Орион-128
Советский компьютер Орион-128. | |
Дата выпуска | 1990 год |
---|---|
Процессор | КР580ВМ80А ( клон Intel 8080 A) @ 2,5 МГц |
Память | 128 КиБ в исходной версии, с возможностью расширения до 256 КиБ |
Съемное хранилище | Кассетная лента |
Графика | 384 × 256 пикселей |
Вход | Клавиатура : 67 клавиш |
Орион -128 ( русский : Орион-128 ) — самодельный компьютер, разработанный в Советском Союзе . Оно было опубликовано в журнале «Радио» в 1990 году. [1] [2] [3] [4] остальные материалы по компьютеру публиковались до 1996 года. Это был последний самодельный компьютер на базе Intel 8080 в России.
Обзор
[ редактировать ]«Орион-128» использовал те же концепции, что и «Специалист» , и имел аналогичные характеристики, со своими преимуществами и недостатками. Он приобрел большую популярность, потому что его поддерживал более популярный журнал. В начале 1990-х годов компьютер производился промышленно на Ливенском опытном заводе средств машинной графики в Орловской области . [5] Большая часть программного обеспечения для «Ориона-128» была портирована любителями из «Специалиста» и ZX Spectrum .
Технические характеристики
[ редактировать ]- Процессор : KR580VM80A ( клон Intel 8080 A) с тактовой частотой 2,5 МГц.
- Оперативная память : 128 КиБ в исходной версии, с возможностью расширения до 256 КиБ. переключения банков . Использовалась схема [1] [2]
- ПЗУ : 2 КиБ содержит монитора . прошивку
- Видео: три графических режима с одинаковым разрешением изображения 384×256 пикселей . Текст может отображаться с использованием 64 столбцов × 25 строк символов. изображения заглавных символов кириллицы и латиницы в кодировке КОИ-7 Н2 В ПЗУ Монитора встроены . Список графических режимов включает в себя:
- монохромный режим (доступны две цветовые палитры: черный и зеленый, желтый и синий)
- 4 цветовых режима (каждый пиксель имеет свой цвет, доступны две палитры)
- 16 цветовых режимов (каждая группа из 8 горизонтальных пикселей может использовать один из 16 цветов переднего плана и один из 16 цветов фона)
- Носитель информации: кассета, ПЗУ (специальная плата, содержащая набор микросхем ПЗУ). В последующие годы были разработаны контроллер гибких дисков и ATA. контроллер жесткого диска
- Клавиатура: 67 клавиш. Матрица клавиатуры подключается через микросхему программируемого периферийного интерфейса КР580ВВ55 ( клон Intel 8255 ) и сканируется процессором.
Особенности
[ редактировать ]«Орион» частично совместим с «Радио-86РК» по клавиатуре, стандартным подпрограммам ПЗУ и формату хранения данных на кассете, а также с другой радиолюбительской ЭВМ «Специалист» по формату графического экрана. Судя по всему, он также использовал идею электронного диска из оперативной памяти другого отечественного компьютера с оперативной памятью 128 Кб — «Океан-240». Разработчики «Ориона», говорят, поставили перед собой задачу создать недорогой, простой и доступный потребительский ПК с хорошими графическими возможностями, и им это удалось. В минимальной конфигурации (без цвета, с ОЗУ 64 Кб) ОРИОН содержит всего 42 микросхемы, в стандартной конфигурации (128 Кб) их всего 59, при этом не используются дорогие или дефицитные компоненты, можно использовать микросхемы устаревших серий. По тем же причинам в качестве ЦП был использован КР580ВМ80А, как самый дешевый и доступный. Причем схемотехника Ориона такова, что процессор работает на максимальной частоте 2,5 МГц без каких-либо задержек. Реализована та же идея прозрачного доступа к оперативной памяти, которая ранее применялась в «Специалисте» и его клонах. Другие отечественные машины использовали циклы WAIT для синхронизации процессора с видеочастью, что снижало производительность на 25%. Это сделало Orion, наряду с Corvette, самым быстрым домашним домашним компьютером на этом процессоре. Например, Вектор-06Ц, имеющий гораздо большую тактовую частоту — 3 МГц, уступает «Ориону» по скорости из-за замедления работы процессора видеоконтроллером. [6]
«Орион» обладает высокими для этого класса машин графическими возможностями – разрешение 384x256 позволяет получить хорошую графику в играх, хотя для обработки текста разрешения все же недостаточно; предусмотрен полноценный цветовой режим со своим цветом для каждого пикселя (аналог CGA , только с другой организацией), 4 цвета выбираются из двух палитр и визуально количество цветов можно увеличить за счет мозаики цветных точек, как это делается в CGA-играх. Этот режим типичен для многих западных компьютеров такого уровня (увы, этот режим практически не использовался программами, поскольку для текста он не был нужен, а для создания игр не было графического редактора); а для игр и текста есть удобный 16-цветный режим (в пределах байта экрана возможно только 2 цвета).
Организация экрана Ориона линейна и очень удобна для программиста – младший байт адреса задает вертикальное положение байта экрана, а старший байт указывает его горизонтальное положение. Это упростило и ускорило отображение графики на экране (аналогичная организация экрана есть и в «Специалисте», «Векторе» и «Океане»). Цветной экран в 16-цветном режиме состоит из двух плоскостей — графической и цветовой. Для текста в одноцветном окне это ускоряет вывод и смещение, так как перед выводом окно сначала закрашивается, что вдвое уменьшает количество выдаваемых байт на символ (относительно CGA), а при наличии видео в окне цвет просто не нужно менять. Также во всех видеорежимах Орион позволяет использовать до 4-х программно переключаемых экранных буферов. Это позволяет выполнить вывод на невидимый в данный момент экран и затем моментально его включить, что исключает проблемы с мерцанием спрайтов в динамичных играх и необходимость бороться с этим из-за перебоев, как в ZX-Spectrum. На «Орионе» даже большие спрайты можно перемещать по экрану, не мерцая. [6]
Для «Ориона-128» его разработчики изначально создали авторскую операционную систему ОРДОС, предназначенную для работы не с дисководом, а с ПЗУ-диском (внешнее ПЗУ, читаемое через PPA), RAM-дисками (вторая и последующие 60-килобайтные страницы ОЗУ). ) и магнитофон. ОРДОС позволял комфортно работать с компьютером, не имея в то время отсутствующих дисковых накопителей (Океан-240, мелкосерийное производство Океана-240, также имел аналогичное встроенное ПЗУ ОС КП/М под управлением на электронном диске из оперативной памяти). Из серийных домашних компьютеров нечто подобное было у Junior FV-6506, также использовавшего CP/M. [6]
В качестве относительных недостатков «Ориона» можно отметить лишь неоптимальное разрешение экрана 384*256 при частоте видеосигнала 10 МГц. Это приводит к необходимости использования некрасивого, а главное, небайтового шрифта 6*10, который (из-за необходимости маскировки) отображается в 2,5 раза медленнее, чем шрифт 8*10 байт. А вот в Корвете, Океане и Векторе используется экран 512*256, поэтому даже при меньшей скорости процессора и большем буфере экрана у них обработка текста происходит гораздо быстрее и красивее, а растр занимает весь экран (в то время как в " Орион» только часть экрана). В качестве недостатка иногда указывают на отсутствие аппаратного генератора звука (звук генерируется чисто программно, с большой нагрузкой на процессор). Это возможно, поскольку авторы понимали, что игровая ниша в стране уже занята клонами ZX-Spectrum. [6]
А вот отсутствие аппаратного смещения экрана, вопреки отзывам на некоторых сайтах, вовсе не является недостатком, поскольку благодаря вертикально-линейной организации экрана вертикальное смещение экрана стеком происходит достаточно быстро, а горизонтальное смена просто не нужна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сугоняко, В.; Сафронов, В.; Коненков, К. (1990). "Персональный радиолюбительский компьютер "Орион-128" " [Personal radio ham's computer "Orion-128"]. Радио (in Russian). No. 1. p. 37. ISSN 0033-765X .
- ^ Перейти обратно: а б Сугоняко, В.; Сафронов, В.; Коненков, К. (1990). "Программное обеспечение персонального радиолюбительского компьютера "Орион-128" " [Software for the personal radio ham's computer "Orion-128"]. Радио (in Russian). No. 2. p. 46. ISSN 0033-765X .
- ^ Сугоняко, В.; Сафронов, В.; Коненков, К. (1990). "ПРК "Орион-128". Топология печатной платы" [The personal radio ham's computer "Orion-128". A printed circuit board topology]. Радио (in Russian). No. 4. p. 44. ISSN 0033-765X .
- ^ Сугоняко, В.; Сафронов, В. (1990). "Наладка ПРК "Орион-128" " [Testing process of the personal radio ham's computer "Orion-128"]. Радио (in Russian). No. 5. p. 33. ISSN 0033-765X .
- ^ «Советский музей цифровой электроники – Орион-128» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Владимир Трушкин. "ПК второй половины 1980-х годов. Часть II." Виртуальный Компьютерный Музей . www.computer-museum.ru . Retrieved 2017-11-03 .