Вивьен Хэй-Вуд Элиот
Вивьен Хэй-Вуд Элиот | |
---|---|
![]() Вивьен Хей-Вуд Элиот, фотография леди Оттолин Моррелл , 1920 год. | |
Рожденный | Вивьен Хэй 28 мая 1888 г. Бери, Ланкашир , Англия |
Умер | 22 января 1947 г. Психиатрическая больница Нортумберленд Хаус, Харрингей , Миддлсекс, Англия | (58 лет)
Место отдыха | Кладбище Пиннер, Лондон |
Род занятий | Гувернантка, писатель |
Супруг |
Вивьен Хей-Вуд Элиот (также Вивьен , урожденная Вивьен Хей ; 28 мая 1888 — 22 января 1947) была первой женой американо-британского поэта Т. С. Элиота , на котором она вышла замуж в 1915 году, менее чем через три месяца после их знакомства общими друзьями. когда Вивьен работала гувернанткой в Кембридже, а Элиот учился в Оксфорде . [ 1 ]
У Вивьен было много серьезных проблем со здоровьем, начиная с туберкулеза руки в детстве, [ 1 ] и брак, похоже, усугубил ее проблемы с психическим здоровьем. Муж Элиот не рассматривал возможность развода, но официально расстался с Вивьен в 1933 году. Позже ее брат против ее воли отправил ее в приют, и в конечном итоге она умерла там, очевидно, от сердечного приступа, но, возможно, в результате преднамеренной передозировки. Когда по телефону из приюта сообщили, что Вивьен неожиданно скончалась ночью, Элиот, как говорят, закрыл лицо руками и закричал: «О Боже, о Боже». [ 1 ]
И Вивьен, и Т.С. Элиот заявили, что Эзра Паунд поощрял Вивьен выйти замуж за Элиота как предлог для того, чтобы поэт остался в Англии, где Элиот и Паунд считали, что он добьется большего успеха в карьере, но также вопреки желанию его семьи, которая хотела, чтобы он вернуться в Соединенные Штаты. Ни одна из родителей не была проинформирована о свадьбе заранее. [ 1 ] Вивьен вносила творческий вклад в творчество мужа на протяжении 18 лет их брака. [ 2 ] но это были сложные отношения. У обоих были проблемы с психическим и физическим здоровьем. [ 3 ] и его часто называют источником вдохновения для «Бесплодной земли» , которая остается самой известной работой Элиота. Он посоветовался с Вивьен, отказавшись опубликовать часть стихотворения, пока она не одобрит его. [ 2 ] Позже Элиот сказал: «Ей этот брак не принес счастья… мне он принес то душевное состояние, из которого возникла «Бесплодная земля». [ 1 ] Исследование их отношений было затруднено из-за отсутствия доступа к ее дневникам, авторские права на которые были переданы вдове Элиота Валери Элиот , но сохранившиеся письма были опубликованы. [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Вивьен Хей-Вуд родилась на Ноусли-стрит, Бери, Ланкашир . [ 5 ] первый ребенок Роуз Эстер ( урожденная Робинсон; 1860–1941) и Чарльза Хей-Вуда ( урожденная Вуд; 1854–1927), художницы и члена Королевской академии художеств . [ 6 ] Чарльз был местным жителем этого района, но его жена родилась в Лондоне, где жила пара, и они вернулись в Бери на выставку картин Чарльза в джентльменском клубе, когда Роуз Эстер была на тяжелом сроке беременности. Путешествие могло спровоцировать рождение ребенка раньше, чем ожидалось, и Хей-Вуд родилась в Ланкашире, а не в Лондоне. [ 7 ]
При рождении она была зарегистрирована как Вивьен Хей, хотя, будучи взрослой, называла себя Хей-Вуд. [ 5 ] а позже написала свое имя Вивьен. [ 8 ] Ее дедом по отцовской линии был Чарльз Вуд, позолотчик и рамщик картин из Болтона, поэтому ее отец называл себя Чарльзом Хей-Вудом, чтобы отличиться. «Хей» произошло от его матери, Мэри Хей, родом из Дублина. Мэри Хей унаследовала семь двухквартирных домов в Кингстауне (ныне Дун Лаогэр ), пригороде Дублина, что обеспечило семье финансовую стабильность, позволив отцу Хей-Вуда учиться в Манчестерском художественном колледже и школах Королевской академии в Лондоне. [ 5 ]
Чарльз Хей-Вуд унаследовал имущество своей матери, когда она умерла, а также семейный дом по адресу: 14 Albion Place, Walmersley Road, Bury, и стал домовладельцем, что позволило ему перевезти жену и Вивьен в Хэмпстед, фешенебельную часть города. север Лондона. Примерно в 1891 году они поселились в доме по адресу Компейн Гарденс, 3. [ 9 ] Брат Вивьен, Морис, родился здесь в 1896 году; он продолжал тренироваться в Сандхерсте и сражался во время Первой мировой войны . [ 7 ] Хотя семья была явно зажиточной, Сеймур-Джонс пишет, что Вивьен стыдилась своей связи с Ланкаширом, которого считали представителем рабочего класса, и у нее осталось чувство неполноценности, которое делало ее застенчивой и снобистской, особенно когда общение с аристократическими лондонскими друзьями Элиота. [ 9 ]
Здоровье и образование
[ редактировать ]О ее образовании мало что известно. Вивьен играла на фортепиано, рисовала, брала уроки балета, хорошо плавала и некоторое время работала гувернанткой в семье в Кембридже. У нее было множество проблем со здоровьем. ей поставили диагноз туберкулез В детстве кости левой руки; это было до открытия антибиотиков , и, по-видимому, с этим мало что можно было сделать. Ее лечил сэр Фредерик Тревес , и он сказал, что ей сделали так много операций, что она не помнила своей жизни до семи лет. [ 10 ]
К ее большому смущению, ее также мучили обильные, нерегулярные менструации и сильное предменструальное напряжение , которое приводило к перепадам настроения, обморокам и мигреням . Она настаивала на стирке собственного постельного белья, часто два раза в день, и брала простыни с собой домой, чтобы стирать их в отпуске, а однажды, к ужасу Элиота, привела отель к заявлению, что она их украла. Видимо, она чувствовала себя неспособной попросить мать о помощи. В конце концов мать отвела ее к врачу, который прописал ей бромид калия для успокоения, что, вероятно, означало, что он поставил диагноз « истерия ». Вирджиния Вульф описала Вивьен 8 ноября 1930 года в своем дневнике:
Ох, Вивьен! Была ли когда-нибудь такая пытка с тех пор, как началась жизнь! – нести ее на своих плечах, кусая, извиваясь, бредя, царапая, нездоровую, напудренную, безумную, но до безумия вменяемую, читая его письма, бросаясь на нас, приходя, колеблясь, дрожа... Этот мешок с хорьками это то, что Том [Элиот] носит на шее. [ 11 ]
По мере того, как росли счета за медицинские услуги, росло и негодование ее семьи по отношению к ней. Ее брат Морис винил ее в том, что он считал своим второсортным образованием, потому что у него не осталось денег, чтобы отправить его в государственную школу . [ 12 ] В 1914 году она обручилась со школьным учителем Чарльзом Баклом, но мать Бакла, очевидно, была этим недовольна. Проблемы со здоровьем Вивьен убедили Роуз Хей-Вуд, что у ее дочери « моральное безумие ». Она решила, что Вивьен не должна выходить замуж и рожать детей, и отозвала согласие семьи на брак. [ 13 ]
Отношения с Т.С. Элиотом
[ редактировать ]Первая встреча
[ редактировать ]Я думаю, что поначалу, пока не очистится струя этого давно заброшенного фонтана, лучше позволить воде вырваться наружу, когда она появится, и таким образом вытеснить скопление гнилой растительности, мха, слизи и мертвой рыбы, которые густо заросли. и вокруг него.
— Вивьен Хей-Вуд [ 5 ]
Хей-Вуд познакомилась с Томом Элиотом примерно в марте 1915 года на танцах в Лондоне, где он пил чай с ней и другом. [ 14 ] Вскоре после этого они встретились снова на ланче в комнате Скофилда Тэйера в колледже Магдалины в Оксфорде . [ н 1 ] Элиот и Тэйер, оба из привилегированных семей Новой Англии , вместе учились в Гарварде, где Элиот изучал философию, и оба прибыли в Оксфорд на стипендии.
По словам другого друга Элиота, Сашеверелла Ситуэлла , Элиот заметил Хей-Вуда ранее, когда он катался на лодке по реке Черуэлл . Сеймур-Джонс пишет, что Оксфорд привлекал молодых женщин, или «речных девушек», которые приезжали в поисках подходящих мужей; женщинам не разрешалось получать ученые степени в Оксфорде до 1920 года. [ 16 ]
Линдалл Гордон пишет, что Элиота вернул к жизни Хей-Вуд. [ 5 ] Он был подавленным, застенчивым 26-летним парнем, которому было скучно в Оксфорде, и он писал о нем, что там очень красиво, «но мне не нравится быть мертвым». [ 9 ] Она была яркой, прекрасной танцовщицей, высказывала свое мнение, курила на публике, одевалась в яркие цвета и выглядела как актриса. Впечатленный ее явно богатым прошлым, отцом-художником и братом из Сандхерста, он не смог осознать, что в рамках жесткой английской классовой системы Хей-Вуд не мог сравниться ни с его происхождением из Новой Англии, ни с английскими аристократами, которыми он был окружен. сам. [ 5 ] Некоторые из его друзей, в том числе Олдос Хаксли , говорили, что им нравилась Хей-Вуд именно потому, что она была вульгарной. Со своей стороны, она влюбилась в Элиота, увидев в нем то, что она описала как «призыв к дикой природе, присущей мужчинам». [ 17 ]
Свадьба
[ редактировать ]
Элиот пробыл в Оксфорде всего один год, и ожидалось, что он вернется в Гарвард, чтобы начать карьеру академического философа, против чего он выступал. Он хотел быть поэтом. Он завершил «Песню о любви Дж. Альфреда Пруфрока» в 1911 году. [ 18 ] стихотворение, которое сделало его имя, когда оно было опубликовано в Чикаго в 1915 году, и он рассматривал пребывание в Англии как способ избежать планов своих родителей относительно него. [ 18 ]
Когда ему было за 60, Элиот писал, что в то время он был незрелым и робким и, вероятно, был влюблен в Эмили Хейл , бостонку, с которой у него были отношения в Соединенных Штатах. [ 18 ] По его словам, он хотел от Хей-Вуда флирта. Но встреча с американским поэтом Эзрой Паундом убедила его в том, что заниматься поэзией возможно, а женитьба на Хей-Вуд означала, что он сможет остаться в Англии и избежать Гарварда. [ 19 ] Элиот рассказал своему другу Конраду Эйкену , что хочет жениться и потерять девственность. [ 17 ]
Пара поженилась через три месяца, 26 июня 1915 года, в ЗАГСе Хэмпстеда в Лондоне, свидетелями были Люси Эли Тайер (сестра Скофилда) и тетя Хей-Вуда, Лилия С. Саймс. Элиот подписал в свидетельстве «запрет на занятие» и описал своего отца как производителя кирпича. [ 20 ] Никто из них не рассказал родителям. [ 5 ]
Разделение
[ редактировать ]Элиот устроил официальное расставание в феврале 1933 года и после этого полностью избегал Хей-Вуд, скрываясь от нее и приказав своим друзьям не рассказывать ей, где он находится. Она не могла смириться с прекращением отношений. Ее попытки найти его, по мнению его друзей, подтвердили, что она психически больна.
В последний раз она видела его 18 ноября 1935 года на Sunday Times книжной ярмарке на Риджент-стрит в Лондоне, где он выступал с докладом. С тремя его книгами и своей собакой Полли она прибыла в одежде, которую носила на постановках его пьес: форма Британского союза фашистов , черный берет и черная накидка. Она записала в своем дневнике:
Я повернул к нему лицо с такой радостью, что ни у кого в этой огромной толпе не могло возникнуть ни малейшего сомнения. Я просто сказал: «О, Том» , и он схватил меня за руку и сказал, как дела , довольно громким голосом. Затем он вышел прямо на платформу и прочитал удивительно умную , хорошо продуманную лекцию. ... Я все время стоял, высоко держа Полли на руках. Полли была очень взволнована и дика. Я все время не спускал глаз с лица Тома, продолжал кивать ему головой и делать ободряющие знаки. Он выглядел немного старше, более зрелым и умным, намного тоньше, нездоровым, крепким или шумным . Никаких признаков женской заботы о нем. Никаких уютных вечеров с собаками и граммофонами, я бы сказал. [ 21 ]
Когда он подписывал для нее экземпляры книг, она спросила его: «Ты вернешься со мной?» и он ответил: «Я не могу сейчас с тобой разговаривать», а затем ушел с кем-то еще. [ 21 ]
Обязательство
[ редактировать ]Вивьен была помещена в психиатрическую больницу Нортумберленд-Хаус в Вудберри-Даун, Мэнор-Хаус, Лондон , в 1938 году и оставалась там до самой смерти. Хотя Элиот по-прежнему оставался ее мужем по закону, он никогда не навещал ее. [ 22 ]
Отношение Элиота к женщинам
[ редактировать ]Grishkin is nice: her Russian eye
Подчеркнут для акцента;
Без корсета, ее дружелюбный бюст
Обещает пневматическое блаженство. ...
Гладкий бразильский ягуар
Не в своей древесной мгле
Дистиллируйте такой кошачий запах
В роли Гришкина в гостиной.
- Т.С. Элиот, 1919 г.
Кэрол Сеймур-Джонс, одна из биографов Хей-Вуда, утверждает, что присутствовала сильная доля женоненавистничества в том, как Элиот относился к Хей-Вуду, . Он писал другу, что у Хей-Вуд «оригинальный ум, и я считаю его совсем не женским». [ 23 ]
Луи Менан утверждает в The New Yorker , что Элиот относился к женщинам так же, как он относился к евреям, считая их ответственными за иррациональность и романтизм. Его беспокоила женская сексуальность, что заставило Сеймура-Джонса заподозрить, что он гомосексуал, что проявлялось как в его стихах, так и в его отношении к телу Хей-Вуда. Менанд пишет, что творчество Элиота изобилует чрезмерно сексуальными женщинами, в которых он видел современных суккубов , таких как Гришкина в его « Шепотах бессмертия » (1919). [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Кэрол Сеймур-Джонс пишет, что именно из-за суматохи брака Элиот написал «Бесплодную землю» , одно из лучших стихотворений 20-го века. Невестка Элиота, Тереза, сказала об отношениях: «Вивьен разрушила Тома как мужчину, но сделала его поэтом». [ 24 ]
Валери Элиот , вторая жена поэта (с 1957 г.), в 1984 г. заявила права на авторские права на произведения Хей-Вуд, включая ее личные дневники, что усложнило исследование ее роли в жизни Элиота. [ 25 ]
Письмо
[ редактировать ]Хей-Вуд написала несколько рассказов и обзоров для The Criterion , литературного журнала, основанного Элиотом, используя псевдонимы FM, Фанни Марлоу, Фейрон Моррис, Фелизе Моррисон и Ирен Фассетт. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кэрол Сеймур-Джонс пишет, что они впервые встретились в Лондоне в марте 1914 года на вечеринке в отеле, как и Джеймс Эдвин Миллер. В «Нарисованной тени » Сеймур-Джонс пишет, что Элиот впервые увидел Хей-Вуд, когда она каталась на лодке в Оксфорде, и впервые был представлен ей на обеде, организованном Скофилдом Тэйером в колледже Магдалины примерно в марте 1914 года. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Пуарье, Ришар (3 апреля 2003 г.). «В Гиацинтовом саду» . Лондонское обозрение книг . 25 (7).
- ^ Jump up to: а б «Пустошь, которая была первым браком Т. С. Элиота» . 12 апреля 2012 г.
- ^ «Т. С. Элиот «Бесплодная земля» остается одним из лучших когда-либо написанных размышлений о психических заболеваниях» . TheGuardian.com . 13 февраля 2018 г.
- ^ «Британская библиотека» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гордон 2009 .
- ↑ Чарльз Хей-Вуд , Artnet, по состоянию на 9 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон 1998, с. 114.
- ^ «Полый человек и его жена» . Нью-Йорк Таймс . 21 апреля 2002 года . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сеймур-Джонс 2001.
- ^ Сеймур-Джонс 2001, с. 14.
- ^ Вульф 1981, с. 331, цитируется по Miller 2005, p. 378.
- ^ Сеймур-Джонс, стр. 16–17.
- ^ Сеймур-Джонс 2001, стр. 24–26.
- ^ Миллер 2005, с. 217.
- ↑ Сеймур-Джонс, 14 октября 2001 г .; Миллер 2005, с. 217.
- ↑ Краткая история Оксфордского университета, по состоянию на 10 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сеймур-Джонс ( наблюдатель ), 14 октября 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с д Менанд ( житель Нью - Йорка ) 2002 .
- ^ Миллер 2005, стр. 220 и далее.
- ^ Миллер 2005, с. 218.
- ^ Jump up to: а б Сеймур-Джонс 2001, стр. 547–548.
- ^ Сеймур-Джонс, Кэрол. Нарисованная тень: жизнь Вивьен Элиот . Констебль 2001, с. 561.
- ^ Сеймур-Джонс 2001.
- ^ Сеймур-Джонс 2001, стр. 4–5.
- ^ Сеймур-Джонс 2001, стр. 1–6.
Библиография
[ редактировать ]- Артнет. Чарльз Хей-Вуд , по состоянию на 9 ноября 2009 г.
- Элиот, Валери и Хотон, Хью (ред.). Письма Т. С. Элиота, Том 1, 1898–1922 гг ., Фабер и Фабер, 2009 г.
- Гордон, Линдалл (1998). ТС Элиот. Несовершенная жизнь , WW Norton & Company.
- Гордон, Линдалл (2009). «Элиот, Вивьен Хэй», Оксфордский национальный биографический словарь .
- Менанд, Луи (2002). «Женщины приходят и уходят» , The New Yorker , 30 сентября 2002 г.
- Миллер, Джеймс Эдвин (2005). Т. С. Элиот: становление американского поэта, 1888–1922 гг. , Penn State Press.
- Сеймур-Джонс, Кэрол (2001). Нарисованная тень , Даблдэй.
- Сеймур-Джонс, Кэрол (14 октября 2001 г.). «Том и Вив… и Берти» , The Observer .
- Вульф, Вирджиния (1981). Дневник Вирджинии Вулф, Том 3, 1925–1930 , Harvest Books.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Кристенсен, Карен (2005). Дорогая миссис Элиот... , The Guardian , 29 января 2005 г.
- Коллини, Стефан (2009). «Я не могу продолжать» , The Guardian , 7 ноября 2009 г.
- Конрад, Питер (2001). Его проблемы и раздоры , The Guardian , 21 октября 2001 г.
- Кули, Марта. Архивариус . Нью-Йорк: Издательство Back Bay, 1999.
- Ферлингетти, Лоуренс (2009). Вивьен Элиот в 1938 году «При входе в приют» , холст, масло, Галерея Джорджа Кревского, по состоянию на 11 ноября 2009 г.
- Гастингс, Майкл (1985), Том и Вив , Пингвин.
- Джеймс, Кэрин (1994). Том и Вив (1994) , The New York Times , 2 декабря 1994 г.
- Джонсон, Лоретта (1988). «Временный брак двух умов: Т. С. и Вивьен Элиот» , «Литература двадцатого века» , 34 (1), стр. 48–61.
- Маккрам, Роберт (2009). Обнародовано: замечательная история позднего любовного романа Т. С. Элиота , The Observer , 24 мая 2009 г.
- Причард, Уильям (2002). «Полый человек и его жена» , The New York Times , 22 апреля 2002 г.
- Сеймур-Джонс, Кэрол (26 октября 2001 г.). «После всех этих лет я не сумасшедший» , Times Higher Education .