FuG 25a первый выпуск
Страна происхождения | Германия |
---|---|
Представлено | 1941 |
Тип | Идентификация «свой-чужой» (IFF) |
FuG 25a Erstling (нем. «Первенец» , «Дебют» , иногда FuGe ) — идентификации «свой-чужой» (IFF), транспондер установленный на самолетах Люфтваффе, начиная с 1941 года, чтобы позволить немецким радиолокационным станциям «Фрея» идентифицировать их как дружественные. Система также использовалась в качестве навигационного транспондера в составе системы ночного бомбометания EGON в 1943 и 1944 годах. Это была вторая использовавшаяся немецкая система IFF, пришедшая на смену FuG 25 Zwilling .
Основная концепция IFF была представлена в ноябре 1938 года, но первоначально над ней велось мало работы. В 1939 году радар Вюрцбурга был выбран для замены более раннего радара управления огнем от Лоренца . Это привело к появлению «Цвиллинга», который отреагировал на сигналы Вюрцбурга. Тем временем компания GEMA представила радар дальнего действия «Фрея» и более совершенную систему IFF для работы с ней. Эта установка «Эрстлинг» явно превосходила «Цвиллинг», но было произведено 10 000 единиц «Цвиллинга», и они не спешили отказываться от нее. Начиная с июля 1942 года, подразделения Вюрцбурга были оснащены отдельным блоком Куха , который транслировал импульсы на 2,5-метровом диапазоне Фрейи, что позволяло им работать с Эрстлингом.
Теоретически «Эрстлинг» был более безопасным, чем его аналог Allied IFF Mark III , поскольку он отвечал сигналом азбуки Морзе , который менялся изо дня в день. На практике сложность системы была настолько велика, что она часто не работала, и зенитные войска перестали ей доверять. К 1943 году использование IFF в Германии было очень запутанным из-за растущего числа радиолокационных установок, помех союзников и опасений среди пилотов, что союзники используют сигналы IFF для отслеживания своих самолетов. Попытки заменить Erstling предпринимались несколько раз, но хаотичный характер усилий по передаче сигналов в конце войны привел к тому, что любимый FuG 226 Neuling так и не достиг боевого статуса.
В конце концов Королевские ВВС действительно использовали сигналы Эрстлинга для отслеживания немецких самолетов. После того, как Junkers Ju 88 ночной истребитель приземлился в Шотландии в 1944 году, они смогли перепроектировать Erstling и внедрить систему Perfectos для его запуска. Сигналы накладывались на существующие радиолокационные дисплеи, что позволяло оператору Perfectos измерять как направление, так и дальность до самолета, оборудованного Erstling. Когда потери ночных истребителей внезапно возросли, немецким пилотам было приказано отключить свои подразделения «Эрстлинг», что привело к инцидентам с дружественным огнем .
Операция
[ редактировать ]Базовая система состояла из передатчика/приемника, «ключевого устройства» для обеспечения безопасного дневного кода, встроенного источника питания и панели управления. Источник питания питался от основной сети самолета напряжением 24 В постоянного тока, приводившей в действие двигатель постоянного тока и генератор переменного тока, которые выдавали выходное напряжение 18 В переменного тока, частота 134 Гц. Он использовался для питания электроники, а также двигателя, приводившего в движение ключевой блок. Нити нагревателя вакуумной трубки питались от напряжения 24 В постоянного тока.
Приёмник представлял собой восьмиламповый супергетеродин , широко чувствительный к диапазону 2,4 м. Двигатель со скоростью 3000 об/мин управлял настроечным конденсатором в диапазоне частот Freya от 123 до 128 МГц, перемещаясь вверх, а затем вниз по диапазону в течение 10 мс. «Фрея» обычно использовала частоту повторения импульсов (PRF) 500 Гц, поэтому в течение периода 10 мс радар передавал пять импульсов, и, учитывая, что он перемещался вверх и вниз, приемник мог быть настроен на правильную частоту в течение, возможно, два таких импульса. В результате получилась серия импульсов промежуточной частоты, включающаяся и выключающаяся примерно на 200 Гц.
Этот выход используется для модуляции передатчика. Это имеет два эффекта. Во-первых, передатчик Эрстлинга передает аналогичную последовательность импульсов на выбранной частоте от 150 до 160 МГц, обычно 156 МГц. Они принимаются отдельным приемником на радиолокационных станциях, которые при приеме выдают низкочастотный звуковой сигнал частотой 200 Гц. Выходной сигнал передачи также на короткое время снижает чувствительность приемника, поэтому другие импульсы не принимаются. Эта более поздняя система означает, что система будет выводить сигнал только для мощных источников, подавляя более слабые импульсы от более удаленных источников. Небольшая часть передаваемого сигнала откачивается по пути к антенне и используется для зажигания неоновой лампы на приборной панели самолета, указывая на то, что система отвечает на запрос, а не просто принимает его.
Между приемником и передатчиком находится ключевой блок. Он состоял из двух комплектов моторизованных кулачковых переключателей с десятью кулачками на каждом валу. Кулачки приводились в действие двумя длинными ключами, которые были вставлены в блок ключа и осуществляли выбор из набора из 1000 возможных шаблонов. Ключи вставлялись на землю и не могли быть заменены в полете, но переключатель на передней панели выбирал, какой из двух шаблонов использовать. Валы совершили революцию примерно за 1 + 1 ⁄ секунды , попеременно пропуская сигнал частотой 200 Гц к передатчику или блокируя его. Конечным результатом было воспроизведение 10-битного сигнала кода Морзе при запросе.
На площадке «Фрея» принятые сигналы отправлялись в отдельный блок, который фильтровал низкочастотные сигналы в наушники. Затем оператор радара мог прослушать код, удерживая кнопку допроса. Коды менялись каждый день, что обеспечивало значительную безопасность.
Единичный торт
[ редактировать ]FuG 25a был разработан для работы только с радаром «Фрея», в то время как другие устройства IFF разрабатывались для передачи сигнала подразделениям Вюрцбурга. В них использовалась другая система, в которой приемник был настроен на запуск передатчика, когда частота повторения запросчика менялась с обычных для Вюрцбурга 3750 Гц на 5000 Гц. Систему так и не удалось заставить работать правильно, и к 1942 году, когда темп действий ночных истребителей начал быстро возрастать, потребовалось целесообразное решение.
Это произошло в виде передатчика Q-Gerät или Kuh (по-немецки «корова») и приемника Gämse (по-немецки «замша»). Kuh представлял собой простую систему, которая передавала сигналы малой мощности, аналогичные сигналам Freya, при срабатывании переключателя IFF на Würzburg, к которому она была подключена, в то время как Gämse представлял собой столь же простой приемник, переключенный на частоту 156 МГц, а затем на тот же фильтр. в качестве приемника Freya. Таким образом, когда оператор нажимал кнопку допроса, он слышал тот же сигнал, что и на «Фрейе».
Контрмеры
[ редактировать ]Красная Королева
[ редактировать ]Британская разведка узнала о FuG 25 довольно рано и опубликовала отчет по этой теме в 1943 году. На тот момент было известно, что было построено только шесть единиц. Ренни Уайтхед , руководивший разработкой британского IFF Mark III , прочитал отчет и спросил, есть ли в наличии принципиальные схемы. Вместо этого ему вручили одну из единиц. Спустя некоторое время ему подарили второй аппарат. Выяснилось, что это подразделение прибыло с действующего немецкого самолета. В порыве бравады пилот решил похвастаться, совершив фигуры высшего пилотажа недалеко от английского побережья. Это закончилось тем, что он врезался в свой самолет в береговую линию, в результате чего FuG был катапультирован из самолета и приземлился в кустах целым и невредимым.
В том же году Люфтваффе начали малоинтенсивные бомбардировки Англии. В ходе этих налетов было поднято около шестидесяти самолетов, но с самого начала было очевидно, что их возглавляет гораздо меньшее количество самолетов- следопытов , сбрасывающих сигнальные ракеты. На одном из «Воскресных советов» А.П. Роу Уайтхед предположил, что они могут использовать FuG в качестве навигационного инструмента, что объясняет, почему не радиолуч удалось обнаружить . Хотя подавить такой сигнал было бы легко, отправив импульсы на известной частоте, Уайтхед предложил вместо этого модифицировать свои наземные радары перехвата, чтобы активировать устройство, что сразу же выделит самолет-следопыт на дисплее радара . Небольшая группа ночных истребителей также будет оснащена IFF Mark III, модифицированным для тех же частот, чтобы их также можно было легко идентифицировать.
На реализацию этого плана, получившего название «Красная Королева», потребовалось две недели. Первые операции не были высокоэффективными, но по мере того, как все ближе знакомились с системой, эффективность резко возросла. Поскольку радар теперь отфильтровывал сигналы от любых других бомбардировщиков, а также от других британских самолетов в этом районе, для операторов стало тривиальным делом направить специально отобранные «Москиты» прямо на немецких следопытов, быстро сбив половину из них. . Это привело к тому, что рейды оказались в беспорядке, а сменные следопыты были сбиты, как только они прибыли. Все усилия были отменены после шести безрезультатных недель.
Идеальный
[ редактировать ]Провал бомбардировок 1943 года означал, что FuG снова использовались преимущественно над Германией. Летом 1944 года первые британские самолеты Mosquito были оснащены «Perfectos» — устройством, которое активировало FuG 25a и запускало ответ синхронно с передачей собственных радиолокационных сигналов. Это вызвало дополнительное всплеск на дисплее радара, что позволило операторам сразу обнаружить немецкие ночные истребители.
Когда потери ночных истребителей внезапно возросли, немцы быстро поняли, что FuG 25a скомпрометирован. Экипажам было приказано оставить систему выключенной до подхода к своим базам. [ 1 ] где местные зенитные батареи без проблем сбили бы их, пока они медленно летели на малой высоте. Конечно, уставшие экипажи, приземлившиеся ночью, часто забывали снова включить систему, и несколько немецких ночных истребителей были сбиты немецкими зенитками. [ 2 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Приемник: 125 МГц (Фрея) и 550–580 МГц (Вюрцбург)
- Чувствительность: 2 мВ
- Передатчик: 156 МГц
- Мощность: 0,2 Вт
- Активация: Радарные импульсы с частотой 5000 Гц.
- Шифрование: 2х10 бит.
- Дальность: 40 км (FuG 25z) и 270 км (FuG 25a)
ФуГ 25з | ФуГ 25а | |
Частоты приема | 560 МГц | 125 ± 8 МГц |
Частоты передачи | 560 МГц | 156 МГц |
Мощность передачи | неизвестный | 400 Вт ( ПЭП ) |
Текущий | 4 А постоянного тока | 4 А постоянного тока |
Источник питания | 24 В постоянного тока | 24 В постоянного тока |
Масса | 11 кг | 17 кг |
Трубы | 6хРВ12П2000, 1хЛД1 | 7xRV12P2000, 1xRG12D60, 2xLD1, 1xLS50. |
Диапазон | 72 км (40 миль) | примерно 80% диапазона видимости, макс. 270 км (150 миль) |
Гарантии
[ редактировать ]Люфтваффе было известно тем, что снабжало чувствительные устройства, такие как «Эрстлинг», небольшими зарядами взрывчатого вещества, чтобы обеспечить их уничтожение и избежать захвата. Короткий предохранитель позволял экипажу отойти на минимальное безопасное расстояние.
См. также
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Кристиан Мёллер, «Действия 1-й, 2-й и 20-й ночных боевых групп на Западном фронте с сентября 1944 по май 1945 года» , ISBN 978-3-938208-67-0
- Фриц Тренкле, «Немецкие процедуры радиоуправления до 1945 года» . Альфред Хютиг Верлаг, Гейдельберг, 1987 г., ISBN 3-7785-1647-7
- Вернер Гирлах, «Flugmeldedienst» , выпуск 8, Freya-Fibel, стр. 43-44), Кёльн
- TME 11-219 Справочник немецкого радиолокационного оборудования
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание и фотографии FuG 25a (частично на немецком языке)
- Станции управления истребителями
- Учебные пособия центра подготовки воздушных сигналов «Ягдшлосс» (PDF) (немецкий)
- Еще "Ягдшлосса" фотографии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гебхард Адерс, История немецкой ночной охоты , издательство Motorbuch, 1977, стр. 303
- ^ Прайс, Альфред (2015). Последний год Люфтваффе: с мая 1944 по май 1945 года . Фронтовые книги. п. 94. ИСБН 9781848328693 .