Jump to content

Национальный совет судебной власти (Польша)

Национальный совет судебной власти
Национальный совет судебной власти
КРС
Обзор агентства
Сформированный 1989 год ; 35 лет назад ( 1989 )
Юрисдикция Польша
Штаб-квартира Варшава
Веб-сайт www .krs .pl /пл /

Национальный совет судебной власти ( польский : Krajowa Rada Sądownictwa ) — национальный судебной власти Польши совет . Это государственный орган в Польше, ответственный за назначение судей и рассмотрение этических жалоб на действующих юристов.

Создание и состав [ править ]

Национальный совет судебной власти является конституционным органом, назначенным для защиты независимости судов и судей. Это коллективный орган, состоящий из представителей судебной власти (первого председателя Верховного суда, председателя Высшего административного суда и 15 представителей органов самоуправления судей, назначаемых на четырехлетний срок полномочий), законодательного (четыре депутата и два сенатора, избираемые на четырехлетний срок полномочий) и исполнительная власть (министр юстиции и лицо, назначаемое Президентом Республики). Совет представляет Президенту предложения относительно назначения судей; он занимается кадровыми вопросами судей и выражает свое мнение о профессиональной этике судей. Он также может обратиться в Конституционный трибунал с просьбой вынести решение о соответствии конституционности нормативных актов в той степени, в которой они затрагивают независимость судов и судей.

Национальный совет судебной власти был создан в 1989 году, в Польше начался процесс интенсивных социальных и политических изменений, связанных с переговорами «Круглого стола», которые привели к значительным конституционным изменениям, в том числе в сфере судебных органов. Уже в апреле 1989 года на основании апрельской поправки к Конституции Польской Народной Республики был создан Национальный совет судебной власти, который получил право представлять Президенту кандидатов на должности судей. В конце 1989 года в результате пересмотра Конституции Польской Народной Республики было восстановлено традиционное название государства – Республика Польша, которое согласно ст. 1 Конституции определялось как демократическое правовое государство. В частности, это позволило Конституционному трибуналу интерпретировать из этого положения многие нормы, характеризующие систему государств, ссылаясь на понятие верховенства права. Изменение внесено также в ст. 56 сек. 1 Конституции, разделение судебной власти на Верховный суд, общие суды и специальные суды. В принятой впоследствии Малой конституции 1992 г. принцип единообразия государственной власти был заменен принципом разделения властей, а независимые суды стали органами государственной власти в сфере судебной власти (ст. 1). В то же время продолжалась работа над новой полноценной конституцией. Эти работы завершились принятием Конституции от 2 апреля 1997 года, которая вступила в силу 17 октября 1997 года и действует до сих пор.Действующая Конституция создает формальную основу для полной независимости судебной власти, которая выделена в отдельный орган и включает в себя суды и трибуналы (ст. 10 и 173). Суды, которые занимаются правосудием, включают Верховный суд, общие суды, административные суды и военные суды. Польскими трибуналами являются Конституционный трибунал и Государственный трибунал. Конституция также предусматривает полные формальные гарантии независимости судей, которые назначаются Президентом по требованию Национального совета судебной власти. Польские конституционные положения, касающиеся третьего органа, также ссылаются на европейские стандарты в области судебной власти, включая соответствующую прецедентную практику Европейского суда по правам человека. Эти правила, а также практика их применения не стали препятствием для вступления Польши в Европейский Союз в 2004 году. Польскую судебную систему следует в целом оценить как отвечающую требованиям принципа верховенства права и международным и европейским стандартам в эта область.

Национальный совет судебной власти состоит из 25 членов: представитель президента Польши , министр юстиции , шесть членов парламента, избираемых им на четырехлетний срок, первый председатель Верховного суда Польши , первый президент Верховного административного суда Польши и 15 судей, избираемых «самоуправлениями» на четырехлетний срок. [1] [а]

Совет был создан в соответствии со статьями 186 и 187 Конституции Польши . [2] По состоянию на 2022 год Дагмара Павелчик-Войцка была председателем Национального совета судебной власти. [3]

Авторитет [ править ]

Национальный совет судебной власти отвечает за назначение судей для заполнения вакансий судей; Затем официальное назначение производит президент Польши. [4]

и Критика реформа

В 2017 году Совет Европы раскритиковал включение только шести женщин в состав Национального совета судебной власти, состоящего из 25 членов, а также тот факт, что 15 самоизбираемых судей отбывали свои полномочия «совместно», то есть все 15 заменяются в массовом порядке каждый раз. четыре года. [2] По мнению Совета Европы, это поставило под угрозу преемственность Национального совета судебной власти. [2] Представители правящей Партии «Право и справедливость» также раскритиковали совет за назначение судей, которые, как он утверждал, отдавали предпочтение своим личным политическим идеологиям для защиты бывших чиновников Польши коммунистической эпохи . [4]

Предложение о реструктуризации на 2017 год [ править ]

Согласно законопроекту 2017 года, направленному на реформирование Национального совета судебной власти, 15 судей, номинированных органами самоуправления, вместо этого будут избираться Сеймом . [5] 22 июля верхняя палата парламента одобрила законопроект 55 голосами против 23 при двух воздержавшихся. [6] [7] Он был передан президенту Анджею Дуде для обнародования, хотя Дуда в конечном итоге наложил вето на эту меру. [8] [9]

В ноябре 2017 года эти меры были приняты снова, что обеспечило «легкое» прохождение в следующем месяце в парламенте. [10] [11] «Вопреки» критике ЕС, Дуда немедленно подписал закон о реструктуризации Национального совета судебной власти. [12]

Реакция [ править ]

20 декабря Европейский Союз принял решение ввести «беспрецедентные дисциплинарные меры против Польши» в дополнение к ряду других принятых законов, которые, по его утверждениям, позволяют правительству «значительно вмешиваться» в судебную систему. [13] Решение Европейской комиссии призвать к выполнению статьи 7 Договора о Европейском Союзе ознаменовало собой первый случай в истории Европейского Союза, когда был инициирован процесс лишения государства-члена ЕС его права голоса. [14]

Опрос общественного мнения показал, что 63 процента поляков считают, что «судебная система нуждается в серьезных изменениях». [15] Отдельный опрос, проведенный телеканалом TVN летом 2017 года, показал, что 55 процентов респондентов заявили, что президент Анджей Дуда должен наложить вето на предложенные тогда изменения, а 29 процентов хотели, чтобы он их подписал. [16] Павел Кукиз , лидер «Кукиз'15» – третьей по величине партии в парламенте – сказал, что, по его мнению, «польская судебная система требует «тщательных реформ и глубоких кадровых изменений»» и не будет выступать против этого закона, хотя также выразил сомнение в том, что он сможет провести значимые реформы. [17]

Закон подвергся критике со стороны некоторых, отметивших, что все 15 ныне действующих судей Национального совета судебной власти будут отстранены от должности и заменены с использованием новой процедуры, что фактически даст правящей партии возможность выбирать этих членов. [5] Внутренняя критика закона исходила от ведущих политиков оппозиционной Гражданской платформы . [7] Дональд Туск и Анджей Жеплинский также призвали польское правительство отказаться от предложенных изменений, как это сделали Amnesty International и Совет Европы. [2] [5] [18] Несколько протестов в Польше против этого закона собрали толпы «десятков тысяч человек», причем на одной демонстрации присутствовал бывший президент Лех Валенса . [16] В США администрация Трампа заявила, что этот закон «подорвет независимость судебной власти и ослабит верховенство закона в Польше». [19]

Закон поддержали несколько ведущих польских политических деятелей, в том числе премьер-министр Беата Шидло , бывший Всепольской молодежи президент Адам Андрушкевич , лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский , Здзислав Краснодембский депутат Европарламента и другие. [7] Некоторые члены «Кукиз'15» присоединились к правящей партии «Право и справедливость», поддержав это предложение. [7] Международная поддержка позиции Польши пришла из Венгрии: премьер-министр Виктор Орбан заявил, что «наступление инквизиции против Польши никогда не увенчается успехом, потому что Венгрия будет использовать все законные возможности в Европейском Союзе, чтобы продемонстрировать солидарность с поляками». [16]

Примечания [ править ]

  1. ^ Под «самоуправлениями» подразумеваются две ассоциации судей: общее собрание судей региональных судов и общее собрание судей апелляционных судов. [ нужна ссылка ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Национальный совет судебной власти» . Сейм Республики Польша . Сейм . Проверено 22 июля 2017 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПРОЕКТУ ПОПРАВОК В ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОМ СОВЕТЕ СУДЕБНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ АКТОВ ПОЛЬШИ . Совет Европы . 2017. С. 6, 18, 22.
  3. ^ «Состав Совета» . Национальный совет судебной власти . Правительство Польши . Архивировано из оригинала 3 октября 2019 года . Проверено 22 июля 2017 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правительство Польши пытается взять под свой контроль высший суд» . Политик . 13 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Столкновения из-за судей вызывают опасения за верховенство закона в Польше» . Файнэншл Таймс . 7 июня 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
  6. ^ «Польские сенаторы одобрили спорную реформу суда» . Новости АВС . 21 июля 2017. Архивировано из оригинала 22 июля 2017 года . Проверено 22 июля 2017 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Збытневская, Каролина (20 июля 2017 г.). «Польша: жесткая реакция на угрозу статьи 7» . Еврактив . Проверено 22 июля 2017 г.
  8. ^ Шоттер, Джеймс (22 июля 2017 г.). «Сенат Польши принял оспариваемый законопроект о судебной системе» . Файнэншл Таймс . Проверено 22 июля 2017 г.
  9. ^ «Президент Польши Дуда наложил вето на судебную реформу после протестов» . Новости Би-би-си . 24 июля 2017 г. Проверено 20 декабря 2017 г.
  10. ^ «Спорные изменения в польском законодательстве ждут одобрения президента» . Радио Польша . 16 декабря 2017 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
  11. ^ Налепа, Моника (28 ноября 2017 г.). «Польша снова в кризисе. Вот что вам следует знать о последнем захвате власти ультраправыми» . Вашингтон Пост . Проверено 20 декабря 2017 г.
  12. ^ «Президент Польши подписывает законопроекты о реформе судебной системы» . Рейтер . 20 декабря 2017 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
  13. ^ «Реформы судебной системы в Польше: ЕС принимает дисциплинарные меры» . Новости Би-би-си . 20 декабря 2017 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
  14. ^ Козловская, Ханна (20 декабря 2017 г.). «ЕС запустил «ядерный вариант» против Польши» . Кварц . Проверено 20 декабря 2017 г.
  15. ^ Хорват, Каролина (20 июля 2017 г.). «Польша отходит от демократии и ЕС в последних реформах судебной системы» . Международное общественное радио . Проверено 22 июля 2017 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Бывший президент Польши Лех Валенса присоединился к протесту против реформы судебной системы» . Хранитель . 22 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
  17. ^ «Польские суды нуждаются в реформе, но не должны быть политизированы: оппозиционная группа» . Новости . 17 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
  18. ^ «Польша: Новый закон подрывает независимость судебной власти» . amnesty.org . Международная амнистия . Проверено 22 июля 2017 г.
  19. ^ Мерфи, Пол (21 июля 2017 г.). «США предупреждают Польшу по поводу законопроекта о судебной системе по мере роста протестов» . CNN . Проверено 22 июля 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d9a61be0ad9060a17ac980638217f7f__1713464400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/7f/8d9a61be0ad9060a17ac980638217f7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
National Council of the Judiciary (Poland) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)