Саймон Сэлмон
Симон (Шимон) Лакс (1 ноября 1901 — 11 декабря 1983) — польский еврейский композитор и скрипач, возглавивший оркестр заключенных в Биркенау- Освенциме .
Биография [ править ]
Симон Лакс родился 1 ноября 1901 года в Варшаве . Он был гражданином России. Он изучал математику в Вильнюсе и Варшаве. В 1921 году он поступил в консерваторию Варшавы, столицы новой независимой Польши . Он стал гражданином Польши. В 1924 году Варшавская филармония впервые исполнила одно из его произведений публично. Это была симфоническая поэма «Фарис» (ныне утерянная). Лакс уехал из Польши в Вену в 1926 году. Он работал аккомпанементом на фортепиано для немых фильмов.
Затем он вернулся в Париж, где продолжал свое музыкальное обучение до 1929 года в Национальной консерватории. В то время он говорил на польском, русском, французском, немецком и английском языках. Он стал одним из членов-основателей Ассоциации молодых польских музыкантов в Париже, основанной в конце 1926 года с его помощью. Многие произведения Лакса были написаны для парижских концертов в это время: его квинтет для духовых инструментов (утерян), второй струнный квартет (утерян) и соната для виолончели и фортепиано. В Париже Симон Лакс познакомился с Тадеушем Маковским . В 1930-е годы у него сложилось плодотворное творческое сотрудничество с певицей Толой Корян. Он писал для нее песни на польском и французском языках, а также многие песни, которые она написала сама. Саймон Лакс сочинял неоклассическую музыку.
В 1941 году еврей Симон Лакс был арестован немецкими властями и интернирован в лагерь Питивье , недалеко от Орлеана. Его депортировали в Освенцим в июле 1942 года. Как с музыкантом, с ним обращались лучше, чем с большинством депортированных, и он прожил более двух лет, будучи руководителем оркестра в концентрационном лагере . [1] После войны он рассказал о своем опыте в книге «Мелодии Освенцима» . Он также размышлял о роли музыки в истреблении. Приехав в лагерь, он отметил: « …пюпитр, пюпитр! (…) Где пюпитры, там должны быть и музыканты. Одного без другого не бывает. Кто здесь музицирует? Палач, или его жертвы? Какую музыку они играют? Похоронные песни? [2] "
Он рассказал, что в Освенциме оркестр играл дважды в день: в начале и в конце. Они сопровождали коммандос, когда они входили и выходили из ворот лагеря. Он заявил, что музыка не только средство сопротивления, но и дополнительный инструмент пыток, инструмент тотального господства. Музыка раздражала задержанных как физически, так и морально. Оно побуждало задержанных работать, не задумываясь. [3]
28 октября 1944 года его перевели в концлагерь Дахау . 29 апреля 1945 года лагерь был освобожден американской армией. 18 мая он был возвращен в Париж и стал гражданином Франции. [4]
Саймон Лакс работал в жанрах барокко и классики, сочетая традиционные принципы и формальную конструкцию инструментов для тональной гармонии. Он обладал чувством пропорций, владением полифонической техникой, ритмической чистотой, простым и чистым стилем. Многие песни Симона Лакса охватывают множество влияний: вокально-лирическую романтическую традицию польских песен и французский стиль межвоенного периода.
С 1972 года Саймон Лакс посвятил свои произведения переводу. У него была страсть к языковым проблемам, а также к социальным и политическим проблемам. Он является автором ряда книг. Он умер в возрасте 82 лет в Париже .
Работает [ править ]
Литературные произведения [ править ]
- 1948 : Musiques d'un autre monde с Рене Куди. Меркюр де Франс, 1948 год; переиздан под названием «Мелодии Освенцима» , «Ле Серф», 1991. Пьер Видаль Наке, автор нового предисловия, писал: «Этот текст, впервые опубликованный в 1948 году под названием «Мелодии Освенцима», отредактированный в 1978 году, является более декантированным и очищенным. ." Переведено на английский язык Честером А. Кисиэлем как «Музыка другого мира» и опубликовано издательством Northwestern University Press в 1989 году. ISBN 0-8101-0841-0
- 1976 : Эпизоды, эпиграммы, послания.
- 1977 : Полонизмы, полемика, политика
- 1978 : Слово и контрслово
- 1979 : Игры в Освенциме
- 1980 : Осквернение святости
- 1981 : Журнал белых дней.
- 1982 : Сниженная ставка обходится дороже
- 1983 : Моя война за мир
- 1984 : Культура в кавычках и без них
Музыкальные произведения [ править ]
- 1924 :
- Симфония
- Фарис - симфоническая поэма
- 1925 : Скерцо
- 1928 :
- Симфонический блюз
- Сонатина
- Струнный квартет нет. 1
- 1929 :
- Концертная соната для скрипки и фортепиано
- Духовой квинтет
- Маленькая сюита для струнного квартета
- 1932 :
- Струнный квартет нет. 2
- Соната для виолончели и фортепиано
- 1933 :
- Три концерта для виолончели и фортепиано
- Сабра (партитура к фильму)
- 1934 : Пробуждение (партитура к фильму)
- 1935 : Польская сюита для скрипки и фортепиано
- 1936 : Симфониетта для струнного оркестра.
- 1938 : Три стихотворения Дж. Тувима
- 1946 : Струнный квартет нет. 3
- 1947 :
- Три Варшавских полонеза
- Соната Бреве для клавесина
- Восемь еврейских народных песен
- 1949 : Баллада для фортепиано
- 1950 : Фортепианное трио
- 1954 : Поэма для скрипки с оркестром.
- 1950 : Три стихотворения В. М. Березовской.
- 1961 : Элегия еврейским деревням.
- 1962 : Струнный квартет нет. 4
- 1963 : Concerto da Camera для фортепиано, 9 духовых инструментов и ударных
- 1964 :
- Симфония для струнного оркестра
- Струнный квартет нет. 5
- Диалог для двух виолончелей
- «Портрет несуществующей птицы» для голоса и фортепиано.
- 1965 :
- Концертино для Рид-трио
- Неожиданная ласточка – опера-буффа
- 1966 : Дивертисмент для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано
- 1967 : Фортепианный квинтет на польские народные темы.
- 1968 : Пять стихотворений Дж. Тувима
- 1969 : Концертная сюита для тромбона и фортепиано
- 1973 :
- Хорал для 3-х тромбонов
- Сюита в старинном стиле для фортепиано или клавесина
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Браун, Келли Д. (2020). Звук надежды: Музыка как утешение, сопротивление и спасение во время Холокоста и Второй мировой войны . МакФарланд. п. 43. ИСБН 978-1-4766-7056-0 .
- ^ Саймон Лакс, Музыка из другого мира , с. 25, Меркюр де Франс, 1948 год.
- ^ Франсуа Коаду. «Дегенеративная музыка: эстетическая категория?» . сайт musicologie.org . Проверено 1 июля 2008 г.
- ^ «Шимон Лакс – Художник» . культура.пл.
Внутренние ссылки [ править ]
Внешние ссылки [ править ]
- Сайт Саймона Лакса у его музыкального редактора Boosey & Hawkes
- Музыка концентрационных лагерей
- Подробная биография