Архивариус
Автор | Марта Кули |
---|---|
Иллюстратор | Эми Гольдфарб |
Язык | Английский |
Издатель | Литтл, Браун и компания |
Дата публикации | 1998 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 336 стр. |
ISBN | 978-0316158466 |
ОКЛК | 37694914 |
813/.54 | |
Класс ЛК | PS3553 .O5646 A87 1998 г. |
«Архивариус» — американский роман Марты Кули, впервые опубликованный в твердом переплете издательством Little, Brown and Company в 1998 году. [ 1 ] История широко ссылается на поэзию Т.С. Элиота и затрагивает такие темы, как вина , безумие и самоубийство . Книга была переиздана в 1999 году издательством Back Bay Books, издательством Little, Brown and Company.
Сюжет
[ редактировать ]Матиас Лейн — вдовец лет шестидесяти. Он работает архивариусом в неназванной библиотеке , и ему поручено сохранить набор писем, которые Т.С. Элиот однажды написал и отправил Эмили Хейл . Роберта Спайр, аспирантка лет тридцати, обращается к Матиасу с просьбой взглянуть на письма Элиота.
Эмили Хейл передала письма Т.С. Элиота в дар библиотеке и дала конкретные указания не показывать их публике до 2020 года. Однако ее решение вообще пожертвовать письма шло вразрез с желанием самого Т.С. Элиота, который хотел, чтобы Хейл уничтожить письма после того, как она их прочитала.
И Матиас, и Роберта хорошо знакомы с поэзией Т.С. Элиота , а также с личным прошлым Элиота. Роман кратко пересказывает историю о том, как Элиот поместил свою первую жену, Вивьен Элиот , в психиатрическую больницу и как она в конце концов умерла. Постепенно выясняется, что Матиас аналогичным образом поместил свою жену Юдит в психиатрическую больницу, и она в конце концов покончила жизнь самоубийством . Смерть Джудит произошла за двадцать лет до того, как Матиас впервые встретил Роберту. Роберта напоминает Матиасу Джудит, потому что обе женщины имеют еврейское происхождение, обе читают и пишут стихи, и обе занимались исследованием Холокоста .
Когда Джудит находилась в психиатрической больнице, доктор Клей запретил ей читать газеты. Тем не менее, тетя и дядя Джудит, Лен и Кэрол, тайно проносили газеты в ее комнату, чтобы Джудит могла справиться с последствиями Холокоста. После самоубийства Джудит Матиас предполагает, что газеты способствовали безумию Джудит. Однако позже, когда Матиас говорит с Робертой о своей жене, он признает, что его попытки отрезать жену от реального мира были тем, что действительно сделало ее больной:
Она продолжала мне доверять... Я был как парализованный. Теперь мне стало яснее, что ей от меня нужно. Но я все понял неправильно. Я пытался оградить ее от настоящего, от города... Я пытался скрыть ужасные вещи, умолчать о них. Это то, что тронуло ее больше всего на свете. Она не могла этого вынести. Она не могла вынести, что я тоже молчал. [ 2 ]
В конце романа Матиас выносит из библиотеки письма Хейла и сжигает их. Он считает, что уважение к последнему желанию Т.С. Элиота - сжечь письма и не показывать их публике - является шагом к искуплению личной ошибки Матиаса, отправившего свою жену Джудит в психиатрическую больницу.
Исторический
[ редактировать ]Настоящие письма Элиота Хейлу хранились в библиотеке Файерстоуна Принстонского университета с 1956 по 2020 год. [ 3 ] [ 4 ] Письма были обнародованы в январе 2020 года, через 50 лет после смерти Хейл, по ее указанию; В качестве неожиданного объявления наследие Элиота одновременно опубликовало посмертное заявление Элиота, которое он написал в 1960 году специально для обнародования писем. [ 5 ] [ 6 ]
Темы
[ редактировать ]Матиас называет себя «архивариусом», «привратником», который контролирует доступ людей к информации. [ 7 ] Термин «архивариус» применим не только к Матиасу, но и к Юдит, поскольку она ведет обширные записи историй о Холокосте. [ 8 ] Джудит эмоционально затронута своими пластинками; в то время как отношение Матиаса к записям — это просто попытка их защитить, отношение Джудит к записям похоже на отношение разжигаемого огня. Ее страсти отказываются контролироваться, и она настаивает на том, чтобы действовать в соответствии со своими чувствами, что резко контрастирует с пассивностью Матиаса. [ 9 ] Юдит очаровывает Матиаса и пугает его.
Брайан Мортон написал рецензию на роман для The New York Times , назвав его «вдумчивым и хорошо написанным первым романом». Он отметил, что это поднимает серьезные вопросы, такие как связь морали с искусством и религией, а также связь человека со своим прошлым. Однако Мортон также сказал, что заключение Джудит в психиатрическом отделении было ограничено «тем, что у Джудит не было достойных собеседников - никого, кто понимал бы ее достаточно хорошо, чтобы интересно с ней спорить». [ 10 ]
Арлин Шмуланд считает, что последний акт Матиаса по сожжению писем Хейла является метафорой его освобождения от кода своей библиотеки:
В конце романа он ломает все стереотипы о том, что архивариусы пассивны, преданы своим коллекциям и преданы долгу, предоставляя женщине доступ к части закрытой коллекции, а затем относя всю коллекцию домой и сжигая ее. его задний двор. [ 11 ]
Решение Матиаса сжечь библиотечные материалы подверглось критике с этической точки зрения. Верн Харрис , архивариус из Южной Африки , [ 12 ] спросил: «Уничтожая письма, он защищает права Элиота, служит желанию писателя или просто играет в бога?» [ 13 ] Эрик Кетелаар, почетный профессор Амстердамского университета: [ 14 ] написал: «Я критиковал аспект архивариуса как цензора, который решает, что память об Элиоте должна сохраняться через его стихи, а не через эти письма. Я осудил архивариуса, который руководствовался изменениями в своей личной жизни, чтобы взять решение, которое он не имел права принять ни юридически, ни морально». [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Архивариус, Марта Кули. Архивировано 29 октября 2013 г. в книге Wayback Machine Caboodles «Книга в сумке: биография автора».
- ^ Кули, Марта (1999). Архивариус . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания. стр. 309 . ISBN 9780316158466 .
- ^ Письма Т. С. Элиота Эмили Хейл. Библиотека Принстонского университета ищет помощников.
- ^ Отдел рукописей. Библиотека Принстонского университета .
- ^ Гиллиам Брокелл (3 января 2020 г.). «Т.С. Элиот защищается от могилы после того, как были опубликованы любовные письма, настаивая на том, что «у меня никогда не было сексуальных отношений с мисс Хейл» » . Вашингтон Пост . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Мария Крамер (4 января 2020 г.). «Любовные письма Т. С. Элиота: новые разгадки его самых загадочных отношений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 января 2020 г.
Спустя пятьдесят лет после смерти предполагаемой музы Элиота Принстон опубликовал сотни страстных и глубоко откровенных писем, которые поэт написал ей.
- ^ Тьяк, Сара. «Архивы в более широком мире: культура и политика архивов». Архивариа 1.52 (2001). п. 3.
- ^ Кули, с. 231. «...[Из] новостных репортажей, фотографий, анекдотов все откровения, которые она каталогизировала в течение тех месяцев после открытия лагерей, когда она стала архивариусом зла».
- ^ «Редакционные обзоры» журнала «Архивариус: Роман». «На самом деле, в годы после войны Джудит была настолько одержима появляющимися подробностями Холокоста - и тем, что люди стояли в стороне и ничего не делали, - что она потеряла рассудок, и Мэтт поместил ее в приют».
- ^ Мортон, Брайан. «Полые люди: главного героя этого первого романа преследует жизнь Т. С. Элиота и его жены» , The New York Times , 26 апреля 1998 г. По состоянию на 22 ноября 2013 г.
- ^ Шмуланд, Арлин. «Архивный образ в художественной литературе: анализ и аннотированная библиография». Американский архивариус , Том. 62 (весна 1999 г.): 42.
- ^ «Верн Харрис, руководитель программы памяти Фонда Нельсона Манделы, посещает Бейтса 12 октября 2011 г.». Новости и события Лэдда и Маски . 7 октября 2011 г.
- ^ Харрис, Верн. «Требуя меньше, предоставляя больше: критика позитивистских формулировок об архивах в Южной Африке». Архивариа 44 (осень 1997 г.). стр. 132–41.
- ^ "Эрик Кетелаар - Биографическая справка".
- ^ Кетелаар, Эрик. «Изучение архивов: введение в архивные идеи и практику в Южной Африке, 2-е изд.». ВЕРН ХАРРИС. Претория: Национальный архив Южной Африки (2000). п. 198.