Эстеванико
Эстеванико | |
---|---|
Рожденный | Мустафа в. 1500 |
Исчезнувший | 1539 Хавику , Нью-Мексико , Новая Испания |
Другие имена | Эстебан Мавр, Маленький Стивен, Эстебан де Дорантес, Мустафа Аземмури |
Род занятий | Исследователь современной Мексики и некоторых частей юго-запада США. |
Эстеванико ( ок. 1500–1539 ), также известный как Мустафа Аземмури , Эстебан де Дорантес и Эстеванико Мавр , был первым человеком африканского происхождения, исследовавшим Северную Америку. Он был одним из четырех последних выживших участников экспедиции Нарваэса , наряду с Альваром Нуньесом Кабесой де Вака , Андресом Дорантесом де Каррансой и Алонсо дель Кастильо Мальдонадо .
О происхождении Эстеванико мало что известно, но современные источники описывают его как « негра-аларабе » или «черного человека, говорящего по-арабски», уроженца Аземмура, Марокко . В 1522 году он был продан в рабство испанскому дворянину Андресу Дорантесу де Каррансе в марокканском городе Аземмур, контролируемом португальцами.
Начиная с 1528 года он участвовал в экспедиции Нарваэса , которая отправилась с Кубы под руководством Панфило де Нарваэса для исследования и колонизации испанской Флориды. После многочисленных испытаний, включая кораблекрушения и порабощение коренными американцами, Эстеванико вместе с тремя другими выжившими сбежал из плена в 1534 году и стал знахарем. Они отправились в эпическое путешествие протяженностью около 2000 миль по внутренним территориям Америки, став первыми африканцами и европейцами, прибывшими на американский Запад. Их путешествие было встречено с уважением и восхищением со стороны коренных общин, и в июле 1536 года они наконец достигли испанского поселения в Синалоа, Мексика.
Их рассказы о богатых цивилизациях на севере захватили испанцев в Мехико, что побудило вице-короля Новой Испании Антонио де Мендоса поручить Фраю Маркосу де Нисе поиск легендарных семи городов Сиболы . Эстеванико служил проводником в экспедиции, идя впереди основной группы с группой индейцев Соноры и торговыми товарами. Однако недалеко от Сиболы произошла трагедия, когда жители деревни напали на Эстеванико, что привело к его смерти. В нескольких современных отчетах описывается его кончина, но мотивы нападения остаются неясными.
Жизнь Эстеванико остается загадочной историей об устойчивости и исследованиях, оказав неизгладимое влияние на раннюю историю европейских исследований в Северной Америке. Его путешествие, описанное Альваром Нуньесом Кабесой де Вака , дало ценную информацию о народах, дикой природе и географии западной части Северной Америки, что сделало его важной фигурой в истории.
Фон
[ редактировать ]О биографии Эстеванико известно очень мало. Наиболее полное описание его происхождения состоит всего из одной строки, написанной Альваром Нуньесом Кабесой де Вака в его испанском отчете об экспедиции Нарваэса . Кабеса де Вака писал, что он был « негром-аларабе, прирожденным де Азамором ». [ 1 ] что можно перевести как «арабизированный черный, уроженец Аземмура». [ 1 ] или « чернокожий, говорящий по- арабски , уроженец Азамора». [ 2 ] В этой же хронике не упоминается порабощение Эстеванико, но другие современные документы ясно показывают, что он принадлежал Андресу Дорантесу де Каррансе , испанскому дворянину, участвовавшему в экспедиции. [ 3 ]
В большинстве современных источников он упоминается под его личными прозвищами Эстеванико, Эстеван или просто эль негр (распространенный испанский термин, означающий «черный»).
В молодости Эстеванико был продан в рабство в 1522 году в марокканском городе Аземмур, контролируемом португальцами, на побережье Атлантического океана. Он был продан Андресу Дорантесу де Каррансе . Неясно, был ли он воспитан мусульманином , но Испания не разрешала некатоликам путешествовать в Новую Испанию , поэтому он должен был креститься как католик, чтобы присоединиться к экспедиции. Его христианское имя Эстеван, испанская форма имени «Стефан», подтверждает это. [ нужна ссылка ]
Экспедиция Нарваэса
[ редактировать ]
Экспедиция численностью около 300 человек, возглавляемая недавно назначенным аделантадо (губернатором) Флориды Панфило де Нарваесом, [ 4 ] покинул Кубу в феврале 1528 года, намереваясь отправиться на остров Исла-де-лас-Пальмас недалеко от современного Тампико, Мексика , чтобы основать два поселения. Штормы и сильные ветры вынудили флот к западному побережью Флориды. Экспедиция Нарваэса высадилась в современном Санкт-Петербурге, штат Флорида, на берегу залива Бока-Сьега . Нарваес приказал своим кораблям, 100 мужчинам и 10 женщинам плыть на север в поисках большой гавани, которая, как заверили его лоцманы, находилась неподалеку. Он повел еще 300 человек с 42 лошадьми на север вдоль побережья, намереваясь воссоединиться со своими кораблями в большой гавани. К северу от залива Бока-Сьега нет большой гавани, и Нарваес больше никогда не видел своих кораблей.
Пройдя 300 миль на север и вступив в вооруженное столкновение с коренными американцами, выжившие построили лодки, чтобы плыть на запад вдоль береговой линии Мексиканского залива, надеясь достичь Пануко и Рио-де-лас-Пальмас. Шторм разразился, когда они были недалеко от острова Галвестон , штат Техас. Около 80 человек пережили шторм и были выброшены на берег острова Галвестон . После 1529 года трое выживших из одной лодки, включая Эстеванико, попали в рабство индейцев Коауильтекан; в 1532 году они воссоединились с выжившим с другой лодки, Альваром Нуньесом Кабеса де Вака . [ 5 ] Эти четыре года провели в рабстве на барьерных островах Техаса . [ 6 ]
В 1534 году четверо выживших бежали вглубь Америки и стали знахарями . Четверо мужчин, Кабеса де Вака, Андрес Дорантес де Карранса , Алонсо дель Кастильо Мальдонадо и Эстеван, сбежали из плена в 1534 году и отправились на запад, в современный Техас, юго-запад США, и Северную Мексику. Они были первыми европейцами и африканцами, попавшими на американский Запад. Пройдя почти 2000 миль с момента их первой высадки во Флориде, они наконец достигли испанского поселения в Синалоа . Оттуда они отправились в Мехико, расположенный в 1000 милях к югу. К ним как к знахарям относились с большим уважением, предлагали еду, кров и подарки, а в деревнях устраивали праздники в их честь. Когда они решили, что хотят уйти, принимающая деревня проводила их в следующую деревню. [ 7 ] Иногда за ними в следующую деревню следовали до 3000 человек. [ 8 ] Группа пересекла континент до западной Мексики, в пустыне Сонора и в регионе Сонора в Новой Испании (современная Мексика). Найдя небольшое испанское поселение, четверо выживших прошли 1000 миль на юг, в Мехико, и прибыли туда в июле 1536 года.
В 1542 году Кабеса де Вака опубликовал Relación , книгу о своем 8-летнем путешествии по выживанию, которая включала информацию об Эстеванико. Она была снова переиздана в 1555 году. Это была первая опубликованная книга, в которой описывались народы, дикая природа, флора и фауна внутренней части Северной Америки, и первая книга, в которой описывался американский бизон. В Relación Кабеса де Вака сказал, что Эстеванико часто опережал трех других выживших, потому что Эстеванико выучил некоторые части местного языка.
Экспедиция в Нью-Мексико
[ редактировать ]В Мехико четверо выживших участников экспедиции рассказали истории о богатых коренных племенах севера, что вызвало переполох среди испанцев в Мексике. [ 9 ] Когда трое испанцев отказались возглавить экспедицию на север, Антонио де Мендоса , вице-король Новой Испании , поручил Фраю Маркосу де Нисе возглавить экспедицию на север в поисках легендарных семи городов Сиболы . Эстеванико было поручено стать проводником экспедиции. В письме Карлу V Мендоса написал: «Я нанял негра, пришедшего с Дорантесом». Согласно современному источнику, Мендоса либо купил Эстеванико, либо получил его в подарок от Дорантеса. [ 10 ] Есть некоторые свидетельства того, что Мендоса освободил Эстеванико; его добавили в личную охрану наместника, и его больше никогда не называли рабом. [ 11 ]
7 марта 1539 года экспедиция вышла из Кулиакана , самого северного испанского поселения в Новой Галисии . Эстеванико ехал впереди основной группы с группой индейцев Соноры и большим количеством торговых товаров. Как и прежде, он принял на себя роль знахаря с колокольчиками и перьями на руках и лодыжках и с тыквенной погремушкой, украшенной нитками колокольчиков и двумя перьями. Фрай Маркос поручил ему общаться, отправляя обратно кресты основной группе, размер креста указывал на важность его открытий. Однажды прибыл крест высотой с человека, и посланники сказали, что Эстеванико слышал сообщения о семи больших и богатых городах в земле на севере, называемой Сибола. Передовой отряд двинулся на север в поисках Сиболы, несмотря на приказ Фрая Маркоса ждать его. [ 12 ] [ 13 ]
Счета смерти
[ редактировать ]Когда Эстеванико был на расстоянии дня пути от Сиболы, он послал вперед гонца, чтобы сообщить о своем прибытии. Узнав о предстоящем визите Эстеванико, глава первой деревни в гневе приказал посланнику уйти и пригрозил убить любого, кто вернется. Эстеванико, похоже, не обеспокоил эти угрозы, и он направился в Сиболу. Когда группа прибыла, жители деревни забрали свои товары и оставили их на ночь без еды и воды. Одному из индейцев, бывших в отряде Эстеванико, удалось сбежать и спрятаться неподалеку. На следующее утро он увидел, как люди Сиболы преследовали Эстеванико и стреляли в него стрелами. Он не видел, что случилось с африканцем, но другие члены его группы были убиты. Спрятавшийся индеец поспешил рассказать Фраю Маркосу о том, что он стал свидетелем.
Услышав известие о нападении, Фрай Маркос поспешил вперед. Вскоре он встретил еще двух сонорцев из передового отряда, которые были ранены и окровавлены. Они не знали наверняка о судьбе Эстеванико, но предполагали, что он мертв. Услышав это, Де Ниса быстро вернулся в Новую Испанию и написал для вице-короля отчет о своей экспедиции. [ 14 ] В своем «Relacion» он сообщил о смерти Эстеванико в Хавику , рассказанную ему членами африканской партии. [ 15 ]
Год спустя гораздо более крупная испанская экспедиция под руководством Франсиско Васкеса де Коронадо достигла пуэбло, где, как сообщается, Эстеванико был убит. В августе 1540 года он писал наместнику, что «смерть негра совершенно неизбежна, поскольку многие вещи, которые он носил, были найдены». Он также написал, что жители пуэбло Зуни, где он умер, убили Эстеванико, потому что он был «плохим человеком», который убивал и нападал на их женщин. [ 16 ]
Известны и другие современные версии смерти Эстеванико. Педро де Кастаньеда де Нахера, летописец экспедиции Коронадо, писал, что жители Сиболы убили его, потому что обиделись, когда он попросил у них бирюзу и женщин. Эрнандо Аларкону, также участнику экспедиции, рассказали, что, когда Эстеванико хвастался, что у него поблизости есть множество вооруженных последователей, вожди Сиболы убили его, прежде чем он успел раскрыть их местонахождение своим последователям. Санчо Дорантес де Карранса, внук Андреса Дорантеса де Карранса , писал, что Эстеванико был «прострелен стрелами, как святой Себастьян ». [ 17 ] [ 18 ]
Современные историки выдвинули другие теории, объясняющие смерть Эстеванико. Робертс и Робертс предположили, что Эстеванико, который носил совиные перья и нес тыкву знахаря, мог рассматриваться зуни как выдающий себя за знахаря, которого они наказали смертью. Другие предполагают, что он, возможно, напоминал злого колдуна, существовавшего в религии Зуни, «Чаквайна» качина ». [ 19 ]
В 2002 году Хуан Франсиско Маура предположил, что зуни не убивали Эстеванико, а скорее он и его друзья остались среди А:шиви, которые, вероятно, помогли ему инсценировать свою смерть, чтобы он мог вернуть себе свободу. [ 20 ] В некоторых фольклорных легендах говорится, что фигура Качина , Чакваина , основана на Аземмоури. [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]Эстеванико был первым некоренным уроженцем, посетившим земли пуэбло. [ 22 ] [ 23 ]
Представительство в других СМИ
[ редактировать ]- «Счет мавра» — роман американской писательницы Лайлы Лалами , вышедший в 2014 году , представляет собой вымышленные мемуары Эстеванико. [ 24 ] [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гудвин 2008 , с. 80.
- ^ Адорно и Паутц 1999 , с. 176.
- ^ Ставанс 2013 , стр. 91-92n8.
- ^ Полная энциклопедия афроамериканской истории . Кантон, Мичиган: Пресса для видимых чернил. 2018. с. 17. ISBN 9781578595365 .
- ^ Кабеса де Вака, Альвар Нуньес (1983). Приключения Кабесы де Вака в неизведанных глубинах Америки . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. Глава II.
- ^ Чипман 2023 .
- ^ Ресендес, Андрес (2009). Земля такая странная . Нью-Йорк: Основные книги. п. 190.
- ^ Ресендес, Андрес (2009). Земля такая странная . Нью-Йорк: Основные книги.
- ^ Чипман, Дональд Т.; Дениз Джозеф (1999). Известные мужчины и женщины испанского Техаса . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 17.
- ^ Варнум 2014 , стр. 196–197.
- ^ Флинт 2008 , с. 32.
- ^ Варнум 2014 , стр. 197–198.
- ^ Weigle 2003 , стр. 38–39.
- ^ Варнум 2014 , с. 199.
- ^ Джордж П. Хаммонд и Агапито Рей, ред. Рассказы об экспедиции Коронадо . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1940, 77.
- ^ Варнум 2014 , с. 200.
- ^ Варнум 2014 , стр. 200–201.
- ^ Чипман, Дональд Э. (2010). «Эстеванико». Справочник Техаса онлайн . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 13 августа 2009 г.
- ^ Робертс, Калифорния; Робертс, С. (2006). Нью-Мексико . Альбукерке, Нью-Мексико: Университет Нью-Мексико. стр. 24–26.
- ^ Маура, Хуан Франциско (2002). «Новые интерпретации приключений Альвара Нуньеса Кабеса де Вака, Эстебана де Дорантеса и Фрая Маркоса де Нисы». Журнал латиноамериканских исследований . 29 (1–2): 129–154.
- ^ Уошберн, Уилкомб Э. (1996). Кембриджская история коренных народов Америки, Часть 1 . Лондон: Издательство Кембриджского университета. п. 371.
- ^ Брэндон, Уильям (2003). Взлет и падение североамериканских индейцев . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Робертс Райнхарт. п. 154. ИСБН 9781570984525 .
- ^ Макдональд, Дедра С. (1998). «Близость и империя: индийско-африканское взаимодействие в испанском колониальном Нью-Мексико, 1500–1800». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 22 (1–2): 134–156. JSTOR 1185114 .
- ^ Лейла Лалами , Счет мавра . Нью-Йорк: Книги Пантеона, 2014. ISBN 978-0307911667 .
- ^ Хэселби, Сэм (20 мая 2019 г.). «Мусульмане ранней Америки» . Эон . Проверено 17 марта 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адорно, Ролена; Паутц, Патрик Чарльз (1999). Рассказ о Кабеса де Вака . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 080326416X .
- Аррингтон, Кэролайн. Черный исследователь в испанском Техасе: Эстеванико , Остин, Техас: Eakin Press, 1986.
- Банделье, Адольф Ф.; Родак, Мадлен Террелл (1981). Открытие Нью-Мексико монахом-францисканцем Маркосом де Нисой в 1539 году . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-0717-7 .
- Чипман, Дональд Э. (2023). «Эстеванико» . Справочник Техаса онлайн . Историческая ассоциация штата Техас.
- Фавата, Мартин А. и Хосе Б. Фернандес (1993). Счет: Отношения Альвара Нуньеса Кабеса де Вака . Хьюстон, Техас: Arte Publico Press. ISBN 1558850600 .
- Флинт, Ричард (2008). Нет поселения, нет завоевания: история Коронадо Энтрада . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-4362-8 .
- Гудвин, Роберт (2008). Пересечение континента, 1527-1540 гг . Нью-Йорк: Харпер. ISBN 0-06-114044-9 .
- Херрик, Деннис (2018). Эстебан: африканский раб, исследовавший Америку . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 9780826359827 .
- Кац, Уильям Лорен. Черный Запад , Гарден-Сити, Нью-Джерси: Doubleday & Company, Inc., 1971 г.
- Логан, Рэйфорд. «Эстеванико, негр-открыватель Юго-Запада: критический пересмотр», Phylon 1 (1940): 305–314.
- Маура, Хуан Франциско. Насмешник Америки: Альвар Нуньес Кабеса де Вака , Парнасео/Лемир. Валенсия: Университет Валенсии, 2008.
- Маура, Хуан Франциско. «Новые интерпретации приключений Альвара Нуньеса Кабеса де Вака, Эстебана де Дорантеса и Фрая Маркоса де Нисы», Revista de Estudios Hispánicos (PR). 29.1–2 (2002): 129–154.
- Низа, Фрай Маркос де (1999). Книга Адольфа Бандельера «Открытие Нью-Мексико монахом Маркосом де Нисой в 1539 году» . Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- Шепард, Элизабет. Открытия Эстебана Черного , Нью-Йорк: Додд, Мид, 1970. стр. 111–4.
- Ставанс, Илан, изд. (2013). Альвар Нуньес Кабеса де Вака, Хроники экспедиции Нарваэса . Перевод Фрая, Дэвид. WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-91815-1 .
- Варнум, Робин (2014). Альвар Нуньес Кабеса де Вака: американский первопроходец . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-4497-9 .
- Вейгле, Марта (2003). Лор Нью-Мексико . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 38–39. ISBN 9780826331571 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1500-е рождения
- 1539 смертей
- Исследователи Нью-Мексико
- Люди из Аземмура
- Португальские исследователи Северной Америки
- Переходит в католицизм из суннитского ислама.
- Бывшие мусульмане Марокко
- Испанские рабы
- Португальские рабы
- Испанские исследователи
- Африканские конкистадоры
- Испанские конкистадоры
- Марокканские католики
- В Нью-Мексико убиты люди
- Рабы 16 века
- Марокканские эмигранты в США
- Исследователи 16 века
- Испанские исследователи Северной Америки