Женский портрет (стихотворение)
« Портрет дамы » — стихотворение американо-британского поэта Т. С. Элиота (1888–1965), впервые опубликованное в сентябре 1915 года в журнале «Другие: журнал новых стихов» . Он был снова опубликован в марте 1916 года в «Других: Антология нового стиха», в феврале 1917 года (без эпиграфа) в «Новой поэзии: Антология» и, наконец, в его сборнике стихов 1917 года «Пруфрок и другие наблюдения».
Широко распространено мнение, что название стихотворения заимствовано из одноименного романа Генри Джеймса . [ 1 ] Эпиграфом стихотворения является знаменитая цитата из Кристофера Марлоу пьесы «Мальтийский еврей» : «Ты совершил - / Блуд: но это было в другой стране, / И, кроме того, девица мертва».
Это стихотворение является одним из двух главных бостонских стихотворений, написанных Элиотом, второе - « Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока ». Он показывает общество высшего класса того времени как нечто довольно пустое и несчастное. Однако в центре внимания стихотворения находится говорящий, который в своем собственном изображении этой дамы из высшего сословия как бездушной и пустой, показывает себя поистине бессердечным и бесчувственным.
Стихотворение рассказывает историю неудавшейся дружбы в трех эпизодах, происходящих на протяжении десяти месяцев. В первой части оратор посещает квартиру Леди в декабре после похода с ней на концерт, сообщает о ее разговорах о дружбе и предполагает, что он предпочитает более энергичный подход к жизни. Во второй части Дама жалуется на свой возраст, завидует молодости своей гостьи и говорит, что апрельские закаты и воспоминания о Париже примиряют ее с жизнью «ведь»; И снова ее посетитель отворачивается от нее в мир газет, спорта и комиксов, хотя и признается, что у него тоже бывают моменты изысканного сожаления. В части III оратор прощается с дамой перед отъездом за границу; она недоумевает, почему они не стали друзьями, просит его написать ей и описывает свою тоскливую, одинокую судьбу; в конце говорящий думает о возможной смерти Леди и подвергает сомнению свое поведение по отношению к ней.
Как и многие ранние стихотворения Элиота, «Портрет дамы» демонстрирует сильное влияние Жюля Лафорга . [ 2 ] Например, в «Другой жалобе милорда Пьеро» у Лафорга есть строки:
Наконец, если однажды вечером она умрет среди моих книг,
Тихий; притворяюсь, что еще не доверяю своему зрению
Я бы попробовал: «О, это; нам нужно то, что нужно, это выглядит.
Тогда это было серьёзно, ясно?
В то время как у Элиота есть строки:
Хорошо! а что, если она умрет однажды днем,
Полдень серый и дымчатый, вечерний желтый и розовый;
Должен умереть и оставить меня сидеть с ручкой в руке.
Дым валил над кровлями домов;
Сомнительно, на какое-то время
Не зная, что чувствовать и понимаю ли я
Будь то мудрый или глупый, опоздавший или слишком ранний...
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Следует отметить, что Элиот был не единственным поэтом 20-го века, позаимствовавшим титул Джеймса. Уильям Карлос Уильямс также написал стихотворение под названием «Портрет женщины», а Эзра Паунд написал стихотворение, которое он назвал «Портрет женщины».
- ^ Дейл, Питер , Стихи Жюля Лафорга . Анвил Пресс, 1986.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сводный сборник стихов Т. С. Элиота в Standard Ebooks.
Аудиокнига «Портрет женщины», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox