Охота на Одина
«В поисках Одина» ( норвежский : Jakten på Odin ) — это название проекта раскопок Тура Хейердала последней серии археологических , которые проходили в ( Танаисе ) в России .
Теоретическая основа
[ редактировать ]Намерением Хейердала было доказать правдивость рассказа Снорри Стурлусона в « Саге об Инглингах» , написанной в 13 веке, о происхождении скандинавских королевских династий и дохристианских скандинавских богах. Снорри предоставляет эвгемеристический отчет, в котором он описывает скандинавского бога Одина и некоторых других скандинавских богов, асов , как реальных людей, эмигрировавших из окрестностей реки Дон в Скандинавию во время римской экспансии на свою старую родину. . В Скандинавии, пишет Снорри, они настолько произвели впечатление на коренное население, что они стали поклоняться им как богам.
Хейердал пытался найти истоки асов, следуя по маршруту, указанному Снорри Стурлусоном в саге об Инглингах, от Черного моря и реки Танаис (упоминаемой Снорри Стурлусоном под именами Танаис и Танаквисл). [ 1 ] ) через саксонские родины в северной Германии , Оденсе на Фюне , Дания и Старую Сигтуну , древнюю Швецию . Когда Хейердал умер в 2002 году, только что завершился второй сезон раскопок.
Критика
[ редактировать ]Проект Хейердала «Один» подвергся резкой критике со стороны норвежских ученых в областях исследований, которых касается эта теория. И первая книга, подробно описывающая проект Одина, «Ingen grenser» 1999 года, и вторая книга «Jakten på Odin» 2001 года были встречены энергичным и подробным откликом со стороны ведущих ученых, в которых широкой публике были изложены причины того, почему Теория Хейердала, по их мнению, была ложной. После выхода последней книги нападки на Хейердала также были сформулированы так, что многие сочли их неуважительными. [ 2 ] Пять ведущих ученых, ответственных за обзоры, объяснили, что, хотя популярная литература обычно не подвергается такой проверке, в данном случае они считают это необходимым, отчасти потому, что сам Хейердал претендовал на академический авторитет, а отчасти из-за его популярности. [ 2 ]
Рецензенты, выступая от имени академического сообщества Норвегии, относят теорию Хейердала к образцу псевдоархеологии , основанной на избирательном прочтении источников и непонимании или нежелании использовать базовую научную методологию. Они отмечают, что большая часть фундамента его теории основана на сходстве имен персонажей из скандинавской мифологии и географических топонимов настоящего времени в Понтийской степи и на Кавказе. сравнение этих названий проведено с пренебрежением к лингвистической теории. По мнению рецензентов, [ 3 ]
что Азов получил свое название от асхоф Хейердал полагает , – храм асов . Ведущие лингвисты и историки скажут, что город Азов получил свое название от турок , более чем через 1000 лет после того, как Хейердал считал, что там жили асы. Хейердал также указывает на сходство между словом Асир и азербайджанскими и осетинскими народами Кавказа, между богом Одином и кавказской языковой группой Уди , между богом Тюром и Турцией , а также между Ванирами (группой скандинавских богов) и слово Ванник , которое какое-то время в 19 и 20 веках было названием урартского языка , на котором говорили в древние времена в районе озера Ван.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Источник Wiki: Heimskringla - Сага об Инглингах: 1. Вот история строения земли.
- ^ Jump up to: а б «[...]многие восприняли это как уничижительное», - написала одна из пяти рецензентов, Энн Стальсберг, в статье «Свобода слова и предполагаемая наука – дилемма?»
- ^ Даже Ховдхауген , Кристиан Келлер, Эльза Мундаль, Энн Стальсберг, Гро Стейнсланд: Рецензия на Тура Хейердала и Пера Лиллиестрема: Охота на Одина. Издательство Стенерсена. Осло, 2001. Маал ог Минне 1 (2002), стр. 98–109.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Предыстория проекта описана в двух книгах: Ingen grenser , 1999, Heyerdahl, Thor и Per Lillieström, Oslo: Stenersens forlag, ISBN 82-7201-270-7 и Jakten på Odin — По следам нашего прошлого , 2001, Хейердал, Тор и Пер Лиллиестрем, Осло: Stenersens forlag, ISBN 82-7201-316-9 .
- Рикс, Роберт. «Север» и «Восток»: теория миграции Одина». Сиан Даффи (редактор), Романтические северы: англо-скандинавские обмены, 1770–1842 гг . Пэлгрейв Макмиллан, 2017. стр. 153–179. дои : 10.1007/978-3-319-51246-4_7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет Бьорнара Сторфьеля : личный отчет антрополога, работавшего с Туром Хейердалом. Азербайджанский международный, Том. 10:2 (лето 2002 г.), с. 25. «Последние проекты Тура Хейердала».
- Maal og minne 1, 2002 : Рецензия на книгу Хейердала «Jakten på Odin. По следам нашего прошлого» (2001), Эвен Ховдхауген, Кристиан Келлер, Эльза Мундаль, Энн Стальсберг и Гро Стейнсланд. (На норвежском языке.)