Танец рыси
Родное имя | Танец Трюдо |
---|---|
Жанр | Камбоджийский танец |
Тактовый размер | 4 4 |
Инструмент(ы) | певцы, пара ударных канча , два барабана, скор день , скрипка, бикорд, тро- бэнд, три пары деревянных чечеток, крап |
Источник | камбоджийский |
Танец Трот — самый популярный мон-кхмерский традиционный танец, который обычно исполняется группами во время Сангкран кхмерского новогоднего фестиваля . [ 1 ]
Это пантомима охоты на оленей, имитирующая существ, которых призывают привлечь в человеческий мир, что является одной из основных целей священных танцев Камбоджи. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Большинство источников признают, что слово «рысь» ( ត្រុដិ ) происходит от санскритского слова, переведенного как «отрезать» или «отрезать», обозначающего конец года как переход старого года в новый. Таким образом, его полное название происходит от королевской церемонии камбоджийского Нового года, известной как «Трот Сангкран» ( ត្រស្តិសង្ក្រាន្ត ). [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]Принято считать, что танец рысью берет свое начало от этнической группы самре , которая жила с кхмерами на древней земле Суварнабхуми или «Земле золота», когда она еще не подвергалась влиянию индийской цивилизации до I века нашей эры. [ 4 ] Есть две истории, связанные с этим традиционным танцем: одна связана с его королевским происхождением, а другая пытается воплотить доиндийский танец в буддийские религиозные рамки.
Королевское повествование
[ редактировать ]Согласно первому королевскому повествованию, недалеко от района Савати жила бедная пара рыбаков по имени Бун и его жена Неанг Ома. Это были бедные люди, всегда охотившиеся за добычей, чтобы заработать на жизнь. Однажды муж приготовил лук и стрелы, чтобы отправиться на охоту. Охотник бродил по лесу, пересекая реку все дальше и дальше, не встречая никакой добычи, что навело охотника на мысль, что, возможно, боги скрыли их от его взгляда. Поэтому охотник взмолился всем ангелам и силам небесным о помощи.
Помолившись, охотник продолжил свой путь и неожиданно встретил в яркой ясности величественного оленя. Шкура его была подобна золотым нитям, а рога подобны блестящему стеклу. Охотник обрадовался, застрелил оленя и отрезал ножом кусок кожи.
Придя, увидев, что олень очень хороший, он принес оленьую шкуру и рога царю, который будет достоин этого великого охотничьего трофея. Царь Брахма увидел благочестие охотника и остался доволен, поэтому назначил Буна губернатором провинции. С этого дня его историю рассказала танцевальная группа. [ 5 ]
Буддийское повествование
[ редактировать ]Вторая история представляет собой еще одну историю Джатаки. До просветления Будда выходил выполнять обеты. В это время какой-то злой дух притворился оленем, чтобы преградить ему путь, чтобы он не мог двигаться вперед. Бодхисаттва молился и призывал добрых духов. Внезапно Брахма, Индра и все дэвы спустились, чтобы схватить оленя, который умер. Затем все эти дэвы переправились через реку Анома, чтобы построить пагоду, исполняя свои желания под ожидающую на улицах праздничную музыку. [ 5 ] Это повествование, однако, нигде не встречается в сказках Джатаки, даже в Панньяса Джатаке , сборнике из 50 неканонических сказок Джатаки Юго-Восточной Азии. Однако; похоже, что это палимпсестное переписывание Шьяма Джатаки : в оленя стреляют так же, как в Шьяму стреляли стрелой.
Национальная гордость
[ редактировать ]Происхождение танца рысью когда-то связывали с лаосскими нищими, которые использовали его для выпрашивания денег. Чаще его связывают с народом Самре или Груш , как первобытным народом Камбоджи. [ 6 ] [ 5 ] Это также может быть своего рода козлом отпущения , поскольку любой танец рыси , который не будет исполнен должным образом, привлечет неудачу для всей нации. Анри Маршаль даже считал этот танец пережитком индонезийского происхождения. [ 7 ] Сегодня это считается кхмерским танцем. Хотя французский этнолог Эвелин Поре-Масперо отметила, что с 1936 года шествие было прекращено в некоторых деревнях провинции Сиемреап, усилия министра культуры Ченг Фона способствовали возобновлению популярности танца после того, как он был полностью искоренен. со стороны красных кхмеров. Сегодня это объект национальной гордости, как и у всех камбоджийцев. [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]Танец рыси — это передвижное танцевальное шествие, представляющее убийство оленя двумя фигурами в масках, а также более дюжины персонажей, включая некоторых, которым поручено отвечать за сбор денежных подношений для представления.
Сюжет: жертвоприношение оленя
[ редактировать ]По словам французского этнолога Эвелин Поре-Масперо, «рысь (...) — это ходячее изображение убийства оленя двумя персонажами в масках после того, как на него театрально выследили. В Сиемреапе войска из разных окрестных деревень Затем они присоединяются к охоте за процессией и отправляются в Ангкор-Ват, где имитируют драму как подношение Будде, получают благословение монахов и заканчивают свой поход на берегу Барая, куда местные кхмеры приезжают на пикник. последний день празднования Нового года. [...] Все танцующие войска из Сиемреапа идут танцевать в Ангкор-Ват, а затем получают благословение в Южной пагоде. По словам монаха Кру Апа из этой пагоды, войска должны танцевать впереди. Будд центрального храма Ангкор-Вата, затем приходят в Южную пагоду, чтобы окропиться святой водой [...] Если они не выполнят это обязательство, им не избежать бедствий в новом году. После этой маленькой церемонии. сделано, они могут вернуться домой без страха». [ 8 ]
Актеры: 16 артистов
[ редактировать ]Французский этнолог Эвелин Поре-Масперо так описала шествие в Сиемреапе в 1949 году:
Состав трупп, за исключением некоторых фантазий, всегда примерно один и тот же. Мужчина, изображающий оленя, сидит верхом на изогнутой палке, один конец которой заканчивается резней профи (Cervus aristotelis), другой – внушительным травянистым хвостом, на котором обычно висит колокольчик. Череп оленя иногда покрыт расписным картоном, где глаза подчеркнуты красными и черными семенами Abrus precatorius . Эти семена также подчеркивают глаза, брови и губы масок двух танцоров, которым поручено убить оленя, что они и делают с помощью деревянных винтовок, имитируя преследование оленя и преследование зверя. Помимо этих фигур, мы видим одну или две танцовщицы, чьи руки удлиняются своего рода накладными ногтями из маленьких плетеных ротанговых пальцев, длинные кончики которых заканчиваются красным хлопковым помпоном. В труппе, которую я видел в 1949 году в Ват Атвеа , один из этих танцоров был вооружен двумя метлами из сухой травы, на которых он очень изящно играл во время своего развития. Искатель держит на конце длинный изогнутый шест, у основания изгиба висит тканевый кошелек. Оркестр состоит из четырех-пяти исполнителей на канче, флейтиста (гобоя), называемого пеем, исполнителя на скор-араке и двух звенящих палочников. Иногда ее дополняет двухструнная скрипка. [ 8 ]
Число артистов, участвующих в танце рысью, варьируется в зависимости от желания людей, но обычно их 16, в том числе четыре главных танцора, две женщины и двое мужчин, олень, олицетворяющий силы зла, «Дангдол» (человек, несущий музыкальный инструмент). ), четыре « канче » (человек, клоунадающийся тут и там), два великана, два монстра, два барабанщика, охотник и еще несколько человек. [ 4 ]
В процессии один из рысаков специально заряжается, танцуя «рыбалку» с чхнеангом (плетеной корзиной, используемой в качестве сита для сбора мелкой рыбы, спрятанной в траве ручьев или прудов), на практике собирая брошенные деньги. зрители. Традиционно танец процессии Трот ходил от одного дома к другому, сегодня группы нанимают школы и учреждения, такие как пагоды, министерства. [ 9 ] или мэрии для исполнения танца, цена варьируется от 50 до 100 долларов или до 200 долларов в зависимости от места и гостей. Традиционный танец также популярен среди камбоджийцев китайского происхождения, которые часто заказывают представления. [ 10 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Королевский танец
[ редактировать ]В прошлом танец рыси исполнялся каждый Новый год перед королями и королевскими семьями, чтобы пожелать им счастливого Нового года. [ 4 ] Королевский язык, используемый в текстах танца рысью Сиемреапа, также является свидетельством его происхождения. При королевском дворе Ангкора, где его до сих пор соблюдают с большей пышностью и пышностью, танец рыси стал фольклорным и стал популярным обрядом кхмерского Нового года по всей стране. [ 11 ]
Гоняясь за неудачами прошлого года, желая добра в новом
[ редактировать ]Согласно традиционным поверьям, исполнение танца рысью обычно понимается как способ избавиться от плохого и увеличить удачу на предстоящий Новый год. [ 8 ] Поэтому его можно сравнить с китайским танцем дракона, который, как предполагается, также отгоняет злых духов прошлого года. [ 11 ] По словам Анри Маршаля, королевский танец уже был своего рода апотропным обрядом, призванным отвести неудачу подальше от короля.
Умилостивительный обряд
[ редактировать ]Танец и жертвоприношение оленя также могут представлять собой умилостивительный обряд, умоляющий о том, чтобы дождь снова пошел в конце засушливого сезона. Согласно отчету преподобного Ив Туота за 1949 год для Комиссии по моде и моде Камбоджи, танец рыси уже был признан церемонией, призывающей к дождю. [ 8 ] Наряду с дождем, танец и наводящие на размышления танцы актеров в паре также являются призывом к плодородию, поскольку конец сезона перед первыми дождями обычно также является временем гона . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чеа, Ванют (14 апреля 2022 г.). «Камбоджа отмечает Новый год спустя два года» . Кхмер Таймс . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Тьерри, Соланж (1963). Священные танцы в Камбодже (на французском языке). Издания дю Сеуиль. п. 347.
- ^ Сароен, Фаллика (10 апреля 2023 г.). «Какова история «танца Трюдо»?» . Информация EAC (на кхмерском языке) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ферри, Рафаэль (15 апреля 2023 г.). «Тродди, традиционный камбоджийский танец, привлекающий удачу» . Le Petit Journal (на французском языке) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кхмерский народный танец [ Rapām prajāpriy khmaer ] (на кхмерском языке). Буддхасасана Пандити. 1964. с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Барадат, Р. (1941). «Самре или Пеар. Примитивное население Западной Камбоджи» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 41 (1): 95. дои : 10.3406/befeo.1941.5706 .
- ^ Маршаль, Анри (1934). «Заметка о танце, известном как Ленг Трот». Бюллетень Общества индокитайских исследований (на французском языке). 3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Поре-Масперо, Эвелин (1962). Исследование аграрных обрядов камбоджийцев (на французском языке). Полет. Я. Овцы. п. 220.
- ^ «Министерство информации организует традиционный танец «Тродди» . Роайл Министерство туризма Королевства Камбоджа . 07.04.2014 . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Ким, Саром (10 апреля 2023 г.). «Кхмерский Новый год выявляет традиционных танцоров» . Почта Пномпеня . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Керсейл, Патрик. «Кхмерские народные танцы» . Официальный сайт Звуки Ангкора . Проверено 15 апреля 2024 г.