Линия Бар Лев
30 ° 31'30 "N 32 ° 19'45" E / 30,52500 ° N 32,32917 ° E
Линия Бар-Лев | |
---|---|
Суэцкий канал , Египет | |
Тип | Оборонительное укрепление |
Информация о сайте | |
Контролируется | Израиль после Шестидневной войны |
Состояние | Разрушен Египтом во время операции Бадр в 1973 году. |
История сайта | |
Построен | 1968–1969 |
В использовании | 1969–1973 |
Материалы | Бетон, сталь и песок |
Битвы/войны |
Линия Бар-Лев ( иврит : קו בר-לב Кав Бар-Лев ; арабский : خط بارليف Khaṭṭ Barlīf ) — цепь укреплений, построенных Израилем вдоль восточного берега Суэцкого канала вскоре после арабо-израильской войны 1967 года , во время в результате чего Египет потерял весь Синайский полуостров . Израильские военные считали его непроницаемым, пока он не был захвачен менее чем за два часа во время египетской операции «Бадр» , которая спровоцировала арабо-израильскую войну 1973 года . [1] [2] [3]
История
Шестидневная война и война на истощение
Линия Бар-Лев возникла из группы элементарных укреплений, расположенных вдоль линии канала. В ответ на артиллерийские обстрелы Египта во время Войны на истощение Израиль превратил укрепления в сложную оборонительную систему, простирающуюся на 150 км (93 мили) вдоль Суэцкого канала, за исключением Большого Горького озера (где пересечение канала было маловероятно из-за ширина озера). Линия Бар-Лев была спроектирована для защиты от любого крупного нападения египтян через канал и должна была функционировать как «кладбище египетских войск». [4] [5]
Стоимость, конструкция и материалы
Линия стоимостью около 300 миллионов долларов в 1973 году была названа в честь начальника штаба Израиля Хаима Бар-Лева . Линия была построена у Суэцкого канала, уникальной водной преграды, которую Моше Даян назвал «одним из лучших противотанковых рвов в мире». Линия включала в себя массивную сплошную песчаную стену, окаймляющую весь канал, и поддерживалась бетонной стеной. Песчаная стена, высота которой варьировалась от 20–25 метров (66–82 футов), была наклонена под углом 45–65 градусов. Песчаная стена и ее бетонная опора не позволяли бронетанковым и десантным подразделениям высадиться на восточном берегу Суэцкого канала без предварительной инженерной подготовки. По оценкам израильских планировщиков, египтянам потребуется не менее 24 часов, а возможно, и целых 48 часов, чтобы пробить песчаную стену и построить мост через канал. [4] [5]
Сразу за этой песчаной стеной проходила передовая линия израильских укреплений. После Войны на истощение существовало 22 форта, включавших в себя 35 опорных пунктов . [ нужны разъяснения ] Форты были рассчитаны на укомплектование взводом. Опорные пункты, построенные в несколько этажей в песке, в среднем располагались на расстоянии менее 5 км (3 миль) друг от друга, но в вероятных точках пересечения они находились на расстоянии менее 900 метров (3000 футов) друг от друга. В число опорных пунктов входили траншеи, минные поля, колючая проволока и песчаная насыпь. Основные опорные пункты имели до 26 ДОТов со средними и крупнокалиберными пулеметами, 24 укрытия для войск, шесть минометных позиций, четыре ДОТа с зенитными вооружениями и три огневые позиции для танков. Опорные пункты были окружены почти пятнадцатью кольцами колючей проволоки и минными полями на глубине 200 метров (660 футов). Периметр опорного пункта составлял в среднем 200–350 метров (660–1150 футов). Бункеры и убежища обеспечивали защиту от бомбы весом менее 500 кг и предлагали защитникам такие предметы роскоши, как кондиционирование воздуха. На расстоянии 500–1000 метров (1600–3300 футов) за каналом были подготовлены огневые позиции, предназначенные для занятия танками, предназначенными для поддержки опорных пунктов. Некоторые из названий опорных пунктов были Таса, Мафцах, Милан, Мезах, Чизайон, Мифрекет, Оркал, Будапешт (самый крупный), Нисан, Литуф, Чашива. [4] [5] Кроме того, в 5–8 км (3–5 миль) за каналом было одиннадцать крепостей, построенных вдоль песчаных холмов. Каждая цитадель была предназначена для размещения роты войск. [5]
Чтобы воспользоваться водной преградой, израильтяне установили систему подводных труб для перекачки легковоспламеняющейся сырой нефти в Суэцкий канал, создав тем самым слой пламени. Некоторые израильские источники утверждают, что система была ненадежной и лишь несколько кранов работали. Тем не менее египтяне серьезно отнеслись к этой угрозе и накануне войны, поздним вечером 5 октября, группы египетских водолазов заблокировали подводные отверстия бетоном.
Оборонительные планы
Чтобы поддержать линию Бар-Лев, Израиль построил хорошо спланированную и сложную систему дорог. Три основные дороги шли с севера на юг. Первой была Лексикон-роуд (Пехотная дорога), проходящая вдоль канала, которая позволяла израильтянам перемещаться между укреплениями и проводить патрулирование. Второй была Артиллерийская дорога, примерно в 10–12 км (6–7 миль) от канала. Его название произошло от расположенных на нем двадцати позиций артиллерии и ПВО; он также связывал районы сосредоточения бронетехники и базы материально-технического снабжения. Боковая дорога (дорога снабжения), расположенная в 30 км (19 миль) от канала, предназначалась для концентрации израильских оперативных резервов, которые в случае египетского наступления могли бы контратаковать основные египетские атаки. Ряд других дорог, идущих с востока на запад, Квантара-роуд, Хемингуэй-роуд и Иерусалим-роуд, были спроектированы для облегчения движения израильских войск к каналу. [4] [5]
Защита Синая зависела от двух планов: Голубятня (שׁוֹבָךְ יוֹנִים/Шовах Йоним) и Рок (סֶלַע/Села). В обоих планах израильский генеральный штаб ожидал, что линия Бар-Лева будет служить «стоп-линией» или кав-ацирой — оборонительной линией, которую нужно было удерживать любой ценой. Как заметил израильский полковник вскоре после Войны на истощение, «линия была создана для того, чтобы обеспечить военные ответы на две основные потребности: во-первых, предотвратить возможность крупного египетского нападения на Синай с последующим созданием плацдарма, который мог бы привести к тотальной войне и, во-вторых, максимально сократить потери среди обороняющихся войск». [4]
Планирование Израиля было основано на предварительном предупреждении разведывательных служб за 48 часов о предстоящем нападении Египта. В течение этих 48 часов ВВС Израиля (IAF) будут атаковать системы противовоздушной обороны противника, в то время как израильские силы будут развернуты по плану. Израильтяне ожидали, что атака Египта будет отражена бронетанковыми бригадами при поддержке превосходящих ВВС. [4]
Голубятня направила регулярную танковую дивизию на защиту Синая. Дивизию поддерживали дополнительный танковый батальон, двенадцать пехотных рот и семнадцать артиллерийских батарей. Это дало в общей сложности более 300 танков, 70 артиллерийских орудий и 18 тысяч военнослужащих. Этим силам, которые представляли Синайский гарнизон, была поставлена задача разгромить египетский переход на линии канала или вблизи него. Для защиты передовых укреплений на линии канала потребовалось около 800 солдат. Тем временем на Артиллерийской дороге была размещена бригада из 110 танков с целью выдвинуться и занять огневые позиции и танковые валы вдоль канала в случае нападения Египта. Существовали две дополнительные бронетанковые бригады: одна для усиления передовой бригады, а другая для контратаки основной египетской атаки. [4]
Если регулярная бронетанковая дивизия окажется неспособной отразить атаку Египта, израильская армия активирует Рок, мобилизовав две резервные бронетанковые дивизии с элементами поддержки; реализация Рока означала большую войну. [4]
Израильский скептицизм
Генералы Ариэль Шарон и Исраэль Таль возражали против этой линии и утверждали, что она не сможет отразить атаку египетских войск. [6] Шарон заявил, что он будет сковывать крупные военные формирования, которые станут легкой добычей для смертоносных артиллерийских атак. [7] но линия была завершена весной 1970 года.
Война Судного дня
Египетское нарушение
Во время Войны Судного дня египетская армия во главе с начальником штаба Саадом Эль-Шазли захватила линию Бар-Лев менее чем за два часа благодаря элементу неожиданности и подавляющей огневой мощи. Чтобы справиться с массивными земляными валами, египтяне использовали водометы, сделанные из шлангов, прикрепленных к землечерпательным насосам в канале. Другие методы, связанные с применением взрывчатки, артиллерии и бульдозеров, были слишком затратными по времени и требовали почти идеальных условий труда. В 1971 году молодой египетский офицер Баки Заки Юсеф предложил небольшой, легкий бензонасос в качестве решения дилеммы перехода. [8] [9] [10] Египетские военные закупили 300 насосов британского производства, пять из которых могли перекачать 1500 кубометров песка за три часа. В 1972 году оно приобрело 150 более мощных немецких насосов с приводом от небольших газовых турбин. Комбинация двух немецких или трех британских насосов сократила бы время прорыва до двух часов. Эти пушки выкачивали мощные струи воды, создав 81 пролом в линии и убрав в первый день войны три миллиона кубических метров утрамбованной земли.
Египтяне атаковали линию Бар-Лева с помощью двух полевых армий и сил из Порт-Саида и военного округа Красного моря. Вторая полевая армия прикрывала территорию от севера Кантары до юга Деверсуара, а Третья полевая армия отвечала за территорию от Горьких озер до юга Порт-Тауфика.
Египтяне начали одновременные воздушные и артиллерийские атаки, когда 250 самолетов египетских ВВС точно атаковали назначенные цели на Синае. Тем временем 2000 артиллерийских орудий открыли массированный огонь по всем опорным пунктам вдоль линии Бар-Лев. Обстрел длился 53 минуты и только за первую минуту сбросил 10 500 снарядов, или 175 снарядов в секунду.
В течение первого часа войны египетский инженерный корпус преодолел песчаную преграду. Семьдесят инженерных групп, каждая из которых отвечала за открытие отдельного прохода, работали с деревянных лодок. Подсоединив шланги к водяным насосам, они начали атаковать песчаное препятствие. Многие нарушения произошли в течение двух-трех часов после начала операций — согласно графику; однако инженеры в нескольких местах столкнулись с неожиданными проблемами. Песок из проломов в заграждении превратился в грязь, глубина которой на некоторых участках составляла один метр. Для решения этой проблемы инженерам пришлось установить полы из дерева, рельсов, камня, мешков с песком, стальных пластин или металлических сеток для проезда тяжелых транспортных средств. В частности, 3-я армия испытывала трудности на своем участке. Там глина оказалась устойчивой к высокому давлению воды, поэтому инженеры столкнулись с задержками в их прорыве. Инженеры Второй армии завершили возведение мостов и переправ за девять часов, тогда как Третьей армии потребовалось более шестнадцати часов. [11]
Израильская оборона
Из 441 израильского солдата, находившегося в 16 фортах на линии Бар-Лев в начале войны, 126 были убиты и 161 взят в плен. Только Будапешт, расположенный к северу от линии возле средиземноморского города Порт-Саид, устоял на протяжении всей войны, в то время как все остальные были захвачены.
Критика
В своей книге «Война Судного дня: эпическая встреча, изменившая Ближний Восток » историк Авраам Рабинович утверждает, что линия Бар-Лев была ошибкой: она была слишком слабо укомплектована, чтобы быть эффективной оборонительной линией, и слишком сильно укомплектована, чтобы быть одноразовой растяжкой. Более того, можно утверждать, что концепция линии противоречила сильным сторонам израильской боевой тактики, которая по своей сути опиралась на гибкие мобильные силы, быстро перемещающиеся по полю боя, а не на использование сильной опоры на стационарную оборону.
См. также
- Линия Мажино — цепь французских укреплений, которую немцы обошли во время Второй мировой войны.
- Закрытие Суэцкого канала (1967–1975) , этап арабо-израильского конфликта.
Ссылки
- ^ Чемберлин, ПТ (2015). Глобальное наступление: Соединенные Штаты, Организация освобождения Палестины и создание порядка после холодной войны . Оксфордские исследования по международной истории. Издательство Оксфордского университета. п. 219. ИСБН 978-0-19-021782-2 . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Перри, GE (2004). История Египта . Гринвудские истории современных народов. АВС-КЛИО. п. 108. ИСБН 978-0-313-05842-4 . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Эдвин С. Кокран, майор армии США. «РЕШЕНИЕ ЕГИПЕТСКОГО ШТАБА: ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПЛАНИРОВАНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОЙ ВОЙНЫ 1973 ГОДА». Архивировано 29 апреля 2017 г. в Wayback Machine , ВОЕННО-МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ Ньюпорт, Род-Айленд , 13 февраля 1998 г. Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Доктор Джордж В. Гаврич, Арабо-израильская война 1973 года: Альбатрос решающей победы. Архивировано 7 мая 2011 г. в Wayback Machine , стр. 16–18.
- ^ Jump up to: а б с д и Саймон Данстан, Война Судного дня: Арабо-израильская война 1973 года, стр. 8, 9–11.
- ^ Ури Дэн, Ариэль Шарон: Интимный портрет . Издательство Мишеля Лафона, 2006. Страница 50.
- ^ Ариэль Шарон, Воин . Саймон и Шустер, 1989. Страница 236.
- ^ «Познакомьтесь с офицером, который сделал возможным пересечение линии Бар-Лев - Egypt Today» . Египет сегодня . 6 октября 2017 г. Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Умер египетский офицер, который думал прорвать израильскую линию Бар-Лев» . АП Новости . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Инженер Баки Заки Юсеф » . Coptichistory.org . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Генерал Саад эль-Шазли , «Пересечение Суэца - Октябрьская война» (1973). Центр исследований и публикаций третьего мира. Лондон, 1980. Особенно страницы 149–170. Подробный отчет о переправе.
Библиография
- Война Судного дня: эпическая встреча, изменившая Ближний Восток , Авраам Рабинович . ISBN 0-8052-4176-0
- Арабо-израильская война 1973 года: альбатрос решающей победы доктора Джорджа Гаврича. Документы Ливенворта, US ISSN 0195-3451