Национальный совет судебной власти (Польша)
Национальный совет судебной власти КРС | |
Обзор агентства | |
---|---|
Сформированный | 1989 год |
Юрисдикция | Польша |
Штаб-квартира | Варшава |
Веб-сайт | www |
Национальный совет судебной власти ( польский : Krajowa Rada Sądownictwa ) — национальный судебной власти Польши совет . Это государственный орган в Польше, ответственный за назначение судей и рассмотрение этических жалоб на действующих юристов.
Создание и состав [ править ]
Национальный совет судебной власти является конституционным органом, назначенным для защиты независимости судов и судей. Это коллективный орган, состоящий из представителей судебной власти (первого председателя Верховного суда, председателя Высшего административного суда и 15 представителей органов самоуправления судей, назначаемых на четырехлетний срок полномочий), законодательного (четыре депутата и два сенатора, избираемые на четырехлетний срок полномочий) и исполнительная власть (министр юстиции и лицо, назначаемое Президентом Республики). Совет представляет Президенту предложения относительно назначения судей; он занимается кадровыми вопросами судей и выражает свое мнение о профессиональной этике судей. Он также может обратиться в Конституционный трибунал с просьбой вынести решение о соответствии конституционности нормативных актов в той степени, в которой они затрагивают независимость судов и судей.
Национальный совет судебной власти был создан в 1989 году, в Польше начался процесс интенсивных социальных и политических изменений, связанных с переговорами «Круглого стола», которые привели к значительным конституционным изменениям, в том числе в сфере судебных органов. Уже в апреле 1989 года на основании апрельской поправки к Конституции Польской Народной Республики был создан Национальный совет судебной власти, который получил право представлять Президенту кандидатов на должности судей. В конце 1989 года в результате пересмотра Конституции Польской Народной Республики было восстановлено традиционное название государства – Республика Польша, которое согласно ст. 1 Конституции определялось как демократическое правовое государство. В частности, это позволило Конституционному трибуналу интерпретировать из этого положения многие нормы, характеризующие систему государств, ссылаясь на понятие верховенства права. Изменение внесено также в ст. 56 сек. 1 Конституции, разделение судебной власти на Верховный суд, общие суды и специальные суды. В принятой впоследствии Малой конституции 1992 г. принцип единообразия государственной власти был заменен принципом разделения властей, а независимые суды стали органами государственной власти в сфере судебной власти (ст. 1). В то же время продолжалась работа над новой полноценной конституцией. Эти работы завершились принятием Конституции от 2 апреля 1997 года, которая вступила в силу 17 октября 1997 года и действует до сих пор.Действующая Конституция создает формальную основу для полной независимости судебной власти, которая выделена в отдельный орган и включает в себя суды и трибуналы (ст. 10 и 173). Суды, которые занимаются правосудием, включают Верховный суд, общие суды, административные суды и военные суды. Польскими трибуналами являются Конституционный трибунал и Государственный трибунал. Конституция также предусматривает полные формальные гарантии независимости судей, которые назначаются Президентом по требованию Национального совета судебной власти. Польские конституционные положения, касающиеся третьего органа, также ссылаются на европейские стандарты в области судебной власти, включая соответствующую прецедентную практику Европейского суда по правам человека. Эти правила, а также практика их применения не стали препятствием для вступления Польши в Европейский Союз в 2004 году. Польскую судебную систему следует в целом оценить как отвечающую требованиям принципа верховенства права и международным и европейским стандартам в эта область.
Национальный совет судебной власти состоит из 25 членов: представитель президента Польши , министр юстиции , шесть членов парламента, избираемых им на четырехлетний срок, первый председатель Верховного суда Польши , первый президент Верховного административного суда Польши и 15 судей, избираемых «самоуправлениями» на четырехлетний срок. [1] [а]
Совет был создан в соответствии со статьями 186 и 187 Конституции Польши . [2] По состоянию на 2022 год Дагмара Павелчик-Войцка была председателем Национального совета судебной власти. [3]
Авторитет [ править ]
Национальный совет судебной власти отвечает за назначение судей для заполнения вакансий судей; Затем официальное назначение производит президент Польши. [4]
и Критика реформа
В 2017 году Совет Европы раскритиковал включение только шести женщин в состав Национального совета судебной власти, состоящего из 25 членов, а также тот факт, что 15 самоизбираемых судей отбывали свои полномочия «совместно», то есть все 15 заменяются в массовом порядке каждый раз. четыре года. [2] По мнению Совета Европы, это поставило под угрозу преемственность Национального совета судебной власти. [2] Представители правящей Партии «Право и справедливость» также раскритиковали совет за назначение судей, которые, как он утверждал, отдавали предпочтение своим личным политическим идеологиям для защиты бывших чиновников Польши коммунистической эпохи . [4]
Предложение о реструктуризации на 2017 год [ править ]
Согласно законопроекту 2017 года, направленному на реформирование Национального совета судебной власти, 15 судей, номинированных органами самоуправления, вместо этого будут избираться Сеймом . [5] 22 июля верхняя палата парламента одобрила законопроект 55 голосами против 23 при двух воздержавшихся. [6] [7] Он был передан президенту Анджею Дуде для обнародования, хотя Дуда в конечном итоге наложил вето на эту меру. [8] [9]
В ноябре 2017 года эти меры были приняты снова, что обеспечило «легкое» прохождение в следующем месяце в парламенте. [10] [11] «Вопреки» критике ЕС, Дуда немедленно подписал закон о реструктуризации Национального совета судебной власти. [12]
Реакция [ править ]
20 декабря Европейский Союз принял решение ввести «беспрецедентные дисциплинарные меры против Польши» в дополнение к ряду других принятых законов, которые, по его утверждениям, позволяют правительству «значительно вмешиваться» в судебную систему. [13] Решение Европейской комиссии призвать к выполнению статьи 7 Договора о Европейском Союзе ознаменовало собой первый случай в истории Европейского Союза, когда был инициирован процесс лишения государства-члена ЕС его права голоса. [14]
Опрос общественного мнения показал, что 63 процента поляков считают, что «судебная система нуждается в серьезных изменениях». [15] Отдельный опрос, проведенный телеканалом TVN летом 2017 года, показал, что 55 процентов респондентов заявили, что президент Анджей Дуда должен наложить вето на предложенные тогда изменения, а 29 процентов хотели, чтобы он их подписал. [16] Павел Кукиз , лидер «Кукиз'15» – третьей по величине партии в парламенте – сказал, что, по его мнению, «польская судебная система требует «тщательных реформ и глубоких кадровых изменений»» и не будет выступать против этого закона, хотя также выразил сомнение в том, что он сможет провести значимые реформы. [17]
Закон подвергся критике со стороны некоторых, отметивших, что все 15 ныне действующих судей Национального совета судебной власти будут отстранены от должности и заменены с использованием новой процедуры, что фактически даст правящей партии возможность выбирать этих членов. [5] Внутренняя критика закона исходила от ведущих политиков оппозиционной Гражданской платформы . [7] Дональд Туск и Анджей Жеплинский также призвали польское правительство отказаться от предложенных изменений, как это сделали Amnesty International и Совет Европы. [2] [5] [18] Несколько протестов в Польше против этого закона собрали толпы «десятков тысяч человек», причем на одной демонстрации присутствовал бывший президент Лех Валенса . [16] В США администрация Трампа заявила, что этот закон «подорвет независимость судебной власти и ослабит верховенство закона в Польше». [19]
Закон поддержали несколько ведущих польских политических деятелей, в том числе премьер-министр Беата Шидло , бывший Всепольской молодежи президент Адам Андрушкевич , лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский , Здзислав Краснодембский депутат Европарламента и другие. [7] Некоторые члены «Кукиз'15» присоединились к правящей партии «Право и справедливость», поддержав это предложение. [7] Международная поддержка позиции Польши пришла из Венгрии: премьер-министр Виктор Орбан заявил, что «наступление инквизиции против Польши никогда не увенчается успехом, потому что Венгрия будет использовать все законные возможности в Европейском Союзе, чтобы продемонстрировать солидарность с поляками». [16]
Примечания [ править ]
- ^ Под «самоуправлениями» подразумеваются две ассоциации судей: общее собрание судей региональных судов и общее собрание судей апелляционных судов. [ нужна ссылка ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Национальный совет судебной власти» . Сейм Республики Польша . Сейм . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПРОЕКТУ ПОПРАВОК В ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОМ СОВЕТЕ СУДЕБНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ АКТОВ ПОЛЬШИ . Совет Европы . 2017. С. 6, 18, 22.
- ^ «Состав Совета» . Национальный совет судебной власти . Правительство Польши . Архивировано из оригинала 3 октября 2019 года . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правительство Польши пытается взять под свой контроль высший суд» . Политик . 13 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Столкновения из-за судей вызывают опасения за верховенство закона в Польше» . Файнэншл Таймс . 7 июня 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Польские сенаторы одобрили спорную реформу суда» . Новости АВС . 21 июля 2017. Архивировано из оригинала 22 июля 2017 года . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Збытневская, Каролина (20 июля 2017 г.). «Польша: жесткая реакция на угрозу статьи 7» . Еврактив . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Шоттер, Джеймс (22 июля 2017 г.). «Сенат Польши принял оспариваемый законопроект о судебной системе» . Файнэншл Таймс . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Президент Польши Дуда наложил вето на судебную реформу после протестов» . Новости Би-би-си . 24 июля 2017 г. Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ «Спорные изменения в польском законодательстве ждут одобрения президента» . Радио Польша . 16 декабря 2017 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Налепа, Моника (28 ноября 2017 г.). «Польша снова в кризисе. Вот что вам следует знать о последнем захвате власти ультраправыми» . Вашингтон Пост . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ «Президент Польши подписывает законопроекты о реформе судебной системы» . Рейтер . 20 декабря 2017 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ «Реформы судебной системы в Польше: ЕС принимает дисциплинарные меры» . Новости Би-би-си . 20 декабря 2017 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Козловская, Ханна (20 декабря 2017 г.). «ЕС запустил «ядерный вариант» против Польши» . Кварц . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Хорват, Каролина (20 июля 2017 г.). «Польша отходит от демократии и ЕС в последних реформах судебной системы» . Международное общественное радио . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Бывший президент Польши Лех Валенса присоединился к протесту против реформы судебной системы» . Хранитель . 22 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Польские суды нуждаются в реформе, но не должны быть политизированы: оппозиционная группа» . Новости . 17 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Польша: Новый закон подрывает независимость судебной власти» . amnesty.org . Международная амнистия . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Мерфи, Пол (21 июля 2017 г.). «США предупреждают Польшу по поводу законопроекта о судебной системе по мере роста протестов» . CNN . Проверено 22 июля 2017 г.