фемема
Феема « (от древнегреческого wikt:φημί я говорю, говорю») — гипотетический речевой звук с абстрактным жестовым значением, предложенный лингвистом Мэри ЛеКрон Фостер .
По словам Фостера, фемемы были фундаментальным строительным блоком самого раннего человеческого разговорного языка (первоначального языка), в отличие от фонем подтвержденных языков, современных или исторических. Таким образом, концепция фемы играет важную роль в дебатах о жестовом происхождении речи . Например, звук [м] как осмысленный устный жест понимается как указание на «две противоположные поверхности, сужающиеся, прижимающиеся друг к другу, удерживающиеся вместе, сдавливающие или упирающиеся друг в друга». [1] Рефлексы этого исконного [м] и его первоначального значения обнаруживаются в якобы несвязанных между собой современных языках в словах, относящихся к рту, женским гениталиям, а также в их семантических расширениях, например, латинское mugio 'мычать, горн', mutus 'немой', слизь 'слизистый', японское мугон 'молчание, немота', дравидийское мука- 'лицо, рот', Пиро (аравак) муси- 'беременна, оплодотворять'. [2] Согласно ее последней опубликованной работе, [3] Фостер предполагает, что фемемная система изначального разговорного языка состояла из следующих фем.
губной | Стоматологический | Альвеопалатальный | Велар | гортань | |
---|---|---|---|---|---|
Резонанс | м | н | л | ||
двусторонний | внутренний | неограниченный | |||
Остановки | п | т | с | к | ʔ |
проективный | интроективный | внешний | расходящийся | прерывистый | |
Скользит | В | и | час | ||
наклонился | линейный | непрерывный |
Философ Максин Шитс-Джонстон широко использует концепцию фемы Фостера, утверждая, что иконичность является основой символического процесса. [4] Эрл Р. Андерсон [5] указывает, что феема, таким образом, является развитием более ранних теорий, постулирующих роль устных жестов в происхождении разговорного языка, таких как теории натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса. [6] и антрополог Эдвард Бёрнетт Тайлор , [7] который назвал свой метод генеративной филологией . Следствием гипотезы фемем является то, что в изначальном языке отсутствовала двойная артикуляция , которую американский лингвист Чарльз Ф. Хокетт предложил как центральную особенность человеческого языка. Согласно этому принципу, лингвистические знаки состоят из строительных блоков, таких как фонемы , которые сами по себе бессмысленны, например, кошка состоит из фонем /k/, /æ/ и /t/. В более поздней эволюции фемы были десемантизированы и заменены бессмысленными фонемами. Антрополог Гордон Хьюс предполагает, что этот сдвиг был мотивирован преимуществами фонем в быстром поиске слов. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фостер, Мэри ЛеКрон. 1978. Символическая структура изначального языка. В Шервуде Л. Уошберне и Элизабет Р. МакКаун (ред.) «Эволюция человека: биосоциальные перспективы» , 77–121. Менло-Парк, Калифорния: Бенджамин/Каммингс.
- ^ Фостер, Мэри ЛеКрон. 1990. Рождение и жизнь знаков. В Мэри ЛеКрон Фостер и Люси Бочароу (ред.) «Жизнь символов» , 285–306. Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- ^ Фостер, Мэри ЛеКрон. 1996. Реконструкция эволюции человеческой разговорной речи. В книге Андре Локка и Чарльза Р. Питерса (ред.) « Справочник по символической эволюции человека» , 747–775. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Шитс-Джонстон, Максин. 1999. Сенсорно-кинетическое понимание языка: исследование происхождения. Эволюция коммуникации 3 (2): 149–183.
- ^ Андерсон, Эрл Р. 1998. Грамматика иконизма . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press. Стр. 63ф.
- ^ Выразительность речи, или Жест рта как фактор происхождения языка. Двухнедельный обзор 64: 528–543.
- ^ Тайлор, Эдвард Бернетт. 2010 [1871]. Первобытная культура: исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев . 2 тома. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Хьюс, Гордон В. 1983. Изобретение фонематического языка. В книге Эрика де Гролье (ред.) Глоссогенетика: происхождение и эволюция языка , 143–162. Кур, Швейцария: Harwood Academic.