоровые стихи, произведения для смешанного хора и фортепиано, стихи для солистов, хора и симфонического оркестра, лирические песни для оркестра. Низами Кроме того, газели вдохновили композиторов на написание многочисленных песен и романсов. Саадат Абдуллаева пишет, что «произведения Узеира Гаджибекова «Сенсиз» («Без тебя») и «Севгили Джанан» («Любимый») заложили основу нового жанра «музыкальной газели» или «газели-романса» на азербайджанском языке. музыка . Интересно, что газели стали более популярны после того, как на них была написана музыка». [ 7 ]

Образ Низами воплотился в опере и балете его имени. Памяти Низами Гянджеви были посвящены струнная симфония, вокально-симфоническая поэма, кантата, оратория, струнный квинтет, элегия, этюды мугама, хоровые произведения и поэма. Драматические произведения и фильмы по произведениям Низами также сопровождаются музыкой. Все эти произведения сыграли важную роль в обогащении музыкальной культуры Азербайджана, а также творческой деятельности композиторов. [ 7 ]

Почтовая марка СССР 1972 года с изображением Мамеда Саида Ордубади, автора романа "Меч и перо", сюжет и мотивы которого Афрасияб Бадалбейли использовал при написании либретто оперы "Низами".

Один из главных исследователей жизни и творчества Низами Гянджеви Рашид Шафаг, говоря об опере «Низами», отмечает:

Низами Гянджеви – один из гениальных поэтов мировой литературы, яркая личность прогрессивных мыслителей общечеловеческой культуры. В его произведениях нашли свое высокое художественное выражение особенности восточного мышления, взглядов на жизнь, понятия времени и пространства. Обладая богатыми энциклопедическими знаниями, Низами сыграл важную роль в сближении и развитии восточной и западной культур. Образ Низами воплотился в опере и балете его имени. Опера «Низами» гениального композитора Афрасиаба Бадалбейли – одно из достойных похвал произведений, поднимающих величие его творчества на высший уровень. Создание этого композитора – незаменимая точка в его творчестве. [ 8 ]

Саадат Абдуллаева отмечает:

Естественно, не остались в стороне и азербайджанские композиторы. Те, вдохновленные поэзией Низами, написали многочисленные музыкальные произведения различных жанров на основе творчества поэта «Хамса», газели и на основе его жизненного пути. По их словам, гуманистические идеи и созданные поэтом образы стали для них неиссякаемым источником вдохновения. Стихи Низами также были восприняты музыковедами как ценные образцы для изучения музыкальной культуры эпохи, в которой жил поэт. Впервые рассматриваются вопросы отражения музыки в творчестве Низами Гянджеви, а также образа и литературного наследия поэта. в творчестве композиторов были подняты в 1940-е годы выдающимся композитором, дирижером, музыковедом, публицистом и общественным деятелем Афрасиябом Бадалбейли. [ 9 ]

Создавая оперу «Низами», Афрасиаб Бадалбейли использовал сюжет и мотивы романа азербайджанского советского писателя Мамеда Саида Ордубади «Меч и перо». В этом романе рассказывается о положении широких слоев населения при жизни Низами, внешних связях страны, литературе и искусстве того времени, людях искусства, государственных деятелях, борьбе народа за свободу. Образ Низами Гянджеви занимает центральное место в произведении. Однако автор пошел дальше, он постарался максимально широко и всесторонне описать время, в котором жил Низами.

Создание оперы

[ редактировать ]
Композитор Афрасиаб Бадалбейли, автор оперы «Низами» (1930-е гг.).

Окончание Великой Отечественной войны в 1945 году позволило азербайджанскому народу вернуться к мирному творческому труду. В новых послевоенных мирных условиях существенно обновились содержание и тематика литературно-художественных произведений и всех видов искусства. Авторов многих жанров стали привлекать темы, связанные с историей, значимыми событиями прошлого, литературными памятниками и культурным наследием народа.

Новые темы и образы привели к поиску новых жанров, форм, средств выразительности, расширению диапазона творчества в отдельных областях искусства. Земфира Самадова отмечает: «Одним из проявлений расширения идейно-тематического, образно-жанрового диапазона в области оперного творчества стала постановка оперы «Низами» в Азербайджанском государственном театре оперы и балета в новом, для национального зритель, жанр».

В 1939 году композитору Афрасиябу Бадалбейли было поручено написать оперу по случаю 800-летия поэта и мыслителя Низами Гянджеви. [ 10 ] Бадалбейли написал оперу, но ее постановке помешали Вторая мировая и Великая Отечественная войны.

Бадалбейли поставил перед собой цель создать образ исторической личности, поэта, философа в жанре, ранее не представленном в национальной опере, и тем самым привнести в нее что-то новое. Композитор, преследуя цель прославить знаменитого поэта в музыке, впервые вывел на сцену живой образ человека, которого хорошо знал народ и воплотил в себе все лучшие качества человечества. Опера «Низами» Афрасияба Бадалбейли состоит из 5 действий и 6 картин.

При написании оперы композитор опирался на содержание романа Мамеда Саида Ордубади «Меч и перо». Автор таких романов, как «Туманный Тебриз», «Тайный Баку», «Боевой город» избрал для романа «Меч и перо» форму эпического повествования с интервальным развитием сюжета. Судьба героев разворачивается на фоне социальных и политических конфликтов. Здесь борьба и страдания смешаны с предательством, любовь – с ненавистью, убийствами и дворцовыми интригами. События происходят в 12 веке в Гяндже. Основу повествования составляют общественно-политические события как из жизни людей, так и из личной жизни поэта. Низами стал свидетелем ряда событий, которые негативно повлияли на его жизнь и деятельность.

Постановка

[ редактировать ]

13 декабря 1939 года артисты Азербайджанского государственного театра оперы и балета исполнили первый акт оперы Низами в сопровождении Симфонического оркестра Бакинской филармонии . Фрагменты оперы исполнялись в концертном сезоне 1939–1940 годов. В 1941 году началась Великая Отечественная война, из-за чего премьера оперы была отложена. Оно состоялось 12 декабря 1948 года и имело большой успех. [ 11 ] Режиссер-постановщик – народный артист СССР Исмаил Хидаятзаде, дирижер – заслуженный деятель искусств, автор оперы «Низами» Афрасияб Бадалбейли. Художественное оформление постановки выполнил художник Федор Гусак. Роли исполнили: Муртуза Мамедов (Бюльбюль) - Низами Гянджеви, Сона Мустафаева - Азра, Фатма Мухтарова - Рена, Гусейнага Гаджибабабеков - Хосров, Агабаба Буньядзаде - правитель Гызыл Арслан, Беюкага Мустаева - Амин Харис и другие. [ 12 ]

Опера «Низами», написанная Афрасиябом Бадалбейли , состоит из 5 действий и 6 картин. События оперы происходят в Гяндже, которая в описываемое время была точкой столкновения интересов различных государств и сил. Герои оперы - Низами Гянджеви и близкие ему по духу люди - представители различных слоев общества, которым небезразлична судьба родного города. Они пытаются противостоять тем, кто ищет собственной выгоды и жаждет власти. [ 13 ]

Однако достичь главной цели, поставленной в либретто оперы, оказалось невозможно. Социальный конфликт романа там не нашел логического отражения. События в Гяндже по сути привели к выражению дворцовых интриг. Образ главного героя в либретто не был отражен комплексно, он был несколько статичным, поэтому философские взгляды поэта не были раскрыты в полной мере. [ 14 ]

События того периода были покрыты абстрактными суждениями, о которых герой оперы лишь судил, не принимая в них участия. [ 14 ]

Партия Низами в опере представляет великого поэта в ариях и ариозо как благородного человека. который любит свой народ и родной город. [ 15 ] Его ария в четвёртом акте — одна из выражения этих чувств. [ 14 ] [ 16 ] Партию Низами мастерски исполнил Муртуза Мамедов . Это выступление неоднократно отмечалось в прессе. [ 14 ] Ария Низами в исполнении Бюльбюля под управлением Ниязи была включена в программу гала-концерта, посвященного 800-летию Низами Гянджеви, состоявшегося 27 сентября 1947 года. [ 17 ] [ 18 ]

В композиции «Фахрия» звучит ода великому поэтическому таланту Низами Гянджеви. [ 19 ] В этой арии Низами поет свои стихи. [ 14 ] [ 17 ]

Композитор Афрасияб Бадалбейли, опираясь на народную музыку, привносит в арию Низами элементы мугама. [ 20 ] Именно интонациями мугама с волнением выражает свое восхищение поэт Низами. Эти интонации исполняются, начиная с верхнего регистра. [ 21 ] Как это специфично для мугама, мелодия приходится на майю (означает скелет, основу). [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Образ нежной и искренней Рены, в которую влюблен Низами, Афрасияб Бадалбейли сопровождает лирической мелодией, близкой к репертуару классической оперы. [ 25 ] В балладе Рены композитор опирается на стихи Низами. [ 26 ] Таким образом, Бадалбейли выражает свое отношение к Образ Рены и подчеркивает свою близость к образу Низами Гянджеви. [ 27 ] [ 28 ]

Образ женщины нового типа – Азра, дочь Амина Хариса. Впервые в опере «Низами» женский голос прозвучал в регистре меццо-сопрано, и это стало новшеством в национальной опере. [ 27 ]

До оперы «Низами» в азербайджанских операх не использовались низкие мужские и женские голоса. Новацию в этом направлении внес Афрасияб Бадалбейли. [ 27 ]

Земфира Сафарова, характеризуя оперу «Низами», отмечает:

Опера «Низами» сравнительно рано сошла с азербайджанской сцены. Однако в его музыке есть мастерски написанные партии, отличающиеся необыкновенной мелодичностью. Поэтому не случайно оперные партии исполняются на концертах и ​​завоевывают расположение публики. Опера «Низами» стала следующим шагом в развитии азербайджанского оперного искусства. [ 29 ]

Афрасиаб Бадалбейли в опере «Низами» основательно подошел к проблеме развития хорового искусства. Широкие хоровые сцены в опере « Кероглу » дали толчок обращению азербайджанских композиторов к полифоническим формам в операх. Это в определенной степени повлияло на Бадалбейли. Так, в последнем акте оперы «Низами» сцена пожара была представлена ​​в виде фугато с участием хора. Припев используется для завершения последних сцен или для усиления настроения и душевных переживаний персонажей. [ 29 ]

Тот же характер сохраняют женский хор, исполнение которого сопровождает сцену отравления Рены Азрой, мужской хор, аккомпанирующий сцене, когда поэты собрались послушать Низами Гянджеви, и другие хоры. [ 29 ]

Изображения

[ редактировать ]

Низами - главный герой

Рена – девушка, в которую влюблен Низами

Азра – девушка, влюбленная в Низами.

Гызыл Арслан – правитель государства Эльдениз

Амин Харис – преемник Мусульманского халифата

Хосров – правитель Гянджи

Низами – главный герой оперы. Этот образ основан на личности Низами Гянджеви. Основная тема оперы – личная жизнь Низами. Главный герой романа, поэт Низами Гянджеви, стал свидетелем многих событий, негативно повлиявших на его личную жизнь и творчество. В опере Низами представлен как поэт, борющийся с несправедливостью и любимый народом. Этот образ воплотил Муртуза Мамедов на премьере оперы «Низами» в Азербайджанском государственном театре оперы и балета.

В опере также показано чувство привязанности Низами. Он пытается защитить Рену, пока войска Гызыл Арслана не войдут в Гянджу. Он отвергает Азру, дочь Амина Хариса, преемника мусульманского халифата, в пользу женщины, которую он любит. В романе Низами Гянджеви интересует судьба города, близкие ему по духу люди, борющиеся с теми, кто преследует свои интересы и жаждет власти. Поэт представлен как благородный человек, любящий свой народ и родной город.

Рашид Шафаг пишет:

Опера «Низами» посвящена великому азербайджанскому поэту Низами Гянджеви. В нем показан образ поэта, атмосфера политической и общественной жизни азербайджанского народа тех далеких лет, сложный мир человеческих отношений. Несоответствие нравственного идеала Низами действительности не сломило веру поэта в человека и справедливость. [ 30 ]

Рена – одна из главных героинь оперы. Она чистая, красивая и умная девушка. Земфира Сафарова отмечает:

Рена – женщина, которую Низами предпочел такой красавице, как Азра. Изображение основано на этой идее. Низами делает все, чтобы защитить Рену от добравшегося до нее зла.

Низами пытается защитить Рену, пока войска Красного Льва не войдут в Гянджу. Он отвергает Азру, дочь Амина Хариса, преемника мусульманского халифата, в пользу своей возлюбленной Рены. Эту роль на премьере оперы «Низами», состоявшейся в Азербайджанском государственном театре оперы и балета, исполнила Сона Мустафаева.

Азра – одна из главных героинь оперы «Низами». Земфира Самадова отмечает, что образ Азры задумывался и преподносился как негативный. Она привыкла получать все, что хочет.

В нее влюблен правитель Гянджи, но она заявляет ему, что любит Низами. По ходу оперы Азра и правитель планируют убить Рену. Азра хочет таким образом ранить поэта, отвергшего ее любовь.

Образ Азры на премьере оперы «Низами», состоявшейся в Азербайджанском государственном театре оперы и балета, исполнила Фатма Мухтарова.

Либретто

[ редактировать ]
Низами Гянджеви на приеме у правителя государства Эльдениз Гызыла Арслана. Миниатюра из рукописи 1481 года. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.

Судьба участников событий разворачивается на фоне социальных и политических конфликтов. Здесь борьба и страдания смешаны с предательством, любовь – с ненавистью, убийствами и дворцовыми интригами. События разворачиваются в 12 веке в Гяндже. Содержание основано на общественно-политических событиях и личной жизни поэта Низами. Он стал свидетелем ряда событий, оказавших негативное влияние на его жизнь и творчество. Опера «Низами» Афрасияба Бадалбейли состоит из 5 действий и 6 картин.

Первый акт

[ редактировать ]

Теплый весенний день в Гяндже. Низами Гянджеви в окружении поэтов читает свои новые стихи. В этом же саду в сопровождении придворного поэта Кемаледдина прогуливается правитель Гянджи. Звуки горна возвещают о прибытии посланника правителя Гызыл Арслана, который передает письма правителю и Низами. Гызыл Арслан приглашает Низами в свой дворец и поручает ему написать новое стихотворение.

Правитель разгневан и обвиняет его в подстрекательстве к мятежу и грозит местью. Песня девушек слышна издалека. Это песня Азры, дочери Амина Хариса, преемника Мусульманского халифата. Правитель влюблен в Азру, но девушка не отвечает на его признания в страстной любви. Ее сердце принадлежит другому. В группе Азры также есть молодая девушка по имени Рена.

Рена поет о своей любви к Низами. Звучит ответная песня, Низами отвечает взаимным признанием. Азра наблюдает за этой сценой и в гневе оскорбляет Рену. Чтобы улучшить отношения с Азрой, правитель приказывает включить Рену в список служанок, отправляемых во дворец халифа в Багдаде.

Второй акт

[ редактировать ]

Правитель Гянджи отправляется свататься к Азре во дворец Амина Хариса. Придворные поэты прославляют высокого гостя. Среди тех, кто получил приглашение на праздник, есть и Низами. Хозяин дворца предлагает ему восхвалить правителя, однако вместо этого поэт поет арию «Фахрия», восхваляющую собственное творчество.

Приезд Азры вызывает всеобщее волнение. Правитель Гянджи заявляет, что пришел сюда просить ее руки и сердца. Но Азра снова отвергает его и признается, что любит Низами. Чтобы отомстить Низами, правитель приказывает заклеймить Рену. Низами, защищая Рену, в то же время отвергает любовь Азры.

Третий акт

[ редактировать ]

Гызыл Арслан с почестями встречает Низами. Поэт дарит ему свое новое стихотворение «Хосров и Ширин». Он считает, что Гызыл Арслан – справедливый правитель, заботящийся о благополучии страны. Крики снаружи прерывают разговор.

Низами интересует причина беспорядков. В это время охранники приводят молодого человека. Оказывается, по приказу Гызыл Арслана его сыну только что отрезали язык. Потрясенный этим событием, Низами покидает дворец и возвращается в родной город.

Четвертый акт

[ редактировать ]

Первое изображение

[ редактировать ]

Оставшись одна, Азра решает отомстить Низами. Отомстить поэту, завоевавшему народную любовь, сложно, однако Азра и правитель находят способ — убить Рену и тем самым нанести удар любящему ее поэту.

Вторая картинка

[ редактировать ]

Подарками, обещаниями, лестью и даже угрозами правитель Гянджи пытается заставить Низами пойти против интересов народа. Он, жалуясь на растерянность, хочет покинуть дворец, но внезапно слышит крик Рены.

Пятый акт

[ редактировать ]

Гянджа окружена войсками Гызыл Арслана. Жители города, измученные войной, собираются у дома Низами. Там же появляются Амин Харис и правитель. Последний приказывает Низами быть посредником между ним и Гызыл Арсланом, но поэт отказывается. Разгневанный правитель приказывает сжечь город. Войска Гызыл Арслана входят в Гянджу.

Низами потрясен произошедшими событиями. Народ, окружающий любимого поэта, пытается его успокоить и убедить, что справедливость восторжествует.

Опера Афрасияба Бадалбейли «Низами» завоевала популярность и несколько раз включалась в концерты. Спектакль был поставлен в Азербайджанском государственном театре оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова.

Гейдар Алиев отметил, что балет Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь», опера Джахангира Джахангирова «Судьба Хананды» и поэма «По ту сторону Араза», опера «Низами» известного представителя Бадалбейли Династия Афрасиаба Бадалбейли и вместе с ними многие симфонические произведения являются крупными событиями в музыкальной жизни Азербайджана. [ 14 ]

Земфира Сафарова в своей книге об опере «Низами» пишет: «Многоактность оперы, большое количество участников и массовые сцены с хором, зрелищные декорации (достаточно вспомнить сцену пожара в форма фугато в пятом акте или батальная сцена), роскошные сцены во дворце чем-то напоминают оперный жанр европейской «Большой оперы».

Она добавляет, что «опера «Низами» сошла со сцены сравнительно рано. Это стало следующим шагом в развитии азербайджанского оперного искусства. Сам факт обновления тематически-жанрового ряда азербайджанского оперного творчества, широкое использование образно-контрастных сил (или голосов) привлекли внимание как новаторство содержания в оперном жанре и положительный опыт на пути к решению проблемы. проблемы, стоящие перед оперным искусством».

Лала Азери отмечает, что «опера Афрасияба Бадалбейли «Низами» стала значимым событием в музыкальной культуре Азербайджана с точки зрения расширения идейно-тематического, образно-жанрового диапазона в оперном творчестве. Автор впервые вывел на оперную сцену бессмертный образ гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви... В этом произведении Низами Гянджеви и близкие ему люди, которым небезразлична судьба города, борются против тех, кто ищут собственной выгоды и жаждут власти. Поэт представлен как человек, любящий свой народ и город, в котором он родился. Афрасиаб Бадалбейли большое место отвел в опере хоровым сценам, выдвинув роль этого жанра на первый план. Это свидетельствует о том, что композитор уделял особое внимание развитию хорового искусства. Опера «Низами» стала одним из произведений, определивших развитие оперного искусства в Азербайджане. Работа оценивается экспертами как положительный опыт с точки зрения обновления содержания и расширения жанрового и тематического диапазона этого направления в Азербайджане".

Лала Азери добавляет, что «хотя сценическая жизнь оперы «Низами» была недолгой, ее музыка отличается необычной мелодичностью. Выдающиеся певицы Фатма Мухтарова и Рахила Джаббарова с большим мастерством исполнили арии из оперы «Низами». И в настоящее время ария Низами в исполнении солиста Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова, заслуженного артиста Рамиля Гасымова продолжает свою жизнь».

В 1939 году, в связи с предстоящим 800-летием Низами Гянджеви, Афрасиябу Бадалбейли было поручено создание оперы о жизни великого мыслителя и поэта XII века. [ 31 ] Из-за начавшейся в 1941 году Второй мировой войны премьера оперы была отложена.

Первое исполнение оперы состоялось 12 декабря 1948 года на сцене Азербайджанского театра оперы и балета . [ 32 ]

  1. ^ Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 215. ИСБН  978-9952-508-89-5 .
  2. ^ « Живые голоса азербайджанской истории: Афрасиаб Бадалбейли» ( на азербайджанском языке). voices.musigi-dunya.az. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 2 февраля 2023 г.
  3. ^ Lala Azeri (2018-06-08). "70 il öncə səhnəyə çıxan "Nizami" / «Низами», вышедшие на сцену 70 лет назад" (in Azerbaijani). medeniyyet.az. Archived from the original on 2018-06-11 . Retrieved 2023-02-02 .
  4. ^ Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 6. ISBN  978-9952-508-89-5 .
  5. ^ Jump up to: а б Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 18. ISBN  978-9952-508-89-5 .
  6. ^ Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 17. ISBN  978-9952-508-89-5 .
  7. ^ Jump up to: а б с Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». стр. 25. ISBN  978-9952-508-89-5 .
  8. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 5. ISBN  9789952505467 .
  9. ^ Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 20. ISBN  978-9952-508-89-5 .
  10. ^ Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 217-218. ISBN  978-9952-508-89-5 .
  11. ^ Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 218. ИСБН  978-9952-508-89-5 .
  12. ^ Земфира Сафарова (2017). История музыки Азербайджана (PDF) . Том. II. Баку : Наука. п. 386-387. ISBN  978-9952-514-21-6 .
  13. ^ Земфира Сафарова (2017). История музыки Азербайджана (PDF) . Том. II. Баку : Наука. п. 387-388. ISBN  978-9952-514-21-6 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Земфира Сафарова (2017). История музыки Азербайджана (PDF) . Том. II. Баку : Наука. п. 388. ИСБН  978-9952-514-21-6 .
  15. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 354. ИСБН  9789952505467 .
  16. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 355. ИСБН  9789952505467 .
  17. ^ Jump up to: а б Саадат Абдуллаева (2018). Музыка в Низами, Низами в музыке . Баку : НПМ «Нурлар». п. 219. ИСБН  978-9952-508-89-5 .
  18. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 356. ИСБН  9789952505467 .
  19. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 358. ИСБН  9789952505467 .
  20. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 359. ИСБН  9789952505467 .
  21. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. стр. 360. ISBN  9789952505467 .
  22. ^ Земфира Сафарова (2017). История музыки Азербайджана (PDF) . Том. II. Баку : Наука. п. 389. ИСБН  978-9952-514-21-6 .
  23. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 361. ИСБН  9789952505467 .
  24. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 370. ИСБН  9789952505467 .
  25. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 347. ИСБН  9789952505467 .
  26. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 352. ИСБН  9789952505467 .
  27. ^ Jump up to: а б с Земфира Сафарова (2017). История музыки Азербайджана (PDF) . Том. II. Баку : Наука. п. 390. ИСБН  978-9952-514-21-6 .
  28. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 349. ИСБН  9789952505467 .
  29. ^ Jump up to: а б с Земфира Сафарова (2017). История музыки Азербайджана (PDF) . Том. II. Баку : Наука. п. 392. ИСБН  978-9952-514-21-6 .
  30. ^ Рашид Шафаг (2014). Обычная музыка, арт . Баку : Восток-Запад. п. 345. ИСБН  9789952505467 .
  31. ^ "Биография Афрасияба Бадалбейли" . Archived from the original on 2013-01-21 . Retrieved 2023-02-06 .
  32. ^ Galine Mikeladze. "Композитор, дирижер, музыковед, публицист" . «Каспий». Archived from the original on 2011-08-14 . Retrieved 2023-02-06 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 827b10c6b43a8c12da67efa948b93e0a__1715293740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/0a/827b10c6b43a8c12da67efa948b93e0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nizami (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)