Константин Внезапный
Константин Внезапный | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 23 июня 1928 г. | ( 69 лет
Национальность | латышский |
Известный | Архитектура |
Движение | Модерн |
Покровитель(и) | Янис Бауманис |
Константин Пекшенс (родился 3 марта 1859 года, Мазсалацкая волость , Российская империя — умер 23 июня 1928 года, Бад-Киссинген , Веймарская республика ) — один из самых выдающихся латвийских архитекторов всех времен. После Яниса Бауманиса он является воплощением второго поколения латвийских архитекторов. Многие латвийские города гордятся постройками Пекшенса, но только Рига может похвастаться более чем 250 многоэтажными кирпичными домами и большим количеством деревянных домов, построенных по его проектам.
Карьера
[ редактировать ]Пекшенс родился в имении Нуки недалеко от Мазсалацы, но в 1896 году его семья переехала в Ригу. В 1875 году Пекшенс начал обучение в Рижском политехническом институте — сначала на инженерном факультете, а с 1880 года — на архитектурном факультете. Он принимал активное участие в общественной жизни студентов, был одним из основателей латвийских студентов «Селония» братства , много занимался спортом. Окончил институт в 1885 году и некоторое время работал в строительной конторе Яниса Бауманиса , в 1886 году Пекшенс открыл собственную практику. В 1889 году он был среди тех, кто восстановил распавшееся ранее Рижское общество архитекторов. Пекшенс также входил в советы ряда кредитных учреждений и банков и выступал в качестве представителя Рижского латышского общества . С 1909 года он был членом Рижской городской думы , но после Первой мировой войны активно участвовал в ряде технических комиссий при Рижской городской исполнительной управе. Пекшенс также участвовал в издании нескольких латвийских газет. Его обширный профессиональный опыт позволил ему внести значительный вклад в дискуссию о том, как восстановить ущерб, нанесенный Первой мировой войной. Сантехническое предприятие Пекшена было хорошо известно как крупнейшее местное предприятие, занимавшееся монтажом систем центрального отопления в Риге до война. Эта компания просуществовала до 1940 года.
В начале 20 века Пекшенс также выступал в качестве члена жюри нескольких крупных конкурсов, а на некоторых других конкурсах его работы получили высшую оценку. Например, он выиграл конкурс на жилой дом для рабочих в 1907 году вместе с Эйженсом Лаубе , банком Рижского купеческого кредитного общества на улице Тербатас, 14 (1909), совместно с Артуром Мёдлингером , и доходным домом Озолиньша на Бривибасе, 88. Улица (1910) совместно с Эрнестом Поулом . Все те соратники Пекшенса, как и Александр Ванагс , Август Малвесс и другие, ставшие впоследствии самостоятельными известными в Риге, накопили свой профессиональный опыт, работая в строительно-техническом бюро мастера.
В 1928 году, пытаясь поправить серьезно ухудшающееся здоровье, Пекшенс отправился в Бад-Киссинген в Германии , но поездка оказалась безрезультатной. Печальная новость о его смерти достигла его родины в ночь на праздник Лиго . Похоронен мастер на Лесном кладбище в Риге.
Модерн
[ редактировать ]
В период расцвета модерна в начале 20 века Пекшенс спроектировал несколько зданий с поразительным обилием и разнообразием декоративных мотивов, характерных для этого нового стиля. Примерами могут служить дома по ул. Стрелниеку, 6, ул. Калькю, 13 и ул. Смилшу, 2, построенные в 1902 году. Особенность последних заключается в том, что каждое оконное оформление отличается, а под эркерами расположены гермы – опоры. как скульптурная верхняя часть тела. Одна из этих скульптур получила титул «Мисс Рига» из числа каменных женщин, выставленных на фасадах зданий Риги.
Наиболее характерной чертой творчества Пекшена является соответствующая сдержанность и глубокая логика архитектурных форм, вытекающая из художественного принципа модерна, а именно, красота здания не должна зависеть от внешнего применения, а вытекать из практичной и утилитарной планировки. . Большую часть зданий Пекшенса отличает четкое расположение объемов, соответствующее планировке внутренних помещений, тщательный выбор строительных материалов и декора, обусловленный основной архитектурной формой.

Такие рациональные свидетельства модерна присутствуют в домах по улице Бривибас, 46 (1907 г.) и улице Тербатас, 14 (1909 г.), жилых домах по улице Аусекля, 14 (1909 г.), улицах Авоту, 1 и 44 (оба 1904 г.), 66. , улица Авоту (1912 г.), улица Кришьяна Барона, 5 (1909 г.), улица Базницас, 45 (1909 г.), улица Бривибас, 148 и 172 (1912 и 1911 годы), улица Больничная, 5 (1904 год), улица Марияс, 6 (1904 год), улица Ноликтавас, 5 (1904 год), улица Рупниечяс, 3, 9 и 13 (1908 год). , 1910 и 1909), улица Сколас, 32 (1904), 31, ул. Слокас (1908 г.), 9/11, ул. Тербатас (1912 г.), 4 и 10, ул. Виландес (обе 1908 г.), 12 и 14, ул. Виландес (обе 1909 г.) и 16, ул. Виландес (1910 г.), - невозможно перечислить их все. Некоторые проекты Пекшенса содержат романтизированные реминисценции исторических мотивов, другие отличаются вертикальным композиционным расположением, которое стало особенно характерно для рижского модерна примерно в 1910 году. Тем не менее, все здания объединяют сильные формы, элегантность и общая сдержанность в убранстве. только крупным планом.
Национальный романтизм
[ редактировать ]Национальный романтический стиль играл особую роль в рижском стиле модерн, и Пекшенс был одним из зачинателей этого стилистического направления. Одним из первых национально-романтических зданий в Риге стал доходный дом на улице Лачплеша, 4 (1905 г.). За ним последовали жилые дома по ул. Кришьяня Барона, 40, ул. Бривибас, 192, ул. Саперу, 1а (1907 г.) и ул. Гертрудес, 46 (1908 г.), спроектированные в этой идиоме в интерпретации Пекшенса. Сегодня трудно сказать, какая часть архитектуры тех зданий была создана самим мастером, а какая — его молодыми соратниками. Достоверно известно, что шесть очень интересных зданий по адресу улица Таллинас, 23, улица Альберта, 12, улица Александра Чака, 26, бульвар Кронвалда, 10, а также улица Тербатас, 15/17 и улица Тербатас, 33/35. результат творческого сотрудничества с Эйженсом Лаубе. Хотя на строительных проектах стоит подпись Пекшенса, автором художественных идей здесь был Лаубе. В то же время фасад дома по улице Бривибас, 192 содержит черты экспрессии, характерные для зданий, спроектированных Августом Малвессом.
За пределами Риги
[ редактировать ]Наиболее выдающиеся дома, спроектированные Пекшенсом за пределами Риги, — это здания окружной думы в Адажи и Доле, церковь в Леясциемсе (1895 г.), его собственная дача в Дзинтари , временный концертный зал в Елгаве, построенный для IV Всеобщего праздника латышской песни (1895 г.). ), Никольская церковь Латвийского прихода в Елгаве (1904—09, снесена после Второй мировой войны).
-
Дом на улице Альберта, Рига. Построен в 1903 году. В этом доме Пекшенс прожил последние годы своей жизни.
-
Дом на улице Смилшу, Рига. Построен в 1902 году.
-
Дом на улице Базницас 4а, (1901 г.) Рига
-
Дом на улице Слокас 31 (1908 г.) Рига.'
-
Дом на улице Сколас 32, (1904 г.) Рига.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хилл, Гунтис. Новое искусство. Рига; Иллюстрированное руководство . Рига: Звезда ABC. п. 6. ISBN 978-9984-40-490-5 .
Источники
[ редактировать ]- Крастиньш, Янис (2002). Мастера архитектуры Риги 1850-1940 : Мастера архитектуры Риги 1850-1940 (на латышском и английском языках). Рига: Жумава. ISBN 9984-05-450-0 . OCLC 52258305 .