Дастгах-э Шур
Дастгях-е Шур ( персидский : دستگاه شور ; азербайджанский : Şur из семи Дастгахов ) — один персидской музыки (классически персидская музыка состоит из семи Дастгахов и пяти Аваз , однако с чисто технической точки зрения можно рассматривайте их как ансамбль из 12 Дастгяхов ).
Введение
[ редактировать ]Шур некотором отношении является самым важным из Дастгяхов в . Он содержит большое количество частей, и в его владениях принадлежат четыре важных Аваза эс: Дашти , Абуата , Баят-э Торк и Афшари . Очень многие народные мелодии из разных частей Персии основаны на ладовых схемах Шура или его производных Дастгах и Гуше . Мелодическое образование в Šur задумано в рамках модальной структуры, показанной ниже для Šur D :
Характеристики этого режима:
- Тетрахорд над финалисом (отмечен буквой «F») является центром мелодической активности.
- Финалис – самый подчеркнутый тон.
- Четвертый выше является минимальной высшей точкой в режиме и имеет значительную значимость.
- 2-й и особенно 3-й над финалом также часто слышны.
- Пятый номер выше (отмечен буквой «М») — это Мотекайер (что на персидском означает переменная ). Когда мелодическая линия нисходящая, она обычно понижается на микротон от а до а.
( корон ). Это понижение ответственно за создание ощущения финала четвертой ступени, указанной выше, поскольку, опуская a ♮ к
, исходный тетрахорд воссоздан из g.
- Вышеупомянутая 6-я ступень не имеет существенной роли, за исключением обозначения разрешения 5-й ступени, когда она используется по возрастанию ( ♮ ). Седьмой пункт выше может быть и часто полностью опущен.
- Вторая ступень ниже (отмечена буквой «Ā») имеет большое значение как как частая нота Āqāz (что означает начало на персидском языке), так и в каденциях, где один из наиболее распространенных каденциальных паттернов включает в себя переход от второй ступени к финалу.
- Третий ниже также часто используется в каденциях. В таких ситуациях он используется по возрастанию, переходя во вторую ступень ниже, а затем в финал. Здесь терция ниже выше своей октавы (6-я вверху) на микротон, б
вместо б ♭ .
До
[ редактировать ]В каждом дастгахе Форуд играет очень важную роль как объединяющий агент , который связывает вместе различные гуши в этом дастгахе . В большинстве Дастгахов более одного шаблона Форуда используется . В Шур Форуд к финалису можно приблизиться посредством а) 2-го внизу, б) 3-го и 2-го внизу, в) 2-го сверху или г) 4-го сверху. То, что предшествует этим подходам, может быть кратким или обширным в зависимости от степени импровизации Форуда . Следующие оценки дают среднюю длину каждого из этих типов Форуда в Шур D :
На данный момент
[ редактировать ]Мелодическая часть «Шура» , как и всех «Дастгахов » и «Гуше », в подавляющем большинстве диатонична. Никаких прыжков больше идеальной четверки не делается. Большинство скачков четвертей на самом деле происходит между концом одной фразы и началом другой. В других ситуациях относительно часто встречается скачок кварты вверх, от второй ниже к третьей над финалисом в начале фразы. Прыжок кварты вверх, а затем вниз является обычным явлением в Форуд d, как показано выше. Этот тип окончания также используется в ряде других Дастга (например, Хомаюн и Нава ). Самая заключительная часть этого Форуда , которая включает в себя прыжок на четвертую ступень вниз, известна как Бал-е Кабутар (что на персидском означает голубиное крыло ) (см. партитуру ниже).
Скачки терций между нотами основного тетрахорда используются редко, обычно в последовательных и декоративных отрывках, как показано в следующей партитуре в Šur D :
мелодический характер Шура , представленного Дарамадом , две разные формулы для Дарамада Шура Чтобы проиллюстрировать транскрибируются в следующих партитурах Шура D :
Эти формулы, как основа импровизации, были получены после анализа многочисленных импровизаций в Дастгах-е Шур . После раздела Дарамад те Гуше , которые являются частью организации Дастгах-э Шур исполняются . Полный Радиф , такой как у Мусы Маруфи, содержит много повторений и несколько коротких и незначительных фрагментов. Настоящее исследование посвящено более крупным и необычным произведениям, большинство из которых будут включены в обычное, но расширенное исполнение Шура.
Основными гушами Дастгах -е Шура являются следующие: Салмак , Молла Нази , Голриз , Бозорг , Хара , Каджар , Оззал , Шахназ , Караче , Хосейни , Баят-е Корд и Герейли . Их можно выполнять в таком порядке, но порядок ни в коем случае не является фиксированным. В конкретном исполнении Дастгах-е Шур некоторые Гуши могут быть вообще исключены, а порядок их включения также может меняться. Это наблюдение будет справедливым для всех Дастгяхов . Порядок, в котором перечислены и описаны Гуше , в лучшем случае представляет собой наиболее распространенное расположение наиболее примечательных произведений в каждом Дастгахе .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хормоз Фархат, Концепция Дастга в персидской музыке (Издательство Кембриджского университета, 1990). ISBN 0-521-30542-X , ISBN 0-521-54206-5 (первое издание в мягкой обложке, 2004 г.).