Мадлен Лейнингер
Мадлен Лейнингер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Мадлен М. Лейнингер 13 июля 1925 г. |
Умер | 10 августа 2012 г. Омаха, Небраска США | (87 лет)
Национальность | Американский |
Род занятий | Медсестра , бывший генеральный директор Американской ассоциации медсестер. |
Мадлен Лейнингер (13 июля 1925 — 10 августа 2012) — теоретик сестринского дела , профессор сестринского дела и разработчик концепции транскультурного сестринского дела . Впервые опубликовано в 1961 году. [ 1 ] ее вклад в теорию сестринского дела включает обсуждение того, что значит заботиться.
Биография
[ редактировать ]Лейнингер родилась 13 июля 1925 года. Она получила диплом медсестры в Школе медсестер при больнице Св. Антония, а затем получила степень бакалавра в Бенедиктинском колледже и Университете Крейтона . Она получила степень магистра наук в области сестринского дела в Католическом университете Америки . Позже она изучала культурную и социальную антропологию в Вашингтонском университете , получив докторскую степень в 1966 году. [ 2 ] Лейнингер имел как минимум три почетные докторские степени . [ 2 ]
Доктор Лейнингер занимал преподавательские должности в Университете Цинциннати и Университете Колорадо . [ 2 ] школы медсестер за которым последовала работа деканом в Университете Вашингтона и Университете Юты . Она была почетным профессором сестринского дела в Государственном университете Уэйна и адъюнкт-преподавателем в Медицинском центре Университета Небраски в Омахе. [ 2 ] Лейнингер умерла в своем доме в Омахе, штат Небраска , 10 августа 2012 года. [ 3 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- 1998: Живая легенда, Американская академия медсестер. [ 4 ]
- 1998: Почетный член Королевского колледжа медсестер (Австралия).
Теория культурной заботы
[ редактировать ]Теория культурной помощи направлена на обеспечение культурно-конгруэнтного сестринского ухода посредством «когнитивно обоснованных вспомогательных, поддерживающих, содействующих или способствующих действий или решений, которые в основном адаптированы к культурным ценностям, убеждениям и образу жизни человека, группы или учреждения» ( Лейнингер, М.М. (1995). Транскультурный уход: концепции, теории, исследования и практика. Нью-Йорк: McGraw Hill, Inc.5, стр. 75). Этот уход предназначен для того, чтобы соответствовать или иметь полезное значение и результаты для здоровья людей разного происхождения. или аналогичные культурные корни.
Компоненты культурологической оценки
[ редактировать ]- общение и язык
- гендерные соображения
- сексуальная ориентация
- способность/инвалидность
- занятие
- возраст
- социально-экономический статус
- межличностные отношения
- появление
- одеваться
- использование пространства
- продукты
- приготовление еды и связанные с этим образы жизни
Лейнингер предполагает, что существует три способа принятия решений, решений или действий в области сестринского ухода для обеспечения соответствующего, полезного и значимого ухода:
(а) сохранение и/или обслуживание
(б) согласование и/или переговоры
(c) изменение структуры и/или реструктуризация
«Эти методы существенно повлияли на способность медсестер оказывать сестринскую помощь, соответствующую культуре, и способствовали развитию медсестер, компетентных в культурном отношении». [ 5 ]
Теоретические предположения и ориентационные определения
[ редактировать ]1. Уход – это суть сестринского ухода и особый, доминирующий и объединяющий фокус.
2. Уход (забота) необходим для благополучия, здоровья, исцеления, выживания в процессе роста, а также для преодоления инвалидности или смерти.
3. Культура ухода – это широчайший целостный способ узнать, объяснить, интерпретировать и предсказать явления сестринского ухода, чтобы направлять практику сестринского ухода.
4. Сестринское дело – это транскультурная, гуманистическая и научная дисциплина и профессия, основной целью которой является служение людям во всем мире.
5. Забота (забота) необходима для лечения и исцеления, ибо без заботы не может быть лечения.
6. Концепции, значения, выражения, модели, процессы и структурные формы ухода в культуре различны (разнообразие) и сходны (в отношении общности или универсальности) во всех культурах мира.
7. В каждой человеческой культуре существуют мирские (общие, народные или коренные) знания и практики ухода, а также, как правило, некоторые профессиональные знания и практики ухода, которые различаются в зависимости от культуры.
8. Ценности, убеждения и практики культурной заботы находятся под влиянием мировоззрения, языка, религии (или духовности), родства (социального), политического (или юридического), образовательного, экономического, технологического, этноисторического и экологического и имеют тенденцию быть встроенными в него. контексте конкретной культуры.
9. Полезный, здоровый и приносящий удовлетворение сестринский уход, основанный на культурных традициях, способствует благополучию отдельных лиц, семей, групп и сообществ в их экологическом контексте.
10. Соответствующий культуре или полезный сестринский уход может иметь место только в том случае, если индивидуальные, групповые, общинные или культурные ценности, выражения или модели ухода известны и используются медсестрой совместно с людьми надлежащим и значимым образом.
11. Культурные различия и сходства между профессиональными лицами, осуществляющими уход, и клиентскими (обычными) лицами, осуществляющими уход, существуют в любой человеческой культуре во всем мире.
12. Клиенты, которые получают уход за больными, который не соответствует их убеждениям, ценностям и образу жизни, проявляют признаки культурных конфликтов, несоблюдения требований, стрессов и этических или моральных проблем.
13. Качественная парадигма обеспечивает новые способы познания и различные способы открытия эпистемических и онтологических аспектов заботы о людях в транскультурном плане. (Лейнингер, М.М. (1991). Теория разнообразия и универсальности культурного ухода. Нью-Йорк: Национальная лига медсестер., стр. 44–45.)
Лейнингер сосредоточил внимание на двух типах знаний, которые присутствовали в каждой культуре.
- Эмические знания были народными, светскими или родовыми знаниями, которые присутствовали в культуре.
- Этические знания представляли собой профессиональные или медицинские знания, присутствующие в культуре и с точки зрения стороннего наблюдателя.
Эти два типа знаний переплетались, чтобы определить, как культура будет рассматриваться в обществе коренных народов и как на нее отреагируют внешние поставщики. Для Лейнингера было крайне важно, чтобы медсестры понимали именно знания Emic, чтобы лучше понимать, что можно сделать, чтобы адаптировать сестринский уход к более культурно приемлемому. [ 6 ]
«Лейнингер определил сестринское дело как ученую научную и гуманистическую профессию и дисциплину, сосредоточенную на явлениях ухода за людьми. и деятельность по уходу, чтобы помочь, поддержать, облегчить или дать возможность отдельным лицам или группам сохранить или восстановить свое здоровье или благополучие в культурно значимыми и полезными способами или помочь людям столкнуться с физическими недостатками или смертью». )
Лейнингер наглядно дополняет свою теорию с помощью модели восхода солнца.
Транскультурный уход
[ редактировать ]Первоначально Лейнингер начала с создания теории культурной помощи, но позже она превратила эту теорию в специальность медсестры под названием «Транскультурная медсестра». [ 7 ] По словам Лейнингера, транскультурный уход – это:
«основная область изучения и практики, сосредоточенная на сравнительной культурной ценности ухода (заботы), верованиях и практиках отдельных лиц или групп сходных или разных культур. Цель транскультурного сестринского дела состоит в том, чтобы обеспечить специфичные для каждой культуры и универсальные методы сестринского ухода для здоровья и благополучия». быть людьми или помочь им справиться с неблагоприятными человеческими условиями, болезнями или смертью культурно значимыми способами». [ 8 ]
Объединив свой опыт медсестры с полученной ею докторской степенью по антропологии , Лейнингер хотела, чтобы медсестры смотрели на пациентов с культурной точки зрения, используя точку зрения коренных народов, исходя из собственной культуры пациента и того, как их будет воспринимать внешний мир. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В поисках помощи: Коллекция Мадлен М. Лейнингер» (PDF) . Библиотека Уолтера П. Ройтера .
- ^ Jump up to: а б с д «Архив сестринского дела Колледжа Кристины Э. Линн Атлантического университета Флориды» (PDF) . Nursing.fau.edu . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ↑ Дань уважения доктору Мадлен Лейнингер. Архивировано 10 сентября 2012 г. на Wayback Machine. Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «Живые легенды — Полный список» . Американская академия медсестер. Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ «Забота: некоторые размышления о влиянии теории культурного ухода Макфарланда и Эндрюса и разговор с Лейнингером - Памела Н. Кларк, Мэрилин Р. Макфарланд, Маргарет М. Эндрюс, Мадлен Лейнингер, 2009» . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Макфарланд, Мэрилин Р. (2015). Культурное разнообразие и универсальность . Берлингтон, Массачусетс: Jones & Bartlett Learning. стр. 7–9. ISBN 978-1284026627 .
- ^ Jump up to: а б Мерфи, Шэрон К. (апрель 2006 г.). «Картирование литературы по транскультурному сестринскому делу» . Журнал Ассоциации медицинских библиотек . 94 (2 дополнения): E143–E151. ISSN 1536-5050 . ПМЦ 1463039 . ПМИД 16710461 .
- ^ Лейнингер, Мадлен (2002). Транскультурный уход: концепции, теории, исследования и практика . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1925 рождений
- смертей в 2012 г.
- Люди из Саттона, Небраска
- Выпускники Католического университета Америки
- Выпускники Вашингтонского университета
- Факультет Университета Цинциннати
- Факультет медицинского кампуса Аншутца Университета Колорадо
- Факультет Университета Юты
- факультет Вашингтонского университета
- Преподаватели Государственного университета Уэйна
- Американские медсестры-администраторы
- Теоретики сестринского дела
- Деканы школы медсестер
- Исследователи сестринского дела
- Американские преподаватели медсестер
- Американские академические администраторы
- Женщины-академические администраторы
- Американские женщины 20-го века
- Американский народ 20-го века