Основные лекарства
Основные лекарственные средства , по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это лекарства, которые «удовлетворяют приоритетные в медицинской помощи ». потребности населения [1] Основные лекарства – это лекарства, к которым люди должны иметь доступ в любое время и в достаточных количествах. Эти лекарства, как правило, должны быть доступными. [2] С 1977 года ВОЗ публикует типовой список основных лекарственных средств, причем текущий (2019 г.) список для взрослых пациентов содержит более 400 лекарственных средств. [3] Но сейчас существует новый актуальный список ВОЗ от 2021 года основных лекарств для взрослых и детей. [4] Но с тех пор, как был опубликован список 2021 года, были внесены некоторые изменения, в том числе то, что стоимость лекарства не должна быть основанием для критериев исключения, если оно соответствует другим критериям отбора, и, во-вторых, различия в экономической эффективности должны находиться в пределах терапевтических областей. В следующем году антиретровирусные препараты были включены в список жизненно необходимых лекарств. [5] С 2007 года отдельный перечень лекарств, предназначенных для детей . публикуется [6] Как в списках ВОЗ для взрослых, так и в детских списках есть пометка, указывающая, что конкретное лекарство является «дополнительным», таким образом, по сути, существует два списка: «основной список» и «дополнительный список». Основной список представляет собой список минимальных потребностей в лекарствах для базовой системы здравоохранения, в котором перечислены наиболее эффективные, безопасные и экономически выгодные лекарства для лечения приоритетных состояний. Приоритетные состояния выбираются на основе текущей и предполагаемой будущей значимости для общественного здравоохранения, а также потенциала безопасного и экономически эффективного лечения. В дополнительном списке представлены основные лекарства для лечения приоритетных заболеваний, для лечения которых необходимы специализированные средства диагностики или мониторинга. В случае сомнений лекарства также могут быть включены в список дополняющих друг друга на основании более высокой стоимости или менее привлекательной экономической эффективности в различных условиях. Этот список важен, поскольку он составляет основу национальной политики в отношении наркотиков более чем в 155 странах, как развитых , так и развивающихся . Многие правительства ссылаются на рекомендации ВОЗ при принятии решений о расходах на здравоохранение. Странам рекомендуется подготовить свои собственные списки с учетом местных приоритетов. Более 150 стран опубликовали официальный список основных лекарств. [7] Несмотря на эти усилия, около 2 миллиардов человек по-прежнему не имеют доступа к основным лекарствам, поскольку одним из основных препятствий является их недостаточное предложение, например, нехватка недорогих лекарств. После этого дефицита Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) осенью 2019 года опубликовало отчет о стратегиях преодоления и смягчения дефицита лекарств. [8]
Теория и практика
[ редактировать ]Определение основных лекарств со временем изменилось.
Первоначальное определение ВОЗ в 1977 году заключалось в том, что это лекарства «исключительно важные, базовые, незаменимые и необходимые для медицинских нужд населения». [9] Эта концепция была упомянута в одном из десяти пунктов Алма-Атинской декларации 1978 года о первичной медико-санитарной помощи .
В 2002 году определение было изменено на:
К основным лекарственным средствам относятся те, которые удовлетворяют приоритетные потребности населения в медицинской помощи. [10]
И это остается определением по состоянию на 2019 год. [update]. [1]
Использование списков основных лекарств, основанных на предыдущем опыте, привело к повышению качества медицинской помощи и улучшению управления ресурсами здравоохранения наиболее экономически эффективным способом. Списки служат основой для медицинского страхования, которое можно использовать в качестве справочного материала, а также для корректировок с точки зрения включения или исключения лекарства, а также изменения дозы на основе данных клинических исследований. Учитывая необходимость повышения доступности основных лекарств как для детей, так и для взрослых, столь же необходимо обеспечить рациональное использование лекарств при одновременной их экономической эффективности. [11]
Результаты исследования 2023 года, оценивающего доступность, распространение и прогресс в области основных лекарств в Китае, показали, что доступ к основным лекарствам ниже по сравнению с целью ВОЗ, при этом прогресс в расширении с годами был незначительным. В этом систематическом обзоре и метаанализе были объединены исследования, в которых сообщалось о наличии основных лекарств в различных регионах Китая в период с 2009 по 2019 год. Составляет от 28 до 29% от общего наличия основных лекарств в провинциях Китая. [12] Данные подтверждают необходимость улучшения доступа и распределения лекарств по регионам, чтобы обеспечить достижение цели всеобщего охвата услугами здравоохранения. [12] Доступность основных лекарств для каждого создает основу для услуг здравоохранения, способствующих улучшению здоровья, не вызывая при этом финансовых трудностей для населения. [13]
Цель всеобщего охвата услугами здравоохранения была поставлена в 2015 году, когда многие страны предприняли шаги по обеспечению лечения, паллиативной помощи, реабилитации и профилактических мер здравоохранения для всех. [13] Понимание того, что доступность соответствующих и применимых основных лекарств в регионе является первым шагом на пути к обеспечению справедливого и всеобщего здравоохранения. [13]
Выбор
[ редактировать ]Товары выбираются в качестве основных лекарств на основе того, насколько распространено заболевание, подлежащее лечению, доказательство пользы, степени побочных эффектов и стоимости по сравнению с другими вариантами. [14] Для изучения закона о правах человека и политики ВОЗ в отношении основных лекарств в национальном законодательстве, касающемся доступности и финансирования лекарств, необходимо понимать необходимость расширения всеобщего доступа к основным лекарствам. [15] Целью перечней основных лекарств является обеспечение надлежащего использования лечения, а не включение лекарств, которые были сняты с рынка в других странах из-за неблагоприятного баланса пользы и вреда. [16] Несмотря на многочисленные усилия разных стран, потребности некоторых людей не удовлетворяются, и им приходится обращаться к альтернативному плану, называемому судебной системой, чтобы получить необходимые лекарства. Судебная система, также известная как «Юридизация доступа к лекарствам», включает в себя научно-технические правовые и социальные аспекты. Для всестороннего изучения этих аспектов необходимы дальнейшие исследования. [17]
Соотношение затрат и выгод
[ редактировать ]Цены на лекарства могут быть разными, поскольку каждое лекарство может иметь множество свойств и применений. Поскольку различные лекарства имеют разную стоимость, индивидуальное использование и явные преимущества, это приводит к появлению теории экономической эффективности. [18] Экономическая эффективность является предметом споров между производителями (фармацевтическими компаниями) и покупателями лекарств (национальными службами здравоохранения). По оценкам, доступ к основным лекарствам может спасти 10 миллионов человек в год. [19] Доступ к основным лекарственным средствам является краеугольным камнем эффективных систем здравоохранения и фундаментальным компонентом глобальных инициатив в области здравоохранения, направленных на улучшение качества жизни, сокращение различий в состоянии здоровья и содействие устойчивому развитию. [20] Правильный доступ к основным лекарствам может снизить затраты на действительно дорогостоящее лечение и госпитализацию за счет раннего и эффективного лечения.
История
[ редактировать ]ВОЗ составила Примерный список основных лекарственных средств в 1977 году, основываясь на идее, что некоторые лекарства требуются чаще, чем другие, и часто недоступны для многих различных групп населения. [21] По состоянию на 2018 год 146 стран используют концепцию основных лекарственных средств, которая также используется для определения возмещения расходов на лекарства в зависимости от их важности для общественного здравоохранения, эффективности, безопасности и стоимости лекарств. [22] Цель концепции «Основной медицины» состоит в том, чтобы лекарства, которые имеют наибольшее значение для общественного здравоохранения, то есть лекарства, которые используются наиболее часто, должны быть доступны в равной степени для всех членов населения либо бесплатно, либо по очень доступной цене. [22]
Примерный список основных лекарственных средств ВОЗ обновляется каждые два года, начиная с 1977 года. 23-я версия была опубликована в июле 2023 года. [23] За этот период количество лекарств увеличилось более чем вдвое с первоначальных 208 в 1977 году. [7] до более чем 500 в 2023 году. [23] Затем лекарства классифицируются как жизненно необходимые и второстепенные в зависимости от их включения в ELM каждой страны. затем результаты анализируются по регионам ВОЗ, группам доходов Всемирного банка, неравенству богатства и терапевтическим группам. Группа доступности основных лекарств была выше (61,5%), чем неосновных лекарств (27,3%). Но в государственном секторе медианная доступность основных лекарств составляла 40% по сравнению с 6,6% для неосновных лекарств. Таким образом, в целом доступность основных лекарств в государственном секторе по-прежнему неоптимальна, что указывает на проблемы в достижении равного доступа. [24]
Детский список
[ редактировать ]Первое издание «Примерного списка ВОЗ основных лекарственных средств для детей» было опубликовано в 2007 году, а девятое издание — в 2023 году. [7] [6] [23] Он был создан для того, чтобы обеспечить систематический учет потребностей детей, таких как наличие соответствующих рецептур . [7] Хотя ОЛС предназначен для населения в целом, ОЛСс (Список основных лекарств для детей) предназначен для детей до 12 лет. [25] Первое издание содержало 450 рецептур 200 различных лекарств. [7] а в списке 2023 года — 361 лекарство. [23] Целью создания ОЛС для детей является улучшение выживаемости детей и предоставление вариантов лечения причин смертности и заболеваемости. [26]
В 2007 году ВОЗ запустила кампанию «Сделать лекарства размером для детей» (MMCS) с целью создания соответствующих схем и рецептур для детей с учетом их веса и возраста. [27] В исследовании 2021 года, оценивающем соответствие возрасту энтеральных форм детских лекарств, включенных в Перечень основных лекарственных средств ВОЗ (EMLc), было отмечено, что составы зависят от адаптируемости дозы, гибкости и способности ребенка глотать лекарство. Результаты анализа Перечня ОЛС для детей за период с 2011 по 2019 год показали, что при использовании лекарств для детей младше 6 лет большинство энтеральных препаратов не соответствовали возрасту, что приводило к проблемам безопасности и эффективности. В результате данное исследование требует получения дополнительной информации о выборе и совершенствовании необходимых основных энтеральных препаратов для детей. [28]
Наличие отдельных списков между населением в целом и детьми младше 12 лет — это здорово, потому что это позволяет поставщикам медицинских услуг оказывать соответствующую помощь каждой группе. Однако, поскольку минимальный возраст для детского списка составляет 12 лет, подростки в него не включены, и многие из их потребностей могут быть упущены из виду. [25] Было бы неплохо создать список и для подростков. Это важно, поскольку позволяет поставщикам медицинских услуг предлагать индивидуальный уход для каждой группы. Эта дифференциация гарантирует, что лечение соответствует уникальным физиологическим потребностям детей.
Список взрослых
[ редактировать ]Первый ПОЛС был опубликован в 1977 году и был создан как инструмент для улучшения доступности и доступности лекарств для всех. С тех пор было выпущено несколько изданий перечня ОЛС и исследований, в которых сравнивались необходимость, эффективность, безопасность и некоторые лекарства из списка. [29] Кроме того, были проведены исследования по сравнению перечня ОЛС из разных регионов, чтобы убедиться в правильности дозировки и безопасности классов лекарств. [29]
Такое лекарство, как кодеин, потенциально может вызывать злоупотребление наркотиками и было признано незаменимым лекарством, однако вызвало некоторые этические вопросы. Из-за отсутствия литературы, подчеркивающей его безопасность, было крайне нежелательно включать кодеин в число основных лекарств. [29] Не говоря уже о том, что в 2011 году это еще больше обескуражило, когда кодеин был исключен из списка основных лекарств ВОЗ для детей, что вызвало более широкое обсуждение его использования у взрослых. [29] В другой статье обсуждается целесообразность эмпирического дозирования различных антибиотиков, включенных в Перечень ОЛС из нескольких стран. [30] Используя в качестве сравнения 31 наиболее приоритетную бактериальную инфекцию, результаты показали, что расширение списка и дозы антибиотиков не только повысит приверженность лечению инфекций. Это также поможет решить проблему устойчивости к антибиотикам при большинстве бактериальных инфекций. [30] В этом перекрестном исследовании 2021 года были рассмотрены антибиотики из списка основных лекарств из 138 стран и оценен национальный список каждой страны. Данные показали, что в среднем из 44 основных антибиотиков 24 из них были доступны населению, 5 из них считались резервными, а 15 из них находились под наблюдением по классификации AWaRe. [30]
Кроме того, использование терапевтических руководств в качестве основы для создания Перечня основных лекарственных средств ВОЗ использовалось для обеспечения последовательности и согласованности лечения по всей стране. [31] Данные исследования количественного анализа сердечно-сосудистых препаратов, проведенного в 2022 году, показывают, как принятие общего формуляра комбинированной терапии и конкретных типов классов лекарств улучшило приверженность пациентов и улучшило сердечно-сосудистые исходы в регионе. [31] В исследовании сравнивались списки основных лекарств Южной Африки и 15 различных списков основных лекарств Южно-Африканского сообщества развития (САДК) на 2021 год для сердечно-сосудистых препаратов. [31] Согласование большинства списков САДК со списками основных лекарств ВОЗ в Южной Африке подтверждает, что внедрение этого в национальную ОЛС обеспечит большую доступность и постоянную доступность лекарств от сердечно-сосудистых заболеваний по всей стране. [31]
Выполнение
[ редактировать ]Хотя списки основных лекарственных средств ВОЗ являются очень ценным инструментом и неотъемлемой частью медицинской политики страны, еще не было предпринято достаточных усилий для их реализации. Как показал качественный синтез данных 2022 года, существует несколько факторов, влияющих на адаптацию и внедрение перечней основных лекарственных средств ВОЗ. [32] Это исследование выявило области, которые нуждаются в поддержке для внедрения ОЛС на уровне страны. [32] Отсутствие усилий по внедрению перечней основных лекарственных средств ВОЗ подрывает потенциальную пользу для здоровья, усугубляет неравенство в доступе, увеличивает затраты на здравоохранение и инфраструктуру.
Внедрение Перечня ОЛС ВОЗ может осуществляться с помощью национальных комитетов по отбору лекарств, которые могут действовать с консультативными полномочиями. [32] Эти комитеты также нуждаются в очень четком руководстве, мониторинге и оценке. Внедрение ПУМС может быть эффективным, если существует форма процесса возмещения расходов, позволяющая поддерживать низкие затраты. [32] Кроме того, в списках ОЛС должны быть рекомендованы клинические практики, такие как составление списка необходимых предметов, чтобы упростить внедрение списка. Например, в случае с инъекционными лекарствами в Перечне ОЛС должно быть указано, что помимо самого лекарства пациенту также потребуется инъекционное устройство и безопасная коробка. [33] Наконец, также необходимо иметь четкое законодательство и осуществлять мониторинг для обеспечения его соблюдения. [32]
Общество и культура
[ редактировать ]Доступ к основным лекарственным средствам является частью Целей устойчивого развития , в частности цели 3.8. [34]
Ряд организаций, имеющих глобальный охват, используют список, чтобы определить, какие лекарства они будут поставлять. [7] Вместо того, чтобы строго следовать списку, многие страны используют список основных лекарств как руководство для разработки своих собственных законов и правил, основанных на их собственных требованиях. [35]
Эквадор, Гана, Филиппины, Южная Африка и Украина включают некоторые упоминания об основных лекарствах или другой инфраструктуре здравоохранения, которая помогает определять их экономическую политику в отношении ценообразования на лекарства и выбора льгот. [36] Меры справедливости в отношении здоровья и экономическая политика, особенно в странах со средним уровнем дохода, где личные расходы на лекарства являются обычным явлением, помогают оценить доступность лекарств, а также влияние законодательства в области общественного здравоохранения. [36]
Бразилия опубликовала свой первый Перечень основных лекарств под названием RENAME за 13 лет до первого списка основных лекарств ВОЗ. [37] В программу RENAME вошли лекарства, в которых основное внимание уделялось безопасности, эффективности и доступности лекарств, а также приоритету здоровья населения Бразилии. В ПОЛС ВОЗ рекомендовано Бразилии разделять лекарства по терапевтическим классам, в результате чего оба списка будут иметь одинаковый формат, несмотря на то, что в них указаны разные лекарства. Добавление в 2009 г. детской Перечня ОЛС ВОЗ побудило Бразилию рассмотреть возможность создания собственного педиатрического списка RENAME. Но ограничения вынудили Бразилию ждать дополнительных данных о педиатрических препаратах внутри страны, прежде чем завершить разработку собственного перечня ОЛС для детей. Такие проблемы, как высокие цены и плохая доступность, повлияли на то, как граждане фактически могут получать лекарства, несмотря на то, что здравоохранение является конституционным правом в стране. [37]
Китай впервые опубликовал свой собственный Перечень ОЛС в 1982 году, при этом нынешний Перечень ОЛС содержит более 2000 лекарственных средств растительного, химического и биологического происхождения. [38] Министерство здравоохранения (МЗ) состоит из медицинских и экономических экспертов, которые разделены на консультативно-аналитические группы для разработки национального списка лекарств. Провинции Китая могут формировать свой собственный Перечень ОЛС, но им не разрешается удалять лекарства, уже перечисленные в национальном Перечне ОЛС. [39]
Индия впервые разработала свой Национальный список основных лекарственных средств (NLEM) еще в 1996 году с минимальными изменениями. Критерии, основанные на фактических данных, используются для определения того, какие лекарства следует добавить или исключить из списка. Клиницисты, фармакологи, фармацевты и т. д. обсуждают и просматривают список, в ходе открытого обсуждения которого модифицируются и дорабатываются NLEM. [40] Однако плохое медицинское обеспечение и низкий уровень инвестиций персонала в здравоохранение вынуждают людей обращаться за лечением в частные больницы и клиники. А учитывая большое разнообразие сельского и городского населения по всей стране, услуги здравоохранения и общий доступ в большей степени отдаются городскому населению. [40]
См. также
[ редактировать ]- Кампания за доступ к основным лекарствам
- Университеты-союзники основных лекарственных средств
- Департамент основных лекарственных средств и лекарственных средств
- Список основных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Основные лекарства» . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) . Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ «Выбор и использование основных лекарственных средств (раздел 4.2)» . Информационный портал основных лекарственных средств и товаров медицинского назначения . Серия технических докладов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 2003. с. 132. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года.
- ^ Организация WH (2019). «Типовой список основных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения: 21-й список 2019 года» . Всемирная организация здравоохранения . hdl : 10665/325771 .
- ^ «Выбор и использование основных лекарств: отчет Комитета экспертов ВОЗ по выбору и использованию основных лекарств» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения . 2021.
- ^ Хван Т.Дж., Кессельхайм А.С., Вокингер К.Н. (08.11.2022). «Реформирование списка основных лекарств Всемирной организации здравоохранения: необходимые, но недоступные» . ДЖАМА . 328 (18): 1807–1808. дои : 10.1001/jama.2022.19459 . ISSN 1538-3598 . ПМИД 36279114 .
- ^ Jump up to: а б Организация WH (2019). «Примерный список важнейших лекарственных средств для детей Всемирной организации здравоохранения: 7-й список 2019 года» . Всемирная организация здравоохранения . hdl : 10665/325772 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зайберт Х.В., Рейн А., Шваб М. (2011). Детская клиническая фармакология . Springer Science & Business Media. п. 358. ИСБН 978-3-642-20195-0 .
- ^ «Основные лекарства: баланс» . Ланцет Гематология . Декабрь 2019.
- ^ «Программа действий по основным лекарственным средствам: доклад Генерального директора о ходе работы» . Всемирная ассамблея здравоохранения . 32 . Всемирная организация здравоохранения. 2019. HDL : 10665/153132 .
- ^ «Торговля, внешняя политика, дипломатия и здравоохранение» . Основные лекарства . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 6 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2004 г.
- ^ Кар С.С., Прадхан Х.С., Моханта ГП (январь 2010 г.). «Концепция основных лекарственных средств и их рациональное использование в здравоохранении» . Индийский журнал общественной медицины . 35 (1): 10–13. дои : 10.4103/0970-0218.62546 . ПМЦ 2888334 . ПМИД 20606912 .
- ^ Jump up to: а б Чжан М. (25 апреля 2023 г.). «Наличие основных лекарств, прогресс и региональное распространение в Китае: систематический обзор и метаанализ» . Границы общественного здравоохранения . 11 . дои : 10.3389/fpubh.2023.1149838 . ПМЦ 10167309 . ПМИД 37181691 .
- ^ Jump up to: а б с Эванс Д.Б., Сюй Дж., Боэрма Т. (1 августа 2013 г.). «Всеобщий охват услугами здравоохранения и всеобщий доступ» . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 91 (8): 546–546А. дои : 10.2471/BLT.13.125450 . ISSN 0042-9686 . ПМЦ 3738317 . ПМИД 23940398 .
- ^ Хоппу К. (июнь 2017 г.). «Основные лекарства для детей». Клиническая фармакология и терапия . 101 (6): 718–720. дои : 10.1002/cpt.661 . ПМИД 28182281 . S2CID 23873145 .
- ^ Перехудов К. (декабрь 2020 г.). «Всеобщий доступ к основным лекарственным средствам как часть права на здоровье: межнациональное сравнение национальных законов, политики в области лекарственных средств и показателей системы здравоохранения» . Глобальное действие в области здравоохранения . 13 (1): 1699342. doi : 10.1080/16549716.2019.1699342 . ПМЦ 7605313 . ПМИД 33131456 .
- ^ Чарльз О., Онакпоя И., Бенипал С., Вудс Х., Бали А., Аронсон Дж.К. и др. (2019). «Изъятые лекарства включены в списки жизненно необходимых лекарств 136 стран» . ПЛОС ОДИН . 14 (12): e0225429. Бибкод : 2019PLoSO..1425429C . дои : 10.1371/journal.pone.0225429 . ПМК 6887519 . ПМИД 31791048 .
- ^ Варгас-Пелаес CM, Ровер MR, Лейте С.Н., Буэнавентура FR, Фариас MR (ноябрь 2014 г.). «Право на здоровье, основные лекарства и судебные иски о доступе к лекарствам – предварительное исследование» . ЭЛЬЗЕВЬЕР .
- ^ Серафини М., Каргнин С., Массаротти А., Пирали Т., Генаццани А.А. (24 сентября 2020 г.). «Необходимая медицинская химия основных лекарственных средств» . Журнал медицинской химии . 63 (18): 10170–10187. doi : 10.1021/acs.jmedchem.0c00415 . ISSN 0022-2623 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Захер М., Киф Т.Дж. (2008). Политика глобального управления здравоохранением: объединены инфекцией . Спрингер. п. 107. ИСБН 978-0-230-61195-5 .
- ^ «Справедливый доступ к основным лекарственным средствам: основа коллективных действий» . Всемирная организация здравоохранения . 2004.
- ^ Лэнг Р., Ванинг Б., Грей А., Форд Н., Т Хоэн Э. (май 2003 г.). «25 лет спискам основных лекарств ВОЗ: прогресс и проблемы». Ланцет . 361 (9370): 1723–1729. дои : 10.1016/S0140-6736(03)13375-2 . hdl : 10144/28005 . ПМИД 12767751 .
- ^ Jump up to: а б Махмич-Какньо М, Еличич-Кадич А, Утробичич А, Чан К, Беро Л, Марушич А (июнь 2018 г.). «Доступность основных лекарств во многих странах по-прежнему неоптимальна: обзорный обзор» (PDF) . Журнал клинической эпидемиологии . 98 : 41–52. дои : 10.1016/j.jclinepi.2018.02.006 . ПМИД 29452222 .
- ^ Jump up to: а б с д Всемирная организация здравоохранения (2023 г.). Выбор и использование основных лекарственных средств, 2023 г. Резюме отчета 24-го заседания Комитета экспертов ВОЗ по выбору и использованию основных лекарственных средств . Женева: Всемирная организация здравоохранения. hdl : 10665/371291 . ВОЗ/MVP/EMP/IAU/2023.01. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
- ^ Базаргани Ю.Т., Юэн М., Де Бур А., Лейфкенс Х., Теувис А. (12 февраля 2014 г.). «Основные лекарства более доступны, чем другие лекарства во всем мире» . ПЛОС ОДИН .
- ^ Jump up to: а б Грей Нью-Джерси, Чанойн Дж.П., Фармер М.Ю., Джарвис Дж.Д., Армстронг К., Барр Р.Д. и др. (1 ноября 2019 г.). «НИЗ и списки основных лекарственных средств ВОЗ: дети тоже нуждаются в всеобщем медицинском страховании» . The Lancet Здоровье детей и подростков . 3 (11): 756–757. дои : 10.1016/S2352-4642(19)30294-9 . ISSN 2352-4642 . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Гитанджали Б. (январь 2011 г.). «Основные лекарства для детей: стоит ли нам сосредоточиться на приоритетном списке лекарств на данный момент?» . Журнал фармакологии и фармакотерапии . 2 (1): 1–2. дои : 10.4103/0976-500X.77073 . ПМК 3117561 . ПМИД 21701637 .
- ^ [ PubMed ] Нсабагасани X, Огвал-Окенг Дж, Мбонье А, Ссенгуба Ф, Нантанда Р, Муинда Х и др. (31 января 2015 г.). «Концепция детских лекарств: положения политики в Уганде » Журнал фармацевтической политики и практики . 8 (1): 2. дои : 10.1186/s40545-015-0025-7 . ПМЦ 4342089 . ПМИД 25815197 .
- ^ Орубу Э (2022). «Основные лекарственные средства ВОЗ для детей 2011-2019 гг.: соответствие энтеральных форм возрасту» . Архив болезней в детстве . 107 (4): 317–322. doi : 10.1136/archdischild-2021-321831 . ПМИД 34479858 . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сингу Б., Вербек Р.К. (2021). «Следует ли кодеин по-прежнему считать основным лекарством ВОЗ?» . Журнал фармации и фармацевтических наук: публикация Канадского общества фармацевтических наук, Societe Canadienne Des Sciences Pharmaceutiques . 24 : 329–335. дои : 10.18433/jpps31639 . ISSN 1482-1826 . ПМИД 34192509 .
- ^ Jump up to: а б с Адекойя И., Мараж Д., Штайнер Л., Яфе Х., Моя Л., Магрини Н. и др. «Сравнение антибиотиков, включенных в национальные списки основных лекарств 138 стран с использованием классификации ВОЗ «Доступ, наблюдение, резерв» (AWaRe): перекрестное исследование» . «Ланцет». Инфекционные болезни . 21 (10): 1429–1440. дои : 10.1016/S1473-3099(20)30854-9 . ISSN 1474-4457 . ПМИД 34332706 .
- ^ Jump up to: а б с д Найкер И. «Количественное сравнение основных сердечно-сосудистых лекарств из стран Сообщества по вопросам развития юга Африки с типовым списком основных лекарств ВОЗ» . «Ланцет». Инфекционные заболевания . ПМИД 36482421 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Пикок Э.Ф., Майре С.Л., Фосс Х.С., Гопинатан Ю (март 2022 г.). «Национальная адаптация и внедрение Модельного списка основных лекарственных средств ВОЗ: качественный синтез фактических данных» . ПЛОС Медицина . 19 (3): e1003944. дои : 10.1371/journal.pmed.1003944 . ПМЦ 8956172 . ПМИД 35275938 .
- ^ Логез С.М., Хутин Ю.Дж., Холлоуэй К., Грей Р., Хогерзейл Х.В. (октябрь 2004 г.). «Может ли Примерный список основных лекарственных средств ВОЗ сделать больше для безопасного и надлежащего использования инъекций?» . Журнал клинической фармакологии . 44 (10): 1106–1113. дои : 10.1177/0091270004268410 . ISSN 0091-2700 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Виртц В.Дж., Хогерзейл Х.В., Грей А.Л., Бигдели М., де Жоншер С.П., Юэн М.А. и др. (январь 2017 г.). «Основные лекарства для всеобщего охвата услугами здравоохранения» . Ланцет . 389 (10067): 403–476. дои : 10.1016/S0140-6736(16)31599-9 . ПМК 7159295 . ПМИД 27832874 .
- ^ Перехудов К., Демченко И., Александров Н.В., Брутсарт Д., Акон А., Дуран К.Э. и др. (декабрь 2020 г.). «Основные лекарства для всеобщего охвата услугами здравоохранения: обзорный обзор мер законодательства в области общественного здравоохранения и того, как они измеряются в пяти странах со средним уровнем дохода» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 17 (24): 9524. doi : 10.3390/ijerph17249524 . ПМЦ 7765934 . ПМИД 33353250 .
- ^ Jump up to: а б Перехудов К., Демченко И., Александров Н.В., Брутсарт Д., Акон А., Дуран К.Э. и др. (18 декабря 2020 г.). «Основные лекарства для всеобщего охвата услугами здравоохранения: обзорный обзор мер законодательства в области общественного здравоохранения и того, как они измеряются в пяти странах со средним уровнем дохода» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 17 (24): 9524. doi : 10.3390/ijerph17249524 . ISSN 1660-4601 . ПМЦ 7765934 . ПМИД 33353250 .
- ^ Jump up to: а б Коэльо Х.Л., Рей Л.К., де Медейрос М.С., Барбоза Р.А., да Крус Фонсека С.Г., да Коста П.К. (01.03.2013). «Критическое сравнение списка основных лекарств для детей Всемирной организации здравоохранения и бразильского списка основных лекарств (переименование)» . Jornal de Pediatria (португальская версия) . 89 (2): 171–178. дои : 10.1016/j.jpedp.2012.08.012 . ISSN 2255-5536 .
- ^ Барбер С.Л., Хуан Б., Сантосо Б., Лэнг Р., Пэрис В., Ву С. (2013). «Реформа системы основных лекарств в Китае: комплексный подход к всеобщему охвату» (PDF) . Журнал глобального здравоохранения . 3 (1): 010303. doi : 10.7189/jogh.03.010303 . ISSN 2047-2978 . ПМК 3700034 . ПМИД 23826503 .
- ^ Ван Д., Чжан Икс (10 апреля 2011 г.). «Выбор основных лекарств в Китае: прогресс и путь вперед» . Южный Мед Обзор . 4 (1). doi : 10.5655/smr.v4i1.71 (неактивен 30 июля 2024 г.). ISSN 1174-2704 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Национальный список основных лекарственных средств Индии, NLEM 2011» . ВОЗ . 2024.