я я

Аку-Аку: Тайна острова Пасхи — книга Тура Хейердала, вышедшая в 1957 году. [ 1 ] опубликовано на норвежском, шведском, датском и финском языках, а в следующем году — на французском и английском языках. В книге описываются Норвежской археологической экспедиции исследования 1955–1956 годов полинезийской истории и культуры на острове Пасхи , южных островах Рапа -Ити и Райвавае , а также Маркизских островах Нуку -Хива и Хива-Оа . посещения острова Питкэрн , Мангаревы и Таити Описаны также .
Значительная часть книги рассказывает о работе на острове Пасхи, где экспедиция исследовала гигантские каменные статуи ( моаи ), каменоломни Рано Рараку и Пуна Пау , церемониальную деревню Оронго на Рано Кау , а также многие другие места по всему острову. Во многом интерес к книге обусловлен взаимодействием сотрудников экспедиции, с их базы на пляже Анакена , с самими жителями острова Пасхи, проживавшими в основном в деревне Ханга-Роа .
Книга и одноименный фильм-продолжение. [ 2 ] внес большой вклад в повышение осведомленности широкой общественности как об острове, так и о статуях. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Книга получила широкое распространение: были изданы как издания в твердом переплете, так и массовые издания. [ 1 ] а также несколько репринтных изданий.
Некоторые выводы Хейердала были подвергнуты сомнению археологами, как и его методы отбора доказательств, подтверждающих его точку зрения. Примечателен его профессионализм в полевых работах, поскольку он привлекал образованных археологов.
Теории
[ редактировать ]Хейердала больше всего связывают с попыткой возродить теорию о том, что некоторые технологии резьбы по камню островитян почти идентичны технологиям, применяемым в некоторых частях Южной Америки, особенно в Перу. Он утверждал, что помимо того, что был заселен полинезийцами , остров Пасхи он был заселен выходцами из Перу в Южной Америке (район, который он описал как «более развитый в культурном отношении»). [ 4 ]
Жители острова Пасхи, по словам Хейердала, настаивали на том, чтобы моаи (статуи) острова Пасхи занимали свои позиции «ходьбой». Хейердал предположил, что это относится к перемещению статуи в вертикальном положении с помощью техники ее поочередного поворота по углам в режиме «ходьбы», техники, которую можно использовать для перемещения высокого объекта с плоским дном (например, отдельно стоящий шкаф). Он проверил эту теорию на небольшом моаи ; однако он быстро отказался от испытаний после того, как основание моаи было повреждено. [ 5 ] Он работал с группой жителей, чтобы продемонстрировать, как вытаскивают довольно большую статую лежа (что было легко сделать), тем самым показывая, что этот метод полезен. Он также работал с туземцами над возведением статуи с помощью рычагов и камней, продемонстрировав, что этот метод тоже работает. В это время все статуи были либо частично закопаны, либо лежали, а эта была восстановлена первой.
Хейердал сравнил каменную кладку высочайшего качества на острове (присутствующую в очень немногих случаях) с доколумбовой эпохи каменной кладкой индейцев , например, в Тиуанако . Он сказал о подпорной стене Аху Винапу: «Ни один полинезийский рыбак не был бы способен придумать, а тем более построить такую стену». [ 4 ]
Хейердал утверждал, что ряд растений острова Пасхи, в том числе тростник Тотора в трех кратерных озерах острова, имеют южноамериканское происхождение. В настоящее время (благодаря анализу ДНК, который в то время не был доступен) они признаны отдельным видом от аналогичных видов, обитающих в озере Титикака . То же самое он сделал и в отношении сладкого картофеля , и этот факт остается необъяснимым, поскольку это действительно южноамериканское место (см.: Выращивание сладкого картофеля в Полинезии#Знакомство с островом Пасхи ).
Культурной особенностью острова Пасхи было удлинение мочки уха. Этого нет в Полинезии, но распространено в Южной Америке. С другой стороны, ткачество и гончарное дело (использовавшиеся в Америке) не были известны жителям острова Пасхи.
Современный анализ
[ редактировать ]Спустя много десятилетий после того, как были выдвинуты гипотезы, выдвинутые в книге, современный анализ ДНК был использован для проверки гипотезы Хейердала о южноамериканском происхождении некоторых жителей острова Пасхи. Анализ последовательности ДНК нынешних жителей острова Пасхи показывает, что 36 человек, живущих на Рапа-Нуи, которые пережили разрушительные междоусобные войны, набеги рабов и эпидемии 19-го века и имели потомство, [ 6 ] были полинезийцами. Более того, изучение скелетов свидетельствует о том, что рапа-нуи, жившие на острове после 1680 года, имели только полинезийское происхождение. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тур Хейердал, Аку-Аку: Тайна острова Пасхи , ISBN 0345238419 /9780345238412/0-345-23841-9. Твердый переплет опубликован 1 июля 1958 года издательством Rand McNally & Co.; Книга в мягкой обложке опубликована издательством Penguin Books Limited в 1960 году; Издание в мягкой обложке для массового рынка, май 1961 года, издательство Pocket Books, Inc.
- ^ Аку-Аку (документальный фильм), 1960 (выпуск в США 1961). ссылка на IMDB
- ^ Фишер, Стивен Роджер, Остров на краю света: бурная история острова Пасхи . Реакция Букс Лтд. 2005. ISBN 1-86189-282-9 . стр. 206.
- ^ Jump up to: а б Фленли и Бан, Загадки острова Пасхи , 2003 г. ISBN 0-19-280340-9 , страницы 30, 32.
- ^ Джо Энн Ван Тилбург. «Остров Пасхи, археология, экология и культура». Издательство Британского музея, Лондон, 1994. ISBN 0-7141-2504-0 , стр. 154
- ^ «Рапа-Нуи – падение уникальной культуры» . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Ван Тилбург, Джо Энн. 1994. Остров Пасхи: археология, экология и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 104464 скелета – определенно полинезийские.