Реал II
Реал II | |
---|---|
![]() Себель II в 1918 году | |
Рожденный | 1892 |
Умер | 2 октября 1939 г. | ( 1939-10-02 )
Заголовок | Король Баквены |
Срок | 1918–1931 |
Предшественник | Сиквелы II |
Преемник | Кгари Сечеле II |
Дети | Моруакгомо Сечеле |
Отец | Сиквелы II |
Келебанце Себеле II (1892 – 2 октября 1939) был кгоси из племени Квена в протекторате Бечуаналенд (современная Ботсвана). Он стал преемником своего отца, Сечеле II , в 1918 году. Себеле быстро вступил в конфликт с другими членами своей семьи и с британской колониальной администрацией, которая сочла его отказывающимся от сотрудничества и нестабильным.
Себеле был сослан колониальной администрацией в 1931 году по инициативе нового постоянного комиссара Чарльза Рея . Администрация обвинила Себеле в коррупции и притеснении своего народа. Устранение Себеле вызвало гнев среди баквена, которые продолжали признавать его законным кгоси . Ему наследовал его младший брат Кгари Сечеле II , которого выбрал Рей, несмотря на то, что он не был следующим в линии преемственности. Сын Себеле Моруакгомо Сечеле стал претендентом , что спровоцировало кризис престолонаследия в 1962 году.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Келебанце Себеле родился в 1892 году у Сечеле II , короля племени Квена . [ 1 ] Он был младшим братом Пади и старшим братом Тумаголе , Кгари , Кгваньякгваньянга и Нила . [ 2 ] Себеле учился в Образовательном институте Тайгера Клуфа в течение одного года. Он переехал в Витватерсранд в 1912 году, где работал горным клерком до 1916 года. В следующем году он записался в Южноафриканский трудовой корпус и воевал во Франции во время Первой мировой войны . [ 1 ] Тлхалефанг — его старшая жена. [ 3 ]
Король Баквены
[ редактировать ]Себеле стал королем Баквены 12 февраля. [ 4 ] В то время как британская колониальная администрация столкнулась с несколькими дикгоси , которых они сочли недостаточными, Себеле оказался их самой большой проблемой. [ 5 ] Постоянный комиссар Великобритании выразил тревогу по поводу преемственности Себеле, назвав его верховным комиссаром нестабильным и алкоголиком и попросив отложить его официальное утверждение на посту кгоси . Подтверждение было отложено на неопределенный срок и так и не состоялось к моменту окончания его полномочий. [ 6 ] Себеле был первым королем Баквена, умевшим читать по-английски. [ 7 ]
Став кгоси , Себеле унаследовал оппозицию, преследовавшую его отца. Дяди Себеле, Кебохула и Моитееласило , отделились от племени и остались в Боракалало , когда Сечеле перенес столицу племени в соседний Нцвенг . [ 8 ] Себеле заработал среди своих оппонентов репутацию безответственного человека, как кгоси , а также считался чрезмерно резким, за что получил прозвище кгома йа тлхаба ( перевод « дикий бык »). [ 9 ] Он сопротивлялся своим советникам и советникам, желая избежать любого делегирования или ограничения своих полномочий. [ 8 ]
Самым большим предметом раздора во время правления Себеле была религия. Лондонское миссионерское общество , имевшее влияние на многих глав Баквена, возражало против некоторых практик, разрешенных Баквена. Отец Себеле уже разрешил баквенам практиковать англиканство , бросив вызов монополии Лондонского миссионерского общества на христианство в Ботсване, и отменил правила племени, запрещающие многоженство , вызывание дождя и богвера . Себеле еще больше разозлил Лондонское миссионерское общество, разрешив обрезание. [ 10 ] Оппоненты Себеле раскритиковали его как реакционера и неотрадиционалиста . [ 11 ] У вождей также были личные причины противостоять Сечеле и Себеле, которые позволяли продвигать младших вождей племен и даже простолюдинов в качестве советников над старшими вождями. [ 12 ] Это само по себе было ответом на власть Лондонского миссионерского общества над старшими старейшинами. [ 13 ] В какой-то период в 1925 году Себеле временно отошел от своих обязанностей, и Кебохула исполнял обязанности кгоси . Колониальная администрация сочла Кебохулу более ответственным и готовым к сотрудничеству. [ 8 ] Спор между ними произошел в 1927 году, когда Себеле обвинил Кебохулу в колдовстве. Три дня обсуждения завершились решением изгнать Кебохулу из племени, однако колониальная администрация отменила это решение. Затем он принял прокламацию, запрещающую как попытки использования колдовства, так и обвинения в колдовстве. [ 14 ]
Вознесение Себеле ознаменовало начало сокращения торговли между баквена и народами пустыни Калахари , и колониальная администрация обвинила Себеле в уменьшении их влияния в регионе в последующие годы. [ 15 ] Связь была полностью потеряна с селом Цэценг . Он не был восстановлен до 1940 года, когда колониальная администрация заявила, что заново открыла деревню и вновь включила ее в состав. [ 16 ] [ 17 ] Себеле возмущался контролем Британской империи над этим племенем. [ 16 ] Он был одним из дикгоси, участвовавших в попытках ограничить британскую власть над протекторатом Бечуаналенда в 1927 году вместе с Чекеди Кхамой , и колониальная администрация опасалась, что они приобретают влияние на других дикгоси , Батоэна II и Молефи . [ 18 ]
Инфраструктура была основным направлением деятельности Себеле во время его правления. Он установил стандартизированные требования к строительству, организовал свалки , приказал использовать кладбища и курировал строительство дорог и британской больницы. Он был сторонником общественных мероприятий и иногда посещал мероприятия, чтобы петь и играть на фортепиано. [ 7 ] Себеле взял вторую жену, цветную женщину по имени Сьюзен Вульф. [ 19 ] на которой он женился в 1928 году. [ 20 ] Он взял третью невесту, Сенвело-а-Якобу, но они так и не поженились. [ 21 ] Колониальная администрация была недовольна его надзором за налогом на хижины , считая, что он делает недостаточно для обеспечения его уплаты. Администрация взяла на себя ответственность за его сбор в 1929 году. [ 16 ] Себеле также разозлил колониальную администрацию, когда он сопротивлялся ее попыткам освободить европейцев от племенного закона. [ 19 ]
Удаление
[ редактировать ]Колониальная администрация начала планировать удаление Себеле еще в 1921 году, но предпочла подождать, пока достаточное количество населения не поддержит такие действия. [ 6 ] поскольку он оставался популярным среди простолюдинов. [ 1 ] [ 16 ] Советники Себеле, многие из которых были его дядями и двоюродными братьями, подали на него жалобы в администрацию, но в то время они оставались в меньшинстве. [ 6 ] Подобные жалобы подавали неоднократно на протяжении 1920-х годов, но каждый раз выяснялось, что его популярность среди простолюдинов не позволяла его смещению. [ 16 ] [ 22 ] Чарльз Рей стал постоянным комиссаром в 1930 году и решил удалить Себеле. [ 1 ] [ 16 ] Рей жаловался, что Себеле коррумпирован, отказывается председательствовать в спорах или разрешать их на основе фаворитизма и взяточничества. Он описал Себеле как «пьяного развратного хулигана» и сказал, что ожидает, что ему «в ближайшее время придется свергнуть его». [ 16 ] Местный судья Говард Нил сообщил Рею, что коренные жители являются фаталистами и примут любые изменения в руководстве, навязанные администрацией. Позже это оказалось неверным. [ 23 ]
Рей получил от верховного комиссара разрешение свергнуть Себеле в октябре 1930 года, но в декабре того же года это решение было отменено государственным секретарем по делам доминиона . [ 18 ] Рей нашел предлог, чтобы удалить Себеле в марте 1931 года, когда он приказал племени начать традиционную церемонию посвящения богвера . [ 18 ] Этот обряд посвящения считался антихристианским, а его практика рассматривалась как прямой отказ от власти администрации. [ 18 ] [ 24 ] Описание событий, данное Реем, которое он преувеличил, чтобы предположить, что участие было принужденным, убедило министра по делам доминиона разрешить отстранение Себеле. [ 18 ] [ 7 ] Приказ об удалении Себеле был отдан 7 мая 1931 года. [ 18 ]
Администрация решила удалить Себеле из этого района, прежде чем свергнуть его, чтобы избежать риска восстания Баквена. [ 25 ] Себеле, Кебохула и Моитеэласило были вызваны в Мафекинг якобы для обсуждения региональной водной политики. Они прибыли 2 июня 1931 года, после чего Себеле сообщили, что он будет сослан в Ганзи , а Кебохула и Моитееласило будут работать во временном совете. [ 18 ] Себеле не предстал перед судом, и он жаловался, что ему не была предоставлена надлежащая правовая процедура, на которую он имел право в соответствии с колониальным законодательством. [ 12 ] [ 25 ] Официальными причинами его отстранения были «растрата налога на хижину в размере 200 фунтов стерлингов; его угнетение и плохое управление Баквеной; коррупция в делах кготла; соблазнение дочери капрала Мозеса; нападение на его главную жену Тлалефанг; и пренебрежение своими обязанностями». ". [ 25 ] Себеле уехал в изгнание 10 июня. [ 12 ] Сообщается, что перед отъездом он отправил своему народу сообщение с надписью « Retlasetswe », означающее, что племя подверглось нападению или вторжению. Позже это стало обычным рефреном в требованиях его возвращения. [ 26 ] Рей надеялся, что удаление послужит примером Себеле и прекратит сопротивление со стороны других дикгоси . [ 18 ] По сути, это усилило их сопротивление. [ 27 ]
Баквена были возмущены смещением Себеле. Кебохула, Мойитееласило и их полицейский эскорт были забросаны камнями по возвращении в Нтсвенг. Рей организовал 10 июня собрание двух тысяч баквенов в Молепололе , на котором был назначен преемник Себеле. Никому здесь не разрешалось произносить имя Себеле. [ 21 ] Рей решил пропустить линию преемственности и назначил исполняющим обязанности кгоси младшего брата Себеле Кгари . [ 28 ] [ 18 ] Сообщается, что люди встали или подняли руки после назначения Кгари, что, по мнению Рей, было признаком их поддержки. Встреча была прервана лишь однажды человеком, который заслужил аплодисменты толпы, потребовав возвращения Себеле. [ 21 ]
Изгнание и преемственность
[ редактировать ]Я хочу сообщить тебе, что я уже ушёл, хоть мне это и не нравится. Мне просто нужно было следовать приказам Белого человека. Но я также хочу, чтобы вы знали, что это касается не только меня, но и всех вас, всех вождей Северного и Южного протектората и Союза. Помощь! Помощь! Помощь! Наша земля и нация уходят.
Племена Бечуаналенда и Южной Африки выразили поддержку Себеле, потребовав его возвращения и сбора законных средств. Сообщается, что Себеле связался с несколькими дикгоси , чтобы попросить их о помощи. [ 26 ] Официальная позиция колониальной администрации заключалась в том, что она не была инициатором смещения Себеле и что ее единственное участие заключалось в содействии поддержке внутреннего восстания. [ 12 ] [ 29 ] Колониальная администрация была осторожна при описании событий и не использовала слово «свергнутый», вместо этого заявив, что Себеле «освобожден от своих функций». [ 25 ] [ 30 ] Историк Джефф Рамзи описал правление Себеле и последующее изгнание как момент, когда влияние Баквена начало снижаться. [ 12 ] [ 16 ]
Себеле все еще считался законным вождем Баквена, пока он находился в изгнании. [ 29 ] [ 21 ] и многие продолжали требовать его возвращения. [ 12 ] [ 16 ] Поскольку сопротивление продолжалось, Рей организовал церемонию коронации Кгари как официального кгоси 1 сентября 1931 года, надеясь узаконить свое правление. Преемственность осложнялась тем, что Себеле никогда официально не отстранялся от должности, а только был сослан. [ 26 ] Сторонники Себеле, БоСебеле, 6 марта 1933 года подали колониальной администрации «Великую петицию», требуя вернуть Себеле и признать его право на надлежащую правовую процедуру. Петицию подписали около 1400 человек, в отличие от предыдущих петиций, поданных против его правления, которые никогда не собирали более 25 подписей. Батоэну II и Чекеди также удалось добиться того, чтобы этот вопрос был вынесен на рассмотрение Палаты общин Соединенного Королевства . Со временем БоСебеле начали грозить штрафы, безработица и аресты. [ 19 ]
Себеле был настолько популярен среди жителей Ганзи, что белые жители боялись его влияния. Он считал, что его на самом деле не изгнали, потому что он все еще находился в стране, а британцы - нет. [ 31 ] В 1934 году от его жены Сьюзен у Себеле родился первый сын Моруакгомо Сечеле . [ 32 ] Позже у него родился второй сын Мокгалагади , также от Сьюзен. Кгари в частном порядке признал, что Себеле был законным вождем, и сопротивлялся попыткам добиться его возвращения, отклонив предложение Себеле официально отречься от престола в обмен на прекращение его изгнания в 1938 году. [ 31 ]
Себеле умер 2 октября 1939 года, и его тело было возвращено в Молепололе. [ 31 ] Отстранение Себеле породило сомнения относительно линии преемственности Баквены, которая продолжалась в течение нескольких поколений после его смерти. [ 12 ] [ 13 ] Его смерть добавила легитимности правлению Кгари, но Моруакгомо стал претендентом , получившим поддержку многих, кто все еще отвергал Кгари. [ 33 ] Сторонники Боневаманга Пади Сечеле , еще одного претендента, настаивали на том, что Сьюзен никогда официально не выходила замуж за Себеле, что сделало бы Моруакгомо незаконнорожденным. [ 3 ] [ 34 ] Моруакгомо и Боневаманг были предметом спора о престолонаследии после смерти Кгари в 1962 году, в результате чего брат Себеле Нил был выбран кгоси . [ 34 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мортон и Рамзи 2018 , Себеле II, Келебанце Сечеле (1983–1939).
- ^ Мбуя 1999 , стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б Бабушка 1999 , с. 72.
- ^ Мортон и Рамзи 2018 , Хронология.
- ^ Гулбрандсен 2012 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с Бабушка 1999 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Гулбрандсен 2012 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Бабушка 1999 , с. 65.
- ^ Бабушка 1999 , с. 63.
- ^ Гулбрандсен 2012 , с. 78.
- ^ Гулбрандсен 2012 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рамзи 1996 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Гулбрандсен 2012 , с. 80.
- ^ Шапер 1952 , с. 42.
- ^ Макгала 2008 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макгала 2008 , с. 65.
- ^ Макгала 2008 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рамзи 1996 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Рамзи 1996 , с. 74.
- ^ Мортон и Рамзи 2018 , Моруакгомо Сечеле (1932–1979).
- ^ Jump up to: а б с д Рамзи 1996 , с. 70.
- ^ Рамзи 1996 , стр. 65–66.
- ^ Рамзи 1996 , стр. 69–70.
- ^ Мбуя 1999 , стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б с д Бабушка 1999 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Рамзи 1996 , с. 73.
- ^ Рамзи 1996 , с. 76.
- ^ Бабушка 1999 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Бабушка 1999 , с. 68.
- ^ Рамзи 1996 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Рамзи 1996 , с. 77.
- ^ Мбуя 1999 , стр. 66, 71.
- ^ Бабушка 1999 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Рамзи 1996 , с. 78.
Ссылки
[ редактировать ]- Гульбрандсен, Орнульф (2012). Государство и социальное: формирование государства в Ботсване и ее доколониальная и колониальная генеалогия . Книги Бергана. ISBN 978-0-85745-298-6 .
- Макгала, Кристиан Джон (2008). «Противодействие Бакгалагади подчинению и эксплуатации в Цецэне, ок. 1918–1953» . Примечания и записи Ботсваны . 40 : 60–73. ISSN 0525-5090 . JSTOR 41236033 .
- Мбуя, Титус (1999). «Легитимность и преемственность в штатах Тсвана: дело БаКвены, 1930–1963». Пула: Ботсванский журнал африканских исследований . 13 (1): 61–76.
- Мортон, Барри; Рамзи, Джефф (2018). Исторический словарь Ботсваны (5-е изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-1133-8 .
- Рамзи, Джефф (1996). «Падение и упадок монархии Баквена» . Примечания и записи Ботсваны . 28 : 65–86.
- Шапера, Исаак (1952). «Колдовство и колдовство в Бечуаналенде » африканские дела 51 (202): 41–52. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a094038 . ISSN 1468-2621 .