Jump to content

Ситуационная теория лидерства


Ситуационное лидерство – это идея, согласно которой эффективные лидеры адаптируют свой стиль к каждой ситуации. Ни один стиль не подходит для всех ситуаций. Лидеры могут использовать разные стили в каждой ситуации, даже когда работают с одной и той же командой, последователями или сотрудниками.

В большинстве моделей используются два измерения, по которым лидеры могут адаптировать свой стиль:

  • «Поведение при выполнении задачи» : дает ли лидер больше указаний или дает больше автономии.
  • «Поведение в отношениях» : работает ли лидер в тесном контакте с последователем или на расстоянии вытянутой руки.

Лидеры могут выбрать высокий или низкий уровень по каждому из них. Часто это представляется в виде матрицы 2x2, например:


Ситуационное лидерство


Теория Ситуационного Лидерства, теперь называемая Моделью Ситуационного Лидерства, представляет собой модель, созданную доктором Полом Херси и доктором Кеном Бланшардом и разработанную во время работы над учебником « Управление организационным поведением» . [1] Теория была впервые представлена ​​в 1969 году как «Теория жизненного цикла лидерства ». [2] В середине 1970-х годов теория жизненного цикла лидерства была переименована в «Теорию ситуационного лидерства». [3]

Ситуационное лидерство — одна из нескольких теорий или моделей двухфакторного лидерства, появившихся в середине 1940-х годов. [4] Блейка и Мутона и продолжавшиеся до 1960-х годов, которые также включают в себя «Управленческую решетку» Уильяма Джеймса Реддина , «3D-теорию» Герцберга , «Двухфакторную теорию» и другие.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов Херси и Бланшар разработали свои собственные, несколько расходящиеся версии теории ситуационного лидерства: модель ситуационного лидерства (Херси) и модель ситуационного лидерства II (Бланшар и др.). [5] В 2018 году было решено, что версия модели Бланшара будет иметь торговую марку SLII, а версия модели Hersey останется торговой маркой «Ситуационное лидерство». [6]

Фундаментальный принцип модели ситуационного лидерства заключается в том, что не существует единого «лучшего» стиля руководства. Эффективное лидерство зависит от задачи, и наиболее успешными лидерами являются те, кто адаптирует свой стиль руководства к уровню готовности к работе (способностям и желанию) человека или группы, на которых они пытаются возглавить или на которых они оказывают влияние. Эффективное лидерство варьируется не только в зависимости от человека или группы, на которых оказывается влияние, но также зависит от задачи, работы или функции, которую необходимо выполнить. [3]

Некоторые исследования не поддерживают все рекомендации, предлагаемые теорией ситуационного лидерства. [7] [8]

Стили лидерства

[ редактировать ]

Херси и Бланшар охарактеризовали стиль лидерства с точки зрения количества задач и отношений , которые лидер предоставляет своим последователям. Они разделили все стили лидерства на четыре стиля поведения , основанные на сочетаниях поведения с высокими или низкими задачами и поведения в отношениях, которые они назвали от S1 до S4. Названия трех из этих стилей различаются в зависимости от того, какая версия модели используется. [9]

С4 S3 С2 С1
Делегирование Участие (Поддержка) Продажи (Коучинг) Рассказываю (режиссура)
Лидеры делегируют большую часть ответственности группе. Они следят за прогрессом, но в меньшей степени участвуют в принятии решений. Лидеры сосредотачиваются на отношениях и меньше на указании направления. Они работают с командой и разделяют обязанности по принятию решений. Лидеры задают направление. Но они пытаются продать свои идеи, чтобы привлечь людей. Лидеры говорят людям, что и как делать.
Низкое поведение при выполнении задач. Низкое поведение в отношениях. Низкое поведение при выполнении задач. Высокое поведение в отношениях. Высокозадачное поведение. Высокое поведение в отношениях. Высокозадачное поведение. Низкое поведение в отношениях.

Из них ни один стиль не считается оптимальным для постоянного использования всеми лидерами. Ситуационное лидерство утверждает, что эффективные лидеры должны быть гибкими и адаптироваться в зависимости от ситуации.

Уровни зрелости

[ редактировать ]

Правильный стиль руководства будет зависеть от человека или группы, которыми руководят. Теория ситуационного лидерства Херси-Бланшара определила четыре уровня зрелости от M1 до M4:

Высокий Середина Низкий
М4 M3 М2 М1
Высокая зрелость Средняя зрелость, более высокие навыки, но не хватает уверенности Средняя зрелость, ограниченные навыки Низкая зрелость
Люди могут выполнить задачу самостоятельно и довольны своей способностью выполнить ее хорошо. Они способны и желают не только выполнять задачу, но и брать на себя ответственность за нее. Люди готовы и желают выполнить эту задачу. У них есть навыки, но они не уверены в своих силах. Люди готовы выполнить задачу, но им не хватает навыков, чтобы выполнить ее успешно. Людям не хватает знаний, навыков или уверенности в себе, чтобы работать самостоятельно, и они часто не желают брать на себя эту задачу.

Уровни зрелости также зависят от задачи. Человек может быть в целом квалифицированным, уверенным и мотивированным в своей работе, но при этом иметь уровень зрелости M1, когда его просят выполнить задачу, требующую навыков, которыми он не обладает. Модель SLII Бланшара вносит в них некоторые изменения, переименовывая все как уровни развития, а не как уровни зрелости, чтобы избежать стигмы вокруг идеи незрелости, и делая некоторые различия в M1 и M2, теперь D1 и D2 в этой последующей версии.

В более поздних изданиях « Управления организационным поведением» континуум развития последователя был изменен с уровней зрелости на уровень готовности последователя, что указывает на то, насколько человек готов выполнять конкретную задачу, а не на личные характеристики. [10] В девятом издании оно было доработано и переименовано в «Готовность к производительности». По словам Херси, готовность к работе является динамичной и, меняясь в зависимости от поставленной задачи, также варьируется в зависимости от человека и конкретной ситуации. [11]

Готовность к работе

[ редактировать ]

Как описано выше, в более поздних версиях Ситуационного лидерства уровень зрелости был преобразован в готовность к работе. Уровни готовности к работе следующие.

Высокий Середина Низкий
Р4 Р3 Р2 Р1
Способный, уверенный и желающий Могу, но неуверенно или не хочу Не могу, но уверен и хочу Невозможно и неуверенно или нежелательно

Развитие людей и самомотивация

[ редактировать ]

Херси утверждает, что развитие не является линейной функцией. Разрабатывая готовность к производительности, люди уникальны. Не все начинают с R1, затем переходят к R2, R3 и затем R4. «Хороший лидер развивает компетентность и целеустремленность своих людей, чтобы они были самомотивированы, а не зависели от других в плане руководства и руководства». [12] Согласно книге Херси, высокие и реалистичные ожидания лидера обеспечивают высокую производительность последователей; низкие ожидания лидера приводят к низкой производительности последователей. [12]

Херси и Бланшар продолжали развивать первоначальную теорию до 1977 года, когда они взаимно согласились управлять своими компаниями. В конце 1970-х Херси изменил название с «теории ситуационного лидерства» на «ситуационное лидерство».

В 1979 году Кен Бланшар вместе со своей женой Марджи Бланшар и советом учредителей основал Blanchard Training & Development, Inc. (позже The Ken Blanchard Companies). Со временем эта группа внесла изменения в концепции исходной теории ситуационного лидерства в нескольких ключевых областях, включая исследовательскую базу, ярлыки стилей лидерства и континуум уровней развития личности. [5]

В 1985 году Бланшар представил Ситуационное лидерство II (SLII) в книге «Лидерство и одноминутный менеджер: Ситуационный подход к управлению людьми» . Бланшар и его коллеги продолжали перерабатывать и пересматривать книгу. [5]

Система координат

[ редактировать ]

Модель ситуационного лидерства II (SLII) признала существующие исследования теории ситуационного лидерства и пересмотрела концепции на основе отзывов клиентов, практикующих менеджеров и работ нескольких ведущих исследователей в области группового развития. [5]

В число первоисточников вошли:

  • Исследование Малкольма Ноулза в области теории обучения взрослых и стадий индивидуального развития, в котором он утверждал, что обучение и рост основаны на изменениях в самооценке, опыте, готовности учиться и ориентации на обучение.
  • Исследование Канфера и Акермана о мотивации и когнитивных способностях, а также о разнице между приверженностью и уверенностью, знанием задач и передаваемыми навыками. [13]
  • Исследование Брюса Такмана в области группового развития, в котором были обобщены результаты 50 исследований группового развития и выделены четыре стадии развития: формирование, штурм, нормирование и исполнение. Более поздняя работа Такмана определила пятую стадию развития, названную «завершением». Такман обнаружил, что когда люди новички в команде или задаче, они мотивированы, но обычно относительно неосведомлены о проблемах и целях команды. Такман считал, что на начальном этапе (формирования) руководители команды должны быть директивными. Второй этап, «Штурм», характеризуется конфликтом и поляризацией вокруг межличностных проблем и того, как лучше всего подойти к задаче. Такое поведение служит сопротивлением групповому влиянию и требованиям задачи и может привести к падению производительности. По мере того, как команда проходит этапы разработки, производительность и продуктивность растут.
  • Исследование Лакурсьера в 1980-х годах обобщило результаты 238 групп. До работы Лакурсьера в 1980 году большая часть исследований изучала неработающие группы; Работа Лакурсьера подтвердила выводы Такмана о пяти стадиях группового развития.
  • 10-летнее исследование Сьюзен Уилан, опубликованное в 1990 году под названием « Создание эффективных команд» , подтвердило пять стадий группового развития в работе Такмана.

Стили лидерства

[ редактировать ]

В модели Ситуационного лидерства II используются термины «поддерживающее поведение», где SL использовал «поведение во взаимоотношениях» и «директивное поведение», где SL использовал «поведение при выполнении задачи».

Уровни развития

[ редактировать ]

Модель ситуационного лидерства II Бланшара использует термины « компетентность » (способности, знания и навыки) и « приверженность » (уверенность и мотивация) для описания различных уровней развития. [5]

По словам Кена Бланшарда, «четыре комбинации компетентности и приверженности составляют то, что мы называем «уровнем развития». [ нужна ссылка ]

Д4 Д3 Д2 Д1
Самостоятельный человек: высокая компетентность и высокая приверженность делу. Способный, но осторожный исполнитель: высокая компетентность при низкой/переменной приверженности. Разочарованный ученик: низкая/средняя компетентность с низкой приверженностью Новичок-энтузиаст: низкая компетентность при высокой приверженности делу. [5] [14]

Чтобы создать эффективный цикл, лидеру необходимо правильно мотивировать последователей, адаптируя их стиль руководства к уровню развития человека. Бланшар постулирует, что новичкам-энтузиастам (D1) нужен руководящий стиль руководства, а ученикам, разочаровавшимся (D2), нужен стиль коучинга. Он предполагает, что способные, но осторожные исполнители (D3) лучше всего реагируют на поддерживающий стиль руководства, а самостоятельные достижения (D4) нуждаются в лидерах, предлагающих стиль делегирования. [14]

Модель ситуационного лидерства II склонна рассматривать развитие как эволюционное развитие, что означает, что, когда люди впервые подходят к новой задаче, они начинают с небольшими знаниями, способностями или навыками или вообще без них, но с большим энтузиазмом, мотивацией и преданностью делу. Бланшар рассматривает развитие как процесс, когда человек переходит от развития к развитию. С этой точки зрения лидер по-прежнему обязан диагностировать уровень развития, а затем использовать соответствующий стиль лидерства, который может варьироваться в зависимости от каждой задачи, цели или задания. [14]

В модели Бланшара SLII считается, что человек приступает к новой задаче или роли с низкой компетентностью (знаниями и передаваемыми навыками), но с высокой приверженностью. По мере того, как человек приобретает опыт, получает соответствующую поддержку и руководство со стороны своего лидера, он достигает уровня развития 2 и приобретает некоторую компетентность, но его приверженность падает, поскольку задача может оказаться более сложной, чем человек первоначально предполагал, когда приступил к ее выполнению. Под руководством и поддержкой своего лидера человек переходит на уровень развития 3, где компетентность все еще может варьироваться — от умеренного до высокого уровня знаний, способностей и передаваемых навыков, а также различной приверженности по мере того, как он продолжает овладевать задачей или ролью. Наконец, человек переходит на уровень развития 4, где компетентность и целеустремленность высоки.

Исследование модели

[ редактировать ]

Несмотря на интуитивную привлекательность, некоторые исследования не подтверждают рецепты, предлагаемые теорией ситуационного лидерства. [7] [8] Чтобы определить обоснованность рецептов, предложенных подходом Херси и Бланшара, Веккио (1987) [8] провели исследование среди более чем 300 учителей средних школ и их директоров. Он обнаружил, что недавно нанятые учителя были более удовлетворены и работали лучше под руководством директоров, у которых был четко структурированный стиль руководства, но эффективность более опытных и зрелых учителей не была связана со стилем, который демонстрировали их директора. По сути, результаты Веккьо предполагают, что с точки зрения ситуационного лидерства уместно сочетать высокоструктурированный стиль лидерства S1 с незрелыми подчиненными, но неясно (неполное исследование), уместно ли сочетать S2, S3 или S2. S4, соответственно, с более зрелыми подчиненными. В повторном исследовании с участием сотрудников университета Фернандес и Веккио (1997) [7] нашел аналогичные результаты. В совокупности эти исследования не подтверждают основные рекомендации, предложенные моделью ситуационного лидерства.

Исследование 2009 года [15] обнаружили, что пересмотренная теория 2007 года хуже предсказывает эффективность и отношение подчиненных, чем первоначальная версия 1972 года. Данные опроса, собранные среди 357 банковских служащих и 80 руководителей из 10 норвежских финансовых учреждений, были проанализированы на предмет прогнозируемых взаимодействий.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Херси, П. и Бланшар, К.Х. (1969). Управление организационным поведением – использование человеческих ресурсов . Нью-Джерси/Прентис Холл.
  2. ^ Херси, П. и Бланшар, К.Х. (1969). «Теория жизненного цикла лидерства» . Журнал обучения и развития . 23 (5): 26–34.
  3. ^ Перейти обратно: а б Херси П. и Бланшар К.Х. (1982). Управление организационным поведением, 4-е издание – Использование человеческих ресурсов . Нью-Джерси/Прентис Холл.
  4. ^ Валески, Т. Объяснение теорий двухфакторного лидерства . Университет побережья Мексиканского залива Флориды.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бланшар, Кеннет Х., Патрисия Зигарми и Дреа Зигарми. Лидерство и одноминутный менеджер : повышение эффективности посредством ситуационного лидерства. Нью-Йорк: Морроу, 1985. Печать.
  6. ^ Папа, Джулия (23 августа 2018 г.). «Центр исследований лидерства и компании Кена Бланшарда разрешают судебные споры по поводу интеллектуальной собственности» . Ситуационное лидерство. Менеджмент и обучение лидерству . Проверено 29 сентября 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Фернандес, К.Ф., и Веккьо, Р.П. (1997). «Возвращение к теории ситуационного лидерства: проверка перспективы работы в разных сферах». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 8 (1): 67–84. дои : 10.1016/S1048-9843(97)90031-X . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Перейти обратно: а б с Веккьо, Р.П. (1987). «Теория ситуационного лидерства: исследование предписывающей теории». Журнал прикладной психологии . 72 (3): 444–451. дои : 10.1037/0021-9010.72.3.444 .
  9. ^ Йики, Джордж, 2000.
  10. ^ Херси и Бланшар, Пол и К.Х. (1988). Управление организационным поведением - использование человеческих ресурсов (5-е изд.). Нью-Джерси: Прентис Холл.
  11. ^ Херси, Бланшар, Джонсон, Пол, К.Х., Дьюи (2008). Управление организационным поведением - использование человеческих ресурсов (9-е изд.). Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Перейти обратно: а б Херси, П. (1985). Ситуационный лидер. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Warner Books. ISBN   978-0446513425
  13. ^ Канфер, Рут; Акерман, Филип Л. (август 1989 г.). «Мотивация и когнитивные способности: подход к приобретению навыков, основанный на интегративном взаимодействии / лечении способностей». Журнал прикладной психологии . 74 (4): 657–690. дои : 10.1037/0021-9010.74.4.657 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Бланшар, Кеннет Х. (2019). Лидерство на более высоком уровне: Бланшар о лидерстве и создании высокоэффективных организаций . Компании Кена Бланшара (Третье изд.). [Место публикации не указано]: Пирсон. стр. 56–57. ISBN  978-0-13-485755-8 . OCLC   1081335498 .
  15. ^ Томпсон Г. и Веккьо Р.П. (2009). «Теория ситуационного лидерства: проверка трех версий». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 20 (5): 837–848. дои : 10.1016/j.leaqua.2009.06.014 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Херси П. и Бланшар К.Х. (1977). Управление организационным поведением: использование человеческих ресурсов (3-е изд.), Нью-Джерси / Прентис Холл, ISBN   978-0132617697
  • Бланшар, К. Х., и Джонсон, С. (1982). Одноминутный менеджер. 1-е изд. Морроу. Нью-Йорк, Морроу. ISBN   978-0-688-01429-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99c40019d185926f2a37ff638849911b__1720080960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/1b/99c40019d185926f2a37ff638849911b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Situational leadership theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)